Тема. В гости к осени.
Цель:
познакомить учащихся с характерными признаками осени в неживой природе, показать связь между живой и неживой природой;
развивать устную речь, память, мышление, воображение, умение наблюдать и рассказывать об осенних изменениях в живой и неживой природе;
воспитывать осознание ценности природы для жизни человека и для себя лично;
Тип урока: урок усвоения новых знаний, умений, навыков
Оборудование: учебник Окружающий мир 2 класс. Плешаков А.А. (1 часть), рабочая тетрадь, раздаточный материал и иллюстративный материал
Ход урока
1. Организационный момент
- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Дарина Андреевна, и сегодня я проведу у вас урок окружающего мира.
- Проверьте, ребята, всё ли у вас на партах: тетрадь, учебник, дневник, пенал.
2. Минутка синоптика
- Ребята, сейчас мы побудем с вами в роли маленьких синоптиков. А вы знаете, кто такие синоптики?
- Какое сейчас время года? А какой месяц?
- А ну-ка посмотрите в окошко сегодня день солнечный или пасмурный?
- Наблюдаются ли осадки за окном? В виде чего?
- Ребята, а есть ли сегодня ветер?
- Сейчас мы с вами рассмотрели состояние неживой природы, а теперь давайте перейдем к живой.
- Ребята, а в каком состоянии сейчас находятся деревья, кустарники, травы?
- Какая группа живых существ, кроме растений, также относится к живой природе?
- Дети, а можем ли мы увидеть в это время года насекомых?
- Каких птиц мы можем увидеть осенью?
- А какие птицы улетели в теплые края?
- Какие звери готовятся к спячке?
- А сейчас мы поговорим о труде людей.
- Чем занимаются люди в это время года?
- Какие работы проводятся на улицах города осенью?
- Ребята, а как нам нужно одеваться, чтобы не заболеть в это время года?
- Молодцы, вы справились с ролью маленьких синоптиков и были очень наблюдательны. Но эту работы мы должны проводить каждый день, это ваше постоянное домашнее задание.
3.Актуализация опорных знаний.
- Сейчас, я вам прочитаю стихотворение. А вы слушайте внимательно.
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась.
Ложился на поля туман,
Гусей крикливый караван тянулся к югу:
Приближалась довольно поздняя пора;
- О каком времени года говорится в стихотворении?
- По каким признакам вы это определили?
- Я вам буду читать пословицу, а вы определите, о каком месяце идёт речь.
1. КРАСНО ЛЕТО ПРОВОЖАЕТ, ОСЕНЬ ЗОЛОТУЮ ВСТРЕЧАЕТ.
2. ЗЕМЛЮ ПОКРОЕТ, ГДЕ ЛИСТОМ, ГДЕ СНЕЖКОМ.
3. В ОСЕННЕЕ НЕНАСТЬЕ СЕМЬ ПОГОД ВО ДВОРЕ: СЕЕТ, ВЕЕТ, КРУТИТ, МУТИТ, РВЕТ, СВЕРХУ ЛЬЕТ И СНИЗУ МЕТЕТ.
4. Сообщение темы и цели урока.
- Попробуйте определить, о чём пойдет речь на уроке? (Предположение учащихся.)
- Тема нашего урока называется «В гости к Осени». А точнее сказать она к нам сама пришла в наши края!
- Сегодня на уроке мы узнаем об осенних явлениях в живой и неживой природе. Будем учится рассказывать о своих наблюдениях в природе родного края.
5. Изучение нового материала.
1) Осенние изменения в неживой природе.
-Оглянитесь вокруг, назовите предметы, относящиеся к неживой природе. (Облака, осадки, небо, ветер, солнце, вода водоемах и т. д.)
- Сейчас, я вам предлагаю заполнить таблицу «Как изменяется погода осенью?». Посмотрите внимательно на таблицу, это задание необходимо будет сделать парами.
КАК ИЗМЕНЯЕТСЯ ПОГОДА ОСЕНЬЮ? |
| Лето | осень |
ОБЛАЧНОСТЬ | Небо чистое, лишь кое-где небольшая облачность. | Небо затянуто облаками. Оно кажется низким |
ВЕТЕР | Теплый, не порывистый. | Холодный, порывистый |
ОСАДКИ | Дожди кратковременны, теплые, часто бывают грозы. | Дожди затяжные, холодные, мокрый снег |
ТЕМПЕРАТУРА ВОЗДУХА | Тепло, много ясных дней, солнце высоко | Температура воздуха понизилась, ясных дней почти нет, постоянно облачно, пасмурно. |
- Давайте подведем итог:
а) Летом небо голубое, лишь кое-где небольшие облака; осенью небо затянуто облаками, кажется низким.
