СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология развития критического мышления

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Критическое мышление

это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией (необходимо умение не только овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить);

это разумный, взвешенный подход к принятию  сложных решений, как следует поступать и во что верить;

это особый вид деятельности позволяющий учащемуся вынести здравое суждение о предложенной ему точке зрения или модели поведения.

Виды интеллектуальной деятельности, которые нельзя назвать критическими: запоминание; понимание простых и сложный идей; творческое, интуитивное мышление спортсмена, художника, музыканта.

Просмотр содержимого документа
«Технология развития критического мышления»

Графова Т.В.

Учреждение образования «Полесский государственный

аграрный колледж им. В.Ф. Мицкевича»


Технология развития критического мышления


Прежде чем начать разговор о технологии критического мышления учащихся, вспомним, что же такое критическое мышление. Критическое мышление

это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией (необходимо умение не только овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить);

это разумный, взвешенный подход к принятию сложных решений, как следует поступать и во что верить;

это особый вид деятельности позволяющий учащемуся вынести здравое суждение о предложенной ему точке зрения или модели поведения.

Виды интеллектуальной деятельности, которые нельзя назвать критическими: запоминание; понимание простых и сложный идей; творческое, интуитивное мышление спортсмена, художника, музыканта.

Критическое мышление имеет 5 характеристик:

  • это мышление самостоятельное;

  • это мышление обобщенное;

  • это мышление проблемное и оценочное;

  • это мышление аргументированное;

  • критическое мышление есть мышление социальное.

Определение критического мышления состоит из 6 компонентов. Критический мыслитель:

  • формирует собственное мнение;

  • совершает обдуманный выбор между различными мнениями;

  • решает проблемы;

  • аргументировано спорит;

  • ценит совместную работу, в которой возникает общее решение;

  • умеет ценить чужую точку зрения и сознает, что восприятие человека и его отношение к любому вопросу формируется под влиянием многих факторов

Технология развития критического мышления предлагает систему конкретных методических приемов, которая может быть использована в различных предметных областях. Это универсальная, проникающая, "надпредметная" технология, открытая к диалогу с другими педагогическими подходами и технологиями, ориентированными на решение актуальных образовательных и воспитательных задач.

Цель технологии – развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и др.).

В основе технологии лежит базовая модель, состоящая из трех фаз: фаза вызова (evocation), фаза реализации смысла (realization of meaning) – осмысление, фаза рефлексии (reflection).

Первая стадия (фаза) - вызов. Задача этой фазы и деятельность преподавателя не только активизировать, заинтересовать учащегося, мотивировать его на дальнейшую работу, но и «вызвать» уже имеющиеся знания, либо создать ассоциации по изучаемому вопросу, что само по себе станет серьёзным, активизирующим и мотивирующим фактором для дальнейшей работы.

Деятельность учащихся на данной стадии: учащийся «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до её изучения, задаёт вопросы, на которые хотел бы получить ответ.

Возможные приёмы и методы:

  • составление списка «известной информации», рассказ-предположение по ключевым словам;

  • систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы;

  • верные и неверные утверждения;

  • перепутанные логические цепочки и т.д.

Вывод: информация, полученная на первой стадии, выслушивается, записывается, обсуждается, работа ведётся индивидуально – в парах – группах.

Вторая стадия (фаза) – осмысление (реализация смысла). На этой стадии идёт непосредственная работа с информацией. Приёмы и методы технологии критического мышления позволяют сохранить активность учащегося, сделать чтение или слушание осмысленным.

Деятельность преподавателя на этой стадии: сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому».

Деятельность учащихся: учащийся читает (слушает) текст, используя предложенные преподавателем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведёт записи по мере осмысления новой информации.

Возможные приёмы и методы:

  • методы активного чтения: маркировка с использованием значков «v», «+», «-», «?» (по мере чтения ставятся на полях справа);

  • ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов;

  • поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы и т.д.

Вывод: происходит непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа), работа ведётся индивидуально или в парах.

Третья стадия (фаза) – рефлексия (размышление). На этой стадии информация анализируется, интерпретируется, творчески перерабатывается.

