СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология проблемного обучения

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технология проблемного обучения дает возможность для творческого процесса получения знаний, развивает не только интеллектуальные (внимание, восприятие, память, мышление, речь), но и личностные качества учащихся: потребности и мотивы, ценности, нравствен­ные установки, нормы поведения, черты характера.

Просмотр содержимого документа
«Технология проблемного обучения»

Технология проблемного обучения

Технология проблемного обучения дает возможность для творческого процесса получения знаний, развивает не только интеллектуальные (внимание, восприятие, память, мышление, речь), но и личностные качества учащихся: потребности и мотивы, ценности, нравствен­ные установки, нормы поведения, черты характера.

Проблемное обучение целесообразно использовать на этапе изучения новых знаний.

По материалам книги Мельникова Е.Л. « Проблемный урок, или Как открывать знания с уче­никами:» Пособие для учителя. — М., 2006. АПК и ПРО, 2006

«Результатом научного творчества являются новые знания о мире. Их «производство» — не одномоментный акт, а процесс, включающий четыре основных звена. Все начинается с возник­новения проблемной ситуации, т. е. со столкновения с противоречием. При этом исследователь испытывает острое чувство удив­ления или затруднения, которое буквально заставляет его выполнить вполне конкретную мыслительную работу: осознать противоречие и сформулировать вопрос. Таково первое звено творчества — постановка проблемы.

По образному выражению академика Струмилина, проблема подобна загадочному Сфинксу, который требует: «Разреши меня, а не то я тебя сожру». Нетрудно догадаться, что дальше разворачивается второе творческое звено — поиск решения. Уче­ный выдвигает самые разные гипотезы, но только одна из них выдерживает строгую проверку и превращается в решение. В этот момент и раздается крик «Эврика!», ибо действительно откры­то новое знание.

Однако, как подметил академик А.М. Матюшкин, мысль в го­лове исследователя рождается голенькой и понятной ему одно­му. Только в «одетом» виде она может стать достоянием других людей. Поэтому третье звено творческого процесса — выражение решения. Новое знание выражается соответствующим научным языком (химическим, физическим, биологическим) в обще­ственно принятой форме (статья, книга, диссертация, доклад). В результате получается вполне материальный продукт — рукопись. Понятно, что она не лежит в письменном столе мертвым грузом, а представляется широкой аудитории либо через публикацию, либо в устном выступлении. Иначе говоря, творческий акт уче­ного завершается реализацией продукта.

Таким образом, научное творчество — процесс «производ­ства» новых знаний о мире, включающий четыре звена: поста­новку проблемы, поиск решения, выражение решения и реали­зацию продукта.»


Структура проблемного урока

Цель урока


Этапы урока



Творческие звенья деятельности учащихся


3нание


введение


постановка — учебной проблемы


формулирование вопроса или темы урока






поиск решения —


открытие субъективно нового знания




воспроизведение


выражение — решения


выражение нового зна­ния в доступной форме






реализация — продукта


представление продукта учителю и классу



Приемы создания проблемной ситуации

Тип проблемной ситуации


Тип противоречия


Приемы создания проблемной ситуации


с удивлением


между двумя (или более) положения­ми


1. Одновременно предъявить противоре­чивые факты, теории или точки зрения

2. Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием


между житейским представлением учащихся и науч­ным фактом


3. Шаг 1. Обнажить житейское представ­ление учащихся вопросом или практи­ческим заданием «на ошибку»

Шаг 2. Предъявить научный факт сооб­щением, экспериментом или наглядно­стью


с затруднением

между необходи­мостью и невоз­можностью выполнить задание .учителя

4. Дать практическое задание, не выпол­нимое вообще

5. Дать практическое задание, не сход­ное с предыдущими

6. Шаг 1. Дать невыполнимое практиче­ское задание, сходное с предыдущими

Шаг 2. Доказать, что задание ученика­ми не выполнено


Примеры использования проблемных ситуаций (8 класс)

№, тема урока

Введение проблемной ситуации

Используемый прием создания ситуации

Продуктивные задания

1. Тепловое движение.

Наблюдение движения маятника и диффузии чая в горячей воде. Что общего в этих явлениях?

Побуждающий к проблемной ситуации диалог.

Формулирование темы.

2. Внутренняя энергия.

Наблюдение падения на стол мяча и пластилинового шарика. Можно ли утверждать, что энергия исчезла?

Побуждающий к проблемной ситуации диалог.

Формулирование темы.

3. Способы изменения внутренней энергии.

Предложите все известные способы нагревания металлического цилиндра.

Выдвижение гипотез.

