СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
В КИМах по обществознанию 9 класса традиционно присутствуют задания по тексту. На первый взгляд, это не сложные задания. Тем не менее, необходимо проводить на уроках систематическую работу с текстами, что бы выпускник сумел продемонстрировать сформированность разнообразных умений:
выбрать нужную информацию из текста,
раскрыть (в том числе на примерах) ее отдельные положения;
соотнести сведения из текста со знаниями, полученными при изучении курса обществознания;
применить имеющиеся знания для анализа социальных ситуаций;
высказать и обосновать собственное мнение.
Глава III. ЧЕЛОВЕК СРЕДИ ЛЮДЕЙ
Тема 12. ЧТО ТАКОЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ?
Текст 1. Понятие об отношениях
Е. Л. Доценко — современный российский социальный психолог
Отношения (межличностные). Исходное значение — отнести, перенести нечто (из себя в другого, из другого в себя).
Само слово «отношение» в русском языке является отглагольным существительным (от глагола «носить»), смысл которого означает действие, отношение. Это действие предполагает, что кто-то кому-то что-то относит... Но специфика этого действия заключается в том, что относится не вещь или предмет, а нечто идеальное, что может жить только в сознании субъекта (представление, оценка, чувство, мысль и т. д.). Поэтому отнести можно только то, что уже является своим (или присвоенным)...
...Назначение отношения состоит в обеспечении постоянной межличностной связи путем непрерывного обмена личностно значимой информацией. Наличие такого обмена создает взаимную зависимость вступивших в контакт людей друг от друга и взаимную ответственность за сохранение образовавшегося динамического единства, новой общности.
То или иное отношение к другому человеку возникает уже в момент установления контакта (говорим «возникло отношение»). Дальше отношения постепенно складываются (говорим «сложились» или «не сложились»), а затем устанавливаются («между нами установились теплые отношения»).
Доценко Е. Л. Психология манипулирования. — М., 1997. — С. 75.
Вопросы и задания: 1. Выделите основные признаки понятия «отношение». 2. Почему люди нуждаются в отношениях друг с другом? Как на этот вопрос отвечает автор фрагмента? Изложите аргументы своими словами. 3. Поясните словосочетание «динамическое единство» применительно к межличностным отношениям. 4. Как можно с помощью логической схемы выразить динамику (развитие) межличностных отношений, о которой идет речь в последнем абзаце данного фрагмента? 5. Сопоставьте представленную в заключительном абзаце фрагмента динамику с развитием межличностных отношений, отраженную в строках А. С. Пушкина из «Евгения Онегина» (см. задание 2 к § 12 учебника «Введение в обществознание»).
Текст 2. Специфика межличностных отношений
Г. М. Андреева — российский социолог, социальный психолог, академик Российской академии образования
Природа межличностных отношений существенно отличается от природы общественных отношений: их важнейшая специфическая черта — эмоциональная основа. Поэтому межличностные отношения можно рассматривать как фактор психологического «климата» группы. Эмоциональная основа межличностных отношений означает, что они возникают и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу...
Естественно, что «набор» этих чувств безграничен, однако их можно свести в две большие группы: 1) конъюнктивные1 — сюда относятся разного рода сближающие людей, объединяющие их чувства. В каждом случае такого отношения другая сторона выступает как желаемый объект, по отношению к которому демонстрируется готовность к сотрудничеству, к совместным действиям и т. д.; 2) дизъюнктивные2 чувства — сюда относятся разъединяющие людей чувства, когда другая сторона выступает как неприемлемая... по отношению к которой не возникает желания к сотрудничеству, и т. д. Интенсивность того и другого родов чувств может быть весьма различной. Конкретный уровень их развития, естественно, не может быть безразличным для деятельности группы.
Андреева Г. М. Социальная психология. — М., 1988. — С. 85.
Вопросы и задания: 1. Как можно определить важнейшую особенность межличностных отношений. 2. Как вы понимаете слова «субъективно переживаемые связи»? Почему важен именно субъективный характер этих переживаний? 3. Приведите примеры чувств (конъюнктивных и дизъюнктивных), оказывающих влияние на межличностные отношения.4. Если бы вам пришлось составить список конъюнктивных и дизъюнктивных чувств, какие из них преобладали бы в таком списке?
Текст 3. Межличностная роль
Т. Шибутани — современный американский психолог, профессор Калифорнийского университета
Хотя нет двух совершенно одинаковых систем межличностных отношений, бывают повторяющиеся ситуации, и сходные личности реагируют одинаково на один и тот же вид обращения. Поэтому нет ничего неожиданного в том, что наблюдаются типичные шаблоны межличностных взаимоотношений и что могут быть названы и определенные типичные межличностные роли3. Так, в ситуациях сотрудничества могут быть коллега, партнер, поставщик, клиент, поклонник, объект любви и т. д. Среди межличностных ролей, возникающих, когда люди конкурируют из-за сходных интересов, могут быть соперник, враг, заговорщик и союзник. Если человек пытается посредничать между теми, кто расходится во взглядах, он становится арбитром. Еще одна повторяющаяся ситуация может быть описана как власть одной стороны над другой. Если такая зависимость поддерживается путем соглашения, устанавливается законная власть, и те, кто занимает господствующее положение, принимают роль фигуры, облеченной властью.
Среди межличностных ролей, возникающих при неравномерном распределении власти, есть лидер, герой, последователь, марионетка и покровитель.
Шибутани Т. Социальная психология. — Ростов-на-Дону, 1999. — С. 275—276.
Вопросы и задания: 1. Перечислите основные межличностные роли, основываясь на данном фрагменте. 2. Какие межличностные роли характерны для отношений сотрудничества, посредничества, конкуренции? 3. Каким образом личные качества человека влияют на межличностные роли? Какими качествами должен обладать идеальный арбитр (посредник)?
Тема 13. РАДОСТИ И СЛОЖНОСТИ ОБЩЕНИЯ
Текст 1. О значении общения для людей
М. В. Ломоносов (1711—1765) — великий русский ученый
Когда к сооружению какой-либо махины приготовленные части лежат особливо и никоторая определенного себе действия другой взаимно не сообщает, тогда все их бытие тщетно и бесполезно. Подобным образом, если бы каждый член человеческого рода не мог изъяснить своих понятий другому, то бы не токмо лишены были сего согласного общих дел течения, которое соединением наших мыслей управляется, но и едва бы не хуже ли были мы диких зверей, рассыпанных по лесам и пустыням.
Ломоносов М. В. Российская грамматика // Полн. собр. соч. — М., 1952. — Т. VII. — С. 395.
