Технология проблемного обучения ориентирована на поиск резервов умственного развития и прежде всего – творческого мышления учащихся, формирование способности к самостоятельной познавательной деятельности.
Суть проблемного обучения заключается в создании (организации) проблемных ситуаций и их решении в процессе совместной деятельности учителя и обучающегося при максимальной самостоятельности второго и общем руководстве первого.
Просмотр содержимого документа
«Технология проблемного обучения»
Технология проблемного обучения
Технология проблемного обучения ориентирована на поиск резервов умственного развития и прежде всего – творческого мышления учащихся, формирование способности к самостоятельной познавательной деятельности.
Суть проблемного обучения заключается в создании (организации) проблемных ситуаций и их решении в процессе совместной деятельности учителя и обучающегося при максимальной самостоятельности второго и общем руководстве первого.
Цель:
- в формировании мотивации и развитии творческого потенциала обучающихся;
- повышения прочности знаний;
- развитие критического мышления;
- развитие самостоятельной деятельности обучающегося;
- побуждения обучающихся к сущности неизвестного и усвоение нового;
- формирование поисковых и исследовательских умений и навыков.
Общая схема технологии проблемного обучения:
Осознание общей проблемной ситуации, ее анализа.
Формулировка конкретной проблемы.
Решение проблемы: выдвижение гипотез, их обоснование и исследовательская проверка.
Проверка правильности решения проблемы.
Очевидно, что центральным понятием и основной заботой учителя, использующего проблемную технологию, является проблемная ситуация. В чем ее специфические особенности? Ситуация содержит неизвестное, которое должно быть раскрыто (названо, определено) в возникшей проблемной ситуации. У обучающихся есть возможность на доступном им уровне проанализировать условия и открыть неизвестное. В этом секрет особого воздействия на обучающегося проблемной учебной ситуации, стимулирующей творчество, гибкость мышления, здесь заключается мотивация на поиск нового.
Виды проблемных ситуаций в обучении:
Несоответствие между имеющимися у обучающегося знаниями и новыми требованиями (старыми знаниями и новыми фактами, житейскими и научными знаниями, знаниями более низкого и более высокого порядка).
Необходимость выбора из имеющихся знаний единственно необходимых, использование которых может обеспечить правильное решение.
Новые практические условия использования уже имеющихся знаний.
Противоречие между теоретически возможным путем решения задачи и практической нецелесообразностью или невозможностью выбранного способа.
Отсутствие прямого соответствия между внешним видом схематических изображений и конструкцией технического устройства.
Противоречие между статическим характером изображений и необходимостью прочитать в них динамические процессы.