Средняя общеобразовательная школа с. Киселёвка ,Ульчского муниципального района Хабаровского края
Личностные: развитие умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли, понимать смысл поставленной задачи
Метапредметные: развитие умения понимать сущность алгоритмических предписаний и умения действовать в соответствии с предложенным алгоритмом
Этапы урока и их содержание | | Деятельность | | Время (мин.) |
Задачи этапов урока | учителя | учеников | УУД |
Организационный. | Создать благоприятный психологический настрой на работу | Здравствуйте ребята! Я надеюсь, что сегодняшний урок, и день будет для нас счастливым, т.к. каждый из вас унесёт с собой, что-то новое, неизвестное, интересное, познавательное. | Приветствуют учителя, сдают тетради с домашним заданием. | Личностные: самоопределение Регулятивные: оценка | 2 |
II. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности На доске Слайд № 2. На доске Слайд № 3. | Главная задача этого этапа — создать такие условия, чтобы ученик внутреннее собрался, подготовился и нацелился на «покорение новых вершин». Учитель должен затронуть все три пласта мотивации: • «хочу» — вызываем интерес к уроку, к деятельности; • «надо» — подводим ученика к осознанию важности и необходимости нового знания; • «могу» — определяем тематические рамки познания, демонстрируем, что непосильных и сверхсложных задач не предвидится. | – С какими числами мы работали на протяжении нескольких уроков? – с обыкновенными дробями. – Какие операции мы умеем выполнять с дробями? – Сложение, вычитание, сокращение дроби. - Сегодня мы продолжим работу с дробями и узнаем новое. Для того чтобы узнать новое давайте повторим что мы уже изучили На какие группы можно поделить представленные группы: Ваши предложения Сократимы е несократимые и смешанные , неправильные Какие к сокр . сократите Несократимые Смешанные, как Что мы повторили ? Сокращение дроби и перевод смешаных дробей в неправильную и неправильную в смешанную Итог Верно или неверно 1 балл . | Отвечают на вопросы: | Регулятивные: фиксация индивидуального затруднения Коммукативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения Познавательные: осознанное построение речевого высказывания, подведение под понятие | 4 2мин1 |
На доске Слайд № 4 -5. Карточки с правильными и неправильными ответами. Если правильный ответ вы открываете карточку красного цвета. Неправильный – нужно записать решение на доске Сократите дробь Представьте ввиде неправильной Представьте дробь в виде смешанной =2 =2 = ; | | Перед вами карточки, посмотрите на задания , посмотрите, какие умения они проверяют? Приступаем к заданию и проговариваем, на какие умения Действительно «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми и разными знаменателями, сокращение, перевод смешанной дроби в неправильную.» Проверяем. Здесь зашифрована дата основания нашего села . Чётко проговорить инструкцию Перед вами таблица с верными и неверными решениями. Проверяем первый пример, кто нашёл пример на первый ответ. Нашли на 2 пример . Есть верный ответ на первый пример решил выражение подходит к доске находит правильный ответ переворачивает , на обратной стороне будет цифра, вы подставляете его к верному ответу . Исправить Правильный Молодцы, мы вспомнили, что наше село основано в 1902 году казаком Киселёвым Работают с оценочными листами. Решение какого примера вызвало затруднение .Почему ? Чем отличается? | Действия с дробями | Время | 4 |
III. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии Формулировке проблемного вопроса – как умножить обыкновенную дробь на дробь | Основная цель данного этапа заключается в том, чтобы каждый ученик внутренне осознал потребность открытия новых знаний и умений. А пробное действие позволит каждому зафиксировать свои, индивидуальные затруднения. Упражнения для этого этапа нужно подбирать такие, чтобы ученики могли: • вспомнить, что они уже умеют и знают по данной теме; • активизировали мыслительные процессы, которые понадобятся для усвоения нового знания: анализ, сравнение, аналогия, классификация, синтез, обощение. • при попытке самостоятельно выполнить предложенное задание, смогли вычленить затруднения и зафиксировать их. | В результате работы приходят к проблемному вопросу – как умножить обыкновенную дробь на дробь, так как решить последний пример им не удалось, в силу того, что задание новой не изученной темы) Какое задание надо выполнить? Умножить дробь на дробь Что нового в задании? Умножение дроби на дробь У кого нет ответа? В чем у вас затруднение? Решали или нет . Это действие с дробями Чему нам нужно научиться умножать дробь на дробь Что мы с вами научились выполнять .Мы с вами выполняли сложение и вычитание дробей с одинаковыми и разными знаменателями, сложение и вычитание смешанных дробей | | Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения Коммукативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, достижение договоренности и согласовывание общего решения Познавательные:проблема выбора эффективного способа решения, умение применять знания для практических задач Личностные: осознание ответственности за общее дело | |