Вопросы и задания: 1. Кратко сформулируйте основную мысль данного фрагмента. 2. Каково значение общения между людьми для общества? Ответ аргументируйте. 3. В чем состоит значение языка в общении между людьми?
Текст 2. Общение — лекарство от одиночества
Е. А. Крашенинникова — современный российский психолог и писательница
Человеку общение нужнее еды, важнее бытового комфорта и богатства. Оно дает главное: полноту чувств, душевный комфорт, новые знания и чувство своей социальной полноценности. Нам так надо видеть свою значимость для людей и чувствовать обволакивающее тепло их внимания! Именно поэтому уже с детства надо понимать значение контактов и, главное, уметь выходить из одиночества, разрывать цепи своей замкнутости и изолированности. А для этого можно использовать разные приемы: помочь другому человеку в минуту затруднения, усадить усталого путника отдохнуть, предложить ему помыться, дать ему воды, угостить его обедом или просто разделить с ним свою трапезу. Всего важнее делать что-то для других и тем самым для себя. И одиночество растает, как сосулька в чашке горячего кофе... Общение — это лекарство от одиночества. Оно одинаково необходимо и юноше, и старику.
Крашенинникова Е. А. Шаг навстречу. — М., 1988. — С. 16—17.
Вопросы и задания: 1. Как автор фрагмента оценивает значение общения в жизни человека? Согласны ли вы с подобной оценкой? Если да, то в чем? Что можете возразить автору? 2. Какие пути выхода из одиночества предлагает автор? 3. Согласны ли вы с мнением, что общение — лекарство от одиночества? Против чего такое лекарство бессильно? Когда оно неэффективно? 4. Предложите не менее трех аргументов в споре на тему «Кому общение нужнее: юноше или старику?».
Текст 3. Как стать культурным слушателем
Д. Карнеги (1888—1955) — американский специалист в области человеческих отношений и ораторского искусства
Если вы хотите знать, как заставить людей избегать вас, смеяться над вами за глаза или даже презирать вас, то вот вам на этот случай рецепт: никогда никого долго не слушайте. Например, говорите о себе самом. Если у вас появляется какая-то мысль в тот момент, когда говорит ваш собеседник, не ждите, пока он кончит. Он не так умен, как вы. Зачем тратить время, выслушивая его пустую болтовню? Сразу же вмешайтесь и прервите его на середине фразы.
Человек, который говорит только о себе, только о себе и думает. А «человек, который думает только о себе, — говорит президент Колумбийского университета доктор Батлер, — безнадежно некультурен».
Если вы хотите понравиться людям, соблюдайте правило: будьте хорошим слушателем. Поощряйте людей говорить о себе.
Карнеги Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей. — М., 1990. — С. 42—43.
Вопросы и задания: 1. Сформулируйте, используя данный фрагмент, правила хорошего слушания. 2. Как вы понимаете слова Карнеги о том, что «человек, который думает только о себе, безнадежно некультурен»? 3. Как, по вашему мнению, связаны между собой культура общения и общая культура человека? 4. Какими чертами должен обладать человек, стремящийся к полноценному общению?
Текст 4. Язык жестов
Квинтилиан (ок. 35 — ок. 96) — римский оратор и теоретик красноречия
Движения всего тела помогают оратору, но руки (я почти уверен в этом) говорят сами. Не с их ли помощью мы требуем, просим, угрожаем, молим, выражаем отвращение и ужас, вопрос и отрицание? Не они ли передают нашу радость и печаль, сомнение, чувство вины и раскаяния, рисуют меру, количество, качество и время? Не они ли ободряют, просят, обуздывают страсти, осуждают, восторгаются, требуют сочувствия и, указуя в ту или иную сторону, на того или иного человека, — не они ли освобождают нас от необходимости пользоваться наречиями и местоимениями?
Цит. по: Панов Е. Н. Знаки, символы, языки. — М., 1983.
Вопросы и задания: 1. Объясните выражение автора фрагмента «руки... говорят сами». 2. Перечислите, какие дополнительные краски сообщаемой информации придают жесты. 3. Как с помощью известных вам жестов можно без слов передать просьбу, мольбу, ужас, вопрос, отрицание, радость, печаль? 4. Подберите пословицы и поговорки, в которых «говорят руки» (например, «Загребать жар чужими руками»; покажите жестом, что это значит).
Текст 5. Что такое конфликт
Э. А. Уткин — современный российский конфликтолог
Конфликт — это столкновение противоположных позиций, мнений, оценок и идей, которое люди пытаются разрешить с помощью убеждения или действий на фоне проявления эмоций. Основой любого конфликта являются накопившиеся противоречия, объективные и субъективные, реальные и иллюзорные4. Достаточно незначительного повода — и конфликт может вспыхнуть. Развитие конфликта происходит по такой схеме: конфликтная ситуация + повод = конфликт.
Под конфликтом понимается ситуация, в которой сталкиваются несовпадающие интересы одного или нескольких участников, причем пути и методы достижения своих целей у них различны. Характерными чертами конфликта являются: неопределенность исхода, т. е. ни один из участников конфликта заранее не знает решений, которые принимают другие участники; различие целей, отражающих как не совпадающие интересы различных сторон, так и многосторонние интересы одного и того же лица; образ действий каждой из сторон.
Уткин Э. А. Конфликтология: Теория и практика. — М., 1998. — С. 50.
Вопросы и задания: 1. Что автор фрагмента называет конфликтом? 2. Поясните своими словами, что такое конфликтная ситуация. Что такое повод? 3. Назовите характерные черты конфликта. 4. Какие из перечисленных признаков (черт) конфликтов связаны с общением? 5. Приведите примеры неконфликтного выхода из конфликтной ситуации.6. Используя текст параграфа «Радости и сложности общения» из учебника «Введение в обществознание», сравните образ действия (поведение) человека в конфликте при стратегиях переговоров и борьбы. Какая стратегия более успешно ведет к взаимопониманию в общении? Ответ мотивируйте.
Тема 14. МАЛАЯ ГРУППА
Текст 1. Из истории происхождения понятия «группа»
А. И. Донцов — современный российский психолог
С каких же пор в русском языке словом «группа» может обозначаться совокупность реально существующих людей? Первым официальным свидетельством существования такого словоупотребления может, по-видимому, служить «Толковый словарь живого великорусского языка» В. И. Даля (1880). Словом «группа», по Далю, могут быть названы чета, купа, кучка; связь, сноп, цепь, грезд5, грезно; кружок, толпа. Ко времени составления словаря живой разговорный язык позволял, стало быть, назвать группой некоторое скопление людей...
