СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тематическое планирование по окружающему миру 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное тематическое планирование составлено в соответствии с ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Тематическое планирование по окружающему миру 3 класс»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа курса «Окружающий мир» для третьего класса на 2018-2019 учебный год разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта: начального общего образования (2009 г), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Примерных программ начального общего образования и авторской программы А.А. Пле­шакова «Окружающий мир. 1 -4 классы» (УМК «Школа России», 2010),


Место курса в учебном плане:

На изучение курса «Окружающий мир» в 3 классе отводится 2 часа в неделю. Программа рассчитана на 68 часов (34 учебные недели).


Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

  • формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

  • духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Основными задачами реализации содержания курса являются:

    • формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре истории и современной жизни;

    • осознание ребенком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

    • формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

    • формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Курс «Окружающий ми» для второго класса в равной мере интегрирует природоведческие, обществоведческие, исторические знания, представляет младшим школьникам естественно-научный и социально-гуманитарный материал, необходимый для формирования целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях. В рамках предмета, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решаются задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России.

В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «откры­тие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-об­разовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения за­дач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планиру­емых результатов имеет организация проектной деятель­ности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.

В соответствии с названными ведущими идеями осо­бое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся:

1) распознавание природных объек­тов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;

2) моделирование экологиче­ских связей с помощью графических и динамических схем (моделей);

3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и пове­дения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.


Содержание учебного курса «Окружающий мир» 3 класс

Автор: А.А. Плешаков.


Тема раздела

Кол-во часов

Содержание раздела

1.

Как устроен мир.

Практическая работа.

Проект.

Экскурсия.

6 ч.

---

---.

---

Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии — царства живой природы. Роль природы в жизни людей.
Человек — часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение — «ступеньки познания человеком окружающего мира.
Общество. Семья, народ, государство — части общества. Человек — член общества. Человечество.
Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология — наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы.

2.

Эта удивительная природа.

Практическая работа.

Проект.

Экскурсия.

19 ч.


4 ч.

---

1 ч.

Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы.
Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.
Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту
Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.
Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые); виды растений. Дыхание и питание

растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.
Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.); виды животных. Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида.

Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.
Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.
Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы- производители, организмы- потребители организмы - разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.
Практические работы: обнаружение крахмала в продуктах питания; изучение свойств воды, очистка загрязненной воды с помощью фильтра; рассматривание плодов и семян растений, определение признаков их приспособленности к распространению ветром, животными; распознавание природных объектов с помощью атласа-определителя.

3.

Мы и наше здоровье.

Практическая работа.

Проект.

Экскурсия.

11 ч.

3 ч.

1 ч.

---

Организм человека. Органы и системы органов.
Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания), их значение и гигиена.
Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.
Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.
Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.
Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме. Удаление из организма вредных продуктов жизнедеятельности; органы выделения.
Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики — враги здоровья.
Практические работы: знакомство с внешним строением кожи, упражнения в оказании первой помощи при небольших повреждениях кожи; изучение содержания питательных веществ в различных продуктах (по информации на упаковках); подсчет ударов пульса.

4.

Наша безопасность.

Практическая работа.

Проект.

Экскурсия.

9 ч.

1 ч.

1 ч.

---

Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.
Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.

Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме — источник опасности. Правила поведения в опасных местах.
Гроза — опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.
Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: клещи, змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха. Как защититься от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.
Практическая работа: знакомство с устройством и работой бытового фильтра для очистки воды.

5.

Чему учит экономика.

Практическая работа.

Проект.

Экскурсия.

11 ч.

3 ч.

---

---

Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.
Природные богатства — основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.
Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.
Растениеводство и животноводство — отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др.
Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.
Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.
Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи.
Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики — одна из важнейших задач общества в ХХI в.
Практические работы:: рассматривание и определение образцов полезных ископаемых; знакомство с культурными растениями, составление устного описания рассмотренных растений; знакомство с современными российскими монетами.

6.

Путешествие по городам и странам.

Практическая работа.

Проект.

Экскурсия.

12 ч.

---

---

---

Города Золотого кольца России — слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.
Страны, граничащие с Россией, — наши ближайшие соседи.
Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.
Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).

Бережное отношение к культурному наследию человечества — долг всего общества и каждого человека.


Итого:

Практическая работа:

Проект:

Экскурсия:

68 ч.

11 ч.

2 ч.

1 ч.



 

Планируемые результаты к уровню подготовки учащихся

по курсу «Окружающий мир» к концу третьего года обучения.


