СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология проблемного обучения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технология проблемного обучения»

Технология проблемного обучения

Технология проблемного обучения

Истоки технологии проблемного обучения Технология проблемного обучения основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Джона Дьюи Значительный вклад в разработку идеи проблемного обучения внесли Н.А. Менчинская, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина, Т.В.Кудрявцев, Ю.К.Бабанский, М.Н. Скаткин, В. Оконь, М.Ф.Морозов, М.М.Левина, И.Я.Лернер, М.И. Махмутов, А.М. Матюшкин, И.С. Якиманская и другие

Истоки технологии проблемного обучения

Технология проблемного обучения основывается

на теоретических

положениях американского философа, психолога

и педагога Джона Дьюи

Значительный вклад в разработку идеи проблемного обучения внесли Н.А. Менчинская, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина, Т.В.Кудрявцев, Ю.К.Бабанский, М.Н. Скаткин, В. Оконь, М.Ф.Морозов, М.М.Левина, И.Я.Лернер, М.И. Махмутов,

А.М. Матюшкин, И.С. Якиманская и другие

 Признаки технологии концептуальность системность управляемость эффективность; воспроизводимост ь

Признаки технологии

концептуальность

системность

управляемость

эффективность;

воспроизводимост ь

Концептуальные основы технологии проблемного обучения Технология проблемного обучения – это система обучения, основанная на получении новых знаний учащимися посредством разрешения проблемных ситуаций как практического, так и теоретического характера. - Ребенок в онтогенезе повторяет путь человечества в познании. -Усвоение знаний есть спонтанный, неуправляемый процесс. -Ребенок усваивает материал, не просто слушая или воспринимая органами чувств, а как результат удовлетворения возникшей у него потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего обучения .

Концептуальные основы

технологии проблемного обучения

Технология проблемного обучения –

это система обучения, основанная на получении новых знаний учащимися посредством

разрешения проблемных ситуаций как практического, так и теоретического

характера.

- Ребенок в онтогенезе повторяет путь человечества в познании.

-Усвоение знаний есть спонтанный, неуправляемый процесс.

-Ребенок усваивает материал, не просто слушая или воспринимая органами чувств, а как результат удовлетворения возникшей у него потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего обучения .

ЭТАПЫ применения технологии проблемного обучения Реализация найденного решения. Систематизация и обобщение полученных знаний, Проверка гипотез, начиная со сложной. Поиск решения проблемы. Постановка учебной проблемы; организация проблемной ситуации.   появление идеи решения.

ЭТАПЫ применения технологии

проблемного обучения

Реализация найденного решения.

Систематизация и обобщение полученных знаний,

Проверка гипотез, начиная со сложной.

Поиск решения проблемы.

Постановка учебной проблемы; организация проблемной ситуации.  

появление идеи решения.

МЕТОДИЧЕСКИЕ особенности технологии проблемного обучения Условиями успешности обучения являются : ПРОБЛЕМАТИЗАЦИЯ учебного материала  (удивление и любопытство) СВЯЗЬ ОБУЧЕНИЯ ребенка с его жизнью, игрой, трудом  АКТИВНОСТЬ ребенка (знания должны усваиваться с аппетитом) Не случайно Луи де Бройль сказал: «Знания - это дети удивления и любопытства».

МЕТОДИЧЕСКИЕ особенности технологии

проблемного обучения

Условиями успешности обучения являются :

ПРОБЛЕМАТИЗАЦИЯ учебного материала

(удивление и любопытство)

СВЯЗЬ ОБУЧЕНИЯ ребенка с его жизнью, игрой, трудом

АКТИВНОСТЬ ребенка (знания должны усваиваться с аппетитом)

Не случайно Луи де Бройль сказал:

«Знания - это дети удивления и любопытства».

 Методические особенности технологии проблемного обучения  По степени познавательной самостоятельности обучающихся Проблемное изложение Самостоятельная исследовательская деятельность Частично–поисковая деятельность Постановка в определённой последовательности проблемных вопросов  Обучающиеся самостоятельно выдвигают проблемы, открывают и усваивают новый материал, способствующий их решению .    Созданная ситуация разрешается учениками под руководством учителя (эвристическая беседа)

Методические особенности технологии

проблемного обучения

По степени познавательной самостоятельности обучающихся

Проблемное изложение

Самостоятельная исследовательская

деятельность

Частично–поисковая деятельность

Постановка в определённой последовательности проблемных вопросов

Обучающиеся

самостоятельно выдвигают проблемы, открывают и усваивают новый материал,

способствующий их решению .