б) Летом дожди кратковременные, теплые, часто бывают грозы; осенью дожди затяжные, холодные.
в) Летом погода теплая, много ясных дней; осенью температура воздуха понизилась, ясных дней почти нет, постоянно облачно или пасмурно.
- Итак, какие же осенние явления происходят в неживой природе?
- Похолодание, первые заморозки и появление инея, последняя гроза, затяжные дожди, густые туманы, первый снег, ледостав – все это осенние явления в неживой природе.
- Ребята, а вы знаете, что такое заморозки? А иней?
- Давайте заглянем в учебник и найдем определения. Откройте страницу 36.
- Что же такое иней? А заморозки?
- Дети, а скажите мне, что такое туман и ледостав?
- Эти термины тоже можно найти в учебнике. Откройте страницу 37.
- Хорошо, молодцы.
2) Осенние изменения в живой природе.
-А теперь рассмотрим изменения, которые происходят осенью в жизни растений. Летом деревья и кустарники были зеленые, некоторые цвели, а затем появились плоды и начали созревать семена. Но с похолоданием в природе начинается листопад – с приходом осени листья на деревьях и кустарниках изменили свою окраску, а затем начали опадать.
- А теперь подумаем, как начинается листопад. На всех ли деревьях одновременно он начинается?
- Ребята, обратите внимание, что с понижением температуры воздуха, изменение окраски листьев идет все интенсивнее.
- Листопад для растений- это защита растений от вредных веществ, которые накопились за лето.
- Ребята, в какие деревья остаются зелеными?
- Ребята, а вы замечаете насекомых? Посмотрите, больше или меньше их стало с приходом осени? Где они прячутся?
- С насекомыми тесно связана жизнь птиц, потому что для многих птиц они являются основным кормом. Источников питания для птиц становится все меньше и поэтому птицы улетают туда, где есть корм.
- Все ли птицы улетают осенью в теплые страны? Какие остаются и как они себя ведут?
Физкультминутка.
Мы листочки осенние,
Дети выходят из-за парт.
На веточках мы сидим.
Приседают на корточки.
Дунул ветер — полетели,
Встают на носки, резко подняв руки вверх.
Мы летели, мы летели
Плавные махи руками с продвижением вперед, присесть, опустить руки на землю
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Закружились, полетели
Встают, взмахнув руками, кружатся на месте.
И за парту тихо сели.
6. Продолжение изучение нового материала.
Игра «Отгадай животное»
- Сейчас мы поиграем в игру. Я буду загадывать вам загадки. А ваша задача – отгадать о каком звере идет речь.
- Только дослушаем до конца, и не будем выкрикивать с места, если вы уже знаете ответ. Поднимите руку, чтобы я видела вашу готовность.
Зиму всю зарывшись в стог
Спит колючий колобок
(ёж)
Зверька узнали мы с тобой
По двум таким приметам
Он в шубке серенькой зимой
А в рыжей шубке летом.
(белка)
Кто осенью холодной,
Ходит хмурый и голодный.
(волк)
Меньше тигра, больше кошки
Над ушами кисти-рожки
С виду кроток, но не верь
Страшен в гневе этот зверь!
(рысь)
Зимой беленький, а летом серенький
Никого не обижает, а всех сам боится.
(заяц)
- Молодцы, всех отгадали.
7. Закрепление материала.
1) Работа с тетрадью
- Ребята, давайте сейчас откроем наши рабочие тетради и выполним задание № 3 на странице 16 и задание № 1, 3, 4, 5 на странице 17. После того, как вы самостоятельно выполните предложенные задания, мы все вместе проверим.
8. Обобщение и систематизация новых знаний.
- Ребята, о чем мы сегодня говорили на уроке?
- О каких осенних изменениях в неживой природе мы сегодня говорили?
- Какие изменения в живой природе происходят с приходом осени?
9. Итоги урока.
- Дети, продолжите устно предложение:
Из сегодняшнего урока я узнал __________________
Сегодня на уроке я удивился ________________
Сегодня на уроке я задумался _________________
10. Домашние задание.
Учебник страница 36-39. Рабочая тетрадь страница 16 № 1,2.