Практическое занятие №2
Тема: Описание бизнес-процессов заданной предметной области
Цель работы:
Осуществить средствами проектирование информационной системы для выбранной предметной области.
Приобретаемые умения и навыки: научиться разрабатывать и проектировать организационные структуры проектов
Норма времени: 2 часа.
Оборудование: Компьютер с установленным программным обеспечением и подключенный к Internet.
Теоретический материал
Бизнес-процессы
Бизнес-процесс − логическая последовательность взаимосвязанных действий, которые используют ресурсы организации, для создания и получения в обозримом будущем полезного для заказчика выхода, такого, как ПРОДУКТ или УСЛУГА. В отечественной литературе по менеджменту аналогом бизнес-процесса является организационно-производственный или финансово-хозяйственный процесс. Бизнес-процессы делят на основные, производящие основные выходы, получаемые клиентами организации, и вспомогательные, выход которых используется другими подразделениями организации. Процедуры измерения и управления процессами самостоятельными бизнес-процессами не являются. Например, при рассмотрении работы магазина можно выделить основные бизнес-процессы: организацию поставки товара, доставку товара в магазин, непосредственно продажу товаров клиентам и вспомогательные бизнес-процессы: работу склада, бухгалтерии. Бизнес-процессы имеют более высокий уровень, чем технологические операции. Технологические операции − это составляющие бизнес-процесса. Бизнес-процессы отвечают бизнес-целям (эффективность с точки зрения получения прибыли, прямой или косвенной), а технологические операции − целям технологии (эффективность с точки зрения производства).
Ход работы
Задание:
-
Для выявления бизнес-процессов необходимо составить перечень технологических операций (наиболее простых действий сотрудников) и выделить из этого списка группы операций, связанных между собой бизнес-целью. Бизнес-процесс должен иметь поставщика и потребителя (внешний объект или другой бизнес-процесс).
-
Бизнес-процессы могут иметь в своем составе другие бизнес-процессы.
-
На схеме операции отображаются прямоугольниками со скругленными краями. В верхней части прямоугольника должен быть отображен исполнитель операции.
-
Бизнес-процессы отображаются обычными прямоугольниками с названием бизнес-процесса внутри.
-
Внешние поставщики и клиенты отображаются прямоугольником с затененным верхним левым углом.
-
Элементарные потоки данных (документ, распоряжение, разрешение, информация), движущиеся между составляющими бизнес-процесса, обозначаются стрелками. Если необходимо, стрелка сопровождается подписью.
-
Операции бизнес-процесса объединяются рамкой.
Используя функционал создания блок-схем в MS Word создайте три основные бизнес-процесса по образу представленный ниже.
В работе информационной системы департамента можно выделить три основных бизнес-процесса: «Выплата компенсаций поставщикам коммунальных услуг», «Выплата социальных пособий гражданам», «Контроль оказания социальной помощи».
В результате первого бизнес-процесса поставщикам коммунальных услуг выплачивается компенсация за предоставленные ими льготы. В результате второго бизнес-процесса граждане, имеющие право на социальные выплаты, получают их в отделе по работе с населением. В результате третьего бизнес-процесса производится корректировка данных о гражданах, имеющих право на какие-либо виды социальной помощи.
Рис. 1 − Бизнес-процесс «Выплата компенсаций поставщикам коммунальных услуг»
Если переданные поставщиками данные не совпадают с собственными данными о льготниках, запускается бизнес-процесс «Контроль оказания социальной помощи».
Рис. 2 − Бизнес-процесс «Выплата социальных пособий гражданам»
Рис. 3 − Бизнес-процесс «Контроль оказания социальной помощи»
Контрольные вопросы
-
Что такое бизнес-процесс?
-
Каковы основные компоненты функциональной модели?
-
Что представляют собой методологии функционального моделирования?
-
Что такое технологические операции?