СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: "Правописание гласных в корнях с чередованием"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

конспект урока русского языка в 10 классе по теме  "Правописание гласных в корнях с чередованием"

 

Просмотр содержимого документа
«Тема: "Правописание гласных в корнях с чередованием"»


Тема: Правописание гласных в корнях с чередованием

Цели урока:

Образовательные: формировать навык написания чередующихся гласных в корнях слов, умение отличать чередующиеся гласные от других орфограмм гласных в корнях слов, расширить кругозор детей за счёт толкования незнакомых слов; обогащать словарный запас учащихся; подготовить учащихся к ЕГЭ.

Развивающие: развивать внимание, речь, коммуникативную компетенцию, наблюдательность, умение анализировать и делать выводы.

Воспитательные: воспитывать интерес к родному языку, изучаемому предмету; деятельности ученых-лингвистов.

Тип урока: урок практического применения ЗУН

Вид урока: урок-практикум

Технология: личностно-ориентированная с использованием ИКТ

Оборудование: компьютеры, мультимедийный проектор, мультимедийные материалы, дидактические материалы «Подготовка к ЕГЭ».

Ход урока.

I.Орфоэпическая минутка.

Всем известно, что важно не только грамотно писать, но и правильно говорить. За этим следят нормы русского языка. Какая норма заведует ударением?

УглубИть, звонИшь, боЯзнь, кУхонный, облЕгчить, ходАтайствовать, начАть, каталОг свЁкла, крапИва, вЕрба, щавЕль, тУфля, ТОрты, ,ЖалюзИ, красИвее, стАтуя, недУг,

II.Работа над ошибками.

В конце собрания слово представили (предоставили) известному ученому.

Имя этого поэта знакомо (известно) во многих странах.

выберать

умиреть,

расстелать

полажить

накланение,

III. Постановка проблемы

- Чем интересны данные слова? Какая закономерность прослеживается? (Корни с чередованием нельзя проверить родственными словами).

Сформулируйте, пожалуйста, тему урока Правописание гласных в корнях с чередованием»)

Определите цель урока: отработать основные виды орфограмм  по теме «Правописание гласных в корнях с чередованием» (запись темы и цели на доске).

Актуализация знаний. Мотивация

– Как считаете, достаточно полны наши знания? Для чего нам нужно углублять их?

(Чтобы грамотно писать, всегда интересно узнавать что-то новое, сдать успешно ЕГЭ)

При изучении темы вы можете выбрать для себя цель сегодняшнего урока:

(Получить интересную информацию, заработать хорошую оценку)

IV.Самодиктант. Продолжи ряды слов своими примерами. Графически объясни условия выбора написания.

Гор: горение

Зар: заря

Твор: сотворить

Плав: поплавок

Каса: ксасательная

V.Конструирование словосочетаний. С подобранными вами примерами слов с чередованием в корнях составьте словосочетания.

VI. Выборочно-распределительная работа. Работа с текстом

  • Прочитайте текст. В каком предложении отражена его основ­ная мысль?

  • Выпишите слова с чередованием в корне слова. Графически объясните их правописание.

Это касается каждого разведчика-профессионала: надо уметь ждать. Умение ждать — бесценное качество, без которого разведчик просто немыслим. Но одно дело замереть, находясь в ежесекундной готовности, и совсем другое — ждать, пока, скажем, пройдёт неделя... Тоскливая работа!

Для начала Малахов изучил городок, в котором стоял штаб фрон­та. Среди руин сгоревшей библиотеки он разыскал несколько книг; они обгорели только по краям, а вообще-то были вполне удобочитаемые.

Алексей Иннокентьевич склонился над пожелтевшими страни­цами, замер, как в оцепенении, и... проглотил «Айвенго», потом «Ан­ну Каренину», том второй, потом «Частную жизнь герцогини Маль­боро», но, когда он всё с тем же неубывающим энтузиазмом углубился в «Приключения маленького зуава», ему стало грустно от мысли, на каком голодном пайке все эти годы он держал свою душу.

Результат этого открытия был несколько неожиданным даже для него самого: он отложил книги, аккуратно подровнял стопки прочитанного, достал из деревянной кобуры свой трофейный пара­беллум, почистил его, обмакнув ветошь в ружейное масло, тща­тельно вытер и пошёл к реке упражняться.

(По И. Акимову)

VII. Задания в формате ЕГЭ

1.Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.

1) доск..нально, нест..бильно, прид..раться

2) распол..житься, б..лото, сж..гать

3) получ..совой, л..нейка, оп..здавший

4) прик..снуться, м..кать, в..тряная (мельница)

5) ст..лбовой, тр..вяной, в..здушный

2. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.

А) Р..стовщик, предпол..жить, насл..ждение.

Б) Сотв..рить, пог..релец, предпол..жение.

В) Обж..мать, к..снуться, р..скошный.

Г) Пл..вец, р..внина, уб..рать

3.Перепишите, вставляя пропущенные буквы; графически объясните правописание чередующихся гласных.

