Методическая разработка «Экскурсия в зимний лес»
Выполнила: учитель начальных классов
Сабигиярова А.А.
2021 год
Тема экскурсии: Экскурсия в зимний лес.
Тип экскурсии: исследовательская.
Цель :
а) познакомить младших школьников с зимними изменениями в природе. б) раскрыть доступные взаимосвязи предметов и явлений в природе. в) формировать практические умения и навыки по измерению температуры воздуха, глубины снежного покрова. - развивающие а) развивать наблюдательность, обогащая личный опыт учащихся конкретными представлениями о зимних изменениях в природе. б) развивать у детей познавательную активность.
а) воспитывать бережное отношение к природе. б) способствовать эстетическому воспитанию, пониманию красоты зимнего пейзажа. ОБОРУДОВАНИЕ:
уличный термометр для измерения температуры воздуха рейка с делениями для измерения глубины снежного покрова лопатка для раскапывания снега корм для птиц
Ход экскурсии.
Подготовка учителя и учеников к экскурсии.
Для подготовки экскурсии определяется место зимнем лесу, (где будет проходить экскурсия), какой наглядный материал смогут собрать учащиеся для использования его на предметных уроках.
До экскурсии в классе проводится вводная беседа по следующим вопросам.
Какой был лес поздней осенью (вспомнить)?
Какие изменения произошли в природе с приходом поздней осени?
Что заметили в лесу на экскурсии?
Назвать деревья, которые сбрасывают листья на зиму, а которые – нет.
Ребята! Сегодня на уроке мы с вами отправимся на экскурсию в лес, а это значит, что каждому из вас необходимо вспомнить правила поведения в природе.
-
Беседа.
-Давайте, ребята ,составим наш маршрут передвижения(Школьный двор — улица Молодежная — улица Чкалова — лес — улица Мажита Гафури — улица Молодежная- школа)
Инструкции:
1.Наблюдения за птицами:
-примерный размер (в сравнении с эталонами – воробей, ворона, курица);
-цвет птицы;
-что ест;
-где сидит;
-чем занята;
-зарисовать следы птицы;
-зарисовать траекторию (путь, линию) полета.
2.Наблюдения за млекопитающими:
-назвать животное;
-чем занято животное;
-зарисовать следы.
3.Изучение снежного покрова: 1. Цвет снега.
2. Определить влажность снега (Для этого почерпните лопатой немного снега, наклоните лопату. Если снег полностью ссыпается с лопаты - он сухой; если на лопате остаются комочки снега - влажный; если с лопаты льется вода, а снег собирается комом - он сырой).
3. Определить твердость снега (Если в снег легко входит вся ладонь - он мягкий, если в снег входит только палец - он твердый, а если в снег входит только острый предмет (лопата, нож) - он жесткий).
4. Глубина снега (С помощью снегомерной рейки (линейки) определить глубину снега на разных участках парка: под деревьями, под кустарниками, на ровной поверхности; почему показатели разные?).
5. Выкопать снежный шурф (яму) до почвы, одну сторону ямы разровнять линейкой вертикально, рассмотреть слои снега.
6. Подсчитать количество слоев снега: белых, серых, черных.
7. Зарисовать слои снега в соответствии с их толщиной.
8. Описать особенности зимней погоды в соответствии со слоями снега (Чистый слой говорит о снегопаде, грязный слой говорит о ясной погоде, которая наблюдалась текущей зимой).
9. Определить температуру снега у поверхности почвы, у поверхности снежного покрова (Почему она разная, почему у поверхности почвы температура выше, какое значение имеет снег в живой природе?)
4.Деревья и кустарники зимой.
1.Зарисовать силуэт дерева, кустарника (не менее 5).
2. Назвать растение.
3. Собрать плоды растений.
Силуэты растений можно не только зарисовать, но и сфотографировать. С каждого дерева или кустарника надо собрать плоды, для этого есть корзинка, в которую будет удобно складывать все, что вы соберете. Это могут быть крылатки клена, ясеня, коробочки жасмина и сирени, могут быть и соплодия – сережки березы, рябины и липы.
У.: Ребята, а теперь выберем 2 человека, которые будут ответственные за оборудование, выданной каждой групп ( выдается термометр, лопатка, снегомерная рейка (линейка).
(двоим выдается корзинка).
У.: А сейчас мы пойдем в лес, где уже ждет нас тетушка зима, и понаблюдаем за природой. Возьмите с собой блокноты, чтобы фиксировать данные. Потом в классе будем делиться полученными знаниями. Мы берем с вами корм для птиц и положим в кормушки, которых сами делали.
Беседа. Почему нужно помочь птицам? Как помочь?
3.Самостоятельная работа учащихся по инструкциям:
М. Самостоятельная работа учащихся по инструкциям.
Учитель следит за дисциплиной и если нужно помогает учащимся. Ученики исследуют природу по инструкции, записывают свои наблюдения.
М. Беседа.
У.: Ребята давайте поделиться своими наблюдениями. Кто готов первыми рассказать нам о природе зимой?
Д.: в лесу мы увидели деревья
и кустарники.
1.Липа - дерево, которое скидывает листву на зиму.
На ветках остаются ягодки. 2.Клен - дерево, которое скидывает листву на зиму.
В зимний период остаются крылатки.
3.Сирень - кустарник, который скидывает листву на зиму. Зимой на ветках остаются плоды – коробочки.(Береза,рябина,калина...)
У.: Спасибо, ребята. А сейчас мы послушаем о наблюдениях за жизнью животных.
Д.: Первым, кто нам встретилась, была собака. Во время наблюдений собаки играли друг с другом.
Птиц мы наблюдали таких:
Синица: размер - с воробья; цвет - спинка черная, брюшко - зеленовато-желтое. В момент наблюдения синичка кушала зернышки. Траектория полета волнообразная угловатая.
Воробей – серо-коричневого цвета. Мы видели несколько воробьев. Они сидели на ветке дерева плотно друг к другу, вероятно грелись. Траектория полета очень похожа на синицу, но у воробья длина волны больше.
Голубь. Размер - похож на ворону, цвет серый, имеют сизую шейку. Во время наблюдений сидели около урны с мусором и клевали хлеб. Траектория полета волнообразная, плавная.
У.: Ну и наконец, послушаем о наблюдениях за снежным покровом.
Д.: Мы изучали снежный покров. Определили, что цвет снега серый. Он влажный, так как на лопате оставались комочки снега. В снег легко входила вся ладонь значит он мягкий. С помощью линейки мы определили глубину снега на разных участках парка: под деревьями – 50 см, под кустарниками – 50 см, на ровной поверхности – 45см. Глубина разная, потому что деревья и кустарники задерживают снег, а на ровной поверхности его выдувает ветер. Мы выкопали снежный шурф до почвы и увидели, что почва покрыта коркой льда, зелёной травы не видно. Мы подсчитали количество слоев: белых – 4, серых - 3, черных – 3. Всего 10 слоев снега. Ещё мы измерили температуру снега у поверхности почвы – 1,5° С и у поверхности снежного покрова – 7° С. Температура у поверхности почвы всегда выше, так как снег сохраняет тепло исходящее от почвы.
5. Подведение итогов.
Молодцы,ребята. Мы сегодня не только наблюдали за природой,но покормили птиц. Отметка и оценка деятельности школьников учителем