Диктанты для учащихся 6 класса, обучающихся по адаптированной программе по русскому языку
1 уровень
В одном лесу жила очень вредная лиса. Любила она подслушивать и подглядывать, да исподтишка пакости разные творить. Никому из-за рыжей проказницы покоя не было!
Посадили суслик с хомячком ореховую рощу, а лиса орехи вырыла и съела. Увидел это коршун, сделал ей замечание.
- Будешь ты меня уму-разуму учить! – зашипела лиса.
Звери на шум сбежались, хотели рыжую разбойницу утихомирить. Да куда там! Лиса пуще прежнего разошлась.
(64 слова)
Грамматическое задание:
1. Расставить в словах первого предложения все ударения.
2. Графически выделить в тексте все существительные и глаголы.
2 уровень
Индивидуальная диктовка
Я жил на берегу моря и ловил рыбу. У меня была лодка, сетки и разные удочки. Перед домом стояла будка, и на цепи сидел огромный пёс. Мохнатый, весь в чёрных пятнах, - Рябка. Он стерёг дом. Кормил я его рыбой.
(39 слов)
Грамматическое задание:
1. Подчеркнуть в словах второго предложения все гласные.
2. Подчеркнуть в тексте все существительные.
3 уровень
Списывание с печатного текста
Я раз видел, как Мурка притащила им в зубах мышь. Она хотела их учить, как ловить мышей. Но коты лениво перебирали лапами и упускали мышь. Мурка бросалась вдогонку и снова приносила им. Но они и смотреть не хотели. Лодыри!
(39 слов)
Грамматическое задание:
1. Подчеркнуть в первом предложении два существительных.
2. Подчеркнуть в слове лодыри гласные.
4 уровень
Обводное письмо
Жила-была коза с козлятами.
Уходила коза в лес есть траву шелковую, пить воду студёную.
Как только уйдёт – козлятки запрут избушку и сами никуда не выходят.
(25 слов)
Грамматическое задание:
1. В слове коза подчеркнуть гласные.
Диагностический контрольный диктант за первое полугодие
1 уровень
Жил-был маленький хомячок Тёпа. Ему постоянно хотелось есть, и он тянул в рот всё без разбора.
Однажды Тёпа нашёл в траве маленькую жёлтую корочку, от неё исходил приятный запах дыни. Хомячок схватил ароматный кусочек и быстро проглотил.
Не успел Тёпа сделать и двух шагов, как в животе у него защипало, а из глаз потекли слёзы. Хомячок очень испугался.
- Ой, - сказал он и икнул.
(63 слова)
Грамматическое задание:
1. Определить части речи в первом предложении.
2. Разобрать по составу слово хомячок.
2 уровень
Индивидуальная диктовка
Дул осенний ветер. Звёзды низко кружились в небе, а одна холодная синяя звезда зацепилась за сосну и остановилась прямо против домика Ослика.
Ослик сидел за столом, положив голову на копытца, и смотрел в окно.
(34 слова)
Грамматическое задание:
1. Определить части речи в первом предложении.
2. Разобрать по составу слово (в) небе.
3 уровень
Списывание с печатного текста
Тюбик был очень хороший художник. Одевался он всегда в длинную блузу, которую называл «балахон». Стоило посмотреть на Тюбика, когда он стоял перед мольбертом с палитрой в руках. Каждый видел, что перед ним настоящий художник.
(34 слова)
Грамматическое задание:
1. Подчеркнуть в слове Тюбиксогласные.
2. Разобрать по составу слово блузу.
4 уровень
Обводное письмо
Вместо струн на скрипке были натянуты травинки, и Ёжик думал, как завтра он натянет свежие струны и добьётся всё-таки того, чтобы скрипка шумела сосной, дышала ветром и топотала падающими шишками.
(30 слов)
Грамматическое задание:
1. В слове Ёжикподчеркнуть согласные.
Диагностический контрольный диктант за год
1 уровень
Одна девочка ушла из дома в лес. В лесу она заблудилась и стала искать дорогу домой, да не нашла, а пришла в лесу к домику. Дверь была отворена: она посмотрела в дверь, видит – в домике никого нет, и вошла. В домике этом жили три медведя. Один медведь был отец, звали его Михаил Иваныч. Другой была медведица. Звали её Настасья Петровна. Третий был маленький медвежонок, и звали его Мишутка.
(67слов)
Грамматическое задание:
1. В тексте выделить существительные и глаголы.
2. Разобрать по составу слово медвежонок.
2 уровень
Индивидуальная диктовка
В одной деревне жила добрая ласковая девочка. Мать и бабушка её очень любили. Ко дню рождения бабушка подарила ей нарядную и удобную красную шапочку, с которой девочка не расставалась даже дома. Все так и стали её называть – Красная Шапочка.
(39 слов)
Грамматическое задание:
1. В первом предложении выделить существительные.
2. Разобрать по составу слово шапочка.
3 уровень
Списывание с печатного текста
Купила мать слив и хотела дать их детям после обеда. Они лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и всё нюхал их. Очень хотелось съесть. Когда никого не было в горнице, он схватил одну сливу и съел.
(38 слов)
Грамматическое задание:
1. Во втором предложении найти предлог.
2. Разобрать по составу слово сливу.
4 уровень
Обводное письмо
Настала весна, солнце согнало снег с полей; в пожелтевшей прошлогодней травке проглядывали свежие, ярко-зелёные стебельки, почки на деревьях раскрывались и выпускали молоденькие листочки.
(23 слова)
Грамматическое задание:
1. В слове настала подчеркнуть гласные.
Список использованной литературы
Козлов С.Г. Ёжик в тумане: Сказки. – М.: Махаон, Азбука-Аттикус, 2012
Носов Н.Н. Большая книга Незнайки/ Приключения Незнайки и его друзей; Незнайка в Солнечном городе: Сказочные повести. – М. Махаон, Азбука-Аттикус,