В результате изучения окружающего мира третьеклассники научатся (базовый уровень):

- называть основные свойства воздуха, воды;

- называть общие условия, необходимые для жизни живых организмов;

- приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2-3), раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;

- определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);

- различать изученные виды дорожных знаков;

- раскрывать особенности внешнего вида и жизни представителей разных групп животных;

- применять правила сохранения и укрепления здоровья;

- различать объекты природы и изделия промышленного производства, изготовленные человеком;

- показывать на карте границы России, некоторые города России (родной город, столиц, ещё 1-2 города);

- показывать на карте изученные страны мира.


Третьеклассники получат возможность научиться (повышенный уровень):

- использовать приобретённые знания и умения для выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;

- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для ухода за растениями и животными;

- использовать приобретённые знания и умения для оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в её охране;

- выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту;

- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране.



Исследовательские методы и приемы, используемые в работе: проблемный метод, частично-поисковый метод, ролевая игра, дидактическая игра, метод проекта (рисунки, ОК, таблица, эксперимент), ИКТ на уроке (презентация), сочинение – рассуждение, определение цели урока, дифференцированные задания, составление плана, экскурсии.



























Тематическое планирование учебных занятий по курсу «Окружающий мир» 3 класс

Автор: А.А. Плешаков.


дата

Тема учебного занятия

Стр. учебника

Тип учебного занятия

Мониторинг

Планируемые результаты в соответствии с ФГОС

предметные

метапредметные

личностные

познавательные

коммуникативные

регулятивные

Как устроен мир. 6 часов

1/1


Природа. Ценность природы для людей.

4-9

Изучение нового материала.

Фронтальный опрос.


- ориентироваться в учебных пособиях курса «Окружающий мир»;

- понимать разнообразие мира природы;

- осознавать ценность природы для человека.

- сравнивать и классифицировать объекты неживой и живой природы;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.


- работать в паре: анализировать текст учебника, извлекать нужную информацию;

- адекватно использовать речевые средства в рамках учебного диалога.

- определять цели изучения раздела «Как устроен мир»;

- понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить;

- оценивать достижения на уроке;

- осуществлять само- и взаимопроверку.

- понимать и принимать социальную роль обучающегося;

-проявлять целостное восприятие окружающего мира;

-бережно относиться к окружающему миру.

2/2


Человек.

10-15

Изучение нового материала.

Фронтальный опрос.

КИМы с. 6

- находить сходства человека и других живых существ и отличия его от животных;

- различать внешность человека и его внутренний мир;

- анализировать проявления внутреннего мира человека;

- знать способы познания человеком окружающего мира.

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

- работать в паре: наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека;

- адекватно использовать речевые средства в рамках учебного диалога.

- понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить;

- оценивать достижения на уроке;


- проявлять целостный взгляд на мир;

- понимать ценность богатого внутреннего мира человека;

- проявлять начальные навыки адаптации в динамично меняющемся мире.

3/3


Общество.

18-23

Изучение нового материала.

Фронтальный опрос.

КИМы с. 7

- определять место человека в мире;

- характеризовать семью, народ, государство как части общества;

- сопоставлять формы правления в различных государствах мира;

- соотносить страны и народы.

- работать в группе: извлекать информацию из текста учебника и таблицы, рассуждать и делать выводы на основании информации учебника

- работать в группе;

- адекватно использовать речевые средства в рамках учебного диалога

- понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить;

- оценивать достижения на уроке;

- осуществлять само- и взаимопроверку.

- понимать свою принадлежность к многонациональному народу России;

- испытывать чувство гордости за свою Родину;


4/4


Что такое экология.

24-28

Изучение нового материала.

Фронтальный опрос.

КИМы с.8

- устанавливать взаимосвязи в природе, между природой и человеком;

- классифицировать экологические связи, приводить примеры.

- анализировать текст, схемы, иллюстрации учебника;

- моделировать связи организмов с окружающей средой, оценивать модели

- высказывать и обосновывать предположения

- понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить;

- оценивать достижения на уроке;

- осуществлять само- и взаимопроверку.

- понимать целостность окружающего мира;

-испытывать чувство ответственности за состояние окружающей среды.

5/5


Природа в опасности! Охрана природы.

29-34

Изучение нового материала.

Фронтальный опрос.

КИМы с.9

- различать положительное и отрицательное влияние человека на природу, устанавливать причинно-следственные связи;

- понимать особое место заповедников и национальных парков как охраняемых природных территорий.

- работать со взрослыми: готовить сообщение, используя дополнительную литературу.

- работать в группе: рассуждать, делать выводы, приводить примеры ответственного отношения к природе;

- адекватно использовать речевые средства в рамках учебного диалога;

.

- понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить;

- оценивать достижения на уроке;

- осуществлять само- и взаимопроверку.

