Просмотр содержимого документа
«Технология проблемного обучения»
Технология проблемного обучения
В настоящее время новые направления в образовании требуют и новых подходов и методов обучения.
Появляются новые требования к выпускникам школ. Все большее значения приобретает не предметный, а личностный результат. Выпускники должны не только знать материал, а уметь применять знания в новых ситуациях, использовать их для творческого роста, самосовершенствования.
Учитель, работая по новым образовательным стандартам, должен не только передать детям знания, а создать условия для активного познания, получения детьми нового опыта, способности самостоятельно добывать необходимую информацию и уметь ей пользоваться.
Технология проблемного обучения помогает решить эти проблемы.
Под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению.
Основная цель создания проблемной ситуации – разрешение проблемы, несоответствия, в ходе совместной деятельности учеников и учителя, при как можно большей самостоятельности обучающихся.
Проблемную ситуацию можно создать: на основе противоречия нового материала старому, через решение одной задачи разными методами, на основе постановки предварительных задания дома или на уроке, через решение заданий, связанных с жизнью.
Приведу примеры создания проблемных ситуаций на уроках математики.
Сложение и вычитание смешанных чисел, 5 класс.
а)
(как получить в ответе правильную дробь);
б)
(как вычесть из меньшего большее).
2. Положительные и отрицательные числа, 6 класс: найдите расстояние между точками А(-2) и В(8).
Правил сложения и вычитания рациональных чисел дети еще не знают, возникает проблема. Дети в итоге приходя к тому, что можно решить или с помощью координатной прямой, или посчитать отдельно правый и левый отрезок.
3. Графики функций, 7 класс.
Решите графически уравнение
. Ученики умеют строить пока только обычную параболу и что делать с оставшейся частью (
) не сразу понимают.
Проблемный подход в обучении способствует развитию интеллектуальных способностей учеников, т. к. включает их в самостоятельную поисковую деятельность, создает внутренние условия для усвоения ими знаний, мотивирует это усвоение. В связи с этим успеваемость многих учеников существенно повышается.