IV/Этап выявления места и причины затруднений | Главная цель этого этапа: дать возможность ученикам осознать, в чем именно состоит затруднение, каких знаний, умений и навыков им не хватает для решения пробного задания. | - Почему не смогли выполнить задание? (У нас нет способа умножения дробей В чём испытали трудность?( В умножении дробей) | | Познавательная Восстанавливают выполненные операции и фиксируют (вербально и знаково) место – шаг, операцию, где возникло затруднение; соотносят свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения – те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи. Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия; подведение под понятие; использование знаково-символических средств; постановка и формулирование проблемы. Коммуникотивные Отвечают на поставленные вопросы, высказывают свое мнение. Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций Решулятивные Волевая саморегуляция | |
V. Этап построение проекта выхода из создавшейся ситуации На доске Слайд № 6. Тема: «Умножение дробей» | Основная цель этого этапа: формулировка главных целей и темы урока, выбор способа разрешения проблемы, выбор метода и средств. | Сформулируйте цель сегодняшнего урока. Научиться умножать обыкновенные дроби, вывести правило умножения обыкновенных дробей и закрепить. - Сформулируйте тему урока. (Умножение обыкновенных дробей.) Учитель открывает на слайде ???? тему урока. - Запишите тему урока. Мне записать на доске | Отвечают: Можно, для этого надо привести дроби к общему знаменателю. Да. | Познавательные В коммуникативной форме обдумывают план будущих учебных действий. Построение логической цепи рассуждений, использование знаково-символических средств, построение речевых высказываний, выбор наиболее эффективных способов решения задач, определение основной и второстепенной информации. . Коммуникативные Отвечают на поставленные вопросы, сотрудничают в ходе построения проекта выхода из затруднения. Планирование учебного сотрудничества, формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации Регулятивные Ставят цель, согласовывают тему урока, строят план достижения цели, определяют средства (алгоритм). Познавательная инициатива, планирование, прогнозирование. Личностные Самоопределение, нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания. | 5 |
VI..Реализация построенного проекта . | Главная цель этого этапа: ученики сами создают проект выхода и пробуют применить его на практике. Здесь важно, чтобы выбранное новое действие было способно разрешить не только то затруднение, которое было уже зафиксировано, но решать все задачи подобного типа. | Итак, чтобы умножить дроби нам надо прочитать текст на стр. 207 Работа в группах.
1м 1м Как найти площадь? А сколькими способами найти можно площадь ? Читая каждая группа должна приготовить 2 вопроса, но если вопрос повторится , то его нужно заменить на другой. 1группа ваш вопрос 2 группе 2 группа 3 3 группа 1 Группа решает, кто будет отвечать на вопрос Старайтесь, чтобы вопросы не повторялись. С1 минута Сформулировать правило Найдите площадь прямоугольника. Как найти площадь прямоугольника? S=a*b 3 • 4 = 5 5 Постарайтесь сформулировать правило умножения дроби на дробь Правило умножения дробей Чтобы умножить дробь на дробь, нужно перемножить числители и их знаменатели и первое произведение записать в числитель,а второе в знаменатель = В группах работа Правило есть . А вы определитесь в порядке действия для умножения Сформулируйте по шагам правило умножения дробей Отвечают группы. Правило.????. В ответе должна получиться несократимая дробь. Может, кто желает к доске показать с проговариванием правила 1 Сократить 2 умножить 3 записать ответ 4 В ответе должна получиться несократимая дробь. Что узнали ?. Мы узнали правило умножения дробей Проговорите в группах порядок действий умножения дроби на дробь = | Пишут в тетрадях, по очереди называя пункты алгоритма (по просьбе учителя). | Познавательные: выполнение действий по алгоритму. подведение под понятие, рефлексия способов действий Коммукативные: выражение своих мыслей | 10 |
. Физкультминутка (после первых четырех примеров) | | «Ребята, отложите пока тетради – проведем физкультминутку. Встаньте, отойдите немного от парт. Я буду говорить предложения. Если предложение будет верно – вы поднимаете руки вверх, если неверно – вниз. ???????????????? Молодцы ребята! Вы справились с заданиями. Садитесь на свои места». | | | |
