Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока. Учебная дисциплина Русский язык.»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОГЛОГИИ «ПЕРЕВЁРНУТЫЙ КЛАСС»
1 | ФИО автора | Кубрак Светлана Николаевна |
2 | Дисциплина | Русский язык |
3 | Категория обучающихся (профессия) | Студенты 1 курса, Мастер общестроительных работ |
4 | Тема занятия | Разносклоняемые имена существительные. |
5 | Вид занятия | Практикум |
6 | Тип занятия | Комбинированный урок |
7 | Технология активного обучения | Перевёрнутый класс |
8 | Планируемые результаты урока | Предметные: находить и склонять разносклоняемые существительные, обосновывать выбор гласных в окончаниях и суффиксе ЕН разносклоняемых существительных; употреблять разносклоняемые существительные в речи. Метапредметные: Универсальные учебные действия: Регулятивные: умение принимать и удерживать учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, контролировать свои действия и осуществлять взаимоконтроль, оценивать результат совместной и собственной деятельности и осуществлять её рефлексию. Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с планом, задачами и условиями коммуникации; умение работать в паре и группе; умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении; работать совместно и строить продуктивное взаимодействие. Познавательные: умение анализировать и систематизировать материал, ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного, сравнивать, выделять существенное, обобщать, делать выводы, классифицировать по заданным признакам. Личностные: применять правила поведения при сотрудничестве, стремиться к совершенствованию собственной речи, смогут проявить старание, трудолюбие и любознательность. |
9 | Формируемые компетенции | ОК4, ОК5 |
10 | Формируемые знания | Сформировать умение находить разносклоняемые существительные в тексте, склонять разносклоняемые существительные, обосновывать выбор гласных в окончаниях |
11 | Формируемые умения | Находить и склонять разносклоняемые существительные, обосновывать выбор гласных в окончаниях и суффиксе ЕН разносклоняемых существительных; употреблять разносклоняемые существительные в речи. |
12 | Методическое обеспечение занятия | |
| | раздаточный материал: карточки с заданиями для парной работы, карточки с QR-кодами, рабочие листы для обучающихся (Приложение № 4), ключи к заданиям (Приложение № 5). |
| технические способы обучения, программное обеспечение | компьютер, экран, мультимедийный проектор, планшеты с установленными приложениями QR-ридер QuickMark, learningapps.org (для обучающихся), Plickers.com (для преподавателя) и выходом в интернет, Wi-Fi роутер, презентация по теме «Разносклоняемые имена существительные», |
| | учебник, толковый и фразеологический словари |
13 | Ход занятия | |
Ход занятия
№п/п | Этапы занятия | Деятельность преподавателя | Деятельность обучающихся | Время в минутах |
13.1 | Организационный момент | Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку, создаёт положительный эмоциональный настрой на урок, мотивирует на успешную работу. - Что нужно студенту для того, чтобы всё понять и справиться со всеми заданиями? - Я уверена, что у вас сегодня все получится. | Настраиваются на урок, проверяют свою готовность к уроку. Приветствуют преподавателя, включаются в деятельность на личностно-значимом уровне. Высказывают свои предположения. | (1 мин.) |