Создание таблицы с опорными сигналами.

4. Виды теплопередачи. Теплопроводность.

На доске рисунки с примерами теплопередачи. Отнесите рисунки к одной из групп по общим признакам способа теплопередачи.

Выдвижение гипотез.

Формулирование темы. (озаглавить столбцы таблицы)


5. Конвекция, излучение.

Как охлаждать жидкости (лед сверху или снизу?).

Черный или белый чайник быстрее остынет?

Побуждающий к проблемной ситуации диалог.

Формулирование темы.

6. Примеры видов теплопередачи в быту, технике, природе.

Почему шуба не греет?

Можно ли хранить лед в термосе?

Побуждающий к проблемной ситуации диалог.

Составление опорного сигнала.

7. Количество теплоты.

От чего зависит количество теплоты?

Выдвижение гипотез.

Формулирование темы.

8. Уравнение теплового баланса.

Мы знаем, что кирпичная печь массой 1,5 тонны остыла от 800 до 300С. Как узнать количество теплоты, полученное воздухом в комнате?

Выдвижение гипотез

Формулирование темы.

9. Л.р. «Сравнение количества теплоты»

Сравните полученную и отданную энергию.

Подводящий диалог.

Формулирование темы.


10. Л.р. «Измерение удельной теплоемкости »

Чему равна удельная теплоемкость цилиндра?

Побуждающий к проблемной ситуации диалог.

Формулирование темы.



Побуждающий к проблемной ситуации диалог

Побуждение к осознанию противоречия

Побуждение к формулированию учебной проблемы

при 1

о фактах:

Что вас удивило?

Что интерес­ного заметили?

Какие вы видите факты?

о теориях:

Что вас удивило?

Сколько су­ществует теорий (точек зрения)?

при 2

Сколько же в нашем классе мнений?

при 3

Вы сначала как думали?

А как на самом деле?

при 4

Вы смогли выполнить задание?

В чем зат­руднение?

при 5

Вы смогли выполнить задание?

Почему не получается?

Чем это задание не похоже на предыдущие?

при 6

Что вы хотели сделать?

Какие знания при­менили?

Задание выполнено?


Выбрать подходящее:

Какой возникает вопрос?

Какова будет тема урока?


Учебную проблему можно поставить тремя методами. Первый — побуждающий к проблемной ситуации диалог. Второй — подводящий к теме диалог. Третий — сообщение темы с мотивирующим приемом.

Пути решения

На уроке возможны три метода поиска решения учеб­ной проблемы. Первый — побуждающий к гипотезам диалог. Второй и третий — подводящий диалог, который может разво­рачиваться как от сформулированной учебной проблемы, так и без нее.

Различие способов заключается в той мыслительной работе, которую выполняют ученики, и, следовательно, в их развиваю­щем эффекте. Поскольку выдвижение и проверка гипотез — под­линно творческие действия, первый метод развивает творческие способности и речь учеников. Подводящий же диалог активно за­действует, а значит, и формирует логическое мышление учащих­ся и опять-таки речь.

Принципиальное сходство трех способов состоит в том, что учащиеся сами открывают новое знание. А то, что открыл сам, до чего додумался лично, невозможно не понимать.

1. Выдвижение гипотез

Какие у вас есть гипотезы? догадки? предположения?

Какие есть идеи?


2. Побуждающий к проверке гипотезы диалог

- вы с этой мыслью согласны? (побуждение к проверке)

Как эту мысль проверить?

Все так думают? Кто не согласен? (побуждение к проверке)

- Есть еще новые идеи? (побужде­ние к гипотезам)

- Прочитайте

- Вслушайтесь (под­сказка к решающей гипотезе)

- Как эту мысль проверить? (побуж­дение к проверке)

- Что нужно сделать с… (подсказка к пла­ну)

2. Подводящий диалог.

3. подводящий без проблемы диалог.

Выражение решения и реализация продукта.

Формулирование темы урока.

Формулирование вопросов.

Составление опорного сигнала.

Создание художественного образа (метафора, загадка, стихотворение.)

Продуктивные задания

Типы


Особенности применения


Формулирование:

темы, вопросов


сразу после введения знаний (в двух случаях) в конце этого или начале следующего урока



Опорный сигнал:

символ, схема, табли­ца, опорные слова


в классе или дома, если опорный сигнал не составлялся учителем при введении знаний



Художественный образ: метафора, загадка, стихотворение


дома по желанию





По материалам книги Мельникова Е.Л. « Проблемный урок, или Как открывать знания с уче­никами:» Пособие для учителя. — М., 2006. АПК и ПРО, 2006