План-конспект урока по окружающему миру
3 класс
Тема: Что такое почва
Цель. Сформировать представление учащихся о почве; выявить совместно с детьми основные свойства почвы, в процессе опытов установить состав почвы.
Задачи:
Образовательные:
- создать условия для формирования у детей представления о том, что такое почва, каков её состав, умения видеть, сравнивать, обобщать и делать выводы;
-познакомить детей с главным свойством почвы.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес к окружающему миру путём привлечения занимательного материала, создания проблемных ситуаций;
- развивать логическое мышление, воображение, восприятие, речь.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к окружающему миру;
- воспитывать желание учиться и делать познавательно-новые открытия.
Оборудование: портрет В.В. Докучаева, образцы почв, материал для опытов (кусочки сухой почвы, стаканы с чистой водой, спиртовка, спички, предметные стекла, пипетки, держатели, лупа).
Ход урока
Организационный момент
Пусть сегодня для нас всех,
На урок придёт успех!
Поприветствуем гостей,
С ними нам вдвойне теплей,
Пожелаем нам удачу,
И успешности в придачу
Учитель: Посмотрите друг на друга, глазками пожелайте товарищу хорошего рабочего настроения на весь урок. Теперь посмотрите на меня. Я тоже всем вам желаю интересного урока. Еще наш урок необычен тем, что мы сегодня отправимся в учебную лабораторию и станем научными сотрудниками. Научные сотрудники проводит научные исследования, но об этом мы поговорим чуточку позже. А пока послушайте сказку - загадку и вы отгадаете тему нашего урока.
2.Мотивация учебной деятельности
Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в нее мешок зерна, а осенью смотришь: вместо одного в кладовой уже двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать ведер. Горсточка семян делается большой кучей огурцов, редиски, морковки, помидоров.
Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Вы уже догадались, как она называется?
Ученики: Это земля.
Учитель: Да, у слова «земля» несколько значений. Какие вы знаете?
Ученики: Земля – планета
Земля – на которой растут растения
3 .Сообщение темы и цели урока.
Учитель: Сегодня мы раскроем секреты этой кладовой. Узнаем, как образуется почва, из чего состоит почва, какие почвы преобладают в нашем крае, что может разрушить почву, как сберечь почву от разрушений.
Вопросов много. Сможем обо всём узнать на этом уроке? Как быть? А поможет нам в этом план (Таблица на доске).
План работы
1.Что такое почва?
2.Состав почвы.
3. Образование почвы.
4.Свойства почвы.
5.Значение и охрана почвы.
Давайте посмотрим значение слова почва в словаре и определение слова почва в учебнике.
Почва – верхний плодородный слой земли, на котором растут растения.
Учитель: Обратите внимание на слово «плодородный» и вспомните какое исследование мы проводили с семенами фасоли.
- Мы посадили семена фасоли в песок, глину и землю.
-Что видим сегодня?
(Фасоль проросла хорошо в земле).
Почему так произошло? Как вы думаете? ( Ответы детей).
Учитель: Земля имеет рыхлый верхний слой. В этом слое растут корни растений.
- А из чего состоит почва?
- Каковы ее свойства?
- Вам это интересно узнать?
- Чтобы ответить на эти вопросы, проведем исследование.
4.Практическая работа
Состав почвы.
Сейчас мы разделимся на группы и будем исследовать состав почвы.
На столе у вас есть инструкции для проведения исследований.
-В каждой группе будет главный исследователь. Он расскажет нам о проделанном опыте.
Опыт №1. (группа 1)
1. Возьмите стакан с водой.
2. Бросьте туда комочек почвы.
3. Что вы наблюдаете?
Ключевые слова: пузырьки воздуха, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, мусор.
Ответ. Мы взяли стакан с водой и бросили в него комочек почвы. Мы заметили, что из почвы выходят _________________________________________. Значит в почве есть __________________________.
Опыт №2 (группа 2)
1. Возьмите бумажную салфетку.