Деятельность преподавателя: вернуть учащихся к первоначальным записям – предложениям, внести изменения, дополнения, дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации.

Деятельность учащихся: учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления.

Возможные приёмы и методы:

  • заполнение кластеров, таблиц, установление причинно-следственных связей между блоками информации;

  • возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям;

  • ответы на поставленные вопросы;

  • организация устных и письменных круглых столов;

  • организация различных видов дискуссий;

  • написание творческих работ (пятистишия-синквейны, эссе).

Вывод: творческая переработка, анализ, интерпретация и т.д. изученной информации; работа ведётся индивидуально – в парах – группах.

Данная технология удачно согласуется с традиционными формами преподавания, некоторые элементы «Технологии развития критического мышления» хорошо знакомы педагогам, но, в целом, данная разработка является новой.

Противники технологического подхода к учебному занятию часто говорят о том, что структура подобного занятия, приёмы, организация работы в группе «уводят» учащихся от содержания.

Чтобы избежать подобных ошибок и сохранить целостность занятия, как в содержательном, так и в технологическом плане, предлагаются некоторые рекомендации по работе с различными видами текста.

При этом роль преподавателя сводится к тому, что он

  • направляет усилия учащихся в определенное русло;

  • сталкивает различные суждения;

  • создает условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений;

  • дает учащимся возможность самостоятельно делать выводы;

  • подготавливает новые познавательные ситуации внутри уже существующих.

Что изменится, если в вашем педагогическом арсенале появится технология развития критического мышления?

С позиции учащегося

  • "Критическое мышление позволяет увидеть проблему совершенно в новом ракурсе. Это возможность по-своему увидеть, понять и принять решение по той или иной проблеме.

  • "Я научилась выражать свои мысли, доверять себе"

  • "Теперь у меня появился стимул учиться"

С позиции преподавателя:

  • "Я обнаруживаю скрытые таланты в своих учащихся, они открывают для себя новые знания, и между ними устанавливаются отношения, основанные на взаимоуважении и доверии"

  • "Преподаватель поддерживает, но не навязывает, помогает, но не ущемляет, поощряет к исследованию, но не исследует проблему вместо них" .

  • "…педагог, который ценит критическое мышление, мало говорит, а труд его заключается в том, чтобы слушать, наблюдать и направлять учащихся".

Цели технологии развития критического мышления отвечают целям образования на современном этапе, формируют интеллектуальные качества личности, вооружают учащегося и преподавателя способами работы с информацией, методами организации учения, самообразования, конструирования собственного образовательного маршрута.

Преимущества технологии:

  • повышается ответственность за качество собственного образования;

  • развиваются навыки работы с текстами любого типа и с большим объёмом информации; овладевают умением интегрировать информацию;

  • формируется умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыт, идей и представлений, строить умозаключения и логические цепи доказательств (развивается системное логическое мышление);

  • развиваются творческие и аналитические способности, умения эффективно работать с другими людьми; формируется умение выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;

  • технология наиболее эффективна при изучении материала, по которому может быть составлен интересный, познавательный текст.

Использование приемов технологии развития критического мышления на учебном занятии позволяет эффективно соблюдать временной режим занятия и поддерживать нужный темп. Использование данных приемов позволяет воспринимать информацию учащимся через различные каналы восприятия, активизируя разные полушария мозга. Это обеспечивает максимальную заинтересованность учащихся с разными физиологическими особенностями.

Использование технологии развития критического мышления позволяет человеку решить множество интеллектуальных проблем. Прежде всего, таких, как умение установить проблему в тексте информации, определение значимости информации для решения проблемы, а также оценка и поиск альтернативных решений. Вместе с развитием критического мышления формируется новый стиль интеллектуальной работы, который включает в себя осознание многозначности различных точек зрения и альтернативности принимаемых решений. Человек с хорошо развитым критическим мышлением коммуникабелен, мобилен, креативен и самостоятелен. Он с добротой относится к людям и несет ответственность за результаты своей деятельности.