СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта: "В гости к осени"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта: "В гости к осени"»

Технологическая карта урока окружающего мира (2 класс)

Студент-практикант

Афанасьева Алина

15НК21к

2017 г.

Предмет, УМК

Окружающий мир, УМК «Школа России»

Класс, учитель

2 класс

Тема урока

В гости к осени

Тип урока

Урок-экскурсия (наблюдения за явлениями природы в различное время года)

Цель освоения учебного содержания

Обучающий аспект.

Пoзнакомить обучающихся с осенними явлениями, научить их отличать признаки осени.

Научить устанавливать взаимосвязи между похолоданием и жизнью растений и животных. Способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, логического мышления.

Развивающий аспект.

развивать познавательный интерес к осенним изменениям и явлениям в природе и жизни человека, умение наблюдать и фиксировать изменения в природе осенью;

Воспитательный аспект

Воспитывать культуру поведения во время экскурсии, желание сотрудничать в процессе работы в небольших подгруппах при заполнении карточек

Технология построения урока

Проектная технология. Здоровье сберегающие технологии. Игровые технологии. Групповые технологии. ИКТ

Технология проблемно-диалогического обучения

Методы работы на уроке по источнику знаний


словесные

рассказ объяснение (инструктаж)беседа дискуссия лекция

наглядные

Метод демонстраций

Метод иллюстраций показ иллюстративных пособий: плакатов, карт, зарисовок на доске, картин, портретов ученых и пр.


Метод демонстраций Показ натуральных объектов

Показ приборов, опытов, технических установок, различного рода препаратов

практические

Распознавание и определение признаков. Моделирование. Эксперимент или опыт

Основные понятия, термины

Вымерзание, фотосинтез, лиственный покров.




Технологическая карта урока-экскурсии «Экскурсия в осенний лес» №

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I

Подготовительный

Перед проведением экскурсии учащиеся делятся учителем на 2 группы. Далее по ходу экскурсии учащиеся получают одинаковые карточки с заданиями для наблюдений. По ходу экскурсии данные карточки заполняются, затем идёт обсуждение и сравнение полученных результатов. Карточки представлены ниже.

Предварительная работа в классе.- Чтобы узнать, куда мы с вами сегодня отправимся, отгадайте загадку.

Город этот не простой, он дремучий и густой.

- Прежде чем отправиться на экскурсию, давайте вспомним как надо себя вести в лесу, в парке, чтобы не навредить лесным жителям. Работаем по поднятой руке.














- Молодцы! Ребята, а какое сейчас время года? Почему вы так считаете?








- Отгадайте загадки.

Растут зеленеют,

Упадут пожелтеют,

Полежат почернеют

Осень в гости к нам пришла

И с собою принесла...

Что? Скажите наугад!

Ну, конечно....

Листья желтые летят, 
Падают, кружатся, 
И под ноги просто так 
Как ковер ложатся! 
Что за желтый снегопад? 
Это просто ...







– Повторите ещё раз все отгадки. К какому времени года они подходят?










Лес



1.Надо соблюдать тишину, чтобы не спугнуть никого.

2. Нельзя мусорить, чтобы животные не ушли жить в другое место.

3. Надо быть очень внимательным, чтобы не пропустить ничего.

и др.




Сейчас осень, потому что листья опадают.

Сейчас осень, потому что часто идут дожди и на улице грязно.

Сейчас осень, потому что дни стали короче и др.














Отвечают хором ЛИСТЬЯ.




Отвечают хором ЛИСТОПАД




Листья, листопад. Они подходят к осени.

II

Организационный

- Сегодня мы с вами пойдём на экскурсию в парк и посмотрим, как изменился парк осенью. Как вы думаете, на что нам нужно будет обратить внимание?




Пользуясь опорными словами на доске, составьте краткий примерный план наблюдений во время экскурсии.

ИЗМЕНЕНИЯ

ЖИВАЯ ПРИРОДА

НЕЖИВАЯ ПРИРОДА

ЛЮДИ





- Теперь мы готовы отправиться на экскурсию в парк.

Я думаю, что нам надо обратить внимание на погоду.

Я думаю, что надо обратить внимание на лес и др.



План наблюдений на экскурсии.

Первое – изменения в живой природе.

Второе – изменения в неживой природе.

Третье – изменения в жизни людей.

III

Центральный

а) начало маршрута

Учитель приводит детей в парк, предлагает тихо постоять и послушать звуки, которые слышны, посмотреть на то, что их окружает, на красоту парка.



б) Вслед за экскурсоводом/ведущим...

А теперь ребята, я предлагаю вам заполнить карточку №1 (см. ниже).(отмечают крестиками признаки погоды)

- Давайте обсудим, что у вас получилось. Начните свой ответ со слов: «Мы пронаблюдали и заметили (или увидели)».




Первая группа, что у вас получилось?