Не требуется специальных изысканий, чтобы констатировать: смысловое поле русского слова «группа» весьма сходно с таковым же его западноевропейских прародителей. И что характерно, именно эти идеи — целостности и внутреннего единства — пронизывают всю историю осмысления малой группы и коллектива как социально-психологического феномена6.
Донцов А. И. Психология коллектива. — М., 1984. — С. 13.
Вопросы и задания: 1. Что общего у слов, которые, по мнению В. И. Даля, являются синонимами слова «группа»? Какой признак является основным для данного понятия?2. Как вы понимаете слова автора фрагмента о том, что всю историю осмысления малой группы пронизывают идеи целостности и внутреннего единства? 3. Используя текст параграфа о малой группе из учебника «Введение в обществознание», выделите признаки малой группы, характеризующие ее как целостную и внутренне единую. Какую роль в формировании малой группы играют групповые санкции? 4. Какие выводы можно сделать из того факта, что во многих языках народов мира слово «группа» появилось сравнительно поздно — не ранее второй половины XVII в.?
Текст 2. Многообразие малых групп
М.-А. Робер, Ф. Тильман — современные бельгийские психологи
Группы в пространстве
Индивиды участвуют во многих группах. Мы могли бы перечислить их: предприятие, группы пассажиров, друзья, которые вместе едят в столовой, группы социальной, политической или религиозной деятельности, школа, класс, воинская часть и т. д.
Существование некоторых из этих групп предполагает физическое присутствие членов в данном месте. Так, четверо людей, беседующих за столом в кафе, составляют группу. Существование этой группы предполагает их реальное физическое присутствие.
Существуют другие группы, не требующие такого присутствия... Класс остается классом и в то время, когда дети находятся на каникулах. Полк военнослужащих запаса продолжает существовать, даже когда сборы окончены.
Это значит, что можно одновременно участвовать в нескольких группах. Так, некий студент, играющий в баскетбол в доме отдыха, во время каникул является одновременно членом различных групп: баскетбольной команды, учебного заведения, семьи, страны и, возможно, той или иной культурной ассоциации.
Группа и фактор времени
...Некоторые группы созданы для длительного существования и стремятся к этому. Школа, деревня, предприятие заинтересованы в продолжении своего дела. Это — группы, которые не хотят исчезнуть. Их члены сменяются, но сам организм стремится быть если не вечным, бессмертным, то, по крайней мере, как можно более долговечным. Это придает таким группам видимость независимого существования по отношению к своим членам.
Другие группы, напротив, с самого начала обречены на непродолжительное существование. Туристы, совершающие организованное путешествие, являются группой, время существования которой ограниченно.
Наконец, существуют такие постоянные группы, члены которых собираются только через регулярные промежутки времени. Например, отряд скаутов7, члены которого встречаются каждое воскресенье по утрам.
Обязательные и свободные группы
Некоторые группы являются свободными. В них вступают по желанию. Другие имеют обязательный характер. В них участвуют независимо от желания.
Так, появившись на свет, мы не выбираем семью, этническую группу или нацию. Мы входим в них по чисто биологическому принуждению.
Наряду с обязательными группами существуют другие, куда вступают по желанию. Таковы спортивный клуб, культурное общество или социальное объединение.
Формальные и неформальные группы
Формальные группы характеризуются организованной структурой. Речь идет об организации. Социальные отношения здесь носят безличный характер и осуществляются через предварительно распределенные роли.
В формальной группе существуют личные социальные отношения, которые осуществляются в ролях, определяемых внутренней средой. Это значит, что содержание этих ролей — результат взаимодействия внутри группы.
В то время как формальная группа имеет заданную ей структуру, структуру неформальной группы создает она сама.
Робер М.-А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. — М., 1988. — С. 57—61.
Вопросы и задания: 1. Какие виды малых групп называются в данном фрагменте? 2. Какие признаки положены в основу выделения каждой из разновидностей малых групп?3. Приведите собственные примеры пространственных, временных, постоянных, свободных, обязательных, формальных и неформальных групп. 4. Чем, на ваш взгляд, отличаются обязательные и формальные группы; свободные и формальные группы? 5. Составьте систематическую таблицу «Многообразие малых групп», используя при необходимости материал соответствующего параграфа учебника «Введение в обществознание». 6. Участником каких малых групп являетесь вы? Перечислите максимальное количество таких малых групп.
Текст 3. Поведение человека в группе
М.-А. Робер, Ф. Тильман — современные бельгийские психологи
Поведение индивида — это реакция, направленная на изменение ситуации с целью удовлетворения своих потребностей.
Возьмем случай, когда два человека ведут себя в присутствии друг друга таким образом, что их личные цели взаимно достигаются. Их взаимодействие позволяет им уменьшить напряжение и изменить ситуацию, в которой они оба находятся, в направлении, благоприятствующем, возможно, весьма различным стремлениям.
Примеры:
У изобретателя есть идея, но нет денег. Другой человек располагает средствами, но у него нет никакой идеи. Следует отметить, что их потребности, мотивации и цели могут быть совершенно различными. Но на уровне их поведения существует взаимозависимость. Их встреча уменьшает напряжение. Это удачный день для обоих!
Давление и принуждение осуществляются неодинаково по отношению ко всем членам группы. Существуют «конформисты» и «отклоняющиеся».
Эти различия могут быть вызваны рядом факторов личного и культурного порядка.
а) Потребность каждого выделиться. У некоторых членов есть бо́льшая, чем у других, потребность показать себя, противопоставляя другим.
б) Различия в чувствительности к давлению группы связаны со статусом8 в группе. Индивиды, имеющие высокий престиж9, меньше ощущают принуждение группы. Иногда они презрительно относятся к группе.
В организованных группах существуют специальные роли контролеров: полицейский, глава протокольного отдела, классный надзиратель и т. д.
В стихийных группах некоторые индивиды (ими могут быть те, на кого оказывают наиболее сильное давление) спонтанно10 выполняют роль контролера.
Такие роли, связанные с личными чертами, нужны для поддержания безопасности, сохранения группы, ее репутации.
В большинстве групп существует цензор, или хранитель норм.
Робер М.-А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. — М., 1988. — С. 106—118.
Вопросы и задания: 1. Какие движущие мотивы поведения человека в группе называют авторы фрагмента? 2. Какие роли выделяются в группе в зависимости от поведения человека? 3. Какие признаки отличают поведение «конформистов»; «отклоняющихся»? 4. Какое значение для группы имеет роль контролера? В чем эта роль проявляется? 5. В учебнике «Введение в обществознание» даны примеры разных персонажей, играющих те или иные социальные роли. Приведите собственные примеры литературных героев, играющих в малых группах роли «конформистов», «отклоняющихся», «контролеров».