13.2 | Актуализация знаний. Формулирование проблемы, темы, построение проекта коррекции выявленных затруднений. | Организует беседу: - Дома вы самостоятельно повторили ранее изученный материал с помощью видеоролика и потренировались в выполнении заданий (Приложение № 1). - Были ли затруднения при выполнении до-машнего задания? Какие? - Есть ли всреди вас те, которые выполнили интерактивные задания в приложении learningapps.org. без единой ошибки? Предлагает задание в парах: 1. Рассмотрите таблицу. Слова какой части речи в ней представлены? Определите, почему слова распределены в 3 группы. Как можно озаглавить графы таблицы? А всю таблицу? 2. Добавьте в каждую графу по одному своему примеру. | | | картина | дупло | степь | земля | соловей | речь | | | | 3. Можно ли в таблицу добавить имена су-ществительные ИМЯ, ПЛАМЯ и ВРЕМЯ? Почему? Организует проверку выполнения задания. - Слова какой части речи представлены в таблице? Почему слова распределены в 3 группы. Как вы озаглавили графы таблицы? А всю таблицу? Какие слова вы добавили в таблицу в качестве примеров? - Как вы ответили на вопрос №3? Что показалось интересным, необычным? - Над какой темой будем работать сегодня? - Зачем нужно знать особенности склонения имён существительных? - Сегодня на уроке мы будем выполнять практические задания по новой теме, но сначала проверим ваши знания. Предлагает заполнить обучающимся в тетради первый столбец таблицы самооценки «ЗХУ» (Приложение № 2) - Запишите, что вы знаете по теме «Разносклоняемые имена существительные». | Отвечают на вопросы преподавателя, выполняют задания. Работают в парах с таблицей (презентация к уроку, карточки с заданиями для групп). Отвечают на вопросы, формулируют тему урока, уточняют формулировку. Отмечают, что у существительных трёх склонений есть свои особенности склонения – разные окончания, правописание которых нужно знать. Работают в тетрадях. Заполняют первый столбец таблицы. | (7 мин.) |
13.3 | Контроль глубины знаний по теме. Деление на группы | Организует деятельность учащихся по выполнению заданий входного контроля. Проводит быстрый опрос с помощью онлайн-сервиса Plickers.com (Приложение № 3). Объясняет, что по результатам опроса студенты делятся на группы. - Чтобы проверить, как вы усвоили тему, сделайте следующее: возьмите карточки с QR-кодами и ответьте на тестовые вопросы по теме «Разносклоняемые имена существительные» Выявляет уровень знаний студентов, делит группу на группы по итогам опроса: 100-75% – 1 группа («сильная»), 74-50% – 2 группа («средняя»); 49-20% и ниже – 3 группа («слабая»). | Выполняют задания быстрого опроса: отвечают на вопросы с помощью карточек с QR-кодами. Знакомятся с результатом работы. Учащиеся занимают места в соответствии с уровнем выполнения входного контроля. | (7 мин.) |
13.4 | Целеполагание | Предлагает заполнить обучающимся второй столбец таблицы самооценки «ЗХУ» (Приложение № 2). - Запишите в таблице, что вы хотели бы узнать еще по данной теме? Чему сегодня на уроке можно научиться? Даёт задание сформулировать цель и задачи урока, корректирует их. | Заполняют второй столбец таблицы «ЗХУ». Формулируют под руководством преподавателя цель и задачи урока. | (3 мин.) |
13.5 | Решение практических задач. Применение зна-ний и умений. Работа в группах | Организует деятельность обучающихся. Предлагает группам рабочие листы (Приложение № 4). Отвечает на вопросы студентов, появляющиеся в ходе работы в группах. Координирует и корректирует работу студентов в группах. После выполнения задания № 1 (группа 1 и 2) и задания № 2 (группа 3), учитель показывает ключи для самопроверки (Приложение № 5). Предлагает обучающимся 1 и 2 групп представить группе творческое задание после его выполнения, затем предлагает обсудить результаты. | Учащиеся получают рабочие листы с заданиями и работают в группах. Выполняют задания и оценивают себя после каждого выполненного упражнения. 1 и 2 группы представляют выполненное творческое задание. Обсуждение результатов работы. | (20 мин.) |
13.6 | Подведение итогов. | Предлагает обучающимся заполнить в тетради последний столбец таблицы «ЗХУ». - Какую цель мы ставили в начале урока? Достигли ли ее? Докажите. Заполните последний столбец таблицы «ЗХУ» (Приложение № 2). | Заполняют третий столбец таблицы «ЗХУ». Высказывают свои суждения по теме урока. | (3 мин.) |
