СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока в 5 классе: "Тема и основная мысль текста"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока в 5 классе: "Тема и основная мысль текста"»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА


Предмет

Русский язык

2.

Класс

  1. класс

3.

Тема и номер урока в теме

Текст. Основная мысль текста.

4.

Предметная программа и её автор

Программа Т. А. Ладыженской

5.

Цели урока


Воспитательная - воспитывать любовь, бережное отношение к русскому языку, осознавать эстетическую ценность русского языка, стремиться к речевому самосовершенствованию.

Развивающая - развивать умения пользоваться образцами и самостоятельно подбирать материалы, создавать оригинальные тексты, владеть художественным словом, создавать собственные оригинальные миниатюры, находить в тексте предложения, в которых выражена основная мысль; использовать родной язык как средство получения знаний.

Образовательная - дать представление о понятиях «тема текста» и «основная мысль текста», научить способам раскрытия основной мысли текста; научить редактировать предлагаемую заметку повествовательного характера с точки зрения раскрытия в ней основной мысли.

6.

Тип урока

Урок развития речи.


7.

Методы и технологии обучения


Наглядный и раздаточный материал, ИКТ.

8.

Необходимое оборудование

Интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор.



СТРУКТУРА И ХОД УРОКА


Этапы

Урока




Деятельность учителя

Деятельность учащихся




Время

(в мин.)


познавательная

коммуникативная

регулятивная


Осуществляе-мые

действия


Формируе-мые

Осуществляемые

действия

Формируе-мые

Осуществляемые

действия

Формируе-мые

1. Организационный











2.Мотивация(самоопределение) к учебной деятельности







3.Актуализация и пробное учебное действие













4.Выявление места и причин затруднений







































5.Целеполагание и построение плана выхода из затруднения

















6.Творческая практическая деятельность











































7.Физкультминутка



8.Первичное закрепление



























































9. Самостоятельная работа с самостоятельной проверкой по эталону



































10.Объяснение домашнего задания





11.Подведение итогов. Рефлексия.












- проверяет готовность к уроку;

- создаёт эмоциональный настрой









- Сегодня на уроке мы узнаем два новых понятия, без которых не создать хороший текст, будем учиться пользоваться этими понятиями.





- Давайте, ребята, расскажем, что мы знаем о предложении:

1. Для чего нам нужны предложения?

2. Что такое предложение?

3. А если одного предложения мало для выражения своих мыслей?

4.Что такое текст?



- Молодцы, ребята!

На слайде - изображение пирамидки.

-Знакома ли вам эта игрушка? Как она устроена?

- Примерно такой же принцип положен в основу многих текстов.

Обращает внимание на опорные материалы учебника.

- На какие вопросы отвечают слова каждой группы? Что можно делать с текстом? Какие бывают тексты?

Превращение мысли в текст.

- Прочитайте ключевое предложение урока.

«В лесу каждый готовится к зиме по-своему» (Нет, это не текст, а предложение.)

- Как эту мысль превратить в текст? (Нужно добавить ещё предложения.)

- Любые ли предложения можно добавить? (Нет, предложения должны быть о том же, о чём говориться в первом.)

-Давайте расскажем, как же животные готовятся к зиме в лесу.

Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися.

- А теперь прочитаем предложения и решим, какие из них раскрывают записанную в ключевом предложении мысль, а какие-нет.

«Птицы приносят большую пользу. Птицы улетают в тёплые края. Бабочки, стрекозы, жуки - это насекомые. Насекомые прячутся под кору, в трещинки деревьев и засыпают.»

(Лишние предложения 1,3)



-Предлагаю вам такие действия:

*Списать только те предложения, которые продолжают мысль нашего ключевого предложения.

*Придумать и добавить ещё предложение, раскрывая ту же мысль.

-Получился ли текст? Как это узнать? (Эти предложения об одном и том же, в них раскрывается общая мысль, значит, это текст.)

-Молодцы! Прочитайте ещё раз название нашей темы урока. Почему так названа тема?

-Представьте снова пирамидку. На что в ней насаживают колесики? (На стержень)

-Вот и в тексте всегда есть такой стержень.

Показывает на слайде и предлагает выучить правило:

То, о чем говорится в тексте- это его тема. То, что о теме хочет сказать автор-главная мысль текста. Тема и главная мысль-стержень текста.

Помни! Не решишь , о чем и что хочешь сказать,- не создашь хороший текст, как без стержня не соберешь пирамидку.



Включает музыкальный детский клип, где герои выполняют ритмичные упражнения, которые обучающиеся выполняют.



- Я прошу вас написать о том, как вы увидели первый снег. Давайте прочитаем и скажем, текст ли это. Все ли предложения об одном и том же – о первом снеге? Есть ли в них общая, главная мысль?

«Мы были на прогулке. Вдруг пошел первый снег. Зимой мы с ребятами играем в снежки, катаемся с горки. Я даже умею прыгать с трамплина. Весело гулять зимой! (Это не текст, так как только два предложения относятся к теме «Первый снег»)

-Выберите предложения, которые относятся к теме «Первый снег», и запишите в тетрадь. А потом продолжите текст, составив нужные предложения.

