СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 13.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: «Формирование функциональной грамотности младших школьников через проектную деятельность»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад для методического обучения учителей начальных классов.

Просмотр содержимого документа
«Тема: «Формирование функциональной грамотности младших школьников через проектную деятельность»»

МБОУ «СОШ №26» города Оби Новосибирской области.



Доклад



Тема: «Формирование функциональной грамотности младших школьников через проектную деятельность»





















Подготовил учитель начальных классов

Анищенко Марина Ивановна

2021г.

В современной России предъявляются высокие требования к подходам в обучении детей, направленным на повышение качества образования. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования ориентирован на становление личностных характеристик выпускника, который активно и заинтересованно познает мир, осознаёт ценность труда, науки и творчества, образования и самообразования, умеет учиться и способен применять полученные знания на практике. Выпускник школы должен быть готов взаимодействовать с окружающим миром, решать учебные и жизненные задачи, выстраивать социальные отношения в соответствии с правилами сотрудничества, стремиться к образованию и самообразованию, прогнозированию своего будущего. Следовательно, современная система образования ориентирована на развитие функциональной грамотности школьников. Впервые термин «функциональная грамотность» был обозначен ЮНЕСКО в 1965 г., и определялся как международная проблема для развитых стран мира. Согласно А.А. Леонтьеву функциональная грамотность – это «способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач. «Функциональная грамотность сегодня – это базовое образование личности, – поясняет Н.Ф. Виноградова. – Ребенок должен обладать готовностью успешно взаимодействовать в изменяющемся окружающим мире, решать различные (в том числе, нестандартные) учебные и жизненные задачи, строить социальные отношения, давать оценку своей деятельности, стремиться к дальнейшему образованию…» Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идёт интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию.

Так в чём же преимущество метода проекта в развитии функциональной грамотности младших школьников?

Метод проекта даёт возможность организовать учебную деятельность, соблюдая разумный баланс между теорией и практикой; успешно интегрируется в образовательный процесс; обеспечивает не только интеллектуальное, но и нравственное развитие детей, их самостоятельность и активность; позволяет приобретать обучающимися опыт социального взаимодействия, сплачивает детей, развивает основные виды фукциональной грамотности - коммуникативную, информационную, деятельнустную.

Выделяется несколько основных видов функциональной грамотности:

  • коммуникативная грамотность, предполагающая свободное владение всеми видами речевой деятельности; способность адекватно понимать чужую устную и письменную речь; самостоятельно выражать свои мысли в устной и письменной речи, а также компьютерной, которая совмещает признаки устной и письменной форм речи;

  • информационная грамотность - умение осуществлять поиск информации в учебниках и в справочной литературе, извлекать информацию из Интернета и компакт-дисков учебного содержания, а также из других различных источников, перерабатывать и систематизировать информацию и представлять ее разными способами;

  • деятельностная грамотность - это проявление организационных умений и навыков, а именно способности ставить и словесно формулировать цель деятельности, планировать и при необходимости изменять ее, словесно аргументируя эти изменения, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.



В современной России предъявляются высокие требования к подходам в об-

учении детей, направленным на повышение качества образования. Федеральный

государственный образовательный стандарт основного общего образования ориен-

тирован на становление личностных характеристик выпускника, который активно и

заинтересованно познает мир, осознает ценность труда, науки и творчества, образо-

вания и самообразования, умеет учиться и способен применять полученные знания

на практике.

Выпускник школы должен быть готов взаимодействовать с окружающим ми-

ром, решать учебные и жизненные задачи, выстраивать социальные отношения в со-

ответствии с правилами сотрудничества, стремиться к образованию и самообразо-

ванию, к прогнозированию своего будущего. Следовательно, современная система

образования ориентирована на развитие функциональной грамотности школьников.