VII. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи На доске Слайд № 7. | На данном этапе ученикам предлагается несколько типовых задач по новой теме. Теперь ученики (в парах, в группах) решают задания по новому, выработанному проекту и обязательно проговаривают каждый этап, объясняют и аргументируют свои действия. | Работа в группе Кто решил первый помогает своему товарищу. Если вся группа , то балллы2 №824 1 вариант (а,в) 3 группа дв 2 вариант (б,г) Проверка по эталону
Что сейчас делали? Чему учились? Какие испытали трудности? Что нужно чтобы не делать ошибки? А никто не заметил знакомого примера? Если заметил, назовите его ? Как решали? | Поднимают руки и отвечают. | Познавательные: выполнение действий по алгоритму. подведение под понятие, рефлексия способов действий Коммукативные: выражение своих мыслей Умение слушать Умение рассуждать Умение работать в группе | 3 |
VIII Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону | На данном этапе ученики самостоятельно выполняют типовые задания, проверяют их по предложенному эталону сначала сами, затем друг у друга. Задача учителя — создать ситуацию успеха для каждого ученика. | Учимся применять Практическая работа (работа в парах). Ребята, у вас на столах находятся карточки с примерами (Приложение 1) и квадратики из которых нужно составить картину. На карточке нарисована рамка с порядковыми номерами примеров, в которую вы будете приклеивать квадраты. На обратной стороне каждого их этих квадратов находится ответ на один из примеров. Вы решаете пример, находите соответствующий ему ответ на квадрате и приклеиваете его в рамку по порядку. Получившиеся картинки сдаете учителю в конце урока. Приложение №1 Приложение №2 | | | |
IXЭтап включения в систему знаний и повторения | Основная цель этого этапа: зафиксировать полученное знание, рассмотреть, как новое знание укладывается в систему ранее изученного, при возможности довести полученный навык до автоматизированности использования и подготовить учеников к дальнейшему погружению в тему. | 1) Давайте закрепим, наши знания на следующих примерах, а заодно и выясним название промысловой рыбы Молодцы, итак, промысловая рыба КЕТА (выполняет у доски, подробно проговаривая пункты алгоритма). «Подведем итоги урока. Скажите, что вы сегодня узнали на уроке? Как умножить обыкновенные дроби Наш урок подходит к концу и подсчитайте набранное количество бал и в соответствии с критериями пост себе оценку Кто получ 5,4,3 | Отвечают: «Как сложить дроби с разными знаменателями». «Чтобы сложить дроби с разными знаменателями, их нужно привести к общему знаменателю, а затем сложить». | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения Познавательные: анализ, подведение под понятие, выполнение действий по алгоритму | 2 |
X. Промежуточный этап, на котором формулируется домашнее задание (Слайд № 8) П 9.4 читать , учить, правмло № 836 (а,б) 837(а,б,в) | В зависимости от подготовленности класса, учитель может предложить два варианта: | Ребята, откройте дневники и запишите домашнее задание. | Записывают домашнее задание. | | 2 |
XI. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке | На данном этапе ученики соотносят цели, которые они ставили на уроке и результаты своей деятельности. | Проанализируем нашу работу на уроке Перед вами карт с незаконч предл Кто желает высказаться Сегодня я узнал……. Сегодня научился…….. Теперь я знаю ……… Осталось непонятным……… Хочу научиться………. Мне пригодиться………. Теперь я умею ……. Мне было легко ……. Самым интересным……… Мы сегодня на уроке затронули дату возникновения с. Киселёвка, а ещё какие события вопросы касаемые нашего села мы увидели и проговорили? Как вы думаете почему ? Потому что мы здесь живём, должны знать историю. Самые любимые наши места, и охранять природные ресурсы нашей малой Родины. Сегодня вы научились умнож дроби на след | | Познавательные: рефлексия способов и условий действия, адекватное понимание причин успеха и неудач, контроль и оценка процесса и результатов деятельности Коммукативные: умение выражать свои мысли, аргументация | 10 |
| | Спасибо за урок! . | | | |
Учебник “Математика 5”. Авторы: Г.В. Дорофеев, И.Ф. Шарыгин, С.Б.Суворова и другие. М.: Издательство “Просвещение”, 2015
Книга для учителя “Математика: поурочные разработки для 5 класса”. Авторы: С.А. Бокарева, Т.Смирнова. Издательство “Просвещение”, 2015
ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ: Чтобы вычислять было проще , числители и знаменатели нужно перемножать не сразу, а лишь после сокращения на общие множители