СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: С. Т. Аксаков «Аленький цветочек».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: С. Т. Аксаков «Аленький цветочек».

Цель: 1. ознакомить детей с жизнью и творчеством С.Т. Аксакова;

познакомить со сказкой  «Аленький цветочек»; обогащать словарный запас учащихся;

2.развивать внимание, память, речь, мышление, выразительное чтение;

3.воспитывать любовь и уважение к родителям.

Просмотр содержимого документа
«Тема: С. Т. Аксаков «Аленький цветочек».»

6


Урок№41 Литературное чтение 4-В

Тема: С. Т. Аксаков «Аленький цветочек».

Цель: 1. ознакомить детей с жизнью и творчеством С.Т. Аксакова;

познакомить со сказкой «Аленький цветочек»; обогащать словарный запас учащихся;

2.развивать внимание, память, речь, мышление, выразительное чтение;

3.воспитывать любовь и уважение к родителям.

УУД (см. КТП от 14.12.18).

Планируемые результаты:

Предметные: умения читать вслух, воспринимать на слух художественное произведение;

Метапредметные:

Регулятивные: формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимание её, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке;

Познавательные: анализ художественного текста, выделение в нём основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги,

Коммуникативные: ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях);

Личностные: формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе, гордость за свою страну, красота человеческих отношений, уважение к старшим, ценность жизни), проявление интереса к чтению и изучению творчества С.Т.Аксакова.

Оборудование: портрет писателя, учебник «Литературное чтение 4 класс, 1 часть».

Ход урока.

  1. Орг. момент.

Прозвенел для нас звонок,

Начинаю я урок.

Гости к нам пришли сегодня,

К ним, сейчас, вы повернитесь,

Улыбнитесь, подружитесь.

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Чтобы гости дорогие,

Захотели вновь прийти!

II. Проверка домашнего задания.

-Над каким произведением работали на прошлом уроке?

-Назовите главных героев сказки.

-Что было задано на дом?

(составить план)

III. Сообщение темы и постановка целей урока.

-Сегодня мы отправимся с вами в другую литературную сказку.

- Тема нашего урока (на доске).

-Кто из вас знаете эту сказку?

- Откуда? (В основном ребята знакомы с этой сказкой по мультипликационному фильму, мало кто читал ее.)

- Прочитав сказку, мне бы хотелось услышать от вас, что хотел сказать автор.

- Какую мудрость передает Аксаков читателям?

IV.Работа по теме.

1) Рассказ учителя о писателе. (в картинках)

-Давайте прочитаем материал о писателе. (учитель делает короткое сообщение о писателе).

Сергей Тимофеевич Аксаков родился 1 октября 1791 г. в Уфе.

Отец его служил прокурором. На формирование будущего писателя исключительное влияние оказывала его мать Мария Николаевна. Между ними установились дружеские, редкие отношения. Мать разделяет и горести и радость своего сына, является его советчиком. Сережа пристрастился к чтению книг, чему способствовали принятые в семье совместные чтения по вечерам. Свою первую книгу он выучил наизусть.

Сказку «Аленький цветочек» он услышал в детстве во время своей болезни. Писатель так рассказывает об этом в повести «Детские годы Багрова – внука»:

В последние годы жизни, работая над книгой «Детские годы Багрова – внука», Сергей Тимофеевич вспомнил замечательную сказку «Аленький цветочек» и записал ее по памяти. Впервые она была напечатана в 1958 году. С тех пор она стала любимой сказкой для детей.

У Сергея Тимофеевича Аксакова было два сына. Они, говорил Н.Г. Черны­шевский, «принадлежат к числу образованнейших, благороднейших и даровитейших людей в русском обществе». Сыновья замечательного русского писателя — Константин и Иван Аксаковы — были богато одаренными натурами: поэты, публицисты, критики, сатирики, авторы драматических произведений и литературоведческих исследований.

2). Физкультминутка (для глаз).

3). Словарно-лексическая работа.

- Текст наполнен старинными словами и выражениями. Прежде чем перейти к прочтению этой сказки мне бы хотелось, чтобы вы обратили внимание на слова, которые записаны у нас на доске в словарике.

ИМЕНИТЫЙ — почтенный и знаменитый.

ЗАМОРСКИЙ — (устар.) находящийся за морем, за границей, приехавший

или привезенный оттуда.