2. Насыпьте на нее немного почвы.
3. Плотно придавите её к бумаге вторым листом.
4. Стряхните почву обратно в стакан.
5. Что вы наблюдаете?
Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, мусор.
Ответ: Мы взяли салфетку, насыпали немного почвы и плотно придавили вторым листом. Мы заметили на салфетке _____________________. Значит в почве есть _______________.
Опыт №3 (группа 3)
1. Возьмите стакан с водой.
2. Бросьте туда комочек почвы
3. Теперь размешайте почву палочкой и понаблюдайте.
Что вы видите?
Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, мусор, корешки, части насекомых, минеральные соли
Ответ: На поверхности воды плавает мусор; остатки листочков; какие-то мелкие крылышки; насекомые. А на дне осадок.
Ответы детей: В почве содержится_______________________________________________.
Опыт №4(группа 4)
1. Возьмите посуду с почвой с белым налётом.
2. Рассмотрите почву через лупу
3. Что вы увидели?
4. Запишите.
Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, мусор, корешки, части насекомых, минеральные соли.
Ответ: Мы рассмотрели почву через лупу и увидели ________________________________.
Перегной при гниении превращается в минеральные соли, которые нужны растениям. Вода, попадая в почву, растворяет минеральные соли, а корни с водой всасывают их. Минеральные соли - пища для растений.
Вывод: в состав почвы входят воздух, вода, перегной, песок, глина, минеральные соли.
Учитель:
Хоть выйди ты на край села,
Хоть в поле, на околицу,
Когда идёшь за кем-то вслед,
Дорога не запомнится.
Зато куда б ты ни пошел,
И по какой распутице,
Дорогу, что нашел ты сам
Вовек не позабудется.
5.Физкульминутка
Над волнами чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем — мы с тобою! (Дети машут руками, словно крыльями.)
Мы теперь плывём по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй. (Дети делают плавательные движения руками.)
Поглядите: чайки важно
Ходят по морскому пляжу. (Ходьба на месте.)
Сядьте, дети на песок,
Продолжаем наш урок. (Дети садятся за парты.)
6.Работа с учебником (с.66).
Учитель: От чего же зависит цвет почвы?
Дети: От количества перегноя.
Учитель: Давайте подумаем, как образуется перегной?
Дети: Остатки опавших листьев, отмерших животных, растений медленно перегнивают, и образуется перегной.
Учитель: Перегной содержит питательные вещества, которые необходимы для роста и развития растений, а растениями питаются животные. Если растения и животные отмирают, их остатки попадают в почву и под воздействием микробов превращается в перегной. И снова круг превращений веществ повторяется.
7.Страничка для любознательных (Сообщение ученика)
Процесс образования почвы очень продолжительный и сложный. Учеными доказано, что 1 см почвы образуется 250-300 лет, а 20см почвы - в течении 5-6 тыс. лет. Толщина почвенного слоя различна от 2-3 см до 150-200 см.
8.Окно в природу
Рассказ учителя: В почве обитает множество крошечных, невидимых простым глазом микробов и бактерий. В одном грамме почвы бывает до 10 миллиардов микроорганизмов и бактерий. Эти микроорганизмы измельчают остатки сгнивших растений, лесной подстилки и животных, которые быстрее сгнивают, и превращаются в перегной. Эти микроорганизмы умирают, разлагаются, образуя при этом вещества, которые растение может хорошо усваивать. Получается такой круговорот веществ в природе.
Почву часто называют домом для животных. Здесь можно увидеть насекомых, червей, многоножек, грызунов и зверей. Одни в почве живут постоянно, другие прячутся от врагов и холода, третьи откладывают яйца размножения.
Из насекомых в почве можно встретить ос, шмелей, жуков, муравьев, Они постоянно в работе. Много в почве разных червей. Самые большие труженики среди них — дождевые черви. Они приносят большую пользу. Дождевые черви вылезают по ночам в поисках пищи, а днем уползают в землю. Они питаются упавшими, начинающими гнить листьями. Выделения червей являются удобрением для почвы. Черви также рыхлят почву. Через их ходы воздух и вода попадают к корням растений. Продвигаясь под землей, черви пропускают через себя и обогащают ее полезными для растений солями. Ученые установили, что дождевые черви — одни из главных «почвообразователей».