Впервые термин «функциональная грамотность» был обозначен ЮНЕСКО в

1965 г., и определялся как международная проблема для развитых стран мира. Со-

гласно А.А. Леонтьеву функциональная грамотность – это «способность человека

использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диа-

пазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения

и социальных отношений» (Леонтьев, 1999: 5). «Функционально грамотным, – от-

DOI: 10.17805/trudy.2020.4.8

Научные труды Московского гуманитарного университета

2020 № 4

57

мечают О.П. Чигишева, Е.М. Солтовец, А.В.Бондаренко, – считается тот, кто может

участвовать во всех видах деятельности, в которых грамотность необходима для эф-

фективного функционирования его группы, и которые дают ему также возможность

продолжать пользоваться чтением, письмом и счетом для своего собственного раз-

вития и для развития общества» (Чигишева, 2017: 127).

Э.Г. Азимов и А.Н. Щукин дают следующее определение: функциональная гра-

мотность – это «способность человека вступать в отношения с внешней средой и

максимально быстро адаптироваться и функционировать. В отличие от элементар-

ной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять короткие

тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная

грамотность есть уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное

функционирование личности в социальных отношениях, который считается мини-

мально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкрет-

ной культурной среде» (Азимов, 2009: 342).

«Функциональная грамотность сегодня – это базовое образование личности, –

поясняет Н.Ф. Виноградова. – Ребенок должен обладать готовностью успешно взаи-

модействовать в изменяющемся окружающим мире, решать различные (в том числе,

нестандартные) учебные и жизненные задачи, строить социальные отношения, да-

вать оценку своей деятельности, стремиться к дальнейшему образованию…» (Ви-

ноградоМетодов и способов формирования функциональной грамотности школьников существует много, но проектно- исследовательская деятельность – один из самых эффективных.

Проект – одна из форм исследовательской работы; совокупность приемов, операций, которые помогают овладеть определенной областью практических или теоретических знаний в той или иной деятельности; совокупность документов (расчетов, чертежей, и др.) для создания какого-либо продукта (сооружения, изделия и т.д.) На каждом этапе с 1 по 4 класс, проводится различная работа, позволяющая активизировать проектно-исследовательскую деятельность учащихся  согласно их возрасту.

В 1 классе ведется пропедевтическая работа, в уроки учитель включает задания, направленные на анализ, синтез, классификацию, сравнение, обобщение предметов. Задания могут быть на уроке математики, обучения грамоте, познанию мира, изо. Пропедевтическая работа ведется следующими средствами:

  • проблемным, частично – поисковым, эвристическим обучением;

  • уроком – исследованием.

Вначале постановку проблемы решает сам учитель, поиск решения осуществляют учащиеся по наводящим вопросам, предложения выбирают учащиеся самостоятельно, выводы делают под руководством учителя.

Во втором классе ведётся работа над формированием умений видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определенные понятия, классифицировать наблюдения и навыки проведения эксперимента, делать выводы и умозаключения, структурировать материал. Предлагаются задания и упражнения для развития умения видеть проблемы:

  • продолжи неоконченный рассказ;

  • составь рассказ от имени другого персонажа;

  • опишите один день вашей воображаемой жизни;

  • используя данную концовку, придумай рассказ или сказку;

  • определи, сколько значений у предмета;

В 3 - 4 классе продолжается работа по проведению кратковременных исследований. На уроках используются игровые методы, путешествия, сказочный материал. Предлагаются логические задачи, проводится работа по обучению приемам наблюдения и описания. У учащихся активность выше, а значит больше интересных, неординарных предложений.


В начальной школе можно выделить следующие виды учебных исследований:

-по доминирующей в проекте деятельности: исследовательские, информационные, практико-ориентированные, ролево-игровые, творческие;

по количеству учащихся: индивидуальные, парные, групповые, коллективные;

-по месту проведения: урочные, внеурочные;

-по теме: моно-проекты (в рамках одного учебного предмета), меж предметные, свободные (выходят за рамки школьного обучения); все возможные темы можно условно распределить на три группы: фантастические, экспериментальные, теоретические.