Созданная ситуация разрешается учениками под руководством

учителя (эвристическая беседа)

Методические приемы создания проблемных ситуаций: – учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения; -сталкивает противоречия практической деятельности; -излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос; -предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций (например, командира, юриста, финансиста, педагога) – побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты (побуждающий диалог) - ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения); -формулирует проблемные задачи (например: с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения, на преодоление «психологической инерции» и др.).

Методические приемы создания проблемных ситуаций:

– учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;

-сталкивает противоречия практической деятельности;

-излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;

-предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций (например, командира, юриста, финансиста, педагога)

– побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты (побуждающий диалог)

- ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);

-формулирует проблемные задачи (например: с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения, на преодоление «психологической инерции» и др.).

Методические особенности « Творческие задачи» «Яркое пятно» Сообщении темы урока через интересный интригующий материл: притчи, сказки, легенды, отрывки из художественной литературы и т.д.  Петя шёл со скоростью  60 шагов в минуту, а Федор со скоростью 90 шагов в минуту? У кого скорость больше и на сколько?   «Найди ошибку» Найдите длину трассы, если средняя скорость движения горнолыжника 15м/с, а время движения по трассе – 30 с.

Методические особенности

« Творческие задачи»

«Яркое пятно»

Сообщении темы урока через интересный интригующий материл: притчи, сказки, легенды, отрывки из художественной литературы и т.д.

Петя шёл со скоростью 60 шагов в минуту, а Федор со скоростью 90 шагов в минуту? У кого скорость больше и на сколько?

«Найди ошибку»

Найдите длину трассы, если средняя скорость движения горнолыжника 15м/с, а время движения по трассе – 30 с.

Методические особенности -воспроизведение усвояемого материала улучшается в 2 раза,  -актуализация знаний в 2,6 раза,  -успешность применения знаний в новых условиях – в 3 раза,  -решение сложных творческих задач – в 7 раз.

Методические особенности

-воспроизведение усвояемого материала улучшается в 2 раза, -актуализация знаний в 2,6 раза, -успешность применения знаний в новых условиях – в 3 раза, -решение сложных творческих задач – в 7 раз.

Основные достоинства  технологии проблемного обучения - проблемное обучение является одним из наиболее эффективных средств активизации мышления учащихся. Новое применение знаний ищется и находится самим учеником; - цель активизации учащихся посредством проблемного обучения заключается в том, чтобы поднять уровень мыслительной деятельности ученика и обучать его в системе умственных действий; - технология проблемного обучения позволяет  развивать, творческие способности учащихся; - проблемное обучение способствует успешной социализации учащихся путем создания и решения проблемных ситуаций .

Основные достоинства технологии

проблемного обучения

- проблемное обучение является одним из наиболее эффективных средств активизации мышления учащихся. Новое применение знаний ищется и находится самим учеником;

- цель активизации учащихся посредством проблемного обучения заключается в том, чтобы поднять уровень мыслительной деятельности ученика и обучать его в системе умственных действий;

- технология проблемного обучения позволяет

развивать, творческие способности учащихся;

- проблемное обучение способствует успешной социализации учащихся путем создания и решения проблемных ситуаций .

Риски Дети испытывают затруднения во время учебы, а потому на понимание поставленной проблемы и поиски путей её решения они затрачивают намного больше времени, чем при традиционном получении знаний. Разработка схемы обучения, а также подготовка специальной литературы требует от учителя педагогических навыков и значительного количества времени. При применении проблемной технологии преподавания основной функцией учителя становится правильная постановка задачи, которую учащиеся должны будут решить. Лишь в этом случае дети смогут самостоятельно освоить учебный материал.

Риски

Дети испытывают затруднения во время учебы, а потому на понимание поставленной проблемы и поиски путей её решения они затрачивают намного больше времени, чем при традиционном получении знаний.

Разработка схемы обучения, а также подготовка специальной литературы требует от учителя педагогических навыков и значительного количества времени.

При применении проблемной технологии преподавания основной функцией учителя становится правильная постановка задачи, которую учащиеся должны будут решить. Лишь в этом случае дети смогут самостоятельно освоить учебный материал.

РЕСУРСЫ Селевко Г.К. ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Том 1 Москва Народное образование 2005 Самойлова, Е. А. Особенности технологии проблемного обучения в условиях реализации ФГОС НОО / Е. А. Самойлова. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2015. — № 1 (1). — С. 34-38.

РЕСУРСЫ

Селевко Г.К. ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Том 1 Москва Народное образование 2005

Самойлова, Е. А. Особенности технологии проблемного обучения в условиях реализации ФГОС НОО / Е. А. Самойлова. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2015. — № 1 (1). — С. 34-38.