6
Урок№41 Литературное чтение 4-В
Тема: С. Т. Аксаков «Аленький цветочек».
Цель: 1. ознакомить детей с жизнью и творчеством С.Т. Аксакова;
познакомить со сказкой «Аленький цветочек»; обогащать словарный запас учащихся;
2.развивать внимание, память, речь, мышление, выразительное чтение;
3.воспитывать любовь и уважение к родителям.
УУД (см. КТП от 14.12.18).
Планируемые результаты:
Предметные: умения читать вслух, воспринимать на слух художественное произведение;
Метапредметные:
Регулятивные: формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимание её, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке;
Познавательные: анализ художественного текста, выделение в нём основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги,
Коммуникативные: ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях);
Личностные: формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе, гордость за свою страну, красота человеческих отношений, уважение к старшим, ценность жизни), проявление интереса к чтению и изучению творчества С.Т.Аксакова.
Оборудование: портрет писателя, учебник «Литературное чтение 4 класс, 1 часть».
Ход урока.
Орг. момент.
Прозвенел для нас звонок,
Начинаю я урок.
Гости к нам пришли сегодня,
К ним, сейчас, вы повернитесь,
Улыбнитесь, подружитесь.
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие,
Захотели вновь прийти!
II. Проверка домашнего задания.
-Над каким произведением работали на прошлом уроке?
-Назовите главных героев сказки.
-Что было задано на дом?
(составить план)
III. Сообщение темы и постановка целей урока.
-Сегодня мы отправимся с вами в другую литературную сказку.
- Тема нашего урока (на доске).
-Кто из вас знаете эту сказку?
- Откуда? (В основном ребята знакомы с этой сказкой по мультипликационному фильму, мало кто читал ее.)
- Прочитав сказку, мне бы хотелось услышать от вас, что хотел сказать автор.
- Какую мудрость передает Аксаков читателям?
IV.Работа по теме.
1) Рассказ учителя о писателе. (в картинках)
-Давайте прочитаем материал о писателе. (учитель делает короткое сообщение о писателе).
Сергей Тимофеевич Аксаков родился 1 октября 1791 г. в Уфе.
Отец его служил прокурором. На формирование будущего писателя исключительное влияние оказывала его мать Мария Николаевна. Между ними установились дружеские, редкие отношения. Мать разделяет и горести и радость своего сына, является его советчиком. Сережа пристрастился к чтению книг, чему способствовали принятые в семье совместные чтения по вечерам. Свою первую книгу он выучил наизусть.
Сказку «Аленький цветочек» он услышал в детстве во время своей болезни. Писатель так рассказывает об этом в повести «Детские годы Багрова – внука»:
В последние годы жизни, работая над книгой «Детские годы Багрова – внука», Сергей Тимофеевич вспомнил замечательную сказку «Аленький цветочек» и записал ее по памяти. Впервые она была напечатана в 1958 году. С тех пор она стала любимой сказкой для детей.
У Сергея Тимофеевича Аксакова было два сына. Они, говорил Н.Г. Чернышевский, «принадлежат к числу образованнейших, благороднейших и даровитейших людей в русском обществе». Сыновья замечательного русского писателя — Константин и Иван Аксаковы — были богато одаренными натурами: поэты, публицисты, критики, сатирики, авторы драматических произведений и литературоведческих исследований.
2). Физкультминутка (для глаз).
3). Словарно-лексическая работа.
- Текст наполнен старинными словами и выражениями. Прежде чем перейти к прочтению этой сказки мне бы хотелось, чтобы вы обратили внимание на слова, которые записаны у нас на доске в словарике.
ИМЕНИТЫЙ — почтенный и знаменитый.
ЗАМОРСКИЙ — (устар.) находящийся за морем, за границей, приехавший
или привезенный оттуда.
НЕ ВЕДАЮ - не знаю.
ПАРЧА — шелковая ткань, расшитая золотистыми и серебряными нитями.
ТУВАЛЕТ — туалет, стол с зеркалом и всеми принадлежностями.