по продолжительности: краткосрочные (1-2 урока), средней продолжительности (до 1 месяца), долгосрочные

У учащихся младшего школьного возраста наглядно-образное мышление, любопытство, интерес к окружающему миру подталкивают учащихся к выбору темы на основе конкретного содержания предмета.

Правила выбора темы проекта

Правило 1. Тема должна быть интересна ребенку. Исследовательская работа эффективна только на добровольной основе. Тема, навязанная ученику, какой бы важной она ни казалась взрослым, не даст должного эффекта.

Правило 2. Тема должна быть выполнима, решение ее должно быть полезно участникам исследования. Натолкнуть ребенка на ту идею, в которой он максимально реализуется как исследователь, раскроет лучшие стороны своего интеллекта, получит новые полезные знания, умения и навыки, – сложная, но необходимая задача для работы учителя. Надо подвести ребенка к такой проблеме, выбор которой он считал бы своим решением.

Правило 3. Учитывая интересы детей, старайтесь держаться ближе к той сфере, в которой сами лучше всего разбираетесь, в которой чувствуете себя сильным. Увлечь другого может лишь тот, кто увлечен сам.

Правило 4. Тема должна быть оригинальной, с элементами неожиданности, необычности. Оригинальность следует понимать, как способность нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления.

Правило 5. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. Способность долго концентрировать собственное внимание на одном объекте, т. е. долговременно, целеустремленно работать в одном направлении, у младшего школьника ограничена.

Длительность выполнения учебного проекта или исследования в 1-2 классе целесообразно ограничить 1-2 неделями. Важно, чтобы проекты не были долгосрочными, так как сложно длительное время удержать интерес к проекту. В 3- 4 классе их продолжительность можно увеличить от 1 до 2 месяцев.

Правило 6. Тема должна быть доступной. Она должна соответствовать возрастным особенностям детей. Это касается не только выбора темы исследования, но и формулировки и отбора материала для ее решения. Одна и та же проблема может решаться разными возрастными группами на различных этапах обучения.

Правило 7. Сочетание желаний и возможностей. Выбирая тему, педагог должен учесть наличие требуемых средств и материалов – исследовательской базы. Ее отсутствие, невозможность собрать необходимые данные обычно приводят к поверхностному решению, порождают "пустословие". Это мешает развитию критического мышления, основанного на доказательном исследовании и надежных знаниях.

Правило 8. С выбором темы не стоит затягивать. Большинство учащихся начальной школы не имеют постоянных пристрастий, их интересы ситуативные. Поэтому, выбирая тему, действовать следует быстро, пока интерес не угас.

Любой проект состоит из нескольких этапов.

  • Выбор темы.

  • Постановка цели и задач.

  • Гипотеза исследования.

  • Организация исследования.

  • Подготовка к защите и защита работы.

  • Рефлексия

Пропуск даже одного из этих этапов снижает эффективность работы над проектом.

Стадии работы над проектом - это — это «пять П»: Проблема — Проектирование (планирование) —-Поиск информации — Продукт — Презентация. Шестое «П» проекта — его Портфолио, - папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, черновики, планы, отчеты, результаты исследований и анализа, схемы, рисунки, фотографии, электронный вариант учебного проекта для презентации.

В начальной школе можно выделить следующие виды проектов:

 В соответствии с доминирующим методом, лежащим в основе выполнения проекта, различают:

-исследовательские   проекты,

-творческие,

-приключенческо-игровые,

-информационные,

-практико- ориентированные проекты.

