Методическая разработка урока по русскому языку для 5 класса по учебнику Ладыженской Т.А. по теме:
«Тема, основная мысль и структура текста»
Разработала учитель русского языка и литературы высшей категории МКОУ Воронцовская СОШ Костырина Л.А.
Цель урока
Предметная
Обобщение и расширение знаний обучающихся о тексте
Метапредметные задачи
Развитие универсальных учебных действий обучающихся:
Познавательных
Общеучебных:
1. Ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблемы
2. Искать и выделять необходимую информацию
Логических:
3. Устанавливать причинно-следственные связи
4. Строить текст.
Личностных
1. Уметь слушать и вступать в диалог
2. Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в устной речи, конструируя предложение в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами и выстраивая текст
Коммуникативных
1.Проявлять любознательность при получении знаний
2.Проявлять чувство взаимоуважения, взаимовыручки.
Регулятивных
1. Определять цель урока на основе соотнесения того, что уже "мне известно и что ещё не известно, но предстоит узнать"
2. Оценивать - осознавать качество и уровень усвоения нового знания
3. Регулировать мобилизацию своих усилий и энергии для достижения цели
Предметные задачи
Образовательные:
конкретизация полученных знаний о тексте;
закрепление умения распознавать текст и строить текст в соответствии с заданной темой;
обогащение речи обучающихся
Развивающие:
Развитие мышления (логического, критического),внимания, памяти.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, презентация к уроку, учебник для общеобразовательных учреждений автора Ладыженской Т.А., два отпечатанных текста на столе у каждого ученика.
Этап урока.
Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Пусть наша совместная работа на уроке будет успешной и порадует всех нас. Записываем в тетради
число
классная работа
2.Актуализация опорных знаний путем постановки проблемного вопроса:
Текст высвечивается на экране.
Через поляны, через душистый сосновый бор и весёлые берёзовые перелески вьётся лесная тропинка.
Весною и летом мы ходим гулять по этой любимой тропинке.
Гуляя по лесу, мы слышим и видим, как живут звери и птицы, растут деревья и меняются времена года.
Много чудес раскрыла перед нами любимая тропинка.
Что такое текст? (Эти предложения, связанные по смыслу и с помощью языковых средств).
Можно ли озаглавить данный текст?(Озаглавить можно «Тропинка»)
Что же отражается в заглавии? (В заглавии отражается тема текста)
А какова основная мысль данного текста?( Много чудес раскрыла перед нами любимая тропинка –в этом предложении отражена основная мысль данного текста )
3.Определение темы урока детьми
Как вы думаете, какова же будет тема нашего сегодняшнего урока?
( «Тема,основная мысль и структура текста»)
4. Работа с учебником (открытие новых знаний)
Работа с текстом , который заранее отпечатан и у ребят есть на столе.
Перепишите текст , раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Книги Пушкин любил с детства. Мальчиком он пров..дил бессо(н, нн) ые ночи, тайком заб..раясь в к..бинет отца, и «пожирал» все книги, поп..давшиеся ему под руку. Обл..дая вел..колепной пам..тью, Пушкин уже в один..адцать лет отлично знал француз..кую греческую литературу. Начитанностью он поражал своих сверс..ников в Лицее. Когда поэт нах..дился в ссылк.., друз..я слали и слали ему книги в ответ на его настойч..вые прос..бы об этом. После дуэл.., страдая от смертельной раны, Пушкин не забыл о книгах. Он пр..стился с женой с детьми простился с друзьями. Потом окинул уг..сающим взглядом книжные полки и тихо промолвил Пр..щайте друзья!
2. Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы: (2) – морфемный и словообразовательный разборы слова; (3) – морфологический разбор слова; (4) – синтаксический разбор предложения.
Какие четкие границы имеет текст?( Текст имеет начало и конец).
Как разделен данный текст?( Данный текст разделен на абзацы)
Что содержит каждый абзац?( Каждый абзац содержит микротему)
Что такое микротема? Что такое тема текста? Чем тема отличается от основной мысли текста? Как определить основную мысль текста?
5. Слушаем ответы учащихся, комментируем, дополняем.
6. Работа в паре.
На ваших столах тексты. Прочтите.
Я люблю свою лошадку. Причешу ей шерстку гладко. Конь бьется, вырваться хочет, но парень схитрил – привязал конец аркана к дереву и стал сматывать веревку. Монголо-татары были кочевниками. Они перемещались верхом по степям Центральной Азии. Мотает, мотает все короче и короче, конь совсем из сил выбился. Гребешком приглажу хвостик и верхом поеду в гости. А конь этот оказался не простым. Монгольская знать владела огромными табунами лошадей, стадами верблюдов и овец. Пасли эти стада простые кочевники. Да и парень тоже не промах – еще крепче веревку натянул.
- Докажите, что прочитанное можно назвать текстом? (текстом назвать нельзя, т.к. нет смысловой связи)
РАБОТА В ПАРЕ.
- Попробуйте вычленить из данного отрывка 3 текста, обратите внимание на лексику, грамматические формы слов, смысл. Для удобства подчеркивайте строки текста карандашами разных цветов. Можно эту работу делать в паре.
(Я люблю свою лошадку. Причешу ей шерстку гладко. Гребешком приглажу хвостик и верхом поеду в гости. Конь бьется, вырваться хочет, но парень схитрил – привязал конец аркана к дереву и стал сматывать веревку. Мотает, мотает все короче и короче, конь совсем из сил выбился.. А конь этот оказался не простым.
Монголо-татары были кочевниками. Они перемещались верхом по степям Центральной Азии. Монгольская знать владела огромными табунами лошадей, стадами верблюдов и овец. Пасли эти стада простые кочевники.)
А теперь перейдем к нашему тексту.
Сколько абзацев в тексте? Можем ли мы его назвать текстом?
- Сделайте вывод, какими признаками должен обладать текст. (Должно быть тематическое, смысловое единство. Предложения должны быть связаны не только по смыслу, но и грамматически. Должно быть стилистическое единство.)
7.Физкультминутка:
Дружно встали. Раз! Два! Три!
Мы теперь — богатыри!
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
8.Самостоятельная работа с самопроверкой и взаимопроверкой.
Оценки за работу над текстом о Пушкине. Переписывают, вставляют орфограммы, делают обозначенные в тексте разборы.
9. Домашнее задание: Упр. 45 и 44 . Записать тексты и определить тему и основную мысль.
10. Рефлексия.
В конце урока дать ребятам небольшую анкету, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку. Некоторые пункты можно варьировать, дополнять, это зависит от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить учащихся аргументировать свой ответ.
1.На уроке я работал 2.Своей работой на уроке я 3.Урок для меня показался 4.За урок я 5.Мое настроение | активно / пассивно доволен / не доволен коротким / длинным не устал / устал стало лучше / стало хуже |