Стекла забл…стели — стекла забл…стали, соб…раю ягоды — соб…ру ягоды, зам…рать от удовольствия — зам…реть от удовольствия, зап…реть дверь — зап…рать дверь, обт…реть лицо — обтирать лицо, отд…ру кору — отд…рать кору; см…нать бумажки, сж…мать кулаки, напом…нать об обещании, произносить закл…нание.

VII. Рефлексия

-Как вы думаете, удалось ли вам достичь поставленной цели? Насколько оправдались ваши прогнозы?
- Назовите гласные, которые могут чередоваться. 
- Перечислите условия написания чередующихся гласных в корне.
- Назовите орфограммы, которые вызвали у вас затруднения.

VIII. На основание орфограмм составьте связное высказывание о правописание корней с чередованием.
IX. Домашнее задание (дифференцированное):

  1. Гольцова стр. 81 упражнение № 104;

  2. Составьте таблицу, обобщая правило написания чередующихся гласных в корне. Заполните примерами, своими и из упражнения № 104.
































Рабочий лист ______________________________________

Тема: Чередующиеся гласные в корне слова

  1. Расставить в словах ударение

Углубить, звонишь, боязнь, кухонный, облегчить, ходатайствовать, начать, каталог свёкла, крапива, верба, щавель, туфля, торты, жалюзи, красивее, статуя, недуг.



1.Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.

1) доск..нально, нест..бильно, прид..раться

2) распол..житься, б..лото, сж..гать

3) получ..совой, л..нейка, оп..здавший

4) прик..снуться, м..кать, в..тряная (мельница)

5) ст..лбовой, тр..вяной, в..здушный

2. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.

А) Р..стовщик, предпол..жить, насл..ждение.

Б) Сотв..рить, пог..релец, предпол..жение.

В) Обж..мать, к..снуться, р..скошный.

Г) Пл..вец, р..внина, уб..рать


Проверка и закрепление полученных знаний. Словарный диктант:


сл…жение, выр…стить, подр…сли, возл…гать, выр…щенный, отр…сль, р…сток, р…стение, г…рит, соприк..саются, уб…рала, заст..лает, выб..рать, з..рница, выг..ревшей, тв..ренье, пл..вущая, пл..вать, утв…рь, ск..чок, приск…кать, вым…кнуть, обм…кнуть, р…вняйсь, ум…рает, заг…релый

Проверка и закрепление полученных знаний. Словарный диктант:


сл…жение, выр…стить, подр…сли, возл…гать, выр…щенный, отр…сль, р…сток, р…стение, г…рит, соприк..саются, уб…рала, заст..лает, выб..рать, з..рница, выг..ревшей, тв..ренье, пл..вущая, пл..вать, утв…рь, ск..чок, приск…кать, вым…кнуть, обм…кнуть, р…вняйсь, ум…рает, заг…релый

6.  Из предложений 15—19 выпишите однокоренные слова с чередующейся безударной гласной в корне.

(15) Разве не чудо, что бабочки, как в настоящей сказке, в течение жизни испытывают полное перевоплощение! (16) Они, конечно, не единственные, кто умеет превращаться, но в этом видоизменении особенно разительна разница между похожей на червяка прожорливой гусеницы и яркой, порхающей в небе бабочкой. (17) Из яичка, отложенного бабочкой, появляются крохотные гусенички, которые всю свою жизнь едят и растут, растут и едят, главным образом, листья растений. (18) Потом выросшие гусеницы превращаются в неподвижные, но живые куколки. (19) Некоторые гусеницы, перед тем как «окуклиться», прядут овальные крепкие коконы из прочной нити.




Карточка 1.

Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните написание слов с пропущенными буквами.

Скл..нение существительных, прид..раться по пустякам, вым..кнуть под д..ждем, сильно встр..хнуть, газовая г..релка, решить ур..вне­ние, почтенный возр..ст, ок..заться рядом, прол..гать путь, п..тно на одежде, прот..реть зерк..ло.


Карточка 2.

Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните написание слов с пропущенными буквами.

Отл..жить все д..ла, испуганно см..лкать, соб..рательный образ, быстро прибл..жаться, легко уг..варить, неприк..сновенный запас, прозрачно нам..кать, широкая р..внина, пром..кательная бумага, сг..реть со стыда, хорошее нач..нание, острый пл..вник.


Карточка 3.

Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните написание слов с пропущенными буквами.

Прекл..няться перед талантом, знаменитый п..вец, предл..жить погулять, р..вноправные партнеры, сл..гка заг..реть, загл..нуть к друзьям, пож..нать пл..ды, м..кать сухари в мол..ко, ст..новить­ся взрослым, начинающие пл..вцы, серьезные оп..сения, выр..сли в саду.


Карточка 4.

Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните написание слов с пропущенными буквами.

Отр..сль промышленности, ср..внение вел..чин, тв..рить д..бро, пол..жительный момент, зар..внять участок, непром..каемый плащ.., в..селая з..рница, покл..ниться з..мле-матушке, проск..чить во двор, х..роший з..гар, распл..вить металл.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!