Тема: Дифференциация звуков [В]- [Ф].
Цель: учить различать звуки [В]- [Ф] в предложениях на слух и правильно обозначать их на письме.
Задачи:
- развитие слуховой дифференциации звуков;
- развитие фонематического слуха;
- развитие логического мышления,
- развитие внимания, памяти;
Оборудование: карточки с заданиями
Ход занятия
1. Организационный момент .
Логопед: Давайте вспомним звуки [В]- [Ф]
Сходство и различие звуков [В]- [Ф]
Сходство: согласные, твердые
Различие: [В]- звонкий, [Ф] - глухой
Логопед: Я назову вам 5 слов, а вы догадайтесь, какое из них лишнее и почему.
Веня, Влад, Виктор, Весёлкин, Вера.
Возможны 3 варианта ответов:
1. Лишнее слово Весёлкин, потому что это фамилия, а все остальные слова имена.
2. Лишнее слово Вера, это имя девочки, а все остальные слова - имена.
3. Лишнее слово Влад, потому что в этом слове звук [В], а во всех остальных мягкий звук [В`].
Задание №2 Игра "Повтори, не торопись, да смотри не ошибись".
ва-фа-ва
во-во-фо
фу-фу-ву
фы-вы-вы
фэ-вэ-фэ
2. Дифференциация звуков [в] - [ф] в предложениях.
Задание №1 Вставьте пропущенные буквы в и ф.
Работа с предложениями, насыщенными звуками [ф] - [в], индивидуальным карточкам.
..ар..ара ..арит в кастрюле ..асолье.ый суп.
..окусник ..рол при помощи ..олшебного ..онарика пре..ращает ..уражку в ..орону.
..асилиса доста..ала из шка..а сли..о..ую ко..ту, мохеро..ый шар...
Команде ..ёдора ..ручили приз за пер..ое место в соре..но..аниях по ..утболу.
Задание №2 «Ты — учитель». Исправь ошибки у нерадивого ученика, объясни ему, как проверить правописание этих слов.
а) Красив, вежлиф, сливки, коровка, булафка, ловкий, здороф, поливка, Леф, клев, голофа, канафка, клюв, Яков.
б) Телеграв, поплафки, много дров, лавка, писав, готоф, пугофка, жирав, морковка, любовь, ковта, Вячеслав, рукаф, чернослив, деревце.
Развитие фонематического слуха
1. Сколько раз в стихотворении встретился твердый звук В, мягкий?
В — важна и величава.
Очень много нужных слов
От нее берут начало,
Словно реки от ручьев.
2. Сколько раз в стихотворении встретился звук Ф, определите твердый он или мягкий?
Если б Федор иль Федул
Сразу две щеки надул,
Буквы Ф, сомнений нет,
Получился бы портрет.
3. Итог занятия.
Задание №1 Вставьте пропущенные буквы в и ф.
..ар..ара ..арит в кастрюле ..асолье.ый суп.
..окусник при помощи ..олшебного ..онарика пре..ращает ..уражку в ..орону.
..асилиса доста..ала из шка..а сли..о..ую ко..ту, мохеро..ый шар...
Команде ..ёдора ..ручили приз за пер..ое место в соре..но..аниях по ..утболу.
Задание №2 «Ты — учитель». Исправь ошибки у нерадивого ученика, объясни ему, как проверить правописание этих слов.
а) Красив, вежлиф, сливки, коровка, булафка, ловкий, здороф, поливка, Леф, клев, голофа, канафка, клюв, Яков.
б) Телеграв, поплафки, много дров, лавка, писав, готоф, пугофка, жирав, морковка, любовь, ковта, Вячеслав, рукаф, чернослив, деревце.