Тема 15. БЕСЦЕННЫЙ ДРУЖЕСКИЙ СОЮЗ
Текст 1. Античный идеал дружбы
И. С. Кон — современный российский ученый, психолог, социолог, философ, академик Российской академии образования
Дружба, по Аристотелю11, величайшая социальная и личная ценность, «самое необходимое для жизни». Действительно, «никто не выберет жизни без друзей (phioli), даже в обмен на все прочие блага».
Дружба, основанная на соображениях пользы или удовольствия, не может быть ни истинной, ни прочной... Это дружба постольку, поскольку, ибо не тем, что он именно таков, каков есть, вызывает дружбу к себе тот, к кому ее питают, но в одном случае тем, что он доставляет какое-нибудь благо, и в другом — из-за удовольствия. Конечно, такие дружбы легко расторгаются, так как стороны непостоянны (в расположении друг к другу). Действительно, когда они больше не находят друг в друге ни удовольствия, ни пользы, они перестают и питать дружбу.
Совершенная же дружба бескорыстна и не знает разграничения... ценностей: «...питая дружбу к другу, питают ее к благу для самих себя, ибо, если добродетельный становится другом, он становится благом для того, кому друг». Соображения пользы, удовольствия, взаимопомощи не имеют в такой дружбе решающего значения, потому что отношение к другу в принципе не отличается от отношения человека к самому себе... Все проявления дружбы из отношения к самому себе распространяются на отношение к другим. И все поговорки в этом согласны, например: «Душа в душу», и «У друзей все общее», и «Уравновешенность — это дружность», и «Своя рубашка ближе к телу» и т. д.
Благодаря этому дружба является также необходимым средством самопознания: «Как при желании увидеть свое лицо мы смотримся в зеркало и видим его, так при желании познать самих себя мы можем познать себя, глядя на друга».
Аристотель. Этика Никомаха // Цит. по: Кон И. С. Дружба: этико-психологический очерк. — М., 1987. — С. 63—64.
Вопросы и задания: 1. Сформулируйте, используя текст фрагмента, признаки идеальной дружбы. 2. Какие черты идеальной дружбы представляются вам недостижимыми? Ответ аргументируйте. 3. Согласны ли вы с заключительным тезисом Аристотеля? 4. В чем высказывание Аристотеля устарело? В чем оно современно?
Текст 2. Сколько друзей необходимо человеку?
Т. Уайлдер — современный английский писатель
У человека должно быть три друга-мужчины старше его, три — примерно его возраста и три — младше. У него должно быть три старших друга-женщины, три — его лет и три — моложе. Этих дважды девять друзей я называю его созвездием... Редко (а может быть, и никогда) все эти восемнадцать вакансий12 бывают заполнены одновременно. Остаются пустые места; у некоторых многие годы — или всю жизнь — бывает лишь один старший или младший друг, а то и ни одного... Конечно, это весьма причудливая теория, не надо принимать ее слишком буквально, но и не стоит отвергать с порога...
Уайлдер Т. Теофил Норт // Иностранная литература. — 1976. — № 8. — С. 111.
Вопросы и задания: 1. Сосчитайте, сколько друзей автора входит в «созвездие». Много это или мало? От чего зависит ответ на предыдущий вопрос? 2. Почему почти никогда все места в «созвездии друзей» не бывают заняты одновременно? Что этому мешает больше всего? 3. С чем вы согласны в теории Уайлерда? С чем готовы поспорить? Какие аргументы вы можете привести в защиту своей точки зрения? 4. Сопоставьте мнение автора данного фрагмента с заключительным абзацем текста 1 в данной теме (мнение Аристотеля). В чем авторы двух текстов расходятся? В чем причина такого расхождения? Чью точку зрения вы поддерживаете и почему? 5. Попытайтесь изобразить свое собственное «созвездие друзей». Представьте, что рядом с ним располагаются «созвездия» друзей дома, друзей ваших родителей и т. п.
Текст 3. А. С. Пушкин о друзьях и дружбе
А. С. Пушкин (1799—1837) — великий русский поэт, мыслитель, родоначальник новой русской литературы
Что дружба? Легкий пыл похмелья,
Обиды вольный разговор,
Обмен тщеславия, безделья
Иль покровительства позор.
«Дружба», 1824
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен,
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина,
И счастие куда б ни повело,
Все те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.
«19 октября», 1825
Цит. по: Пушкин А. С. Соч. В 10 т. — СПб., 1949. — С. 279, 365.
Вопросы и задания: 1. Какие черты дружбы выделяет А. С. Пушкин в стихотворении «Дружба» 1824 года? 2. Сравните два стихотворения А. С. Пушкина о дружбе, сделайте необходимые выводы. Какое эмоциональное отношение к дружбе выражено в каждом из приведенных стихотворений? Какие слова на это указывают? 3. Какие слова в стихах указывают на связь дружбы с общением? 4. Сравните отношение к друзьям-лицеистам, выраженное в стихах А. С. Пушкина, с мнением А. Моруа о школьных друзьях (см. задание 1 к параграфу о дружбе в учебнике «Введение в обществознание»). Какую точку зрения готовы поддержать вы? Аргументируйте свое мнение.
Текст 4. Неписаные правила дружбы
И. С. Кон — современный российский ученый, психолог, социолог, философ, академик Российской академии образования
Обмен
Делиться новостями о своих успехах.
Выказывать эмоциональную поддержку.
Добровольно помогать в случае нужды.
Стараться, чтобы другу было приятно в твоем обществе.
Возвращать долги и оказанные услуги.
Интимность
Уверенность в другом и доверие к нему.
Отношение к третьим лицам
Защищать друга в его отсутствие.
Быть терпимым к остальным его друзьям.
Не критиковать друга публично.
Сохранять доверенные тайны.
Не ревновать и не критиковать прочие личные отношения другого.
Координация
Не быть назойливым, не поучать.
Уважать внутренний мир и автономию друга.
Кон И. С. Дружба: Этико-психологический очерк. — М., 1987. — С. 157—158.
Вопросы и задания: 1. Какие из перечисленных правил дружбы вы разделяете? 2. С какими правилами вы не согласны и почему? 3. Какие правила вы добавили бы к указанному перечню? 4. Обсудите предлагаемые вами дополнения со своим лучшим другом и предложите совместные правила кодекса друзей.