-Нам дан ещё один текст, тоже о первом снеге. Прочитаем и скажем, понятно ли, о чем и что хотел сказать автор? Текст ли это?

«Я делала уроки. Вдруг мама говорит:

-Снежок пошел!

Я подбежала к окну. В воздухе кружились большие мохнатые снежинки. Их было очень много! Они летали, как белые пчелы. Они принесли с собой зиму. Я очень обрадовалась приходу зимы!»

(Да, это текст, потому что все предложения рассказывают об одном и том же.)

-Каким же образом автор передал чувства девочки о том, что она очень рада снегу и зиме? (Передача чувств показана восклицательным знаком. Если бы его не было, то не было бы и передачи чувств.)

-Так, значит, последнее предложение какое по интонации? (Последнее предложение по интонации восклицательное.)



-Предлагаю вам выполнить вот такие задания:

Пропустив строчку, нужно выписать предложения, в которых автор словами рисует первый снег. (В воздухе кружились большие мохнатые снежинки. Они летали, как белые пчёлы.)

-Выписать ещё одно предложение, в котором девочка выразила главную мысль и передала свое чувство. (Я очень обрадовалась приходу зимы!)

Над предложениями указать, какие они по цели высказывания и интонации. (1,2-повеств., невосклиц., 3-повеств., восклиц.)

-А теперь нам нужно выбрать название этому тексту. Посмотрите слайд, там даны заголовки. Нужно выбрать самый точный.

1. Ура! Первый снег! 2. Первый снег.

3. Снег. 4. Зима идёт! (Ура! Первый снег!)

-Почему выбрали именно этот? (Он точнее всех передает тему текста и чувства девочки.)

-Ребята, дома попробуйте составить текст (5,6 предложений), соблюдая тему текста и основную мысль.



-Итак, ребята, чему мы научились на уроке? (Мы учились находить тему и главную мысль текста. Ещё учились подбирать заголовок к тексту. Превращала одно предложение в текст. Находили в тексте лишние предложения.)

-Молодцы, ребята! Сегодня все работали замечательно. Благодарю вас за хорошую работу, мне очень понравилось, как вы работали на уроке. А теперь вы получите в подарок памятки, где вы сможете найти, что такое тема и главная мысль текста.


Обучающиеся демонстрируют готовность к уроку, настраиваются на работу







Осознают учебно-познавательную задачу





Делают краткие записи, слушают



















Слушают, находят ответы, составляют свои предложения, записывают в тетради, делают выводы.



























Формулируют цель урока в диалоге с учителем, отвечают на вопросы, задают вопросы для уточнения информации.







Формулируют собственные мысли, высказывают свою точку зрения











































Читают и слушают, извлекая нужную информацию















































Формулируют цель, ищут необходимую информацию







































Формулируют ответы на вопросы


















Умение осознавать учебную задачу





учебно-познавательные

















Устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.



























Извлекают необходимую информацию, систематизируют собственные знания.







Общеучеб-ные, логические











































Общеучеб-ные

















































Умение сформулиро-вать цель, найти нужную информацию







































Общеучеб-ная

Обучающиеся демонстрируют готовность к уроку, настраиваются на работу





Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем



Воспринимают на слух информацию, обдумывают ответы на вопросы.













Задают вопросы с целью получения необходимой информации



























Обсуждают, готовят вопросы













Строят небольшие монологические высказыва-ния, работают в парах









































Осуществляют совместную деятельность в парах, задают вопросы для уточнения последовательности работы









































Высказыва-ют свою точку зрения, собственные мысли







































Высказыва-ют свою точку зрения













Саморегуля-ция эмоционального состояния





Общеучебная, формулирова-ние ответов

















Умение разрешать проблемную информацию



























Постановка вопросов, построение речевых высказываний











Построение речевых высказываний, согласование действий с партнером











































Решение конкретно-познаватель-ной задачи















































Умение сформировать собственные мысли, высказывания







































Умение сформировать собственные мысли, высказывания


Обучающие-ся демонстрируют готовность к уроку, настраиваются на работу







Планируют необходимые действия, операции





Определяют для себя логически построенные ответы на вопросы















Сверяют свои действия с целью исправить ошибки





























Планируют необходи-мые действия













Работают совместно с учителем и одноклассниками, действуют по плану



































Следят за учебными действиями, замечают допущенные ошибки















































Действуют по плану, планируют свои ответы







































Планируют свои ответы




















Умение определять необходи-мые действия для работы на уроке



Принимают и сохраняют учебную задачу

















Осознают недостаточ-ность своих знаний



























Планирова-ние, действие в соответствии с планом













Планиров-ние, контроль своих действий







































Правило контроля, использова-ние его в решении учебной задачи













































Планирова-ние действий









































Планирова-ние действий

1 мин.













1 мин















5 мин.









5 мин.















































5 мин.







8 мин.



































3 мин.







7 мин.



















































5 мин.





































2 мин.





3 мин.