СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема урока. Имя прилагательное как часть речи.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуализировать знания об имени прилагательном, его морфологических признаках, роли в речи.

Просмотр содержимого документа
«Тема урока. Имя прилагательное как часть речи.»

Тема урока. Имя прилагательное как часть речи.

Цель урока: актуализировать знания об имени прилагательном, его морфологических признаках, роли в речи.

Формируемые УУД:

Познавательные – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Коммуникативные – инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнера.

Регулятивные – постановка учебной задачи; определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; предвосхищение результата и уровня усвоения.

Личностные – установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

  1. Организационный момент.

К уроку готовы? Да.
Я надеюсь на вас, друзья.
Слушаем внимательно, 
Работаем старательно.

- Проверьте готовность к уроку.


2.Минутка чистописания

Дд дд до дв др ддД да де дм

Дом Донбасс Донецк дарить подарок радость

Донбасс – наш край родной.

3.Актуализация знаний.

Дидактическая игра «Найди слова»

Хорог, яраз, атапол, мютсок, идерепв, цето.

- Прочитайте слова, которые вы записали (Горох, заря, лопата, костюм, впереди, отец).

Какая у них орфограмма? (Непроверяемая гласная в корне)

- Какое слово лишнее? ( Впереди – наречие, остальные слова имена существительные)

-Какие части речи знаете?

-дети перечисляют

-С какой частью речи работали на последних уроках?

Имя существительное

- Какие бывают имена существительные?

Ж., м., ср. рода; 1,2,3 склонения, одуш./неодуш.; собств./нариц.

- Как изменяются?

По числам и падежам.

  1. Самоопределение к деятельности.

Послушайте стихотворение и скажите, о какой части речи будем говорить на уроке?

Я – часть речи интересная,

Широко в миру известная.

Опишу любой предмет –

В этом равных со мной нет.

Речь со мною выразительна,

И точна, и удивительна.

Чтоб красиво говорить,

Мною нужно дорожить.

(Об имени прилагательном.)


Проблемный вопрос.

- Для чего нужны в речи имена прилагательные?


Прочитайте стихотворение, что обозначают имена прилагательные?

Вот громкий стук,

Вот злющий лук,

Вот легкий пар,

Вот летний жар,

Вот яркое солнце

Глядит нам в оконце.

(Описывают предмет, обозначают признак по форме, размеру, вкусу, времени, пространству, свойствам, цвету, качествам. Используются для описания картин природы, состояния человека.)

Не жизнь, а просто мука!

Ни цвета нет у них без нас,

Ни запаха, ни звука!


- Проверим. Откройте учебник на с. 3. Прочитайте название раздела.

Что вспомним - ……, Что узнаем - …….., Чему будем учиться - ….. .

- Переверните страницу. На какие вопросы мы должны сегодня на уроке ответить? Прочитайте их.

Дети читают синий шрифт. Роль……., Как образуются…… .

.

IV. Работа по теме урока.

-  Упражнение 1. Прочитайте отрывок стихотворения А. Фета.

Читает ученик.

- О каком времени года пишет поэт? (о зиме). Почему вы так решили? Какие признаки на это указывают.

- Как он называет эту картину?

Чудная

- Подберите синонимы к слову чудная.

 

 Чудесная, дивная, удивительная, волшебная, обворожительная, очаровательная, изумительная, поразительная, чарующая


- Кто знает? Что такое эпитеты? (художественное определение предмета или явления, помогают представить предмет, отношение автора к нему)

- Какой частью речи они являются? (имена прилагательные)

- Спишите только имена прилагательные. Что вам поможет? (вопросы)

- Сколько имён прилагательных выписали? (7)

- Сверьте. Какие прилагательные не дописали? Что вызвало затруднение? Почему? (слово родна)

- Прочитайте материал рубрики Обратите внимание!

- Что нового узнали? Какие формы имён прилагательных существуют?

(полная и краткая)

Какой частью речи является слово родна? От слова родная. Допишите слово родна к прилагательным.

-Что узнали нового об имени прилагательном.

-Сделайте вывод: Какую роль играют имена прилагательные?

-Заполним первый столбец памятки. Эпитеты, уточняют, украшают, дополняют.

V. Физминутка

- Попробуйте движениями, мимикой и жестами показать признаки предметов: большой, горячий, узкий, весёлый, высокий, маленький, широкий. Молодцы! Тихонько сели на места.

.

VI. Словарная работа.

Отгадайте загадку:

По дорогам быстро мчится,

По степям летит, как птица!

Вслед за ним клубится пыль.

Едет что?    Автомобиль. 

- Слово состоит из двух частей: авто-сам по себе, мобиль-подвижный. Значит, что такое автомобиль? (то, что движется само по себе)

- Прочитайте, какое определение слову дает Ожегов.

- Назовите орфограммы в слове.

- Запишите слово с новой строки и подчеркните орфограммы.

- Прочитайте предложение Новый автомобиль мчится по проселочной дороге.

- Что о нём можете сказать? (простое, распр., 1 грам.основа)


-Так Какую роль выполняют имена прилагательные?

VII. Образование имён прилагательных.

Измените слово автомобиль так, чтобы оно обозначало имя прилагательное. (автомобильный). Запишите его.

- С помощью какой части слова мы образовали прилагательное? (суффикс –н-). Выделите его.

-Сейчас мы потренируемся в образовании имён прилагательных от имён существительных.

- Выполним упражнение 3. Прочитайте.

- Образуйте от данных имен существительных однокоренные имена прилагательные с помощью одного из суффиксов: - ист-, - лив-, -ив-, -ск-.

- Составим и запишем предложение с именем прилагательным «январские». (Январские метели кружили над городом.)

- Выполните задание

-Из упр. 4 так же выпишите суффиксы.

Сделайте вывод: как образуются имена прилагательные?  (от имён сущ. с помощью суффиксов) Такой способ называется суффиксальный.

VIII. Итог урока.

-С какой частью речи начали работать?

-Что такое имя прилагательное?

- С помощью каких суффиксов могут образовываться имена прилагательные?

IX. Рефлексия.

- Оцените свою работу на уроке «Светофориком».

Красный – отлично, все получилось; зеленый – хорошо, надо поработать; желтый – удовлетворительно, буду стараться.

X. Домашнее задание: Упражнение 4. Стр. 6 ( 2 часть учебник). 1 абзац – с пом. суффиксов оньк-, -еньк. Красный-красненький…

2 абзац – с пом. суффиксов –оват-, -еват-. Красный-красноватый.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!