Тема 16. САМОЕ УТРЕННЕЕ ИЗ ЧУВСТВ
Текст 1. Почему человеку необходима любовь
Платон (428 / 427—348 / 347 до н. э.) — древнегреческий философ
...Мне кажется, что люди совершенно не сознают истинной мощи любви, ибо, если бы они сознавали ее, они бы воздвигали ей величайшие храмы и алтари и приносили величайшие жертвы, а меж тем ничего подобного не делается, хотя все это следует делать в первую очередь. Ведь Эрот — самый человеколюбивый бог, он помогает людям и врачует недуги, исцеление от которых было бы для рода человеческого величайшим счастьем. Итак, я попытаюсь объяснить вам его мощь, а уж вы будете учителями других.
Когда-то наша природа была не такой, как теперь, а совсем другой. Прежде всего, люди были трех полов, а не двух, как ныне, — мужского и женского, ибо существовал еще третий пол, который соединял в себе признаки этих обоих
Кроме того, тело у всех было округлое, спина не отличалась от груди, рук было четыре, ног столько же, сколько рук, и у каждого на круглой шее два лица, совершенно одинаковых; голова же у двух этих лиц, глядевших в противоположные стороны, была общая, ушей имелось две пары... Страшные своей силой и мощью, они питали высокие замыслы и посягали даже на власть богов (тогда Зевс придумал, как расправиться с этими существами...).
...Он стал разрезать людей пополам, как разрезают перед засолкой ягоды рябины...
Итак каждый из нас — это только половинка человека, рассеченного на две камбалоподобные части, и потому каждый ищет всегда соответствующую ему половинку.
...Когда кому-либо... случается встретить как раз свою половину, обоих охватывает такое удивительное чувство привязанности, близости и любви, что они поистине не хотят разлучаться даже на короткое время...
Таким образом, любовью называется жажда целостности и стремление к ней. Прежде, повторяю, мы были чем-то единым, а теперь из-за нашей несправедливости мы поселены порознь...
Платон. Пир // Соч. В 3 т. — М., 1970. — Т. 2. — С. 116—120.
Вопросы и задания: 1. В чем, по мнению Платона, проявляется мощь любви? 2. Чем автор фрагмента объясняет происхождение любви? 3. Что Платон называет любовью?4. Вероятно, вам приходилось слышать выражение «платоническая любовь». Каков смысл этого выражения? Имеет ли данное выражение отношение к суждениям, высказанным Платоном в данном фрагменте? Ответ аргументируйте.
Текст 2. Античное различение видов любви
А. Б. Демидов — современный белорусский ученый, философ
Те многообразные значения, которые в русском языке охватываются одним словом «любовь», язык древних греков выражает разными словами: «эрос», «филия», «сторге», «агапэ». В этом есть определенное преимущество; может быть, у древних греков было меньше поводов для недоразумений, чем сегодня у нас, когда кто-то говорит о любви и его с «пониманием» выслушивают, а в конце концов выясняется, что один из собеседников думал при этом о любви к ближнему, а другой об эротике.
Эрос у древних греков главным образом половая, страстная любовь, способная дойти до безумия. (Мифологическим олицетворением эроса является бог Эрот, или Эрос.)
Филия — приязнь к самым разнообразным «вещам». Это и любовь к родителям, к детям, и любовь к родине, и любовь к товарищам (дружба), и эротическая любовь (эрос лишь один из видов филии), и любовь к познанию, и прочее. По сравнению с эросом филия более «мягкое» влечение.
Агапэ еще более «мягкая» любовь, жертвенная и снисходящая к «ближнему». Именно такое понимание любви восхваляло христианство в период заката языческой культуры; у ранних христиан были в обычае «агапы» — братские трапезы.
Сторге — любовь-привязанность, особенно семейная.
В Древней Греции любовь была представлена в образах нескольких мифологических существ, прежде всего Афродиты и Эрота (в Риме соответственно Венеры и Амура).
Демидов А. Б. Феномены человеческого бытия. — М., 1997. — С. 133.
Вопросы и задания: 1. Какими словами греки обозначали понятие «любовь»? 2. Чем вы можете объяснить наличие у древних греков стольких наименований одного чувства? Говорит ли это о любвеобилии древних греков? 3. Что общего у всех перечисленных видов любви? 4. Какое из проявлений любви, признаваемых древними греками, ближе всего по значению к тому чувству, на которое указывает название параграфа учебника? Ответ аргументируйте.
Текст 3. Объекты любви
Э. Фромм (1900—1980) — немецко-американский философ, психолог и психоаналитик, врач
Любовь — это необязательно отношение к определенному человеку; это установка13, ориентация характера, которая задает отношение человека к миру вообще, а не только к одному «объекту» любви. Если человек любит только кого-то одного и безразличен к остальным ближним, его любовь — это не любовь... Большинство людей уверены, что любовь зависит от объекта, а не от собственной способности любить. Они даже убеждены, что раз они не любят никого, кроме «любимого» человека, это доказывает силу их любви. Здесь проявляется заблуждение, о котором уже упоминалось выше, — установка на объект. Это похоже на состояние человека, который хочет рисовать, но вместо того, чтобы учиться живописи, твердит, что он просто должен найти достойную натуру: когда это случится, он будет рисовать великолепно, причем произойдет это само собой. Но если я действительно люблю какого-то человека, я люблю всех людей, я люблю мир, я люблю жизнь. Если я могу сказать кому-то «я люблю тебя», я должен быть способен сказать «я люблю в тебе все», «я люблю благодаря тебе весь мир, я люблю в тебе самого себя».
Мысль, что любовь — это ориентация, которая направлена на все, а не на что-то одно, не основана, однако, на идее, что не существует различия между разными типами любви, зависящими от видов объекта любви.
Фромм Э. Искусство любить: Исследование природы любви. — М., 1990. — С. 62—63.
Вопросы и задания: 1. Что автор данного фрагмента называет объектом любви? 2. Как вы понимаете слова Фромма о том, что любовь зависит от объекта? 3. Чем вы можете объяснить, что многие люди (по мнению Фромма, большинство) связывают любовь с объектом, а не со своей способностью любить? Согласны ли вы с позицией Фромма? Если да, то в чем именно? Что можете аргументированно возразить? 4. Считаете ли вы, что любви достойны все люди; все в людях; весь мир? Ответ аргументируйте.
Текст 4. Детская любовь
Я. Корчак (Генрик Гольдшмидт) (1878—1942) — польский педагог, врач, писатель
Любовь. Ее арендовало искусство, приделало крылья, а поверх них натянуло смирительную рубашку и попеременно преклоняло колени и давало в морду, сажало на трон и велело на перекрестке завлекать прохожих — совершало тысячи нелепостей обожания и посрамления. А лысая наука, нацепив на нос очки, тогда признавала ее достойной внимания, когда могла изучать ее гнойники.
