СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология творческих мастерских

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Творческие мастерские на уроках — это метод обучения, который предполагает использование активных форм обучения, таких как творчество, анализ, дискуссия для достижения определенных учебных целей. Данная методика предлагает учителю широкий выбор инструментов и инструментальных средств, которые можно использовать при проведении творческих выдумок и интерактивных уроков.

Просмотр содержимого документа
«Технология творческих мастерских»


«Педагогическая мастерская — это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учеников и учителя» В. М. Монахов


Основным заданием современного образования является подготовка будущего самостоятельного человека, готового успешно приспосабливаться к требованиям сферы деловой активности и необходимым условиям жизни. По ФГОС ООО ученик должен обладать следующими качествами: обладать свободой и автономией в мышлении, активно искать практические решения, иметь высокие ценности и соответствующую устойчивость к ним, целостное понимание междисциплинарных связей, уметь анализировать и делать выводы, адекватно реагировать на перемены и антикризисную ситуацию в мире, уметь находить сложные решения и обращаться с информацией. Развить все данные навыки у учеников помогает технология творческих мастерских.

Творческие мастерские на уроках — это метод обучения, который предполагает использование активных форм обучения, таких как творчество, анализ, дискуссия для достижения определенных учебных целей. Данная методика предлагает учителю широкий выбор инструментов и инструментальных средств, которые можно использовать при проведении творческих выдумок и интерактивных уроков. Это дает учителю возможность выбрать тот тип деятельности, который будет наиболее эффективен для обучающихся. Главное преимущество творческих мастерских — это возможность привлечь интерес учащихся разнообразными методами обучения. Это не только позволяет улучшить знания, но и продемонстрировать ученикам креативное подход к разрешению проблем. Творческие мастерские могут быть использованы для развития различных целевых навыков, практики решения задач и развития критического мышления.


Событие – это обучение в действии. Оно предполагает включение в инициативные формы порождения и оформления знания. В событии имеют место разные формы коммуникации, интерес к созданию и презентации конкретного продукта. К событийным форматам относятся: деловые игры, погружения, олимпиады, образовательный туризм, тренинги, образователь-ные проекты, программы.


Событием в воспитательном процессе может стать некая значимая, спонтанно возникшая или специально «сконструированная» ситуация, которая обеспечивает ее участникам своеобразный «психологический прорыв», выход за пределы существующего жизненного опыта. Роль педагога заключается в управлении событийностью как инструментом воздействия. Событие связывает педагога, школьника и ситуацию в единое целое. Воспитательное воздействие осуществляется не только непосредственными отношениями, а также контекстом, который задается ситуацией или событием. С этой точки зрения задача педагога содержит в себе организацию именно тех событий, которые оказывают позитивное влияние на личность

Для того чтобы процесс воспитания стал событийным, его содержание должно быть представлено в виде воспитательных событий. Признак события – это наличие смысла, обусловленного памятью и опытом прошлого, а также целями и мечтами будущего.


Стратегии событийного ряда:

Избирательная стратегия «Что это? И зачем мне это?»

Стратегия эмоциональной включенности «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!!!»

Стратегия деятельностной включенности «Нам интересно, мы умеем жить и творить вместе!»

Авторская стратегия «Мне интересно, и я знаю, как можно сделать нашу жизнь лучше, понимаю, что мне дает группа!»

Социокультурная стратегия «Как сделать наш мир лучше? Что мы можем для этого сделать?



Актуальность технологии творческих мастерских, заключаются в том, что она может быть использована не только в случае изучения нового материала, но и при повторении и закреплении ранее изученного. При использовании данной технологии на уроках создается атмосфера доверия, сотрудничества учащихся и Мастера, содержательная работа с дидактическим материалом, обращение к личному опыту учащихся, связь с другими видами искусства, что способствуют развитию индивидуальности ученика, дает толчок творческому процессу создания творческих работ.

Цель творческих мастерских в школе — развитие талантов учеников и наслаждение от достигнутых результатов.

Основная задача — развивать мыслительные процессы учеников, формировать правильное отношение к творческому процессу, а также учить учащихся работать в команде. В таких мастерских учащиеся должны понять, что многое можно достичь с помощью творческого и трудолюбивого подхода к предмету.

Основные принципы творческих мастерских:

  • Прослеживание логики: именно последовательное, основанное на постоянном изучении и приемах мышления развитие является основным целевым аспектом в курсах творческих мастерских обучения.