Вторая группа, что получилось у вас?




- Ребята, посмотрите, у обеих групп наблюдения получились практически одинаковые, однако, первая группа утверждает, что присутствует лёгкий ветер, а вторая группа говорит, что ветра нет. Как проверить?












Мы пронаблюдали и заметили, что на улице тепло, облачно, нет осадков, слабый ветер.

Мы пронаблюдали и заметили, что на улице тепло, облачно, осадков нет, ветра нет.



Можно посмотреть на листочки, если они шевелятся, значит, ветер есть, если нет, значит, ветра нет.

Ветер есть, но он очень слабый и не всегда.

в) Спроси у меня…

- Молодец! Пронаблюдаем ребята. Какой вывод можем сделать.

- Какого цвета небо?

- Какого цвета облака?



- Умницы! Итак, мы поработали с первой карточкой. Чтобы поработать с карточкой №2, нам предстоит пронаблюдать за лиственным покровом.




- Из чего образуется лиственный покров?

- Какие листья вы видите? Какого они цвета? Какой формы? Какому дереву принадлежат?
















- Зачем дереву листья?






Всё очень просто – листья деревьев вырабатывают сок (он называется живицей или сахарозой), питающий само дерево и участвующий в созревании плодов. Живица производится при помощи содержащегося в листьях зелёного клейкого вещества, хлорофилла.

Листья вырабатывают питательные вещества только при солнечном свете, забирая из воздуха углекислый газ, а из земли по корневой системе дерева воду. При этом в листве происходит химический процесс (фотосинтез), во время которого листья вырабатывают кислород, очень необходимый всем живущим на Земле. Именно поэтому деревья называют «лёгкими планеты».

- – Как вы думаете, приносит ли пользу лиственный покров, если да, то какую?

- Оказывается ребята, лиственный покров укрывает корневую систему молодых деревьев и травы от вымерзания.

Вымерзание – это гибель растений в результате образования льда в холодную погоду.

- А сейчас, ребята, наберите разных листьев (по одному листочку), чтобы сделать гербарий.

- Чтобы заполнить следующую карточку нам необходимо пронаблюдать за деревьями.

- Какие деревья нам встретились? Давайте определим признаки, по которым их можно узнать.
















- Как вы думаете, почему осенью листья опадают с деревьев?





- Оказывается, ребята, к осени листья накапливают много полезных и вредных веществ. Полезные дерево забирает, а от вредных избавляется, сбрасывая листву.

Ещё один ответ на вопрос «почему опадают листья?». Дело в том, что через листья деревья отдают много влаги в результате испарений, а зимой корни дерева не смогут её восполнить. Избавляясь от листвы, дерево спасает себя от засыхания в холодное время года



- Подумайте, можете посовещаться в группах, и скажите какие деревья остаются без изменений? Почему?

Молодцы! Действительно ёлка, сосна не меняются с приходом осени. А происходит это потому, что тонкие иголки хвойных деревьев – это видоизмененные листья. В них так же, как и в обычных листьях происходят процессы фотосинтеза, по ним идет обмен живительными соками и они тоже испаряют влагу, но совсем немного. Это связано с тем, что поверхность хвойных иголок намного меньше, чем у листьев, к тому же они имеют толстую кожицу и покрыты блестящим восковым налетом, который отражает солнечный свет, что способствует меньшему испарению влаги.

- Не стоит думать, что ель никогда не меняет свой зеленый наряд. Меняет, но не сразу, а постепенно. Кто бывал в хвойном лесу, тот наверняка видел массу опавших иголок, а вот полностью оголенных сосен и елей не встречал никто. Дело в том, что весной опавшую хвою сменяют молодые, подросшие иголочки. Сосны сохраняют хвою в течение двух-трех лет, а ели носят свой наряд пять- семь лет. А чтобы полностью обновить хвою, ели нужно примерно девять лет.

- Обратите внимание на то, что можно обнаружить под деревьями. Что видим?

- Многие из них – корм для птиц.

- А сейчас заполним карточку№2. Обсудите в группах.

- Давайте посмотрим, что у вас

получилось?

Первая группа, вам слово. Начните своё выступление со слов «Мы пронаблюдали и заметили…».






- Вторая группа, вам слово,







- Давайте ещё минуточку постоим

молча и прислушаемся к звукам леса.

Что услышали?

- Давайте оглядимся по сторонам, каких птичек мы увидим?






- Ребята, а что это за стук мы слышали, как вы думаете?

- Как догадались?




- Молодцы! Дятлов еще по-другому называют «санитарами леса», они действительно лечат дерево.

- Умницы! А теперь пришло время заполнить карточку №3

Первая группа, что у вас получилось?






Молодцы! Что получилось у второй группы?























Спасибо обеим группам, молодцы, вы были очень внимательны!

