УМК: География 5-6 классы: учеб. Для общеобразоват. Учреждений / [А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Никлина и др.]; под ред. А.И. Алексеева. – М.: Просвещение, 2016. – 192 с. |
Предмет - География | Класс -5 | |
Тема урока – План местности. Способы изображения поверхности.Условные знаки. |
Цель урока: Содействовать формированию представления о способах изображения поверхности Земли, читать план местности с помощью условных знаков |
Задачи: Образовательные: углубить знания по теме план местности. Развивающие: развитие познавательных интересов учащихся, умения работать в группе с учебником, с дополнительным материалом (планом местности), анализировать, делать выводы; развивать творческие, коммуникативные способности, воображение учащихся. Воспитательные: воспитание бережного отношения к своему здоровью, воспитание культуры общения. |
Планируемые образовательные результаты |
|
Предметные | Метапредметные | Личностные |
освоение знаний по основным географическим понятиям темы; давать определение понятию: условные знаки, относительная, абсолютная высота, горизонтали, бергштрих ; - уточнить и расширить понятие план местности, определив его основные признаки; - определить виды изображений земной поверхности. | развивать навыки и умения работать с атласом, текстом учебника, сравнивать и анализировать, развивать умение работать в группе, парами | понимание значения условных знаков для повседневной жизни и деятельности человека; понимание роли и значения географических знаний; формирование познавательного интереса, направленного на практическое применение новых знаний. |
Словарь урока: условные знаки, относительная , абсолютная высота, горизонтали, бергштрих |
Ресурсы урока: Учебник, компьютер, проектор, карточки |
Методы обучения: Поисково – исследовательский, эвристическая беседа, иллюстративный |
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: Коллективная, индивидуальная, групповая, работа в парах. |
Средства обучения: презентация, учебник, атлас, наглядные пособия. |
Технологии: обучение в сотрудничестве, ИКТ, игровая. |
| ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА Урок «ОТКРЫТИЯ» нового знания |
1 этап. Орг. момент | Учитель проверяет, насколько комфортно чувствуют себя ученики, готовность рабочего места, создает ситуацию успеха. Ученики: готовят рабочее место, настраиваются на деловой ритм. Приветствуют учителя. Настраиваются на работу. |
2 этап. Мотивация (создание проблемной ситуации) | Деятельность учителя Ребята, обратите внимание на слайд. (Приложение №1) Как решить создавшуюся проблему? Мальчик предлагает прийти к нему в гости, рисуя, как к нему пройти) 2)Вам понятен путь, нарисованный мальчиком? Значит для того, чтобы понимать друг друга, надо принять какие-то понятные всем обозначения? На плане местности люди ведь понимают, что изображено? | Деятельность учащихся - учащиеся предлагают нарисовать дорогу к дому, используя какие-то знаки. - Нет! Не совсем. -Это, наверное, условные знаки. |
| Главное - осознание возникшего интеллектуального затруднения, противоречия, дефицита знаний, Общий итог этапа мотивации – формулирование учащимися предполагаемой темы урока. |
3 этап. Актуализация знаний | Деятельность учителя Предоставление материала, позволяющего осуществить переход к изучению нового материала. Сравните эти два изображения: Что такое план местности? Как на нём изображается местность? Что такое масштаб? Для того, чтобы научиться читать план местности, что нам сегодня надо выучить? | Деятельность учащихся - Вспоминают, изученный ранее материал: аэрофотоснимок и план местности. Делают вывод, что план местности- это изображение поверхности земли с помощью условных знаков План местности – это уменьшенное изображение местности с помощью уловных знаков. Масштаб – это число , которое показывает во сколько раз расстояние на местности уменьшено на плане. Условные знаки. |
4 этап. Целеполагание и планирование | Суть: Надо выучить условные знаки плана Целеполагание – нам необходимо знать условные обозначения на плане. Планирование – мы должны познакомиться с условными знаками, выучить их, научиться читать план местности с помощью условных знаков. |
5 этап. «Открытие» нового знания (изучение новой темы) | Этап «открытия» новых знаний предполагает организацию учителем самостоятельной работы учащихся при изучении новой темы, а также сопутствующее (первичное) закрепление. |
Деятельность учителя 1Открываем страницу 34 учебника. Знакомимся с условными знаками. 2. Давайте, проверим с помощью слайдов презентации, запомнили ли вы знаки.(демонстрируются с 5 по 17 слайд) 3. Особое внимание следует уделить обозначению рельефа. 4. Работа в парах Приложение №2 Ответы у учащихся на другом листе Путь следования Колобка. « Жили-были дед да баба. Испекла баба Колобок да и положила его остывать на окошко. А Колобок прыг с окошка и покатился по . Катится он мимо , яблоневых, мимо да по прямо в . Встретил он и зайца у тернового, и медведя у высокой. Да повстречал у на беду свою лису рыжую. Тут сказка и закончилась». 5. Работа по группам Приложение №3 | Деятельность учащихся - Работают с учебником, делают вывод, что условные знаки похожи по виду на аэрофотоснимке. - Ребята работают вместе, называя значение условных знаков. - Опережающее задание. Ученица рассказывает об относительной и абсолютной высотах, горизонталях. Показывает на модели. Приложение №5 - Работают в парах. Производят взаимопроверку. - Работают по группам. У каждой группы своё задание. Оценивается работа группы. Если оценка 4, или 3 , то группа может поставить одну оценку выше на балл. |
7 этап. Включение нового знания в систему знаний (закрепление) | Итак, чему мы научились сегодня на уроке? Зачем нужно знание условных знаков? Представьте, что условные знаки рисовали бы все как захочется? |
8 этап. Рефлексия и оценивание | Основные задачи учителя: Формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока. |
Деятельность учителя - Предлагает назвать тему и цели урока, соотнести с планом урока и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом. - Выставляет и комментирует отметки. Слайд 26 | Деятельность учащихся - Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. - Определяют степень своего продвижения к цели (самооценка). - Отмечают успешные ответы, интересные вопросы одноклассников, участников группы (взаимооценка). |
9 этап. Домашнее задание | Домашнее задание предполагает - инвариантную часть: параграф 10, стр.34, тренажёр стр.17-18, задания 9-10 - вариативную часть :задание III , стр.54 |