Технология развития критического мышления.
В последние годы российское образование претерпевает значительные изменения. Меняются цели, приоритеты в структуре, содержании, в используемых образовательных моделях. Современной школе предлагается достаточно много инновационных технологий. Ведётся поиск и развитие образовательных технологий, которые позволяют обучаемому строить план собственного развития на основе поступающей информации и самостоятельно принимать решения для достижения поставленных задач. Одним из таких технологий является технология критического мышления. Названная технология применяется в нашей стране уже более 10 лет.
Критическое мышление (КМ) – это точка опоры для мышления человека, это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Необходимо умение не только овладеть информацией, но и критически её оценить, осмыслить, применить. Встречаясь с новой информацией, обучающиеся должны уметь рассматривать её вдумчиво, критически, рассматривать новые идеи с различных точек зрения, делая выводы относительно точности и ценности данной информации, т. е. критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное.
Эта технология отвечает идеям Ш.А. Амонашвили, В.Ф. Шаталова, Е.Н. Ильина и основана на сотрудничестве в обучении. Проводится сотрудничество между учениками и учителем, который помогает при решении сложных задач. Так же идёт тесное сотрудничество между учениками при коллективной работе. Критическое мышление предлагает способы связей и контактов с учебной средой, которые в корне меняют позицию учителя. Эта позиция консультанта, задача которого не делать за ученика его работу, не указывать, а разбудить его активность и самому дать возможность искать способы и методы работы для решения поставленных целей.
Перед учителем стоит проблема: как в учебной деятельности претворить технологию критического мышления в ежедневную практику? Чтобы решить эту проблему, нужно знать базовую модель технологии критического мышления, которая состоит из трех основных стадий.
Стадия 1. Вызов. Эта стадия имеет две цели: первая – осуществление нескольких важных познавательных видов деятельности. Обучаемый анализирует собственные знания по проблеме и начинает разбирать тему подробно. Огромное значение имеет то обстоятельство, что через эту деятельность учащийся определяет уровень собственных знаний, к которым могут быть добавлены новые. Процесс учения – это процесс увязывания нового с уже известными.
Вторая цель – активизация обучаемого. Учение – активная, а не пассивная деятельность. Для того, чтобы обучаемые сознательно, основательно и критически подходили к пониманию новой информации, они должны принимать активное участие в процессе учения.
Стадия 2. Осмысление. Эта та стадия, на которой обучаемый вступает в контакт с новой информацией. Этот контакт может принимать форму чтения текста, просмотра фильма, прослушивания выступлений или выполнения опытов. На этом этапе преподаватели оказывают наименьшее влияние на учеников, и поддерживается высокий уровень активности учащихся.
Стадия 3. Рефлексия. Во время этой стадии учащиеся закрепляют новые знания и активно пересматривают свои представления. Именно на этой стадии учащиеся делают новые знания своими. На этой стадии запланировано достижение нескольких важных целей. В первую очередь ученики должны выразить новые идеи и информацию собственными словами. Когда человек активно «переинформирует» понимание с использованием собственного словаря, то создает личный осмысленный текст.
Второй целью этой стадии является живой обмен идеями между учащимися, что дает им возможность расширить свой выразительный словарь, а так же познакомиться с различными их представлениями.
Стадии процесса критического мышления должны быть систематизированы, чтобы учащиеся могли понять и последовательно применять данную процедуру, чтобы ученик мог определить на каком этапе своей мыслительной деятельности он находится. Это поможет отслеживать свой мыслительный процесс и управлять им при самостоятельном обучении. Модель построения занятия в технологии развития критического мышления
Тип урока | Работа с информационным текстом | Работа с художественным текстом | Взаимообучение | Урок исследование |
Вызов | Мозговой штурм, кластер, рассказ, подсказка, разнообразные вопросы и т.д. | Рассказ, по ключевым словам, (по заголовку); графическая систематизация материала (таблицы, схемы), верные и неверные утверждения, перепутанные логические цепочки, словарная работа, рассматривание иллюстраций. | Верные и неверные утверждения; корзина идей и т. д. | Мозговой штурм |
Осмысление | Маркировка текста; ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов и т.п. | Чтение с остановками; маркировка текста; дневник, поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы | Зигзаг (мозаика). | Заполнение таблицы, поиск ответов на постав ленные в первой части урока вопросы |
Рефлексия | Возвращение к кластеру | Кластер, составление словаря по тексту произведения, написание сочинения, исследование по отдельным вопросам | Сводная таблица | предсказание |
Технология критического мышления не имеет предметных ограничений. Единственное условие это должен быть активный курс, в ходе которого больше говорят, обсуждают и добывают знания. Обучение критическому мышлению – это лишь часть многогранной работы преподавателя. Критически мыслящий человек находит собственное решение проблемы и подкрепляет это решение разумными, обоснованными доводами, и старается доказать, что выбранное им решение логичнее и рациональнее прочих.
В то же время критическое мышление есть мышление социальное. Всякая мысль проверяется и оттачивается, когда делятся ею другими. Когда все вместе обсуждают, спорят, возражают и обмениваются мнениями, ученики уточняют и углубляют собственную позицию. Поэтому педагоги, работающие в русле критического мышления, применяют всевозможные виды групповой и парной работы, включая проведение дебатов и дискуссий, различные виды публикаций письменных работ.