- Изменения осенью происходят в жизни растений, птичек, а меняется ли что-то в жизни человека?

- Посовещайтесь в группа х с помощью опорных слов заполните карточку №4.

- Первая группа.












- Вторая группа.

- Молодцы, юные наблюдатели! Мы очень хорошо поработали. Пришло время вернуться в класс и подвести итоги.





Небо голубое.

Облака серенькие.









Лиственный покров образуется из листьев.

Я вижу зелёненький листик овальной формы, он принадлежит берёзе.

Я вижу красновато-жёлтый лист, он необычной формы и принадлежит клёну.

Я вижу коричневый лист, он вытянутый и принадлежит дубу и др.





Чтобы тепло было. Чтобы красивые были. Чтобы качаться, когда ветер дует.

Чтобы спрятаться в тень, когда жарко и др.
















Все учащиеся, которые





Попробовали дать ответ, утверждали, что пользы никакой нет

Что такое вымерзание?










Нам встретилась берёза. Её можно узнать по цвету ствола.

Нам встретилась сосна. Её можно узнать по хвое.

Нам встретилась рябина. Её можно узнать по листочкам их много маленьких на одной веточке. А ещё рябину можно узнать по ягодкам, которые остались.

Нам встретился клён. Его узнали по листочкам.

Чтобы не мешали зимой.

Чтобы новые выросли ещё красивее.

Чтобы сбросить лишнее и др.















- Ёлка не меняется, потому что у неё не листья, а иголки.

Сосна не изменяется, потому что иголочки очень крепко держатся на веточках.

Я увидел шишки.

Я увидел маленькие семечки.


Обсуждают
















Мы пронаблюдали и заметили, что такие же, как летом, стоят ёлка и сосна. Преобладает красный цвет листьев у клёна и рябины, преобладает жёлтый цвет у берёзы, совсем без листьев мы не увидели ни одного дерева.


Мы пронаблюдали и заметили, что почти без листьев стоит клён, такие же, как летом, ёлка и сосна, красные листья у рябины, а жёлтые у клёна.



Шелест листьев.

Птичек разных.


Я увидел ворону.

Я увидела воробушка.

Я увидела голубку.

Я увидел синицу.

Это дятел.

Дятел лечит дерево, выклёвывает вредителей.



Мы пронаблюдали и увидели ворону, она громко каркала и перелетала с ветки на ветку, мы увидели воробушков, когда мы насыпали их семечек, то сначала один воробушек прилетел, а потом к нему ещё один прилетел, но тут прилетели голуби и стали отгонять воробушков, они их испугались, стали сторониться.

Мы не увидели, но слышали дятла, наверное, он лечил дерево. Мы совсем не увидели снегиря, потому что он прилетит к нам зимой.

Мы пронаблюдали и тоже увидели воробушков, они кушали крупу, которую мы положили на тропинку, но тут налетели голуби и все воробьёв разогнали. Мы не увидели ласточку, наверно она уже улетела в тёплые края и снегиря мы тоже не увидели, он ещё не прилетел. Зато мы увидели белочку, она очень быстро убежала, и мы не успели её рассмотреть.









Происходят изменения в жизни людей. Взрослые и дети уже носят ветровки и тёплые кофты, потому что на улице холодно. Взрослые собирают урожай в саду, а дети им помогают. Уже не покупаться - холодно, на улице можно поиграть в прятки, если нет дождя.



У людей тоже изменения. Мы начинаем теплее одеваться, на улице холоднее. Собираем овощи в садах, готовимся к зиме. Дети могут поиграть в салочки или в казаки разбойник

V.

Итоговый

Возвращение в класс. Обобщение результатов.

- Какие мы можем сделать выводы об осенних изменениях в природе?

- Узнали ли что-нибудь новое? Что именно?











- Чему мы сегодня учились?


Выдвигают свои предположения:

Новым было понимание: зачем дереву листья, какую роль играет лиственный покров, почему ель и сосна не изменяются, какие изменения происходят у них; почему дятла называют «санитаром леса», по каким признакам отличить одно дерево от других и др.

Наблюдать, быть внимательными, бережно относиться к природе

VI.

Домашнее задание

- Ребята, нарисуйте дома красоту осенней природы.




















Птицы

Ваши наблюдения

Животные

Ворона



Голубь



Воробей



Ласточка



Снегирь



Синица











Отметить крестиками признаки погоды.

Погода


Осадки


Ветер


Холодно


Морось


Сильный


Тепло


Дождь


Слабый


Ясно


Нет осадков


Нет


Облачно







Наблюдение за жизнью и деятельностью людей.


Взрослые люди

Дети

Одежда



Деятельность



Игры у детей





Понаблюдать за изменением жизни растений осенью.

Деревья

(запиши названия)

Стоят без листьев


Такие же, как летом


Преобладает красный цвет листьев


Преобладает жёлтый цвет листьев