СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: "Корень слова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Родственные слова. Корень слова.

Обобщение урока: слова, имеющие общую часть и близкие по значению – родственные слова. Общая часть родственных слов наз. Корнем. Модель корня. Родственные слова следует отличать от форм одного и тоже слова.

Цель урока: научить выделять и характеризовать корень как главную, обязательную часть слова; познакомить  с понятиями «корень слова», «однокоренные слова», «родственные слова»; наблюдать за группами родственных слов и формами одного и того же слова.

Материалы к уроку: рабочие листы, словообразовате6льные словари русского языка, компьютерная презентация.

Просмотр содержимого документа
«Тема: "Корень слова"»

Муниципальное казенное образовательное учреждение

« Ургубамахинская СОШ»

МО «Акушинский район»





ПЛАН-КОНСПЕКТ
УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 4 КЛ.

НА ТЕМУ:

«Родственные слова.
Корень слова.
»





Составила- Магомедова Муслимат Абдулаевна учитель нач. классов















Акуша 2020

Класс: 2 класс

Тип урока: урок-исследование

УМК: Школа России



Тема: Родственные слова. Корень слова.

Обобщение урока: слова, имеющие общую часть и близкие по значению – родственные слова. Общая часть родственных слов наз. Корнем. Модель корня. Родственные слова следует отличать от форм одного и тоже слова.

Цель урока: научить выделять и характеризовать корень как главную, обязательную часть слова; познакомить с понятиями «корень слова», «однокоренные слова», «родственные слова»; наблюдать за группами родственных слов и формами одного и того же слова.

Материалы к уроку: рабочие листы, словообразовате6льные словари русского языка, компьютерная презентация.

Планируемые результаты:

Обучающиеся учатся:

- различать понятия «форма слова» и «родственные слова» (познавательные УУД);

Определять по существенным признакам принадлежность слов к той или иной группе (познавательные УУД);

-анализировать, классифицировать, структурировать материал и находить факты, доказывающие выдвинутые предположения, оценивать свою деятельность, полученные результаты и применять их к новой ситуации (познавательные, коммуникативные, регулятивные, личностные и предметные УУД).

Умения, характеризующие достижения этих результатов:

- находить в тексте формы слова и родственные слова;

- распознавать по существенным признакам родственные слова и формы одного и того же слова;

- давать определения понятиям;

- сравнивать собственные выводы с правилами в учебнике, текстом из словаря; оценивать правильность выполнения задания.

Ход урока (индуктивный способ исследования)

  1. Мотивация.

Для создания мотивации учитель может использовать прием «выполнимое/невыполнимое действие». Детям предлагается для классификации слова, которые являются формами одного и того же слова и родственными словами:

Дом, о доме. домА, домище, домашний, домик, дому, дом, домиком

Учитель: Прочитайте слова. На какие группы можно их разделить?

Ученики. Среди их предложенных вариантов ответов может прозвучать вариант деления на формы слова и родственные слова, или учитель сам варианты классификацииозвучивает: По какому признаку составлены столбики слов?(форма слова и родственные слова с общей частью «дом») Что общего в словах каждого столбика? Как отличить родственные слова от форм одного и того же слова? По каким признакам вы можете выделить родственные слова? (запись гипотез детей на облачках)

Учитель: Правильно ли мы разбили слов а на группы? Что необходимо знать, чтобы проверить это? Достаточно ли одного примера со словом «дом»?, чтобы сформулировать правило?

Формулирование цели исследования: выяснить, как отличить родственные слова от форм одного и того же слова; найти факты , подтверждающие выдвинутые гипотезы.



  1. Исследование в группах.

Физкультминутка.

Для работы в группах детям понадобятся разные группы родственных слов, рабочий лист, словари (или статьи из словаря, выбранные учителем для каждой группы)



Рабочий лист для групп (1-4)

  1. Прочитай слова. Найди родственные. Докажи правилом. Выдели лишнее слово.

  2. Объясни значение слова. Выдели общую часть. Докажи, что это родственные слова.

  3. Проверь словарем.

Слова для групп:

1 группа: курица, куриный, петух, курочка курятник.

2 группа: гусыня,гусь, гусеница, гусиный, гусята.

3 группа: корова, коровушка, корову, коровник.

4 группа: рис, рисовать, рисунок, зарисовка, рисование.



Рабочий лист для группы №5

  1. Прочитай слова: рисунок, рисунка, рисунком, по рисунку, рисовать.

  2. Выделите лишнее слово

  3. Объясните значение каждого слова. Что вы заметили?

  4. Проверьте информацию по словарю.



  1. Обмен информацией.

Физкультминутка

Учитель:. Удалось ли вам найти родственные слова? Что вы делали, чтобы правильно их выделить?Каждая группа представляет свой перечень родственных слов и доказательства выбора по признакам; какое лишнее слово и почему. Далее формулируется вывод о том, какие слова называют родственными. Группа работает, используя рабочий лист.

Учитель: группа №5 работала над понятием «форма слова». Эти слова родственные или это форма одного и того же слова? Почему, докажите. (изменялось одно и то же слово, значение слова оставалось одинаковым)

  1. Обобщение. Подведение итогов.

Учитель: Какие слова называются родственными? Ученики формулируют определение, в котором фиксируются два основных признака родственных слов: общая часть и близость значения. Как проверить правильность вашего определения?

Ученики: Слова, близкие по значению и имеющие общую часть (корень слова) называются однокоренными родственными. Корень - -главная часть слова. В корне содержится основное значение слова. Корень обозначается дугой. Форма слова – это изменение одного и того же слова (приводят примеры: родственные слова и изменение формы

одного и того же слова)

Учитель: какое новое понятие вы узнали?

Ученики: корень и выделение корня моделью (дугой)

  1. Подведение итогов.

Учитель обращает внимание на классификацию слов, сделанную в начале урока.

Учитель: правильно ли мы разбили слова на группы? Какие гипотезы подтвердились? Почему? Учитель зачитывает гипотезы, дети оценивают их правильность.

  1. Применение.

На этом этапе можно организовать работу в парах.

На основе презентации «Памятники истории и культуры Дагестана» учитель организует работу над значением слов «дом» и поселением людей в древнем Дагестане. Памятники истории и архитектурыявляются выдающимися образцами мировой строительной техники: крепостные стены города, башни, бастионы, квартальные мечети, старинные кварталы. цитадель Нарын-Кала, селение – крепость "Калакорейш."











Составьте пары однокоренныхслов и формы одного и того же слова: стена, город, трава, поле, горы.Докажите.

Составьте предложение или текс об исторических местах Республики Дагестан.с опорой на презентацию.

Домашнее задание: (базовый) выполнить упражнение №26 по теме урока; (повышенный уровень) составить сказкупо теме урока, в тексте которой будут однокоренные слова и формы одного и того же слова; составить таблицу однокоренных слов.

  1. Рефлексия

Учитель: оцените свою деятельность и заполните таблицу.



Название действий

Да

Нет

1

Я доказал истинность гипотезы.



2

Я использовал правило для доказательства признаков родственных слов



3

Мне понятно что такое форма слова и термин «родственные слова».



4

Я пользовался словарем.