СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: Сила Лоренца.

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство с силой, действующей со стороны магнитного опля на движущийся заряд

Просмотр содержимого документа
«Тема: Сила Лоренца.»

Урок 2

Тема: Перемещение. Скорость прямолинейного равномерного движения.


Цели урока:

  • Ввести понятия «перемещение», «путь», «траектория», «скорость».

  • Познакомить с методами определения координаты движущегося тела.

  • Создать условия для развития умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения.

  • Развивать логическое мышление учащихся.


Ход урока

I. Орг. момент.

II. Актуализация знаний учащихся.

- Материал для повторения математики:

а) Из формулы v = at выразите а через v и t;t через а и v.

б) Из формулы v = vQ + at выразите vQ , a, t.

Карточка 1

а) Какую систему координат (одномерную, двухмерную или трехмерную) следует выбрать для определения положения тел:

  • трактор в поле (двухмерная);

  • вертолет (трехмерная);

  • поезд (одномерная);

  • шахматная фигура (двухмерная).

Карточка 2

а) Какую систему координат (одномерную, двухмерную или трехмерную) следует выбрать для определения положения таких тел:

  • Люстра в комнате (двухмерная);

  • Лифт (одномерная);

  • Подводная лодка (трехмерная);

  • С амолет на взлетной полосе (одномерная)




в) Даны графики (рис. ). Записать для каждого из них формулы соответствующих им функций.

III. Изучение нового материала.

Перемещение тела. Траектория

С изменениями координат связана первая из величин, вводимых для описа­ния движения, - перемещение.

Перемещением тела (материальной точки) - называется вектор, соеди­няющий начальное положение тела с его последующим положением.

Перемещение принято обозначать буквой S . В СИ перемещение измеряет­ся в метрах (м).

Перемещение - величина векторная, т.е. кроме число­вого значения имеет еще и направление. Векторную вели­чину изображают в виде отрезка, который начинается в некоторой точке и заканчивается острием, указывающим на­правление. Такой отрезок - стрелка - называется векто­ром. Например, перемещение S - вектор, проведенный из точки М в точку М, (рис. 5).

Знать вектор перемещения - значит, знать его направление и модуль. Мо­дуль вектора это скаляр, т.е. численное значение. Зная начальное положение и вектор перемещения тела, можно однозначно определить, где находится тело.

С ледует всегда различать понятия пути и перемещения. Путь - величина скалярная. Перемещение - векторная.

Для того чтобы ввести определения пути, необходимо еще одно понятие - траектория.

Непрерывную линию, которую описывает дви­жущееся тело (рассматриваемое как матери­альная точка) по отношению к выбранной сис­теме отсчета, называют траекторией (рис. 6).

Траектория может быть известна еще до начала дви­жения. Так, полотно железной дороги определяет траекторию поездов. Заранее рассчитывается траектория движения искусственных спутников Земли.

В зависимости от траектории движения могут быть прямолинейными (паде­ние тел в опыте Галилея) и криволинейными (движение брошенного под углом к горизонту мяча).

Траектория одного и того же движения различна в разных системах отсчета.

Например, для пассажира равномерно двигающегося поезда падающий в вагоне мячик двигается вертикально вниз, а для человека, стоящего на перро­не, тот же мячик двигается по параболической траектории.

Длина траектории - путь. Модуль перемещения и путь могут со­впадать по значению, только в том случае, если тело движется вдоль прямой в одном направлении.

Проекция вектора на ось

Важным понятием является понятие проекции вектора (рис. 7).

Опустим из точек Аи В (начало вектора и его конец) перпендикуляры на ось ОХ. Длину отрезка АХВХ, взятую со знаком «+» или «-» называют про­екцией вектора на ось ОХ. Проекция вектора -величина скалярная.

Проекцию считают положительной х 0), если от проекции начала вектора к проекции его конца нужно идти по направлению оси.

Другими словами, проекция вектора положительна, если угол между на­правлением вектора и осью ОХ острый.

В противном случае проекция вектора отрицательна (а 0).

Если вектор перпендикулярен оси, то при любом направлении вектора его проекция на ось равна нулю (ах= 0).

IV. Первичное закрепление изученного материала.

  • Путь или перемещение мы оплачиваем при поездке в такси? (Путь.)

  • Мяч упал с высоты 3 м, отскочил от пола и был пойман на высоте 1 м. Найти путь и перемещение мяча. (Путь 4 м, перемещение 2 м.)

  • Велосипедист движется по окружности с радиусом 30 м. Чему равны путь и перемещение велосипедиста за половину оборота? За полный оборот? (Пройденный за пол оборота путь равен l = 2R = 94,2 м, пере­мещение S = 2R = 60м. За один оборот путь l = 2n R = 188,4 м, пере­мещение S2 = 0.)

V. Итоги урока.

VI. Домашнее задание

§2, 3.

«4» Упр.2(1, 2)

«5» №11, 12, 14

VII. Рефлексия.


3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!