Урок по русскому языку в 7 классе
Тема: Полные и краткие страдательные причастия.
Цель урока:
закрепить знания учеников о страдательных причастиях; дать понятие о краткой и полной формах страдательных причастий
Развитие аналитического мышления, овладение приемами учебной деятельности, воли и самостоятельности.
Воспитание любви к русскому языку, привитие интереса к его познанию.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Ход урока
Организационный момент.
Проверка домашнего задания.
Вопросы на усвоение материала.
- Что обозначают действительные причастия?
- Что обозначают страдательные причастия?
- Чем отличаются суффиксы страдательных причастий от суффиксов действительных?
3. Подготовка к изучению новой темы.
(Синтаксический разбор)
Здесь краски не ярки(Слайд)
И звуки не резки.
Здесь медленны реки,
Туманныозеры,
И все ускользает
От беглого взора.
Н.Рыленков
-Назовите главные члены предложения. Чем они выражены?
- Вспомните правило написания н/нн в кратких прилагательных?
- Перестройте полные прилагательные в краткие
( яркие,резкие,медленные,туманные.)
4.Изучение нового материала.
1. Запись и анализ словосочетаний (Слайд)
Выполненная работа – работа выполнена;
открытые магазины-магазины открыты.
-Сравните выделенные слова в СС: на какой вопрос отвечают? какое имеют окончание?к какому разряду относятся эти причастия?
- Сделайте вывод о том, в какой форме употреблены причастия?(Полная и краткая формы)
Работа с учебником с. 45: Прочитайте теоретический материал учебника.
- Какова синтаксическая функция полных и кратких причастий в предложении?
-В чем сходство и различие в изменении полных и кратких страдательных причастий?
5. Физминутка для глаз.
Исходное положение: сидя, закрыть веки, массировать их с помощью легких круговых движений пальца.
Рисуй глазами треугольник
Рисуй глазами треугольник.
Теперь его переверни
Вершиной вниз.
И вновь глазами
ты по периметру веди.
6.Закрепление теоретического материала.
Урок по русскому языку в 7 классе
Тема: Полные и краткие
страдательные причастия. Роль в
предложении полных и кратких
страдательных причастий.
Прочитайте отрывки из поэмы А.Твардовского «Василий Теркин»
1)Укажите в них полные страдательные причастия
2)скажите, от глаголов они образованы
3)назовите соответствующие им краткие причастия
(Слайд)
1.Вдаль на запад-сторона,
Прежде отданная кровью,
Кровью вновь возвращена.
2.Услыхать бы хоть словечко,
Хоть одно, что цел сынок,
Измороженный, простуженный,
Битый, раненый, контуженный,
Но здоровый и живой.
-В каких строчках прочитанных вами отрывков отражен моральные качества солдатскихматерей ?
- Измените данные сочетания по образцу. (Слайд)
Образец: Пройденный боевой путь.-Боевой путь пройден.
Разбитый враг, награжденные орденами бойцы, реставрированные памятники искусства, сэкономленные средства, посеянная рожь, автоматизированные предприятия, рационализированные методы работы.
7. Подведение итогов урока.
- Как образуются краткие причастия?
- Как они изменяются?
- Какими членами предложения бывают?
- Что общего у кратких прилагательных и кратких причастий? В чем отличие?
Объявление оценок за урок.
8. Задание на дом.
Выучить правило, упражнение 104.