Тема урока. Имя прилагательное как часть речи.
Цель урока: актуализировать знания об имени прилагательном, его морфологических признаках, роли в речи.
Формируемые УУД:
Познавательные – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.
Коммуникативные – инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнера.
Регулятивные – постановка учебной задачи; определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; предвосхищение результата и уровня усвоения.
Личностные – установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.
Организационный момент.
К уроку готовы? Да.
Я надеюсь на вас, друзья.
Слушаем внимательно,
Работаем старательно.
- Проверьте готовность к уроку.
2.Минутка чистописания
Дд дд до дв др ддД да де дм
Дом Донбасс Донецк дарить подарок радость
Донбасс – наш край родной.
3.Актуализация знаний.
Дидактическая игра «Найди слова»
Хорог, яраз, атапол, мютсок, идерепв, цето.
- Прочитайте слова, которые вы записали (Горох, заря, лопата, костюм, впереди, отец).
Какая у них орфограмма? (Непроверяемая гласная в корне)
- Какое слово лишнее? ( Впереди – наречие, остальные слова имена существительные)
-Какие части речи знаете?
-дети перечисляют
-С какой частью речи работали на последних уроках?
Имя существительное
- Какие бывают имена существительные?
Ж., м., ср. рода; 1,2,3 склонения, одуш./неодуш.; собств./нариц.
- Как изменяются?
По числам и падежам.
Самоопределение к деятельности.
Послушайте стихотворение и скажите, о какой части речи будем говорить на уроке?
Я – часть речи интересная,
Широко в миру известная.
Опишу любой предмет –
В этом равных со мной нет.
Речь со мною выразительна,
И точна, и удивительна.
Чтоб красиво говорить,
Мною нужно дорожить.
(Об имени прилагательном.)
Проблемный вопрос.
- Для чего нужны в речи имена прилагательные?
Прочитайте стихотворение, что обозначают имена прилагательные?
Вот громкий стук,
Вот злющий лук,
Вот легкий пар,
Вот летний жар,
Вот яркое солнце
Глядит нам в оконце.
(Описывают предмет, обозначают признак по форме, размеру, вкусу, времени, пространству, свойствам, цвету, качествам. Используются для описания картин природы, состояния человека.)
Не жизнь, а просто мука!
Ни цвета нет у них без нас,
Ни запаха, ни звука!
- Проверим. Откройте учебник на с. 3. Прочитайте название раздела.
Что вспомним - ……, Что узнаем - …….., Чему будем учиться - ….. .
- Переверните страницу. На какие вопросы мы должны сегодня на уроке ответить? Прочитайте их.
Дети читают синий шрифт. Роль……., Как образуются…… .
.
IV. Работа по теме урока.
- Упражнение 1. Прочитайте отрывок стихотворения А. Фета.
Читает ученик.
- О каком времени года пишет поэт? (о зиме). Почему вы так решили? Какие признаки на это указывают.
- Как он называет эту картину?
Чудная
- Подберите синонимы к слову чудная.
Чудесная, дивная, удивительная, волшебная, обворожительная, очаровательная, изумительная, поразительная, чарующая
- Кто знает? Что такое эпитеты? (художественное определение предмета или явления, помогают представить предмет, отношение автора к нему)
- Какой частью речи они являются? (имена прилагательные)
- Спишите только имена прилагательные. Что вам поможет? (вопросы)
- Сколько имён прилагательных выписали? (7)
- Сверьте. Какие прилагательные не дописали? Что вызвало затруднение? Почему? (слово родна)
- Прочитайте материал рубрики Обратите внимание!
- Что нового узнали? Какие формы имён прилагательных существуют?
(полная и краткая)
- Какой частью речи является слово родна? От слова родная. Допишите слово родна к прилагательным.
-Что узнали нового об имени прилагательном.
-Сделайте вывод: Какую роль играют имена прилагательные?
-Заполним первый столбец памятки. Эпитеты, уточняют, украшают, дополняют.
V. Физминутка
- Попробуйте движениями, мимикой и жестами показать признаки предметов: большой, горячий, узкий, весёлый, высокий, маленький, широкий. Молодцы! Тихонько сели на места.
.
VI. Словарная работа.
Отгадайте загадку:
По дорогам быстро мчится,
По степям летит, как птица!
Вслед за ним клубится пыль.
Едет что? Автомобиль.
- Слово состоит из двух частей: авто-сам по себе, мобиль-подвижный. Значит, что такое автомобиль? (то, что движется само по себе)
- Прочитайте, какое определение слову дает Ожегов.
- Назовите орфограммы в слове.
- Запишите слово с новой строки и подчеркните орфограммы.
- Прочитайте предложение Новый автомобиль мчится по проселочной дороге.
- Что о нём можете сказать? (простое, распр., 1 грам.основа)
-Так Какую роль выполняют имена прилагательные?
VII. Образование имён прилагательных.
- Измените слово автомобиль так, чтобы оно обозначало имя прилагательное. (автомобильный). Запишите его.
- С помощью какой части слова мы образовали прилагательное? (суффикс –н-). Выделите его.
-Сейчас мы потренируемся в образовании имён прилагательных от имён существительных.
- Выполним упражнение 3. Прочитайте.
- Образуйте от данных имен существительных однокоренные имена прилагательные с помощью одного из суффиксов: - ист-, - лив-, -ив-, -ск-.
- Составим и запишем предложение с именем прилагательным «январские». (Январские метели кружили над городом.)
- Выполните задание
-Из упр. 4 так же выпишите суффиксы.
Сделайте вывод: как образуются имена прилагательные? (от имён сущ. с помощью суффиксов) Такой способ называется суффиксальный.
VIII. Итог урока.
-С какой частью речи начали работать?
-Что такое имя прилагательное?
- С помощью каких суффиксов могут образовываться имена прилагательные?
IX. Рефлексия.
- Оцените свою работу на уроке «Светофориком».
Красный – отлично, все получилось; зеленый – хорошо, надо поработать; желтый – удовлетворительно, буду стараться.
X. Домашнее задание: Упражнение 4. Стр. 6 ( 2 часть учебник). 1 абзац – с пом. суффиксов оньк-, -еньк. Красный-красненький…
2 абзац – с пом. суффиксов –оват-, -еват-. Красный-красноватый.