НЕ ВЕДАЮ - не знаю.

ПАРЧА — шелковая ткань, расшитая золотистыми и серебряными нитями.

ТУВАЛЕТ — туалет, стол с зеркалом и всеми принадлежностями.

ВЕНЕЦ — 1) то же, что венок (устар.); 2) (перенос.) успешное завершение

чего-нибудь как награда за тру­ды, старания; 3) драгоценный головной убор,

корона.

САМОЦВЕТНЫЙ - о драгоценных или полудраго­ценных минералах,

поделочных камнях.

САЖЕНЬ — старая русская мера длины, равная трем аршинам (2,13 м).

БЕСПОРОЧНЫЙ — (устар.) безукоризненный, чест­ный.

ДОПОДЛИННЫЙ - (разг.) точный, верный.

СХОДНЫЙ — (разг.) подходящий, недорогой.

КОЛОДА — короткое толстое бревно (через пень-ко­лоду — делать что-

нибудь кое-как, плохо).

ПОЧИТАЙ - 1) (прост.) то же, что почти; 2) (вводи, слово) пожалуй что,

вероятно.

ТОРНАЯ — о дороге: гладкая, ровная, наезженная. (Торный путь — образ

действий, лишенный самосто­ятельности.)

ЧЕРТОГ — (устар.) пышное, великолепное помеще­ние или здание, дворец.

ПАЧЕ ЗЕНИЦЫ ОКА — сохранять, беречь больше, чем глаза.

УТЕШАЛСЯ - радовался.

ВО ЕДИНОЕ ОКА МГНОВЕНИЕ - очень быстро.

ГВАЛТ — (разг.) крик, шум.

ПЯЛЬЦЫ — рама для натягивания ткани, для выши­вания. («Повскакали

дочери из-за пялец своих...»)

ПОЧАЛИ — начали, стали.

ЛЕБЕЗИТЬ — заискивать, угодничать.

«И СКАЖУ ВАМ ОБ НЕЙ ЗАВТРАШНИЙ ДЕНЬ» -скажу завтра.

РЕХНУЛСЯ — (прост.) то же, что и помешаться.

ЗАУТРА — завтра утром.

ПРИГОРОК МУРАВАТЫЙ - поросший мягкой и сочной травой.

ЯСТВА САХАРНЫЕ — (устар.) яство — еда, кушанье.

ВСЯ ПОСУДА ЗОЛОТА ЧЕРВОННОГО - (устар.) червонный — красный, алый. Червонное золото — зо­лото высокой пробы, имеющее красноватый оттенок.

4). Чтение и анализ начала сказки.

Чтение учителем с.193-202.

-Какое впечатление произвел на вас отрывок этой сказки?

5) VI. Характеристика героев

- Давайте назовем главных героев. ( Три сестры; купец; зверь лесной).

- Дайте характеристику Купцу, он какой?

(Купец – человек слова и верующий, он думает лишь о спасении души.)

4) Выборочное чтение.

- Найдите и прочитайте мне, отрывок как купец позвал своих дочерей и сообщил им, что уезжает по своим торговым делам.

- Найдите и прочитайте мне, какой подарок попросила привести для себя старшая дочь?

- Найдите и прочитайте мне какой подарок, попросила привести для себя средняя дочь?

- А что попросила младшенькая?

Что произошло, когда купец сорвал аленький цветочек?

Какое спасение предложил чудище?

- Как вели себя дочери, когда получили подарки?

- Радовалась ли младшая дочь своему подарку? (Взяла дочь меньшая цветочек аленький ровно нехотя, целует руки отцовы, а сама плачет горькими слезами)

- Почему, как вы думаете?

V. Итог урока. Рефлексия.

-С каким писателем ознакомились на уроке?

-Что о нем узнали?

-Какую сказку начали читать?

-Оцените свою работу на уроке?

- Если урок для вас был интересен и полезен, то покажите кулачек, если вам кажется, что урок недостаточно интересен, то покажите кулачек и 1 пальчик.

6.Домашнее задание: прочитайте сказку до конца.

VI. Заключительные слова учителя

- Сказке «Аленький цветочек» уже более 150 лет, а она не постарела, потому что никогда не исчезнут добро и любовь. Пусть же аленький цветочек не увядает в душе каждого человека.






-