СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема экскурсии: Экскурсия в зимний лес.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Тема экскурсии: Экскурсия в зимний лес.»

Методическая разработка «Экскурсия в зимний лес»



















Выполнила: учитель начальных классов

Сабигиярова А.А.







2021 год

Тема экскурсии: Экскурсия в зимний лес.


Тип экскурсии: исследовательская.

  1. Цель :
  • образовательные
  1. а) познакомить младших школьников с зимними изменениями в природе.
  2. б) раскрыть доступные взаимосвязи предметов и явлений в природе.
  3. в) формировать практические умения и навыки по измерению температуры воздуха, глубины снежного покрова.
  4. - развивающие
  5. а) развивать наблюдательность, обогащая личный опыт учащихся
  6. конкретными представлениями о зимних изменениях в природе.
  7. б) развивать у детей познавательную активность.
  • воспитывающие
  1. а) воспитывать бережное отношение к природе.
  2. б) способствовать эстетическому воспитанию, пониманию красоты зимнего пейзажа.
  3. ОБОРУДОВАНИЕ:
  • уличный термометр для измерения температуры воздуха
  • рейка с делениями для измерения глубины снежного покрова
  • лопатка для раскапывания снега
  • корм для птиц




Ход экскурсии.

Подготовка учителя и учеников к экскурсии.

Для подготовки экскурсии определяется место зимнем лесу, (где будет проходить экскурсия), какой наглядный материал смогут собрать учащиеся для использования его на предметных уроках.

До экскурсии в классе проводится вводная беседа по следующим вопросам.

Какой был лес поздней осенью (вспомнить)?

Какие изменения произошли в природе с приходом поздней осени?

Что заметили в лесу на экскурсии?

Назвать деревья, которые сбрасывают листья на зиму, а которые – нет.

  • Ребята! Сегодня на уроке мы с вами отправимся на экскурсию в лес, а это значит, что каждому из вас необходимо вспомнить правила поведения в природе.

-

Беседа.


-Давайте, ребята ,составим наш маршрут передвижения(Школьный двор — улица Молодежная — улица Чкалова — лес — улица Мажита Гафури — улица Молодежная- школа)

Инструкции:

1.Наблюдения за птицами:

-примерный размер (в сравнении с эталонами – воробей, ворона, курица);

-цвет птицы;

-что ест;

-где сидит;

-чем занята;

-зарисовать следы птицы;

-зарисовать траекторию (путь, линию) полета.

2.Наблюдения за млекопитающими:

-назвать животное;

-чем занято животное;

-зарисовать следы.

3.Изучение снежного покрова: 1. Цвет снега.

2. Определить влажность снега (Для этого почерпните лопатой немного снега, наклоните лопату. Если снег полностью ссыпается с лопаты - он сухой; если на лопате остаются комочки снега - влажный; если с лопаты льется вода, а снег собирается комом - он сырой).

3. Определить твердость снега (Если в снег легко входит вся ладонь - он мягкий, если в снег входит только палец - он твердый, а если в снег входит только острый предмет (лопата, нож) - он жесткий).

4. Глубина снега (С помощью снегомерной рейки (линейки) определить глубину снега на разных участках парка: под деревьями, под кустарниками, на ровной поверхности; почему показатели разные?).

5. Выкопать снежный шурф (яму) до почвы, одну сторону ямы разровнять линейкой вертикально, рассмотреть слои снега.

6. Подсчитать количество слоев снега: белых, серых, черных.

7. Зарисовать слои снега в соответствии с их толщиной.

8. Описать особенности зимней погоды в соответствии со слоями снега (Чистый слой говорит о снегопаде, грязный слой говорит о ясной погоде, которая наблюдалась текущей зимой).

9. Определить температуру снега у поверхности почвы, у поверхности снежного покрова (Почему она разная, почему у поверхности почвы температура выше, какое значение имеет снег в живой природе?)