13.7 | Рефлексия деятельности | Организует работу с устойчивыми словосо-четаниями. - Посмотрите на фразеологизмы. Понятно ли вам их лексическое значение? На экране даны выражения: • слышал краем уха, • не терял даром времени, • хлопал ушами, • шевелил мозгами, • считал ворон. - В каком из фразеологизмов есть разно-склоняемое существительное? - Какие ещё существительные относятся к разносклоняемым? - Почему разносклоняемые имена существи-тельные получили такое название? - Какие особенности склонения и написания таких существительных вы теперь знаете? - Как нужно правильно употреблять суще-ствительное ВРЕМЯ в предложениях: Сколько ВРЕМЯ? или Сколько ВРЕМЕНИ? - Какой из фразеологизмов выражает оценку вашей работы на уроке? Выберите подходящий вариант. - Какие задания, выполняемые на уроке, вам сегодня показали трудными? простыми? ин-тересными? В каких вы ещё хотели бы по-тренироваться? | Отвечают на вопросы преподавателя. Анализируют степень усвоения учебного материала. Оценивают свою деятельность. | (2 мин.) |
13.8 | Домашнее задание | Предлагает выполнить задания на выбор. Комментирует задания: 1) сочинить стихотворение или небольшой рассказ, используя разносклоняемые существительные; 2) сочинить лингвистическую сказку о разносклоняемых именах существительных. | Воспринимают задание, уточняют. Записывают домашнее задание. | (2 мин.) |
Приложение № 1
Инструкция для выполнения домашнего задания по теме «Разносклоняемые существительные»
Задания | Ссылка на ресурс |
Посмотри видеоролик и устно ответь на вопросы: 1) Что такое склонение существительных? 2) Сколько склонений у имён существительных? Приведи примеры существительных разных склонений. 3) Можно ли у существительного ВРЕМЯ определить склонение? Почему? 4) Какие существительные называются разносклоняемыми? 5) Какие окончания берут разносклоняемые существительные у 2 и 3 склонений? 6) Какая дополнительная часть появляется в разносклоняемых существительных на -МЯ в косвенных падежах? 7) Какие существительные относятся к разносклоняемым? | https://clck.ru/vZfF4 |
Познакомься с теорией в учебнике: §45, правило на с. 138. | |
Выполни интерактивные задания для самопроверки. При необходимости воспользуйся учебником или записями в справочнике. | Задание №1. https://learningapps.org/395173 Задание №2. https://learningapps.org/display?v=pu5e2m81k22 |
Приложение № 2
Таблица самооценки «ЗХУ»
Что я знаю по теме «Разносклоняемые имена существительные» ? | Что я хочу узнать на уроке по данной теме? (формулирование целей) | Что я узнал(а), чему научился(ась) сегодня на уроке? |
заполняется в начале урока | заполняется после выполнения входной самостоятельной работы | заполняется в конце урока |
| | |
Приложение № 3
Вопросы для быстрого опроса с использованием онлайн-сервиса Plickers.com
1. Что такое склонение?
А) изменение по падежам; В) изменение по числам, родам и падежам; С) изменение по числам
2. Сколько склонений в русском языке?
А) 2; В) 3; С) 4
3. Какие существительные называются разносклоняемыми?
А) те, которые имеют разные роды
В) те, которые имеют окончания разных склонений
С) те, которые относятся сразу к нескольким склонениям
4. Какое окончание имеют разносклоняемые существительные в родительном, дательном и предложном падеже?
А) -И; В) -Е; С) -ЕМ
5. Какое окончание имеют разносклоняемые существительные в творительном падеже?
А) -И; В) -Е; С) -ЕМ
6. Какое слово не относится к разносклоняемым?
А) время; В) путь; С) ртуть
7. Найдите в предложении разносклоняемое существительное: «Каждый вечер вождь собирал своё племя».
А) вечер; В) вождь; С) племя
8. Укажите ряд, в котором во всех словах на месте пропуска пишется одна и та же буква
А) у дорог.., в им..ни; В) у сем..ни, на алле..; С) в тетрад.., на знам..ни.
9. Найди вариант вопросительного предложения с грамматической ошибкой:
А) Который час? В) Сколько время? С) Сколько времени?
