Педагогическая технология – это содержательная техника
реализации учебного процесса.
(В.П. Беспалько)
Технология творчества с принципами развивающего обучения:
- по уровню применения: общепедагогическая
- по концепции усвоения: развивающая
- по ориентации на личностные структуры:
эвристическая (развитие творческих способностей)
- по организационной форме: - урочная кружковая система с элементами групповых, индивидуальных и дифференцированных способов обучения.
- по характеру содержания: обучающие – воспитательная.
- по отношению к ребенку: гуманно – личностная (в центре всей центре образовательной системы – личность ребенка, обеспечение комфортных бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация природных потенциалов, веры в его творческие силы)
- по категории обучающихся: массовая, коллективная система
- по преобладающему методу: развивающее обучение, творческая, практическая
Цель: Развитие творческих танцевальных способностей. обучить творческой деятельности.
Концептуальные положения
Творческими способностями наделен каждый. Творчеству, как любой деятельности, можно учиться. Уважение самого ребенка, его уникальной позиции в мире.
Социальная направленность деятельности. Коллективная деятельность как средство создать мощное творческое поле.
Создание условий для проявления и формирования основных черт творческой деятельности.
Профессиональный подход к творчеству.
Особенности методики
Педагогика сотрудничества, сотворчество педагога и воспитанника. Игровые формы.
Мотивация: стремление личности к творчеству, к самовыражению.
Освоение учебного материала через самоощущения (технологическую цепочку) становится осознанным, что позволяет поднять темп развития.
В начальной школе используются игровые формы творческой деятельности. Формируется коллективно-оценочные отношения к продуктам творчества людей, к своим результатам и обнаруживают в себе автора, способного создать какие-то творческие продукты. Участвуют в концертной деятельности, театрально-музыкальных мероприятиях.
В методике имеют место индивидуальные, так и коллективные приемы (эвристическая игра, конкурс, коллективный поиск, анализ, сравнение, исследование).
Переход из начального обучения (урочной системы) в коллектив (ансамбль) дает качественную ступень развития творчества его профессионального подхода. Так же благоприятная почва для воспитания качеств личности: упорство, ответственность, забота о ближнем, значимость друг друга в коллективе, взаимообучаемость.
Учитывая то, что в силу психологических особенностей детей результат и сам процесс творчества и сотворчества протекает неоднозначно (в том числе и для учителя) предлагается различный по степени трудности материал. И сама техническая цепочка состоит из простого к сложному выполнения упражнений, движений. На одном из этапов технологической цепочки ученик может испытывать ситуацию успеха, а переживание радости, как известно, придаст им силы, уверенность в преодолении трудностей, помогает поднять эмоциональный тонус в работе над выполнением задания.
Некоторые учащиеся испытывают чувство неуверенности, боязни при выполнении творческих заданий. Подбадривания и положительная оценка помогает создать обстановку раскованности, непринужденности, которая необходима для творчества.
На первых занятиях, конечно, преобладают репродуктивные методы (делай как я) – показ, упражнения. Но не задерживаясь на досуговом уровне перейти к продуктивным методам (эвристическая беседа, сравнение, наблюдения, вживание, прогнозирование, ученическая целеполагание) и в дальнейшем переход к креативному исследовательскому уровню.
Например: Раздел «Научи нас танцевать, Буратино», 2 класс
Тема: Постановка корпуса. Точки «квадрата». Позиция ног – 6 позиция, 1 позиция. Педагог объяснил и показал точки «квадрата», в технологической цепочке (лежа - сидя - в воздухе - стоя)предлагает подумать:
Зачем нам надо знать точки «квадрата»?
- принцип осознанности
- метод прогнозирования
2. Сравнить положения и ощущения точек в разных положениях (лежа, сидя, в воздухе, стоя)
- сравнения
- наблюдения
3. В конце занятия предлагает оценить свою работу. Что получилось, что не получилось и почему? Над чем буду работать на следующем занятии.
- самореализация
- самооценка
- ученическая целеполагание
Внутри предметная интеграция и межпредметная интеграция позволяет разнообразить и наполнить содержание программы разносторонним материалом, что позволяет менять вид деятельности (прослушивание, просматривание, игра, практические знания).
Содержание программы рассматривается как средство развития личности6
- развитие индивидуальности, танцевальной культуры учащихся
- формирование общечеловеческих ценностей
- самореализация творческой деятельности
- возрождение национальных и культурных традиций
Раздел в 3 классе «Бурятский танец» дает знания об истории Бурятии. Воспитывать детей на народных традициях, что позволяет развивать национальное самосознание. Изучение танцевального искусства во всей самобытности многообразии.
Разнообразные формы учебного занятия
- занятие – наблюдение другого танцевального коллектива
- экскурсия
- посещение концертов, спектаклей и др.
- участие в концертной деятельности
- занятие-знакомство с друзьями (приглашаем в гости)
- индивидуальные занятия
- репетиции
- домашние задания
Виды контроля. Диагностика.
- Тестирование
- Творческие задания
- Концертная деятельность
- Просмотр
- Открытые уроки
- Зачетные уроки