Исследовательские проекты имеют чёткую продуманную структуру, которая практически совпадает со структурой реального научного исследования: актуальность темы; проблема, предмет и объект исследования; цель, гипотеза и вытекающие из них задачи исследования; методы исследования: наблюдение, опыты, эксперименты, обсуждение результатов, выводы и рекомендации.  Исследовательские проекты -  одна из наиболее распространенных форм данного вида деятельности. Это  практические  и  лабораторные работы, доклады,  выступления,  дневники наблюдения  и  т.д.
 Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры  совместной деятельности  учащихся  -  она только намечается  и  далее  развивается  в соответствии  с  требованиями  к  форме  и  жанру конечного  результата.  Это может быть   газета, сценарий праздника, театрализации, видеофильм, плакат, школьный журнал интересных дел и т.д. Творческий проект предполагает максимально свободный авторский подход в решении проблемы.

 Приключенческо-игровые проекты требуют большой подготовительной работы.  Принятие решения осуществляется в игровой ситуации.

 Ролево-игровые проекты – это литературные, ролевые игры и др. Участвуя в нём , дети берут себе роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев с целью воссоздания различных социальных или деловых отношений через игровые ситуации.
 Информационные проекты  направлены на сбор информации  о  каком-либо объекте, явлении, на ознакомление участников проекта с этой информацией,  ее  анализ и обобщение фактов (статья в СМИ, информация в сети Интернет). Такие проекты часто интегрируются в исследовательские проекты и становятся их органичной частью.
 Практико-ориентированные проекты  отличает  четко обозначенный  с  самого начала  характер  результата деятельности  его участников.  Этот результат обязательно должен быть ориентирован на социальные интересы самих участников. Этот проект требует четко продуманной структуры, которая может быть представлена в виде сценария, определения функций каждого ученика и участия каждого из них в оформлении конечного результата.  Целесообразно проводить поэтапные обсуждения, позволяющие координировать совместную деятельность участников.

     Методы исследования и проектов предоставляют ребенку уникальную возможность реализовать свои фантазии и соединить их с мечтой о взрослости.  Идет реальная игра, в которой главным условием является необходимость перевоплощения во взрослого человека для реализации детских задумок (как взрослый, ребенок планирует работу, выполняет ее, доказывает ее правильность и нужность, но в основе лежит детская тема).  Педагог выступает в роли скрытого или явного координатора деятельности ребенка.

 Моно-проекты– реализуются, как правило, в рамках одного учебного предмета, т.е. выполняется на материале конкретного предмета.
Разумеется, работа над моно-проектами не исключает применение знаний из других областей для решения той или иной проблемы. Но сама проблема лежит в русле содержания конкретной предметной области или области деятельности человека. Интеграция - на этапе подготовки продукта к презентации: например, компьютерная верста продукта проектной деятельности. Могут проводиться в рамках классно-урочной системы.
Меж предметный (интегрированный) – это проект, интегрирующий смежную тематику нескольких предметов, выполняется в основном во внеурочное время под руководством нескольких специалистов в различных областях знаний. Это могут быть небольшие проекты, затрагивающие две-три предметные области, а могут быть достаточно объемные, продолжительные. Разделы (темы) программ по разным учебным предметам группируются вокруг проекта. Интегрированный проект предоставляет возможность использования знаний в различных сочетаниях, стирает границы между школьными дисциплинами; сближает применение школьных знаний с реальными жизненными ситуациями.
  Работать над проектом  или  исследованием способны  дети  разного уровня  подготовленности или развития  интеллекта.  Кому-то по силам реализация индивидуального проекта, а кто-то прекрасно сумеет раскрыть свои таланты в групповом проекте.  Главное -  помочь ребенку поверить в свои силы. Использование методов проектов предполагает отход от авторитарного стиля обучения, но вместе с тем предусматривает хорошо продуманное, обоснованное сочетание методов, форм и средств обучения.

     Работа над проектами и детскими исследованиями достаточно сложная, поэтому необходимо готовить учеников младших классов постепенно.


