Технология педагогических мастерских
Кантанистова С.П., Добрыдина У.В., Елькина В.В.
ГБПОУ «Пермский колледж транспорта и сервиса»
Педагогическая мастерская
- «Педагогическая мастерская» – это форма обучения, которая создает условия для восхождения каждого обучающегося с к новому знанию и опыту путем самостоятельного или коллективного открытия.
- Суть метода в том, что обучающийся сам строит путь в открытии знаний, проживает увиденное и услышанное.
Новые образовательные цели
1. Создавать условия для самоактуализации и самореализации обучающихся.
2. Обеспечить педагогическое сопровождение самостоятельной творческой деятельности.
3. Реализовывать возможность самооценки и самокоррекции.
4. Предоставить обучающимся психологическое средство, позволяющее им лично саморазвиваться, осознавать самих себя, своё место в мире, понимать других людей, а также закономерности развития мира .
Виды педагогических мастерских
- 1. Мастерская построения знаний. Это мастерские, на которых обсуждаются определенные проблемы и вопросы, не знакомые учащимся с ОВЗ, то есть , можно сказать, что идет изучение нового материала.
- 2. Мастерские реконструкции знаний. В данном случае идет обобщение и систематизация знаний.
- 3. Мастерские восстановления знаний. Мастерские повторения и обобщения знаний.
Технология «Педагогическая мастерская»
Преподаватель, который выстраивает познавательный интерес как некое действие, развивающееся в результате продления ряда теоретических или практических противоречий.
Получение знаний в форме поиска, исследования, путешествий, открытия.
Это путь обучающихся к самостоятельному открытию темы через ДИАЛОГ
Обучение основано на решении проблемной ситуации, которая стимулирует обучающегося к постановке множества вопросов.
Индивидуально-коллективный поиск оптимального кол-ва вариантов решения
Педагогическая мастерская
Под руководством педагога обучающиеся КОНСТРУИРУЮТ НОВОЕ, осваивая другие способы получения знаний (исследуют проблему, создают творческий или исследовательский продукт).
МОДЕЛЬ ВСТРАИВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС
Технология педагогических мастерских
Предметно-пространственный компонент
Информационно-образовательный компонент
Социально-психологический компонент
включает в себя спектр межличностных отношений, который установился у обучающихся с сокурсниками, преподавателями.
элементы СПК :
- пространственная и социальная плотность среди субъектов,
- степень скученности и её влияние на социальное поведение,
- личностные особенности,
- успеваемость учащихся;
Физическая среда:
учебные помещения,
учебное оборудование, раздаточные материалы.
Цифровое пространство :
учебные платформы, чаты,
элементы онлайн-среды
методы и приемы
структура урока
- Индукция,
- Самоконструкция
- Социоконструкция
- Социализация
- Афиширование
- Рефлексия
- символического видения,
- сравнения версий,
- смысловых ассоциаций,
«ключевых слов»
- самостоятельного конструирования определений понятий, вопросов
- эвристического исследования.
Этапы работы мастерской
- «Индукция» («наведение») – создание эмоционального настроя, включения подсознания.
- Самоконструкция – индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, ответа, проекта.
- Социоконструкция – работа в парах.
- Социализация – процесс рассмотрения гипотез.
- Афиширование – представление коллективных работ обучающихся.
- Разрыв – внутреннее осознание несоответствия прежнего знания новому.
- Рефлексия – отражение чувств, ощущений, возникающих у участников.
Результатом работы каждой мастерской становится продукт коллективного творчества
- круг решеных проблем;
- творческие работы на компьютере;
- собственное творчество обучающихся.
Виды деятельности в мастерской
- Игры, импровизация, творчество;
- Работа в парах, группах, коллективе в целом;
- Самостоятельная индивидуальная работа;
- Обмен наработанным материалом;
- Выбор видов работы, заимствование у других;
- Исследование, поиск, собственный ответ.
Принципы и правила ведения мастерской
- Ценностно - смысловое равенство всех участников, включая педагога;
- Право каждого на ошибку, самостоятельное преодоление ошибки;
- Безоценочная деятельность – оценка заменяется самооценкой и самокоррекцией;
- Предоставление свободы в рамках принятых правил – право выбора на разных этапах или право не участвовать на этапе «предъявления продукта»;
- Элемент неопределенности в заданиях;
Алгоритм действий в мастерской
- Индуктор – толчок, трамплин, творческое начало.
- Работа с материалом:
- деконструкция смешение, разложение, развертывание;
- выбор;
- реконструкция – создание своего мира.
3. Первичная социализация – представление промежуточного результата;
4. Самокоррекция – сравнение своего и чужого.
5. Информационный запрос – дополнение из разных источников.
6. Творчество – чистый лист – итоги работы.
7 . Новая социализация – представление своей работы всем.
Результативность
- способствует активизации познавательной деятельности;
- развивает ассоциативное мышление;
- способствует самостоятельности , самореализации ;
- создаёт атмосферу взаимопомощи и поддержки;
- позволяет обучающимся проявить индивидуальный стиль творческой деятельности;
- способствует развитию и совершенствованию эмоциональной сферы.
Проблемы
- Неразвитая эмоциональная сфера (у детей с ОВЗ редко возникает желание заняться поиском нужной информации).
- Отказные реакции.
- Перспективы:
- Возможность использования технологии в воспитательной работы.
Преимущества технологии педагогической мастерской
- Проведение уроков по технологии педагогических мастерских способствует созданию наиболее благоприятных условий развития личности обучающегося с ОВЗ как индивидуальности через творческий процесс.
- Мастерская выступает как совокупность пространств - игрового, учебного, культурного, художественно - творческого, где обучающийся приобретает опыт жизни, формирует нравственные ценности, культуру.
Проведение уроков по технологии педагогических мастерских способствует
Использование в учебном процессе педагогических мастерских способствует стимулированию их учебно-познавательной активности, развитию творческих способностей, исследовательских и познавательных умений учащихся.
Названные умения выступают основой для дальнейшего развития образовательных и социально-личностных компетенций учащихся