Приложение 4
Рабочий лист ФИО________________________________________________
Тема урока___________________________________________________________________________
Задания для группы 1
Задание № 1. Работа в паре. Задание-игра «Корректор». Исправьте грамматические ошибки, запишите предложения в исправленном виде. В случае затруднения обратитесь к учебнику (с.138 - слова в рамочке). В разносклоняемых существительных выделите окончания и суффиксы, надпишите над ними падеж и число. 1. Время у меня было в обрез. 2. Ребята стояли у знамя. 3. Не бывает лёгких времян. 4. У нас нет семенов моркови. 5. Сколько время прошло? 6. У наездника всегда нога находится в стремя. 7. Я не могу избавиться от этого тяжёлого бремя! Объясните значение слов БРЕМЯ, ТЕМЯ, СТРЕМЯ. В случае затруднения обратитесь к толковому словарю. Проверьте по эталону (у учителя). Оцените свою работу: нет ошибок и затруднений – «5»; 1 ошибка – «4»; 2-3 ошибки – «3»; 4 ошибки и более – «2». Поставьте первую оценку в рабочий лист. Рефлексия. Были ли затруднения? Какие? | Оценка 1 |
Задание № 2. Индивидуально. Отсканируй QR-код на школьном планшете через QR-ридер QuickMark, выполни интерактивное задание - тренировочный онлайн-тест. Не забудь нажать кнопку «Проверить результат». Поставьте вторую оценку в рабочий лист. Рефлексия (подчеркнуть): 1) было интересно 2) было сложно 3) было непонятно. | Оценка 2 |
Задание № 3. Работа в группе. 1. Прочитайте выражения. Известны ли они вам? Как они называются? Гореть синим пламенем, под бременем забот, без роду и племени, до поры до времени, со времён царя Гороха, называть вещи своими именами, тянуть время. 2. Объясните значение фразеологизмов. В случае затруднения обратитесь к фразеологическому или толковому словарю. 3. Творческое задание. Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление любого из фразеологизмов. Включите этот фразеологизм в одно из предложений. Приготовьтесь представить результаты своей работы классу. Самооценка. Оцените свой вклад в работу группы по пятибалльной системе. | Оценка 3 |
Итоговая отметка. Выведите среднюю оценку. Сумму оценок разделить на 3. Округлять в большую сторону. | |
Рабочий лист ФИО________________________________________________
Тема урока___________________________________________________________________________
Задания для группы 2
Задание № 1. Работа в паре. 1. Повторите теоретический материал по теме урока (учебник - с.136,138). Расскажите правило соседу по парте. 2. Прочитайте пословицы, объясните их значение. Вставьте пропущенные буквы. Не в золоте богатство, а в добром им..н... . От худого сем..н... не жди доброго плем..н.. . Нет тяжелее брем...н.., чем безделье. Большого плам...ни не задуешь. Добрый совет ко врем...н... хорош. 3. Запишите предложения в тетрадь, обозначьте изученные орфограммы. Взаимопроверка. Проверьте по эталону (у учителя). Поставьте первую оценку в рабочий лист. нет ошибок и затруднений – «5»; 1 ошибка – «4»; 2-3 ошибки – «3»; 4 ошибки и более – «2». Рефлексия. Были ли затруднения? Какие? | Оценка 1 |
Задание № 2. Индивидуально. 1. Отсканируй QR-код на школьном планшете через QR-ридер QuickMark, выполни интерактивное задание - разгадайте кроссворд. В случае затруднения обращайтесь к учебнику (параграф № 45 на с.136) и толковому словарю. 2. Объясните значение слов БРЕМЯ, ТЕМЯ, СТРЕМЯ. В случае затруднения обратитесь к толковому словарю. Составьте с этими словами предложения и запишите их в тетрадь. Оцени свою работу: нет ошибок и затруднений – «5»; 1 ошибка – «4»; 2-3 ошибки – «3»; 4 ошибки и более – «2». Поставьте вторую оценку в рабочий лист. Рефлексия (подчеркнуть): 1) было интересно 2) было сложно 3) было непонятно. | Оценка 2 |
