Технология проблемного обучения
Технология проблемного обучения дает возможность для творческого процесса получения знаний, развивает не только интеллектуальные (внимание, восприятие, память, мышление, речь), но и личностные качества учащихся: потребности и мотивы, ценности, нравственные установки, нормы поведения, черты характера.
Проблемное обучение целесообразно использовать на этапе изучения новых знаний.
По материалам книги Мельникова Е.Л. « Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками:» Пособие для учителя. — М., 2006. АПК и ПРО, 2006
«Результатом научного творчества являются новые знания о мире. Их «производство» — не одномоментный акт, а процесс, включающий четыре основных звена. Все начинается с возникновения проблемной ситуации, т. е. со столкновения с противоречием. При этом исследователь испытывает острое чувство удивления или затруднения, которое буквально заставляет его выполнить вполне конкретную мыслительную работу: осознать противоречие и сформулировать вопрос. Таково первое звено творчества — постановка проблемы.
По образному выражению академика Струмилина, проблема подобна загадочному Сфинксу, который требует: «Разреши меня, а не то я тебя сожру». Нетрудно догадаться, что дальше разворачивается второе творческое звено — поиск решения. Ученый выдвигает самые разные гипотезы, но только одна из них выдерживает строгую проверку и превращается в решение. В этот момент и раздается крик «Эврика!», ибо действительно открыто новое знание.
Однако, как подметил академик А.М. Матюшкин, мысль в голове исследователя рождается голенькой и понятной ему одному. Только в «одетом» виде она может стать достоянием других людей. Поэтому третье звено творческого процесса — выражение решения. Новое знание выражается соответствующим научным языком (химическим, физическим, биологическим) в общественно принятой форме (статья, книга, диссертация, доклад). В результате получается вполне материальный продукт — рукопись. Понятно, что она не лежит в письменном столе мертвым грузом, а представляется широкой аудитории либо через публикацию, либо в устном выступлении. Иначе говоря, творческий акт ученого завершается реализацией продукта.
Таким образом, научное творчество — процесс «производства» новых знаний о мире, включающий четыре звена: постановку проблемы, поиск решения, выражение решения и реализацию продукта.»
Структура проблемного урока
Цель урока | Этапы урока | Творческие звенья деятельности учащихся |
3нание | введение | постановка — учебной проблемы | формулирование вопроса или темы урока |
| | поиск решения — | открытие субъективно нового знания |
| воспроизведение | выражение — решения | выражение нового знания в доступной форме |
| | реализация — продукта | представление продукта учителю и классу |
Приемы создания проблемной ситуации
Тип проблемной ситуации | Тип противоречия | Приемы создания проблемной ситуации |
с удивлением | между двумя (или более) положениями | 1. Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения 2. Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием |
между житейским представлением учащихся и научным фактом | 3. Шаг 1. Обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку» Шаг 2. Предъявить научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью |
с затруднением | между необходимостью и невозможностью выполнить задание .учителя | 4. Дать практическое задание, не выполнимое вообще 5. Дать практическое задание, не сходное с предыдущими 6. Шаг 1. Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущими Шаг 2. Доказать, что задание учениками не выполнено |
Примеры использования проблемных ситуаций (8 класс)
№, тема урока | Введение проблемной ситуации | Используемый прием создания ситуации | Продуктивные задания |
1. Тепловое движение. | Наблюдение движения маятника и диффузии чая в горячей воде. Что общего в этих явлениях? | Побуждающий к проблемной ситуации диалог. | Формулирование темы. |
2. Внутренняя энергия. | Наблюдение падения на стол мяча и пластилинового шарика. Можно ли утверждать, что энергия исчезла? | Побуждающий к проблемной ситуации диалог. | Формулирование темы. |
3. Способы изменения внутренней энергии. | Предложите все известные способы нагревания металлического цилиндра. | Выдвижение гипотез. | Создание таблицы с опорными сигналами. |