Поэтому мы смеемся, когда шестилетний мальчуган отдает девочке половинку своего пирожного; смеемся, когда девочка вспыхивает в ответ на поклон соученика. Смеемся, подкараулив школьника, когда он любуется «ее» фотографией; смеемся, что кинулась отворить дверь репетитору брата.
Но морщим лоб, когда он и она как-то слишком тихо играют...
Но впадаем в гнев, когда любовь сына или дочки расстраивает наши планы.
Смеемся, ибо далека, хмуримся, ибо приближается, возмущаемся, когда опрокидывает расчеты. Раним детей насмешками и подозрениями, бесчестим чувство, не сулящее нам дохода.
Поэтому дети прячутся, но любят друг друга.
Он любит ее за то, что она не такая маменькина дочка, как все, веселая, не ссорится, носит распущенные волосы, что у нее нет отца, что какая-то такая славная.
Она любит его за то, что он не такой, как все мальчики, не хулиган, за то, что смешной, что у него светятся глаза, красивое имя, что какой-то такой славный.
...Прячутся и любят друг друга.
Корчак Я. Как любить детей // Избранные педагогические сочинения. — Воронеж, 1999. — С. 60—61.
Вопросы: 1. Как вы понимаете слова автора о том, что любовь арендована искусством? 2. Как автор характеризует отношение к любви со стороны науки и искусства? Чем, по вашему мнению, отличается отношение к любви, выраженное искусством и наукой? 3. Как бы вы определили позицию Корчака в вечном споре взрослых о детской любви: «рано-поздно»? Кем вы считаете Корчака — своим сторонником или оппонентом? В чем? 4. Чем, по вашему мнению, вызывается несерьезное отношение взрослых к детской любви?
Тема 17. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В СЕМЬЕ
Текст 1. Семья — естественное общество
Г. Гегель (1770—1831) — немецкий философ
Семья представляет собой естественное общество, члены которого связаны любовью, доверием и естественным повиновением.
Любовь членов семьи друг к другу основывается на том, что одно Я составляет с другим отдельным Я некоторое единство. Они не считают себя отдельными в их отношении друг к другу. Семья — это органическое целое. Ее части — это, собственно говоря, не части, а члены, которые имеют свою субстанцию14 только в этом целом и отдельно от этого целого самостоятельностью не обладают. Доверие, питаемое членами семьи друг к другу, состоит в том, что каждый интересуется не собой, а только целым. Естественное повиновение внутри семьи основывается на том, что в этом целом существует только одна воля, а именно принадлежащая главе семьи. В этом отношении семья составляет только одно лицо...
Семейные отношения суть природное объединение индивидов. Связью этого природного общества служат любовь и доверие.
Гегель Г. Философская пропедевтика // Работы разных лет. — М., 1973. — Т. 2. — С. 67—68.
Вопросы и задания: 1. Опираясь на различные фрагменты данного текста, сформулируйте, что такое семья в понимании Г. Гегеля. 2. Объясните, почему Г. Гегель считает семью естественным обществом. Согласны ли вы с такой оценкой? Ответ аргументируйте. 3. Какие чувства и отношения Гегель считает основой семьи? 4. Как названные во фрагменте чувства и отношения влияют на психологический климат семьи?
Текст 2. Родственные отношения в семье
В. Сатир (1916—1988) — американский психолог, основательница семейного консультирования
Всем известна старая поговорка: «Друзей мы выбираем сами, а вот родственники нам достаются». Свекрови и свекры, тещи и тести, бабушки и дедушки, тети и дяди, племянники и племянницы — люди, с которыми вас связывают юридические или кровные узы. Они существуют в нашей жизни, независимо от того, хотим ли мы этого или нет, образуя часть родственного клана15.
Если вам нравятся ваши свекровь и свекор, теща и тесть, бабушка и дедушка, внуки и внучки, племянники и племянницы, то вы относитесь к ним как к близким людям и общение с ними доставляет вам удовольствие.
Часто бывает, что мы знакомимся с нашими родственниками после того, как слышали о них раньше чье-либо мнение. Нередко случается, что дети слышат, как их родители говорят друг другу: «Твой отец очень скупой». Или: «Твой отец просто тряпка. Он делает все, что требует от него мать». Или: «Твоя мать никогда не посидит с нашими детьми».
Иногда родители дают детям прямые указания, как вести себя с теми или иными членами семьи: «Держи язык за зубами, когда бабушка рядом».
Легко понять, что таким образом они приобретают одностороннее представление о своих родственниках. Еще не познакомившись с ними, дети уже знают о них как о святых, дьяволах, обузе для всей семьи и т. д. Ребенок видит бабушек и дедушек глазами родителей, и это мешает ему самому выработать личное отношение к ним.
Отношения между родственниками строятся очень непросто. В некоторых случаях они превращаются в настоящую войну, в других — родные просто избегают друг друга. Иногда люди пытаются убедить всех в том, что они не вмешиваются во внутрисемейные отношения: «Мне так хочется, чтобы дети чаще общались с бабушкой и дедушкой. Меня не беспокоит, что это не получается. Но у них так тяжело бывать». Или: «Моя мама только портит детей, но я все равно хочу, чтобы они общались с ней». Или: «Мои отец явно предпочитает моего сына и равнодушен к дочери» — и наоборот.
Сатир В. Как строить себя и свою семью. — М., 1992. — С. 157—158, 181—182.
Вопросы и задания: 1. Как люди становятся родственниками? Кто такие теща, зять, свекор, свекровь? 2. Какие выводы следуют из того, что родственников мы не выбираем?3. В каких случаях дети могут получить одностороннее представление о своих родственниках? Как такое одностороннее представление сказывается на семейных отношениях? Ответ поясните примерами. 4. Какой психологический климат выражают следующие реплики, приведенные во фрагменте: «Держи язык за зубами, когда бабушка рядом», «Моя мама только портит детей, но я все равно хочу, чтобы они общались с ней»? Почему вы так полагаете? 5. Какой пример для своей будущей семейной жизни могут получить дети, если в их семьях сложились следующие взаимоотношения: а) неуважение к мягкому и безвольному отцу; б) недоверие к бабушке; в) «невмешательство» в дела родственников?6. Какими чертами должна, по вашему мнению, отличаться оптимальная атмосфера в семье? Ответ аргументируйте. Назовите не менее пяти таких черт.