Использую метод проектов при обобщении и закреплении материала на всех предметах учебной деятельности. На уроке русского языка ребята выполняли проекты на тему: «Использование глаголов второго лица в пословицах и поговорках», «Словарь синонимов», «Словарь антонимов» «Имена прилагательные в загадках», «Зимняя страничка» и т.д. Продуктом проекта были книжка - раскладушка, реферат, плакат, сценка, презентация. В рамках обмена опытом проводила открытые уроки с применением проектной технологии. На уроках математики ребята выполняли проекты: «Числа в загадках, пословицах и поговорках», «Математика вокруг нас. «Узоры и орнаменты на посуде», «Задачи и расчёты» и т.д. По окружающему миру: «Красная книга», «Как не гордиться мне о Родина моя!», «Города России», «Страны мира», «Защити свою планету» и т. д. На литературном чтении: «О чём может рассказать школьная библиотека?», «Праздник поэзии», «Детский журнал «Мурзилка»». Продуктом проекта были: праздник поэзии, выставка рисунков, макет, плакат, мультимедийные презентации, рефераты, фотовыставка, коллаж. На всех этапах работы над проектом я выступаю как помощник, направляю деятельность учащихся:

- консультирую по разным вопросам;

-  моделирую различные ситуации;

- создаю ситуацию выбора и свободы самоопределения;

- провоцирую вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности;

- наблюдаю, какой психолого-педагогический эффект имеет проект – формирование личностных качеств, рефлексии, самооценки, умения делать



Роль ученика при выполнении проекта изменяется в зависимости от этапов работы:

- выбирает (принимает решения). Выбор должен закрепиться в сознании

ученика как процесс принятия на себя ответственности;

- участвует в командной работе;

- оценивает информацию участников проекта, предложенные идеи с позиций ее полезности для проекта. В то же время он оценивает продукт своей деятельности и себя в процессе этой деятельности.

Проекты предполагают активизацию учащихся: они должны писать, вырезать, наклеивать, работать со справочниками, разговаривать с другими людьми, искать фотографии, рисовать рисунки, оформлять свои работы на компьютере и др.

Приступая к проектированию, учитываю, что большинство детей еще не имеют постоянных увлечений. Поэтому, если тема уже выбрана, приступаем к ее выполнению немедленно, пока не угас интерес. Затягивание времени может привести к потере мотивации к работе, незаконченному проекту. Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения и является стимулом, вдохновляющим ученика на выполнение других, более сложных и самостоятельных проектов. Мои ученики выполняют разные типы проектов: творческие, информационные, практико- ориентированные, мотивационные.

Темы проектов связаны с предметным содержанием, поскольку наглядно-образное мышление, характерное для данного возраста, любопытство, интерес к окружающему миру подталкивают учащихся к выбору темы на основе конкретного содержания предмета, а не на основе анализа своего опыта и своих проблем. Любой проект должен заканчиваться созданием продукта, который обязательно должен планироваться. Проектная деятельность является альтернативой ведущей в данном возрасте игровой деятельности. Организация проектной деятельности позволяет, таким образом, создать ситуацию, в которой дети учатся делать выбор и нести ответственность. Одно из достоинств технологии проектной деятельности в том, что каждому учащемуся обеспечивается признание важности и необходимости в коллективе. Он видит результаты коллективных усилий группы. В ходе реализации проекта у учащихся развивается самостоятельность, активность, ответственность, чувство доверия друг к другу, интерес к познанию.

Проектно-исследовательское обучение является одной из наиболее активных форм обучения. Значительно оживляя процесс восприятия нового через сознательную деятельность учащихся, через обучение в действии. А полученные в деятельности знания остаются прочными и долговременными. Универсальность проектного метода позволяет применять его и при работе с младшими школьниками, и на любых этапах обучения, и при изучении материала различной степени сложности. Этот метод применим к системам знаний всех без исключения учебных дисциплин. Метод проектов по своей сущности нацелен на формирование способностей, обладая которыми, выпускник школы оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах. Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной, причем социально-значимой проблемы. Планирование действий по разрешению проблемы всегда начинается с проектирования самого проекта, с определения вида продукта и формы презентации. Наиболее важной частью плана является пошаговая разработка проекта, в которой приводится перечень конкретных действий с указанием результатов, сроков и ответственных. Исследовательская работа учащихся является обязательным условием каждого проекта. Работа над исследовательским проектом позволит учащимся получить практический опыт в планировании, формулировании научной проблемы, гипотезы, разработке эксперимента, сборе и обработке данных, презентации полученных результатов, что несомненно понадобиться им в продолжении образования и в процессе профессиональной деятельности.