4. Виды теплопередачи. Теплопроводность. | На доске рисунки с примерами теплопередачи. Отнесите рисунки к одной из групп по общим признакам способа теплопередачи. | Выдвижение гипотез. | Формулирование темы. (озаглавить столбцы таблицы) |
5. Конвекция, излучение. | Как охлаждать жидкости (лед сверху или снизу?). Черный или белый чайник быстрее остынет? | Побуждающий к проблемной ситуации диалог. | Формулирование темы. |
6. Примеры видов теплопередачи в быту, технике, природе. | Почему шуба не греет? Можно ли хранить лед в термосе? | Побуждающий к проблемной ситуации диалог. | Составление опорного сигнала. |
7. Количество теплоты. | От чего зависит количество теплоты? | Выдвижение гипотез. | Формулирование темы. |
8. Уравнение теплового баланса. | Мы знаем, что кирпичная печь массой 1,5 тонны остыла от 800 до 300С. Как узнать количество теплоты, полученное воздухом в комнате? | Выдвижение гипотез | Формулирование темы. |
9. Л.р. «Сравнение количества теплоты» | Сравните полученную и отданную энергию. | Подводящий диалог. | Формулирование темы. |
10. Л.р. «Измерение удельной теплоемкости » | Чему равна удельная теплоемкость цилиндра? | Побуждающий к проблемной ситуации диалог. | Формулирование темы. |
Побуждающий к проблемной ситуации диалог
Побуждение к осознанию противоречия | Побуждение к формулированию учебной проблемы |
при 1 о фактах: Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие вы видите факты? о теориях: Что вас удивило? Сколько существует теорий (точек зрения)? при 2 Сколько же в нашем классе мнений? при 3 Вы сначала как думали? А как на самом деле? при 4 Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? при 5 Вы смогли выполнить задание? Почему не получается? Чем это задание не похоже на предыдущие? при 6 Что вы хотели сделать? Какие знания применили? Задание выполнено? | Выбрать подходящее: Какой возникает вопрос? Какова будет тема урока? |
Учебную проблему можно поставить тремя методами. Первый — побуждающий к проблемной ситуации диалог. Второй — подводящий к теме диалог. Третий — сообщение темы с мотивирующим приемом.
Пути решения
На уроке возможны три метода поиска решения учебной проблемы. Первый — побуждающий к гипотезам диалог. Второй и третий — подводящий диалог, который может разворачиваться как от сформулированной учебной проблемы, так и без нее.
Различие способов заключается в той мыслительной работе, которую выполняют ученики, и, следовательно, в их развивающем эффекте. Поскольку выдвижение и проверка гипотез — подлинно творческие действия, первый метод развивает творческие способности и речь учеников. Подводящий же диалог активно задействует, а значит, и формирует логическое мышление учащихся и опять-таки речь.
Принципиальное сходство трех способов состоит в том, что учащиеся сами открывают новое знание. А то, что открыл сам, до чего додумался лично, невозможно не понимать.
1. Выдвижение гипотез
Какие у вас есть гипотезы? догадки? предположения?
Какие есть идеи?
2. Побуждающий к проверке гипотезы диалог
- вы с этой мыслью согласны? (побуждение к проверке)
Как эту мысль проверить?
Все так думают? Кто не согласен? (побуждение к проверке)
- Есть еще новые идеи? (побуждение к гипотезам)
- Прочитайте
- Вслушайтесь (подсказка к решающей гипотезе)
- Как эту мысль проверить? (побуждение к проверке)
- Что нужно сделать с… (подсказка к плану)
2. Подводящий диалог.
3. подводящий без проблемы диалог.
Выражение решения и реализация продукта.
Формулирование темы урока.
Формулирование вопросов.
Составление опорного сигнала.
Создание художественного образа (метафора, загадка, стихотворение.)
Продуктивные задания
Типы | Особенности применения |
Формулирование: темы, вопросов | сразу после введения знаний (в двух случаях) в конце этого или начале следующего урока |
Опорный сигнал: символ, схема, таблица, опорные слова | в классе или дома, если опорный сигнал не составлялся учителем при введении знаний |
Художественный образ: метафора, загадка, стихотворение | дома по желанию |
По материалам книги Мельникова Е.Л. « Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками:» Пособие для учителя. — М., 2006. АПК и ПРО, 2006