  • Фокус на креативность: творческие мастерские проводятся с целью пробуждать творческие навыки учащихся. Учащиеся должны увлекаться, раскрывать и воспринимать передаваемые им знания.

  • Активное участие: мастерские требуют активного мышления учащихся; активное слушание и собственное творчество. Преподаватели должны широко использовать такие методы, как диалоги и малые группы, чтобы улучшить активный уровень учащихся.

  • Поиск творческих идей: учащиеся должны постоянно обсуждать идеи и инструменты, используя коммуникативное и творческое мышление для того, чтобы получить больше вдохновения для дальнейшей работы.

  • Хранение и отслеживание результатов: хорошо продуманная система хранения и отслеживания результатов работы студентов необходима для хорошей оценки их развития. Творческие мастерские должны быть плохим местом для создания ценностей и являться большими опытами удовольствия для всех сторон.

Для организации творческой мастерской в школе необходимо:

  • Определить тему работы в мастерской. Тема должна привлекать интерес учащихся и быть понятной и привлекательной.

  • Найти подходящее помещение. Для организации хорошо подходит имеющееся помещение или оно должно быть создано специально для творческой мастерской.

  • Найти руководителя мастерской. Руководитель должен быть активным сторонником творчества, знать, как собрать группу и как создать эффективную структуру проекта.

  • Найти профессионального наставника. Он должен иметь достаточно опыта в своей области, чтобы наводить учащихся на путь изучения своей специальности.

  • Организовать материальное обеспечение мастерской. Распределить работу между учащимися.

Составление плана деятельности для мастерской также очень важно. Для этого необходимо распределить задания среди учащихся и указать сроки их выполнения. Для развития креативности учащиеся должны быть вовлечены в процесс разработки творчества.

Технология творческих мастерских позволяет учителю:

1. Создать атмосферу творчества на уроке и положительный эмоциональный фон в течение всего урока

2. Создать условия учащимся для индивидуального выдвижения идеи и ее развития;

3. Научить выдвигать и развивать идеи в процессе как индивидуальной, так и групповой работы

4. Научить детей самим добывать и обрабатывать предметные знания и умения

5. Обучить учащихся осознавать свои различные психические состояния и уметь ими управлять.

Перспективы использования технологии педагогических мастерских:

  • позволяет решить проблемы развития интеллектуальных умений и навыков;

  • учит работать в коллективе, прислушиваться к мнению других;

  • учит искать рациональное зерно в самых разнообразных высказываниях и суждениях;

  • вырабатывает уверенность в себе и своих творческих способностях.


Одним из альтернативных и эффективных способов изучения и добывания новых знаний, является технология мастерских. Она представляет собой альтернативу классно – урочной организации учебного процесса. В ней используется педагогика отношений, всестороннее воспитание, обучение без жёстких программ и учебников, метод проектов и методы погружения, безоценочная творческая деятельность учащихся. Актуальность технологии заключаются в том, что она может быть использована не только в случае изучения нового материала, но и при повторении и закреплении ранее изученного.

Мастерская – это технология предполагает такую организацию процесса обучения, при которой учитель – мастер вводит своих учеников в процесс познания через создание эмоциональной атмосферы, в которой ученик может проявить себя как творец. В этой технологии знания не даются, а выстраиваются самим учеником в паре или группе с опорой на свой личный опыт, учитель – мастер лишь предоставляет ему необходимый материал в виде заданий для размышления. Эта технология позволяет личности самой строить своё знание, в этом её большое сходство с проблемным обучением. Создаются условия для развития творческого потенциала и для ученика, и для учителя. Формируются коммуникативные качества личности, а также субъектность ученика – способность являться субъектом, активным участником деятельности, самостоятельно определять цели, планировать, осуществлять деятельность и анализировать.

Данная технология позволяет научить учащихся самостоятельно формулировать цели урока, находить наиболее эффективные пути для их достижения, развивает интеллект, способствует приобретению опыта групповой деятельности. Мастерская схожа с проектным обучением, потому что есть проблема, которую надо решить. Педагог создаёт условия, помогает осознать суть проблемы, над которой надо работать. Учащиеся формулируют эту проблему и предлагают варианты её решения. В качестве проблем могут выступать различные типы практических заданий. В мастерской обязательно сочетаются индивидуальная, групповая и фронтальная формы деятельности, и обучение идёт от одной к другой.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!