4.Деревья и кустарники зимой.

1.Зарисовать силуэт дерева, кустарника (не менее 5).

2. Назвать растение.

3. Собрать плоды растений.

Силуэты растений можно не только зарисовать, но и сфотографировать. С каждого дерева или кустарника надо собрать плоды, для этого есть корзинка, в которую будет удобно складывать все, что вы соберете. Это могут быть крылатки клена, ясеня, коробочки жасмина и сирени, могут быть и соплодия – сережки березы, рябины и липы.

У.: Ребята, а теперь выберем 2 человека, которые будут ответственные за оборудование, выданной каждой групп ( выдается термометр, лопатка, снегомерная рейка (линейка).

(двоим выдается корзинка).


У.: А сейчас мы пойдем в лес, где уже ждет нас тетушка зима, и понаблюдаем за природой. Возьмите с собой блокноты, чтобы фиксировать данные. Потом в классе будем делиться полученными знаниями. Мы берем с вами корм для птиц и положим в кормушки, которых сами делали.

Беседа. Почему нужно помочь птицам? Как помочь?



3.Самостоятельная работа учащихся по инструкциям:

М. Самостоятельная работа учащихся по инструкциям.

Учитель следит за дисциплиной и если нужно помогает учащимся. Ученики исследуют природу по инструкции, записывают свои наблюдения.

  • Беседа по итогам наблюдений:

М. Беседа.

У.: Ребята давайте поделиться своими наблюдениями. Кто готов первыми рассказать нам о природе зимой?

Д.: в лесу мы увидели деревья

и кустарники.


1.Липа - дерево, которое скидывает листву на зиму.

На ветках остаются ягодки. 2.Клен - дерево, которое скидывает листву на зиму.

В зимний период остаются крылатки.

3.Сирень - кустарник, который скидывает листву на зиму. Зимой на ветках остаются плоды – коробочки.(Береза,рябина,калина...)

У.: Спасибо, ребята. А сейчас мы послушаем о наблюдениях за жизнью животных.

Д.: Первым, кто нам встретилась, была собака. Во время наблюдений собаки играли друг с другом.

Птиц мы наблюдали таких:

Синица: размер - с воробья; цвет - спинка черная, брюшко - зеленовато-желтое. В момент наблюдения синичка кушала зернышки. Траектория полета волнообразная угловатая.

Воробей – серо-коричневого цвета. Мы видели несколько воробьев. Они сидели на ветке дерева плотно друг к другу, вероятно грелись. Траектория полета очень похожа на синицу, но у воробья длина волны больше.

Голубь. Размер - похож на ворону, цвет серый, имеют сизую шейку. Во время наблюдений сидели около урны с мусором и клевали хлеб. Траектория полета волнообразная, плавная.


У.: Ну и наконец, послушаем о наблюдениях за снежным покровом.

Д.: Мы изучали снежный покров. Определили, что цвет снега серый. Он влажный, так как на лопате оставались комочки снега. В снег легко входила вся ладонь значит он мягкий. С помощью линейки мы определили глубину снега на разных участках парка: под деревьями – 50 см, под кустарниками – 50 см, на ровной поверхности – 45см. Глубина разная, потому что деревья и кустарники задерживают снег, а на ровной поверхности его выдувает ветер. Мы выкопали снежный шурф до почвы и увидели, что почва покрыта коркой льда, зелёной травы не видно. Мы подсчитали количество слоев: белых – 4, серых - 3, черных – 3. Всего 10 слоев снега. Ещё мы измерили температуру снега у поверхности почвы – 1,5° С и у поверхности снежного покрова – 7° С. Температура у поверхности почвы всегда выше, так как снег сохраняет тепло исходящее от почвы.

5. Подведение итогов.

Молодцы,ребята. Мы сегодня не только наблюдали за природой,но покормили птиц. Отметка и оценка деятельности школьников учителем