Задание № 3. Работа в группе. Восстановите текст стихотворения Аркадия Хайта, используя слова для справок: бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя, темя. Приготовьтесь представить результаты своей работы классу. В стародавнее древнее_________ В шалашах без окон и дверей Жило-было лохматое_________ Первобытных людей-дикарей. Они не знали, для чего корове ______, Как написать свою фамилию и ______, Зачем на лошадь надевать седло и_____ - Необразованное было это_________ . | Трудно было им жить в эти годы, Угнетало их ________ забот. И страдали они от погоды Без плащей, без зонтов и без бот. Никто не знал, как развевает ветер ____ , Что кислород всегда поддерживает _____ Не думали они над тем, Как в булку превратить простое _______, С утра до вечера они чесали __________. | Самооценка. Оцените свой вклад в работу группы по пятибалльной системе. | Оценка 3 |
Итоговая отметка. Выведите среднюю оценку. Сумму оценок разделить на 3. Округлять в большую сторону. | |
Рабочий лист ФИО________________________________________________
Тема урока___________________________________________________________________________
Задания для группы 3
Задание № 1. Работа в группе. Рассмотрите схему, ответьте на вопросы и выполните задание. В случае затруднений обратитесь к параграфу учебника № 45 (с.136) | | 1. Какие существительные относятся к разносклоняемым? Почему они так называются? 2. Какие окончания имеют разносклоняемые существительные в родительном, дательном и предложном падежах? А в творительном? 3. Какой суффикс добавляется к основе разносклоняемых существительных на -МЯ при склонении? 4. Объясните значение слов БРЕМЯ, ТЕМЯ, СТРЕМЯ. В случае затруднения обратитесь к толковому словарю. Составьте с этими словами предложения и запишите их в тетрадь. Самооценка. Оцените свой вклад в работу группы по пятибалльной системе. Поставьте первую оценку в рабочий лист. Рефлексия. Были ли затруднения? Какие? Обратись за разъяснением к учителю или однокласснику. | Оценка 1 |
Задание № 2. Работа в паре. 1. Просклоняйте письменно существительное ВРЕМЯ в единственном и множественном числе. Выделите окончания и суффиксы. 2. Рассмотрите предложения в рамочке на полях учебника (с.138). Обратите внимание на то, как нужно правильно употреблять в речи слово ВРЕМЯ. 3. Составьте и запишите предложения со словом ВРЕМЯ, ПЛАМЯ, ЗНАМЯ, ИМЯ, употребив их в косвенных падежах. Взаимопроверка. Проверьте по эталону (у учителя). Оцени свою работу: нет ошибок и затруднений – «5»; 1 ошибка – «4»; 2-3 ошибки – «3»; 4 ошибки и более – «2». Поставьте вторую оценку в рабочий лист. Рефлексия (подчеркнуть): 1) было интересно 2) было сложно 3) было непонятно. | Оценка 2 |
Задание № 3. Индивидуально. Отсканируй QR-код на школьном планшете через QR-ридер QuickMark, выполни интерактивные задания. Оцени свою работу: нет ошибок и затруднений – «5»; 1 ошибка или небольшие затруднения – «4»; трудно, сложно – «3»; совсем не понятно – «2». Поставьте третью оценку в рабочий лист. Рефлексия (подчеркнуть): 1) было интересно 2) было сложно 3) было непонятно. | Оценка 3 |
Итоговая отметка. Выведите среднюю оценку. Сумму оценок разделить на 3. Округлять в большую сторону. | |
Приложение № 5
Ключи к заданиям
Задание № 1 (группа 1)
1. Времени у меня было в обрез. 2. Ребята стояли у знамени. 3. Не бывает лёгких времён. 4. У нас нет семян моркови. 5. Сколько времени прошло? 6. У наездника всегда нога находится в стремени. 7. Я не могу избавиться от этого тяжёлого бремени!
Задание № 1 (группа 2)
Не в золоте богатство, а в добром имени.
От худого семени не жди доброго племени.
Нет тяжелее бремени, чем безделье.
Большого пламени не задуешь.
Добрый совет ко времени хорош.
Задание № 2 (группа 3)
Нужно поторопиться, у нас мало времени. В его сердце нет пламени любви. Я любовался знаменем нашего отряда. Мы выяснили значение его имени.