Технология проблемного обучения
Истоки технологии проблемного обучения
Технология проблемного обучения основывается
на теоретических
положениях американского философа, психолога
и педагога Джона Дьюи
Значительный вклад в разработку идеи проблемного обучения внесли Н.А. Менчинская, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина, Т.В.Кудрявцев, Ю.К.Бабанский, М.Н. Скаткин, В. Оконь, М.Ф.Морозов, М.М.Левина, И.Я.Лернер, М.И. Махмутов,
А.М. Матюшкин, И.С. Якиманская и другие
Признаки технологии
концептуальность
системность
управляемость
эффективность;
воспроизводимост ь
Концептуальные основы
технологии проблемного обучения
Технология проблемного обучения –
это система обучения, основанная на получении новых знаний учащимися посредством
разрешения проблемных ситуаций как практического, так и теоретического
характера.
- Ребенок в онтогенезе повторяет путь человечества в познании.
-Усвоение знаний есть спонтанный, неуправляемый процесс.
-Ребенок усваивает материал, не просто слушая или воспринимая органами чувств, а как результат удовлетворения возникшей у него потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего обучения .
ЭТАПЫ применения технологии
проблемного обучения
Реализация найденного решения.
Систематизация и обобщение полученных знаний,
Проверка гипотез, начиная со сложной.
Поиск решения проблемы.
Постановка учебной проблемы; организация проблемной ситуации.
появление идеи решения.
МЕТОДИЧЕСКИЕ особенности технологии
проблемного обучения
Условиями успешности обучения являются :
ПРОБЛЕМАТИЗАЦИЯ учебного материала
(удивление и любопытство)
СВЯЗЬ ОБУЧЕНИЯ ребенка с его жизнью, игрой, трудом
АКТИВНОСТЬ ребенка (знания должны усваиваться с аппетитом)
Не случайно Луи де Бройль сказал:
«Знания - это дети удивления и любопытства».
Методические особенности технологии
проблемного обучения
По степени познавательной самостоятельности обучающихся
Проблемное изложение
Самостоятельная исследовательская
деятельность
Частично–поисковая деятельность
Постановка в определённой последовательности проблемных вопросов
Обучающиеся
самостоятельно выдвигают проблемы, открывают и усваивают новый материал,
способствующий их решению .
Созданная ситуация разрешается учениками под руководством
учителя (эвристическая беседа)
Методические приемы создания проблемных ситуаций:
– учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;
-сталкивает противоречия практической деятельности;
-излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;
-предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций (например, командира, юриста, финансиста, педагога)
– побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты (побуждающий диалог)
- ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);
-формулирует проблемные задачи (например: с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения, на преодоление «психологической инерции» и др.).
Методические особенности
« Творческие задачи»
«Яркое пятно»
Сообщении темы урока через интересный интригующий материл: притчи, сказки, легенды, отрывки из художественной литературы и т.д.
Петя шёл со скоростью 60 шагов в минуту, а Федор со скоростью 90 шагов в минуту? У кого скорость больше и на сколько?
«Найди ошибку»
Найдите длину трассы, если средняя скорость движения горнолыжника 15м/с, а время движения по трассе – 30 с.
Методические особенности
-воспроизведение усвояемого материала улучшается в 2 раза, -актуализация знаний в 2,6 раза, -успешность применения знаний в новых условиях – в 3 раза, -решение сложных творческих задач – в 7 раз.
Основные достоинства технологии
проблемного обучения
- проблемное обучение является одним из наиболее эффективных средств активизации мышления учащихся. Новое применение знаний ищется и находится самим учеником;
- цель активизации учащихся посредством проблемного обучения заключается в том, чтобы поднять уровень мыслительной деятельности ученика и обучать его в системе умственных действий;
- технология проблемного обучения позволяет
развивать, творческие способности учащихся;
- проблемное обучение способствует успешной социализации учащихся путем создания и решения проблемных ситуаций .
Риски
Дети испытывают затруднения во время учебы, а потому на понимание поставленной проблемы и поиски путей её решения они затрачивают намного больше времени, чем при традиционном получении знаний.
Разработка схемы обучения, а также подготовка специальной литературы требует от учителя педагогических навыков и значительного количества времени.
При применении проблемной технологии преподавания основной функцией учителя становится правильная постановка задачи, которую учащиеся должны будут решить. Лишь в этом случае дети смогут самостоятельно освоить учебный материал.
РЕСУРСЫ
Селевко Г.К. ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Том 1 Москва Народное образование 2005
Самойлова, Е. А. Особенности технологии проблемного обучения в условиях реализации ФГОС НОО / Е. А. Самойлова. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2015. — № 1 (1). — С. 34-38.