Единой точки зрения на то, каким должен быть проект – индивидуальным или групповым, не существует. Одни допускают только индивидуальные проекты, другие считают, что эффективны лишь групповые проекты. Цель любого проекта – формирование различных ключевых компетенций: рефлексивные умения; поисковые (исследовательские) умения; умения и навыки работы в сотрудничестве; менеджерские умения и навыки; коммуникативные умения; презентационные умения и навыки. Рассматривая преимущества индивидуальных и групповых проектов, можно сказать, что этой цели отвечают и индивидуальные проекты и групповые.

Преимущества индивидуальных проектов:

–  план работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной точностью.

–  у учащегося формируется чувство ответственности, поскольку выполнение проекта зависит только от него.

– учащийся приобретает опыт на всех этапах выполнения проекта: от замысла до итоговой рефлексии.

– у учащегося формируются важнейшие навыки: исследовательские, презентационные, оценочные.

Преимущества групповых проектов.

– формируются коммуникативные навыки;

– каждый учащийся имеет возможность на определенном этапе проявиться как лидер.

– возможность рассмотрения большего количества идей, гипотез, точек зрения и различных путей решения проблемы;

– элемент соревнования повышает мотивацию участников и положительно влияет на качество выполнения проекта.

Проект – это метод обучения, который может быть использован в изучении любого предмета, может применяться на уроках и во внеклассной работе. Он ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален. Проект формирует невероятно большое количество умений и навыков и, поэтому, он эффективен. Проектная деятельность формирует функциональную грамотность учащихся, дает столь необходимый школьникам опыт деятельности, и поэтому он незаменим.



Использованная литература

Для цитирования:

Корнилова Т.В. Исследовательская деятельность школьников как способ формирова-

ния функциональной грамотности // Научные труды Московского гуманитарного универ-

ситета. 2020. №4. С. 56–63. DOI: https://www.doi.org/10.17805/trudy.2020.4.8

Для цитирования:

Корнилова Т.В. Исследовательская деятельность школьников как способ формирова-

ния функциональной грамотности // Научные труды Московского гуманитарного универ-

ситета. 2020. №4. С. 56–63. DOI: https://www.doi.org/10.17805/trudy.2020.4.8

Для цитирования:

Корнилова Т.В. Исследовательская деятельность школьников как способ формирова-

ния функциональной грамотности // Научные труды Московского гуманитарного универ-

ситета. 2020. №4. С. 56–63. DOI: https://www.doi.org/10.17805/trudy.2020.4.8

цитирования:

Корнилова Т.В. Исследовательская деятельность школьников как способ формирова-

ния функциональной грамотности // Научные труды Московского гуманитарного универ-

ситета. 2020. №4. С. 56–63. DOI: https://www.doi.org/10.17805/trudy.2020.4.8

Использованная литература

  1. Базисный образовательный план первой ступени общего образования.

  2. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. //журнал “Начальная школа”, № 9, 2005.

  3. Брдовская З.В. Организация проектной деятельности в системе работы учителя начальных классов. // Сборник. Как организовать проектную деятельность младших школьников// Новосибирск, НИПК и ПРО, 2006.

  4. Беседы с учителем. Методика обучения. 1класс, под редакцией Л,Е,Журовой // “Вентана-Граф”, 2004.

  5. . Корнилова Т.В. Исследовательская деятельность школьников как способ формирования функциональной грамотности // Научные труды Московского гуманитарного университета. 2020. №4. С. 56–63. DOI: https://www.doi.org/10.17805/trudy.2020.4


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!