ВЕНЕЦ — 1) то же, что венок (устар.); 2) (перенос.) успешное завершение
чего-нибудь как награда за труды, старания; 3) драгоценный головной убор,
корона.
САМОЦВЕТНЫЙ - о драгоценных или полудрагоценных минералах,
поделочных камнях.
САЖЕНЬ — старая русская мера длины, равная трем аршинам (2,13 м).
БЕСПОРОЧНЫЙ — (устар.) безукоризненный, честный.
ДОПОДЛИННЫЙ - (разг.) точный, верный.
СХОДНЫЙ — (разг.) подходящий, недорогой.
КОЛОДА — короткое толстое бревно (через пень-колоду — делать что-
нибудь кое-как, плохо).
ПОЧИТАЙ - 1) (прост.) то же, что почти; 2) (вводи, слово) пожалуй что,
вероятно.
ТОРНАЯ — о дороге: гладкая, ровная, наезженная. (Торный путь — образ
действий, лишенный самостоятельности.)
ЧЕРТОГ — (устар.) пышное, великолепное помещение или здание, дворец.
ПАЧЕ ЗЕНИЦЫ ОКА — сохранять, беречь больше, чем глаза.
УТЕШАЛСЯ - радовался.
ВО ЕДИНОЕ ОКА МГНОВЕНИЕ - очень быстро.
ГВАЛТ — (разг.) крик, шум.
ПЯЛЬЦЫ — рама для натягивания ткани, для вышивания. («Повскакали
дочери из-за пялец своих...»)
ПОЧАЛИ — начали, стали.
ЛЕБЕЗИТЬ — заискивать, угодничать.
«И СКАЖУ ВАМ ОБ НЕЙ ЗАВТРАШНИЙ ДЕНЬ» -скажу завтра.
РЕХНУЛСЯ — (прост.) то же, что и помешаться.
ЗАУТРА — завтра утром.
ПРИГОРОК МУРАВАТЫЙ - поросший мягкой и сочной травой.
ЯСТВА САХАРНЫЕ — (устар.) яство — еда, кушанье.
ВСЯ ПОСУДА ЗОЛОТА ЧЕРВОННОГО - (устар.) червонный — красный, алый. Червонное золото — золото высокой пробы, имеющее красноватый оттенок.
4). Чтение и анализ начала сказки.
Чтение учителем с.193-202.
-Какое впечатление произвел на вас отрывок этой сказки?
5) VI. Характеристика героев
- Давайте назовем главных героев. ( Три сестры; купец; зверь лесной).
- Дайте характеристику Купцу, он какой?
(Купец – человек слова и верующий, он думает лишь о спасении души.)
4) Выборочное чтение.
- Найдите и прочитайте мне, отрывок как купец позвал своих дочерей и сообщил им, что уезжает по своим торговым делам.
- Найдите и прочитайте мне, какой подарок попросила привести для себя старшая дочь?
- Найдите и прочитайте мне какой подарок, попросила привести для себя средняя дочь?
- А что попросила младшенькая?
Что произошло, когда купец сорвал аленький цветочек?
Какое спасение предложил чудище?
- Как вели себя дочери, когда получили подарки?
- Радовалась ли младшая дочь своему подарку? (Взяла дочь меньшая цветочек аленький ровно нехотя, целует руки отцовы, а сама плачет горькими слезами)
- Почему, как вы думаете?
V. Итог урока. Рефлексия.
-С каким писателем ознакомились на уроке?
-Что о нем узнали?
-Какую сказку начали читать?
-Оцените свою работу на уроке?
- Если урок для вас был интересен и полезен, то покажите кулачек, если вам кажется, что урок недостаточно интересен, то покажите кулачек и 1 пальчик.
6.Домашнее задание: прочитайте сказку до конца.
VI. Заключительные слова учителя
- Сказке «Аленький цветочек» уже более 150 лет, а она не постарела, потому что никогда не исчезнут добро и любовь. Пусть же аленький цветочек не увядает в душе каждого человека.
-