1. Организационный момент. | - Здравствуйте, ребята. Сегодня урок русского языка проведу у вас я. Зовут меня Надия Фардиновна. Давайте вспомним некоторые правила вежливости на уроке: 1. На уроке будь старательным, Будь спокойным и внимательным. 2. Всё пиши, не отставая, Слушай, не перебивая. 3. Говорите чётко, внятно, Чтобы было всё понятно. 4. Если хочешь отвечать Надо руку поднимать. В стране родного языка Не всё известно нам пока, Но путешествовать начнём И сами до всего дойдём. - Проверьте свою готовность к уроку. Садитесь. | Дети приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку. | Регулятивные: волевая саморегуляция; Личностные: смыслообразование; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с преподавателем и со сверстниками. |
2. Минутка чистописания. | - Ребята, чтобы в наших тетрадях было красиво и грамотно, выполним пальчиковую гимнастику «За ягодами»: Раз, два, три, четыре, пять, В лес идем мы погулять. За черникой, За малиной, За брусникой, За калиной. Землянику мы найдем И братишке отнесем. - Ребята, а теперь откройте тетради, запишите число и «Классная работа». - Без чего нельзя записать текст? - Буквы мы видим, пишем. А во что превращается буква, когда мы начинаем читать? - Сколько букв в русском языке? На какие две группы они делятся? - Какие буквы не обозначают звука? - Знаете ли вы, сколько гласных букв? - А сможете ли вы сказать, сколько согласных звуков? - А какие согласные звуки бывают? - Ребята, посмотрите на доску какие букву и слова прописаны на доске? - Назовите эти буквы. Уу ум умник умница поумнел - Давайте с Вами повторим привила письма. Ручку мы держим правильно (как я показываю), тетрадь повернута правильно (учитывая особенности правшей и левшей) сидим ровно, спинки прямо, ноги на полу. - А теперь давайте пропишем эти буквы и слова как показано на доске. | Выполняют гимнастику. Записывают число, «классная работа». Без знания букв. В звук. 33 буквы. Гласные и согласные. ь, ъ. 6. [а], [о], [у], [э], [ы], [и]. 36. Твердые, мягкие, глухие, звонкие, парные, не парные. Прописывают буквы и слова. | 1) Регулятивные: - целеполагание как постановка учебной задачи, - планирование, - прогнозирование. 2) Познавательные: - умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания. 3) Общеучебные: Моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач. |
3. Постановка цели деятельности. | -Ребята, давайте откроем учебник на странице 69 и посмотрим на рубрик «давай подумаем» по решению проблемной ситуации -Кто прочитает? - Ребята, наш друг Федя считает, что подлежащее может быть только именем существительным, потому что имя существительное отвечает на вопросы кто или что? И подлежащее отвечает на такие же вопросы. Давайте понаблюдаем за текстом, написанным на доске и подумаем, прав ли Федя. -И выделим главную часть. -Давайте прочитаем первое предложение, о чем говорится в предложении( о каникулах). -А что это за слово? -А как оно называется? -Оно называется- подлежащие - А какую частью речи оно выражено -Подпишем сверху сущ. -Записываем первое предложение, подчеркиваем подлежащие одной чертой. -Давайте прочитаем второе предложение(аналогично) -Ребята, обратите, пожалуйста, внимание на слово ОНИ. В этом предложении это слово заменяет нам имена девочек. -Посмотрите, пожалуйста, на доску. Что вы заметили? Прав ли всё-таки Федя или нет? -Какими? - Да действительно, Федя немного ошибся, ну ничего страшного, с кем не бывает. С нашей с вами помощью он исправит свои ошибки. И так прочитайте, пожалуйста, правило в учебнике на с. 69 Чаще всего подлежащее выражается именем существительным, но может быть выражено и другими словами, а также сочетанием слов. -Как вы думаете о чем мы сегодня будем говорить с вами на уроке? - Какую цели мы поставим ? | Дети читают и слушают учителя. Читают первое предложение -Главное слово по смыслу -Сущ. -Нет, Федя не прав. Потому что подлежащее в этих предложениях выражено не только именем существительным, но и другими словами. - В первом предложении существительным –каникулы. Во втором предложении сочетанием двух имён существительных Валя с Галей. А в третьем словом - они. -О подлежащем -Повторить, что такое подлежащие | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества; Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение, построение логической цепи рассуждения. |
5. Наблюдение над языковым материалом. | - А теперь мы выполним упражнение по учебнику. - Ребята, откройте учебник на странице 69, посмотрите на упражнение 1 -Давайте прочитаем его. -Что нам нужно сделать? Учащиеся по цепочке читают предложения, находят подлежащее, сообщают, как оно выражено. Если не именем существительным, предложение записывается, в нём выделяется основа. -Ребята, сегодня нам встретилось новое слово КОСТЮМ. Авторы учебника дают нам краткую историю образования этого слова. Давайте прочитаем. - В слове «костюм», где вы можете допустить ошибку? - Правильно! Подчеркните опасное место, которое нужно запомнить. На доске карточки со словами: Месяц светил. Луна светила. Солнце светило. Звёзды светили. -Прочитайте, пожалуйста, записи на доске. Можно ли сказать, что это предложения? -Замечательно! Соглашусь с вами. Ребята, скажите, пожалуйста, а чем являются в этих предложениях слова: светил, светила, светило, светили? - Хорошо! Вы ответили верно! Ну если это форма одного и того же слова, то, как вы думаете, я могу записать эти предложения вот таким образом? Месяц светила. Луна светил. Солнце светили. Звёзды светило. -Почему? Слова в предложении должны быть связаны по смыслу, а здесь получается просто набор слов. -А что же нужно сделать? -Правильно! -Прочитайте, пожалуйста, её формулировку на стр. 71. | Читают упр., отвечают на вопросы Выполняют задание -В первом слоге, в гласной О. Потому что слышится звук (А), а букву нужно писать (О) Эту букву проверить нельзя, её нужно запомнить. -Да. Потому что в этих предложениях есть законченная мысль, и слова между собой связаны по смыслу. -Это глаголы, сказуемые, а ещё это форма одного и того же слова. - Нет. - Слова в предложении должны быть связаны по смыслу, а здесь получается просто набор слов. - К подлежащему правильно подобрать сказуемое | Познавательные: умение осознанно и произвольно строить высказывания. |
6. Итог урока. Рефлексия. | -Ну что ж наш урок подходит к концу. Вы сегодня отлично поработали! Давайте, подведём итоги нашей работы. -Какие тайны русского языка мы сегодня с вами раскрыли? | -Подлежащее может быть выражено не только существительным, но и другими словами, а также словосочетаниями. - Подлежащее требует от сказуемого определённой формы. | Познавательные: умение структурировать знания, оценка процессов и результатов деятельности. |