Кто же участвует в образовании почвы? (Ответы детей).
9.Физкульминутка
«Бабочка» (Гимнастика для глаз)
Спал цветок
(Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против нее.)
И вдруг проснулся, (Поморгать глазами.)
Больше спать не захотел, (Руки поднять вверх (вдох). Посмотреть на руки.)
Встрепенулся, потянулся, (Руки согнуты в стороны (выдох).
Взвился вверх и полетел.
(Потрясти кистями, посмотреть вправо-влево).
10.Работа с учебником (с 67-68).
Учитель: Что мы узнали из этой статьи?
Дети: Академик Докучаев Василий Васильевич называл почву кормилицей человека и говорил, что она для нас дороже нефти, угля и золота.
Учитель: На что еще обращал внимание академик В.В. Докучаев?
Дети: Он говорил о бережном отношении к почве. Нельзя на одном и том же участке возделывать из года в год одни и те же культурные растения, использовать большое количество удобрений, вырубать деревья (это приводит к образованию оврагов), распахивать большие пространства (это приводит к пыльным бурям).
Учитель: Да, ребята, наши предки называли землю кормилицей, матушкой. Её брали с собой в далёкие странствия, потому что считали, что она придаёт силы и помогает во всём в чужих краях. Люди всегда бережно относились к земле. Складывали о ней стихи и песни. Давайте же и мы с вами любить, ценить землю, заботиться о ней. Тогда она будет радовать нас богатым урожаем, густыми лесами, цветущими полями.
А еще ребята, нельзя вносить в почву большое количество ядохимикатов.
Как вы думаете, почему?
Дети: Это отравляет почву, делает ее менее плодородной.
9. Работа экспертной группы. (Заранее подготовленные 2-3 ученика).
Учитель: Что же нужно делать, чтобы сохранить плодородие почвы? Об этом вам расскажут ребята экспертной группы.
Необходимо высаживать растения.
Распахивать поперек склоны, чтобы вода не размывала почву.
Не жечь костры. Выгорит перегной – останется песок.
Ученица – читает стих:
Земля нужна не только для крота,
Ведь без земли не будет тех растений,
Которые с тобою нам нужны.
Растения своими крепкими корнями
Из почвы пищу для себя берут.
Их почва кормит и поит
И просто жизнь им всем дает.
Но знай о том, что если только брать
И ничего взамен ей не давать,
Земля иссякнет.
10.Закрепление изученного материала
Учитель: А сейчас проведем «Брейн-ринг» (класс делится на две команды)
Вопросы:
1.Что такое почва?
2. Почему почву называют «чудесной кладовой»?
3.Что такое перегной?
4. Что растения получают из почвы?
5. От чего зависит цвет почвы?
6. Назовите животных, обитающих в почве.
7.Кто такой Докучаев В.В.?
8.Как сохранить плодородие почвы?
11.Рефлексия
Я узнал... .
Мне было интересно… .
Я научился… .
12.Домашнее задание
Творческое задание: прочитать рассказ « Уважайте жизнь дождевого червя» в книге «Великан на поляне; составить синквейн на тему «Почва» (индивидуально).
Список литературы
Асмолова А.Г. Пособие для учителя «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе», Москва «Просвещение» 2011;
Ганери Анита , Уолпол Бренда , Стил Филипп ,Чермен Эндрю , Вуд Дженни , Эвисон Бриджит «Энциклопедия для любознательных»,Махаон 2016, с 256;
Максимова Т.Н., Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир 3 класс» к УМК А.А.Плешакова («Школа России»), Москва, «Вако» 2017;
Плешаков А.А. Учебник «Окружающий мир 3 класс», «Просвещение» 2013.