Графова Т.В.
Учреждение образования «Полесский государственный
аграрный колледж им. В.Ф. Мицкевича»
Технология развития критического мышления
Прежде чем начать разговор о технологии критического мышления учащихся, вспомним, что же такое критическое мышление. Критическое мышление
это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией (необходимо умение не только овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить);
это разумный, взвешенный подход к принятию сложных решений, как следует поступать и во что верить;
это особый вид деятельности позволяющий учащемуся вынести здравое суждение о предложенной ему точке зрения или модели поведения.
Виды интеллектуальной деятельности, которые нельзя назвать критическими: запоминание; понимание простых и сложный идей; творческое, интуитивное мышление спортсмена, художника, музыканта.
Критическое мышление имеет 5 характеристик:
это мышление самостоятельное;
это мышление обобщенное;
это мышление проблемное и оценочное;
это мышление аргументированное;
критическое мышление есть мышление социальное.
Определение критического мышления состоит из 6 компонентов. Критический мыслитель:
формирует собственное мнение;
совершает обдуманный выбор между различными мнениями;
решает проблемы;
аргументировано спорит;
ценит совместную работу, в которой возникает общее решение;
умеет ценить чужую точку зрения и сознает, что восприятие человека и его отношение к любому вопросу формируется под влиянием многих факторов
Технология развития критического мышления предлагает систему конкретных методических приемов, которая может быть использована в различных предметных областях. Это универсальная, проникающая, "надпредметная" технология, открытая к диалогу с другими педагогическими подходами и технологиями, ориентированными на решение актуальных образовательных и воспитательных задач.
Цель технологии – развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и др.).
В основе технологии лежит базовая модель, состоящая из трех фаз: фаза вызова (evocation), фаза реализации смысла (realization of meaning) – осмысление, фаза рефлексии (reflection).
Первая стадия (фаза) - вызов. Задача этой фазы и деятельность преподавателя не только активизировать, заинтересовать учащегося, мотивировать его на дальнейшую работу, но и «вызвать» уже имеющиеся знания, либо создать ассоциации по изучаемому вопросу, что само по себе станет серьёзным, активизирующим и мотивирующим фактором для дальнейшей работы.
Деятельность учащихся на данной стадии: учащийся «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до её изучения, задаёт вопросы, на которые хотел бы получить ответ.
Возможные приёмы и методы:
составление списка «известной информации», рассказ-предположение по ключевым словам;
систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы;
верные и неверные утверждения;
перепутанные логические цепочки и т.д.
Вывод: информация, полученная на первой стадии, выслушивается, записывается, обсуждается, работа ведётся индивидуально – в парах – группах.
Вторая стадия (фаза) – осмысление (реализация смысла). На этой стадии идёт непосредственная работа с информацией. Приёмы и методы технологии критического мышления позволяют сохранить активность учащегося, сделать чтение или слушание осмысленным.
Деятельность преподавателя на этой стадии: сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому».
Деятельность учащихся: учащийся читает (слушает) текст, используя предложенные преподавателем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведёт записи по мере осмысления новой информации.
Возможные приёмы и методы:
методы активного чтения: маркировка с использованием значков «v», «+», «-», «?» (по мере чтения ставятся на полях справа);
ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов;
поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы и т.д.
Вывод: происходит непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа), работа ведётся индивидуально или в парах.
Третья стадия (фаза) – рефлексия (размышление). На этой стадии информация анализируется, интерпретируется, творчески перерабатывается.
Деятельность преподавателя: вернуть учащихся к первоначальным записям – предложениям, внести изменения, дополнения, дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации.
Деятельность учащихся: учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления.
Возможные приёмы и методы:
заполнение кластеров, таблиц, установление причинно-следственных связей между блоками информации;
возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям;
ответы на поставленные вопросы;
организация устных и письменных круглых столов;
организация различных видов дискуссий;
написание творческих работ (пятистишия-синквейны, эссе).
Вывод: творческая переработка, анализ, интерпретация и т.д. изученной информации; работа ведётся индивидуально – в парах – группах.
Данная технология удачно согласуется с традиционными формами преподавания, некоторые элементы «Технологии развития критического мышления» хорошо знакомы педагогам, но, в целом, данная разработка является новой.
Противники технологического подхода к учебному занятию часто говорят о том, что структура подобного занятия, приёмы, организация работы в группе «уводят» учащихся от содержания.
Чтобы избежать подобных ошибок и сохранить целостность занятия, как в содержательном, так и в технологическом плане, предлагаются некоторые рекомендации по работе с различными видами текста.
При этом роль преподавателя сводится к тому, что он
направляет усилия учащихся в определенное русло;
сталкивает различные суждения;
создает условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений;
дает учащимся возможность самостоятельно делать выводы;
подготавливает новые познавательные ситуации внутри уже существующих.
Что изменится, если в вашем педагогическом арсенале появится технология развития критического мышления?
С позиции учащегося
"Критическое мышление позволяет увидеть проблему совершенно в новом ракурсе. Это возможность по-своему увидеть, понять и принять решение по той или иной проблеме.
"Я научилась выражать свои мысли, доверять себе"
"Теперь у меня появился стимул учиться"
С позиции преподавателя:
"Я обнаруживаю скрытые таланты в своих учащихся, они открывают для себя новые знания, и между ними устанавливаются отношения, основанные на взаимоуважении и доверии"
"Преподаватель поддерживает, но не навязывает, помогает, но не ущемляет, поощряет к исследованию, но не исследует проблему вместо них" .
"…педагог, который ценит критическое мышление, мало говорит, а труд его заключается в том, чтобы слушать, наблюдать и направлять учащихся".
Цели технологии развития критического мышления отвечают целям образования на современном этапе, формируют интеллектуальные качества личности, вооружают учащегося и преподавателя способами работы с информацией, методами организации учения, самообразования, конструирования собственного образовательного маршрута.
Преимущества технологии:
повышается ответственность за качество собственного образования;
развиваются навыки работы с текстами любого типа и с большим объёмом информации; овладевают умением интегрировать информацию;
формируется умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыт, идей и представлений, строить умозаключения и логические цепи доказательств (развивается системное логическое мышление);
развиваются творческие и аналитические способности, умения эффективно работать с другими людьми; формируется умение выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;
технология наиболее эффективна при изучении материала, по которому может быть составлен интересный, познавательный текст.
Использование приемов технологии развития критического мышления на учебном занятии позволяет эффективно соблюдать временной режим занятия и поддерживать нужный темп. Использование данных приемов позволяет воспринимать информацию учащимся через различные каналы восприятия, активизируя разные полушария мозга. Это обеспечивает максимальную заинтересованность учащихся с разными физиологическими особенностями.
Использование технологии развития критического мышления позволяет человеку решить множество интеллектуальных проблем. Прежде всего, таких, как умение установить проблему в тексте информации, определение значимости информации для решения проблемы, а также оценка и поиск альтернативных решений. Вместе с развитием критического мышления формируется новый стиль интеллектуальной работы, который включает в себя осознание многозначности различных точек зрения и альтернативности принимаемых решений. Человек с хорошо развитым критическим мышлением коммуникабелен, мобилен, креативен и самостоятелен. Он с добротой относится к людям и несет ответственность за результаты своей деятельности.