ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКЕ КАК ОДИН ИЗ МЕТОДОВ ПОДГОТОВКИ К ОГЭ,ЕГЭ
Технология развития критического мышления
Критическое мышление – это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-психологического подхода с тем, чтобы применять полученные результаты, как к стандартным, так и к нестандартным ситуациям, вопросам, проблемам. Это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые, продуманные решения .
Технология развития критического мышления
Технология развития критического мышления через чтение и письмо была разработана в конце XX века и представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией
Урок развития критического мышления
Сами формулируем проблему
Анализируем информацию
Аргументируем выводы
Выслушиваем мнения других
Обсуждаем результаты
Три фазы урока развития критического мышления
Вызов
Осмысление новой информации
- актуализация имеющихся знаний
- пробуждение интереса к получению новой информации
- постановка учеником собственных целей обучения
Рефлексия
- получение новой информации
- умение соотносить старые знания с новыми
- размышление, рождение нового знания
- постановка учеником новых целей обучения
Тема: «Современное образование»
Прием «Ассоциации»
Кластер( гроздь ).
Образование
« РАФТ» (в переводе raft – «плот»)
Р(оль) А(удитория) Ф(орма) Т(ема). (описание, повествование или рассуждение от имени выбранного персонажа)
Идея состоит в том, что пишущий выбирает для себя некую роль, т.е. пишет текст не от своего лица.
«Синквейн»
1 строка-1 существительное (тема)
2 строка-2 прилагательных
(раскрывающие тему)
3 строка- 3 глагола
(описывающие действия по теме)
4 строка- предложение (отношение к теме)
5 строка- 1 слово-резюме (синоним темы )
Стратегии, приёмы, методы ТРКМ
« Плюс – минус - вопрос».
Плюс
Минус
Информация уже известна ученикам
Вопрос
Противоречит их представлениям
Что-то неясно или хочется узнать побольше
Таблица «З-Х-У»
Знали
Что я знаю по теме урока
Хотим узнать
Узнали
Ставлю цели
Что я знал, а что узнал
Стратегии, приёмы, методы ТРКМ
«Верные и неверные утверждения» или «верите ли вы»
Учащиеся выбирают «верные утверждения» из предложенных учителем, обосновывая свой ответ, описывают заданную тему (ситуацию, обстановку, систему правил).После знакомства с основной информацией (текст параграфа, лекция по данной теме) нужно вернуться к данным утверждениям и попросить учащихся оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию.
Стратегии, приёмы, методы ТРКМ
Ключевые термины.
Обучающиеся, используя ключевые слова, записанные на доске, прослушав материал, должны распределить их в определённой последовательности, а затем на этапе осмысления найти подтверждения своим предложениям, прочитав параграф учебника.
Стратегии, приёмы, методы ТРКМ
Прием «Корзина идей»
Можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, имеющие отношения к теме урока.
В ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.
Стратегии, приёмы, методы ТРКМ
«Бортовые журналы»
Имя ____________________________________Тема______________________________________ Дата______________________________________Время работы_____________________________
Что мне известно из данного текста
Что нового я узнал из текста?
Стратегии, приёмы, методы ТРКМ
Прием «Толстые и тонкие вопросы»
«Тонкие» вопросы репродуктивного плана, требующие односложного ответа
« Толстые» вопросы – это проблемные вопросы, требующие неоднозначного ответа
Кто…?
Дайте три объяснения, почему…?
Что…?
Объясните, почему…?
Когда…?
Может…?
Почему вы думаете…?
Почему Вы считаете…?
Будет…?
Мог ли…?
В чем различие…?
Предположите, что будет, если…?
Как звать…? Было ли…?
Стратегии, приёмы, методы ТРКМ
«Двухчастный дневник»
В левой части дневника учащиеся записывают те моменты из текста, которые произвели на них наибольшее впечатление, вызвали какие-то воспоминания, ассоциации с эпизодами из их собственной жизни, озадачили их, вызвали протест или, наоборот, восторг, удивление, такие цитаты, на которых они "споткнулись". Справа они должны дать комментарий: что заставило записать именно эту цитату
Цитата
Комментарии
Стратегии, приёмы, методы ТРКМ
Инсерт – это маркировка текста значками по мере его чтения:
٧ – уже знал
+ - новое
- - думал иначе
? – не понял, есть вопросы
Стратегии, приёмы, методы ТРКМ
«Эссе»
Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. Обычно эссе пишется прямо в классе после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут.
Стратегии, приёмы, методы ТРКМ
Дискуссия.
Форма групповой дискуссии способствует развитию общения, становлению самостоятельности мышления. Дискуссия может использоваться как на этапе вызова, так и на этапе рефлексии. Класс делиться на две группы, даётся задание для обсуждения в группах.
Стратегии, приёмы, методы ТРКМ
Прием «Фишбоун» («Рыбная кость»)
Причины
Проблема
Вывод
Факты
Памятка по ТРКМ
Стратегии технологии развития критического мышления
Стадия вызова
Стадия осмысления
- Инвентаризация
- Верите ли вы…
- Ключевые слова
- Читаю – думаю
- Кластер
- Таблица ЗХУ
Стадия рефлексии
- ИНСЕРТ
- Заполнение таблиц
- Дневник двойной записи
- Эффективная лекция
- «Тонкие» и «толстые» вопросы
- Зигзаг (мозаика)
- Фишбоун (рыбья кость)
- Поиск в тексте ответов на вопросы
- Ответы на вопросы
- Синквейн
- Таблицы, кластеры, фишбоуны
- Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям
- Последнее слово за мной
- Перекрёстная дискуссия
- Общая полемика
- Десятиминутное сочинение
- Выходная карта
- Применение
Выводы
Развитие критического мышления приводит к следующим результатам:
- высокая мотивация учащихся к образовательному процессу;
- возрастание мыслительных возможностей учащихся, гибкости мышления, его переключения с одного типа на другой;
- развитие способности самостоятельно конструировать, строить понятия и оперировать ими;
- развитие способности передавать другим авторскую информацию, подвергать ее коррекции, понимать и принимать точку зрения другого человека;
Выводы
- развитие умения анализировать полученную информацию. Использование технологии развития критического мышления на уроках позволяет сформировать умения и навыки работы с информацией:
- находить, осмысливать, использовать нужную информацию;
- анализировать, систематизировать, представлять информацию в виде схем, таблиц, графиков;
- сравнивать исторические явления и объекты, при этом самостоятельно выявлять признаки или линии сравнения;
- выявлять проблемы, содержащиеся в тексте, определять возможные пути решения, вести поиск необходимых сведений, используя различные источники информации