Текст 3. Давление родителей
Д. Снайдер — популярный американский рок-музыкант
Родители часто видят себя в своих детях. Когда они обижаются и критикуют какие-то твои ошибки или промахи, вполне возможно, что это именно те ошибки и промахи, которые они когда-то делали сами. Родители, которые полагают, что в подростковом возрасте им что-то не удалось — может быть, они не преуспели в спорте, как им хотелось бы, — могут весьма активно препятствовать тебе заниматься именно этой деятельностью, чтобы уберечь тебя от возможного краха. Некоторые родители слишком настойчиво подталкивают своих детей в каком-то определенном направлении, как мой отец, за уши тащивший меня в бейсбол, или же, наоборот, всячески отговаривают и мешают заниматься тем, что тебе нравится. Родители, проявляющие чрезмерную опеку, обычно думают, что всегда лучше уберечь своих чад от огорчений и неприятностей, даже если это означает, что ребенок никогда не сможет реализовать себя, доказать себе свои возможности. Если твои предки относятся к этой категории, тебе придется научиться как можно более эффективно противостоять их давлению.
Это невероятно трудно, но ты должен идти своим путем.
Есть и полная противоположность этой категории родителей — они считают, что их отпрыску открыты все границы. Ты можешь сказать: «Звучит отлично! Где бы подцепить таких предков?»
Хочешь — верь, хочешь — нет, но большинство, имея таких всепозволяющих родителей, очень переживают, полагая, что родители совершенно о них не заботятся, что им безразлична их судьба.
Снайдер Д. Практическая психология для подростков, или Как найти свое место в жизни. — М., 1991. — С. 191.
Вопросы и задания: 1. Какие две категории родителей упоминает автор фрагмента? Чем принципиально отличается отношение каждой из категорий родителей к своим детям?2. Как автор фрагмента объясняет причины непонимания между родителями и детьми? Какому типу психологического климата в семье соответствуют отношения непонимания; отношения вседозволенности? Какие отношения соответствуют умеренному климату? 3. Какие причины чаще всего приводят к тому, что дети в семье бывают недовольны отношениями с родителями? Сравните свое мнение с мнением автора данного фрагмента. Сделайте вывод. 4. Возможно ли оптимальное отношение родителей к успехам своих детей? Сформулируйте основной принцип такого отношения.
Тема 18. ЕЖЕЛИ ВЫ ВЕЖЛИВЫ...
Текст 1. Правы ли японцы?
Д. Ягер — современный исследователь вопросов этикета
Трудно сказать, сколько денег теряется ежегодно и сколько рушится карьер из-за неправильного поведения или невоспитанности. Сознавая, какие выгоды это может принести в будущем, японцы тратят на обучение хорошим манерам и консультации по вопросам этикета сотни миллионов долларов в год...
Какой бы работой вы ни занимались (или собирались заняться), помните об этих шести ключевых правилах этикета.
1. Делать все вовремя.
2. Не болтать лишнего.
3. Быть любезным, доброжелательным и приветливым.
4. Думать о других, а не только о себе.
5. Одеваться как положено.
6. Говорить и писать хорошим языком...
О хороших манерах, как о дипломе, вспоминают, когда их нет. Жизненно необходимо выучиться правилам поведения вообще, а также усвоить специфику правильного поведения в определенных ситуациях, в какой бы отрасли и фирме вы ни работали, какова бы ни была ваша специальность и должность.
Ягер Д. Деловой этикет: Как выжить и преуспеть в мире бизнеса. — М., 1994. — С. 7, 25, 260.
Вопросы и задания: 1. Какая сторона этикета описывается в этом тексте? Что такое, по вашему мнению, деловой этикет? Можно ли объяснить его основные правила, опираясь на характеристики современного этикета, изложенные в параграфе? 2. Как вы понимаете высказывание: «О хороших манерах, как о дипломе, вспоминают, когда их нет»? 3. Какое, согласно тексту, значение придается вопросам этикета в Японии? Можно ли на примере Японии чему-то научиться? Поясните свое мнение.
Текст 2. О речевом этикете
Из пособия современных российских авторов по вопросам речевого общения
Основа культуры общения — соблюдение этических норм речевого поведения (речевого этикета). В этой связи можно говорить о широком и узком понимании речевого этикета. В широком смысле это все правила, регулирующие поведение говорящего и слушающего (мимику, жест, позу, содержание речи, ее тон, выбор выражений). В узком смысле — это собственно речевые правила, которые определяют использование так называемых этикетных формул, то есть слов и выражений, закрепленных за типовыми ситуациями общения: отношение и обращение, приветствие и прощание, извинение и благодарность, просьба и совет, знакомство и приглашение, согласие и отказ, утешение, поздравление и некоторые другие...
Правила речевого поведения сопряжены с общими этическими нормами, в основе которых лежат нравственные понятия и принципы: деликатность, доброта, внимание к окружающим.
Богуславская Н. Е., Купина Н. А. Веселый этикет (развитие коммуникативных способностей ребенка). — Екатеринбург, 1997. — С. 3, 5.
Вопросы и задания: 1. Какова связь между этикетом и нравственностью? При ответе опирайтесь на содержание параграфа учебника и данного текста. 2. Что такое речевой этикет в широком и узком смысле слова? 3. Как вы думаете, почему говорят: «Слово — серебро, а молчание — золото»? Ко всем ли жизненным ситуациям применима эта пословица? Какие другие пословицы и поговорки подчеркивают значение деликатного, тактичного обращения со словом? 4. Проверьте, сколько добрых слов у вас в запасе для: а) приветствия; б) извинения; в) благодарности; г) утешения, выражения сочувствия; д) похвалы, комплиментов. 5. Считаете ли вы важным обогащать свои словарный запас словами и фразами речевого этикета? Ответ аргументируйте.
Текст 3. Основное правило этикета
Из коллективной работы современных российских исследователей проблем общения
Можно, конечно, забыть (если уж так случилось) о той или другой словесной формуле... найдя что-нибудь другое, не менее подходящее. Важно лишь всегда помнить, что сущность и значение этикета определяются внутренней готовностью одного человека помочь другому и тем, что называется деликатностью, тактичностью. Другими словами, умением не навязывать своего общества, оставаясь вежливым; стремлением не мешать другим, оставаясь свободным в совершении собственных действий...
Этикет слова и действия не должен вступать в противоречие со всем внешним видом человека, с его одеждой. Иными словами, этикет полностью не соблюден, если — при всей правильности и вежливости поведения — молодые люди являются в театр в джинсах и пестрых майках. Еще хуже, если в яркой, экстравагантной одежде кто-нибудь присоединится к похоронной процессии...
Вообще, одеваясь (и еще раньше — приобретая одежду), надо иметь в виду, что одежда, походка, манера стоять, сидеть, даже смеяться образуют своеобразную знаковую систему; так или иначе одетый человек о чем-то заявляет, что-то сообщает о себе другим. Например, свадебное платье, праздничный костюм — знаки предстоящего торжества; спортивный костюм, теннисная ракетка в руках «говорят», что человек — спортсмен; небрежная прическа и неопрятные джинсы — о том, что человек пренебрегает эстетическими чувствами других...
Надо серьезно, с умом, относиться к этикету, к умению общаться. Правило довольно просто: то, что может быть неприятно Вам, неприятно и окружающим.
Умеете ли вы общаться? / И. Н. Горелов, В. Ф. Житников, М. В. Зюзько, Л. А. Шкатова. — М., 1991. — С. 110—111.
Вопросы и задания: 1. Чем, по мнению авторов текста, определяется сущность этикета? 2. Найдите в тексте документа слова, поясняющие деликатность, тактичность, этикет слова и действия. 3. Что авторы текста понимают под полным соблюдением этикета? Согласны ли вы с их точкой зрения? Поясните свой ответ. 4. С какой идеей текста учебника перекликается утверждение о том, что «сущность и значение этикета определяются внутренней готовностью одного человека помочь другому»?
Текст 4. Элементы общения
Г. П. Алешина — современный исследователь вопросов культуры общения
Никакие материальные блага не могут сделать человека счастливым. Часто тот, кто окружил себя комфортом, одинок, испытывает чувство усталости и неудовлетворенности жизнью. Только в общении с окружающими людьми человек находит себя. Поэтому вопросы культуры общения, характера и стиля поведения каждого из нас требуют пристального внимания и вдумчивого рассмотрения...
Обратите особое внимание на следующие элементы общения.
Первый из них — взгляд.
Хмурый, настороженный взгляд вызывает недоверие к человеку, отталкивает и пугает. Пристальный, бесцеремонный — тревожит. Иронический, надменный — оскорбляет. Открытый, приветливый взгляд располагает к человеку, настраивает на живое, доверительное общение даже с незнакомыми людьми.
Второй элемент общения — слово.
Мы лениво относимся к нашему языку. Не подбираем нужных, точных слов. Хватаем первое попавшееся и заменяем им множество понятий. Например, слово «нормально». Оно заполнило нашу разговорную речь. На вопрос «Как здоровье?» отвечаем: «Нормально». «Как живешь?» — «Нормально». «Что нового на работе?» — «Нормально». «Как отдохнули в отпуске?» — «Нормально». «Говорят, ты снова женился. Как жена?» — «Нормально». Комментарии, как говорится, излишни.
Третий очень важный элемент общения — интонация.
Она подчас значительнее слова. Интонация бывает посланницей радости и огорчения. Она притягивает и отталкивает. Ободряет и удручает. Обижает и оскорбляет. И она же может вселить надежду, осчастливить, поддержать, ободрить.
И наконец, четвертый элемент общения — жест.
Он, так же как интонация и взгляд, может обидеть, унизить, возмутить и, наоборот, выразить расположение, участие.
Человек, идущий разболтанной походкой, говорящий нарочито громко, размахивающий во время беседы руками, и не подозревает, что вызывает осуждение и неприязнь окружающих. Он далек от дурных помыслов и от желания кого-то обидеть, огорчить. Тем не менее он производит неприятное впечатление.
Алешина Г. П. О вежливости, такте и деликатности... — Л., 1990. — С. 3—4.
Вопросы и задания: 1. О каких составляющих культуры общения говорится в данном тексте? О каких из них вы уже читали ранее? Какие составляющие встретили в этом тексте впервые? 2. Приведите примеры из художественной литературы, современной жизни, личного опыта, иллюстрирующие значение каждой составляющей культуры общения.3. Разделяете ли вы точку зрения автора: «Мы лениво относимся к нашему языку»? Ответ аргументируйте.
Текст 5. Каким быть, когда принимаешь гостей
Из современного научно-познавательного издания
Быть приветливым хозяином — это значит радушно встретить гостя, помочь ему раздеться, пригласить в лучшую комнату, усадить поуютнее, чем-нибудь занять и развлечь его.
Быть внимательным хозяином — это значит видеть всех своих гостей сразу и каждого в отдельности, найти время, чтобы со всеми хоть немного поговорить, а тем, кто стеснителен или впервые в доме, уделить побольше внимания, не случайно внимательный хозяин всегда вызывает взаимное расположение гостей друг к другу.
Быть предупредительным хозяином — это значит заранее подумать не только о том, чем вы угостите своих друзей, но и чем займете их; а кроме того, предупредительный хозяин угадывает желания гостей и выполняет их по возможности, не дожидаясь, чтобы его просили.
Быть щедрым хозяином — это значит не жалеть для гостей книг, марок, игрушек, угощения, а также времени, стараний и усилий, затраченных на то, чтобы принять их хорошо.
Быть бескорыстным хозяином — это значит не требовать благодарности за то, что вы сделали для гостя, не жаловаться на трудности и заботы, связанные с его приходом, не напоминать без конца, как хорошо вы все устроили, и, самое главное, не рассчитывать на ответный прием, угощение и подарки.
Быть тактичным хозяином — это значит не замечать невольных промахов и ошибок гостя, не затевать разговора на неприятную для него тему, не устраивать таких игр и развлечений, где хозяин будет выглядеть молодцом, а гость — неумехой.
И, наконец, быть воспитанным хозяином — это значит выполнять все, о чем написано выше, быть ровным, вежливым и, что бы ни случилось, не показывать гостям плохого настроения и недовольства.
Энциклопедия этикета / Сост. Л. Н. Рукавчук, — СПб., 1996. — С. 120—121.
Вопросы и задания: 1. Каким, согласно требованиям этикета, должен быть хозяин, принимающий гостей? 2. Опираясь на текст, раскройте сущность каждого из названных семи качеств хозяина. 3. Есть ли среди данных определений слова, смысл которых ранее не был вам известен? Если есть, то какие? 4. Какие из известных вам ранее характеристик человека данный текст наполняет новым содержанием? Каким именно?
1 Конъюнктивные — объединяющие.
2 Дизъюнктивные — разделительные.
3 Межличностная роль — степень участия в межличностных отношениях.
4 Иллюзорный — видимый, воображаемый.
5 В. И. Даль определяет грезд как кисть или срослый комок.
6 Феномен — явление.
7 Скауты (от англ. scout — разведчик) — члены молодежной организации.
8 Статус — положение.
9 Престиж — влияние, значимость.
10 Спонтанно — самопроизвольно.
11 Аристотель (384—322 до н. э.) — древнегреческий ученый, философ, ученик Платона, воспитатель А. Македонского, основатель Ликея.
12 Вакансия — свободное, незанятое место.
13 Установка — готовность, предрасположенность.
14 Субстанция — сущность.
15 Клан — род, группа родственников.