- испытывать чувство ответственности за состояние окружающей среды;

- понимать свою роль в деле охраны окружающей среды.

6/6


Обобщение по разделу «Как устроен мир».

154-159

Повторение и обобщение. Контроль.

Проверочная работа.

КИМы с. 10

- оценивать свои знания и умения по разделу «Как устроен мир».

- выполнять тесты с выбором ответа


- понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить;

- оценивать достижения на уроке;

-оценивать свои знания и умения;

- принимать социальную роль обучающегося;

- определять мотивы учебной деятельности;


Эта удивительная природа. 19 часов

7/1


Тела, вещества, частицы.

36-40

Изучение нового материала.

Фронтальный опрос.

- характеризовать понятия «тела», «вещества», «частицы»;

- классифицировать тела и вещества, приводить примеры;

- моделировать расположение частиц в твердом, жидком, газообразном состоянии.

- работать с дополнительной литературой (рекомендованной учителем);


- высказывать и доказывать предположения на основании наблюдения за результатами опыта;

- работать в группе: выполнять задания и самопроверку с помощью учебника

- определять цели изучения раздела «Эта удивительная природа»;

- понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить;

- оценивать достижения на уроке;


- иметь представление о многообразии и целостности окружающего мира;

- определять мотивы учебной деятельности.

8/2


Разнообразие веществ. Практическая работа.

41-45

Изучение нового материала.

Фронтальный опрос.

Практическая работа.

КИМы с. 11

- характеризовать свойства поваренной соли, сахара, кислоты;

- ставить опыты по обнаружению крахмала в продуктах питания;

- различать сахар, соль, крахмал по характерным признакам.

- использовать лабораторное оборудование;

- фиксировать результаты исследования в рабочей тетради (в форме таблицы);

- работать с дополнительной литературой

- работать в группе: выполнять действия по алгоритму, выполнять практическую работу, описывать вещества по плану, работать с учебником

- понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить;

- оценивать достижения на уроке;


- иметь представление о многообразии и целостности окружающего мира;

- проявлять навыки адаптации в динамично меняющемся мире.

9/3


Воздух и его охрана. Практическая работа.

46-50

Изучение нового материала.

Фронтальный опрос.

Практическая работа.

КИМы с. 12

- знать состав и свойства воздуха;

- знать меры по охране воздуха.

- работать с дополнительной литературой4

- наблюдать опыт: понимать цель, ход опыта, делать вывод, фиксировать результаты.

- работать в паре: извлекать информацию из текста учебника, выполнять задания, осуществлять самопроверку

- понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить;

- оценивать достижения на уроке;

- анализировать круговую диаграмму.

- испытывать чувство ответственности за состояние окружающей среды;

- понимать свою роль в деле охраны окружающей среды.

10/4


Вода. Практическая работа.

51-54

Изучение нового материала.

Фронтальный опрос.

Практическая работа.

КИМы с. 13

- характеризовать воду как вещество;

- рассказывать о свойствах воды;

- рассказывать об использовании воды в быту как растворителя.

- работать с дополнительной литературой;

- исследовать свойства воды (по инструкции в учебнике);


- работать с текстом в паре;

- формулировать понятные высказывания в рамках учебного

диалога

- понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить;

- оценивать достижения на уроке;


- испытывать чувство ответственности за состояние окружающей среды;

- понимать свою роль в деле охраны окружающей среды.

11/5


Превращения и круговорот воды.

55-58

Изучение нового материала.

Фронтальный опрос.

КИМы с. 14

- различать три состояния воды;

- понимать причины и процесс круговорота воды в природе.

- работать с дополнительной литературой;

- наблюдать учебный эксперимент, высказывать предположения, делать выводы;

- работать со схемами в учебнике: анализировать, объяснять, моделировать круговорот воды в природе

- формулировать понятные высказывания в рамках учебного

диалога

- понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить;

- оценивать достижения на уроке;


- иметь представление о целостности окружающего мира;

- испытывать чувство ответственности за состояние окружающей среды;

- понимать свою роль в деле охраны окружающей среды.

12/6


Берегите воду!

59-63

Изучение нового материала.

Фронтальный опрос.

КИМы с.15

- знать, почему и как нужно беречь воду;

Понимать способы экономного использования воды.

- анализировать схему, фотодокументы;

- работать с дополнительной литературой

- формулировать понятные высказывания в рамках учебного

диалога

- высказывать предположения, проверять их с помощью учебника;

- понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить;

- оценивать достижения на уроке;


- испытывать чувство ответственности за состояние окружающей среды;

- понимать свою роль в деле охраны окружающей среды.

13/7


Что такое почва. Практическая работа.

64-68

Изучение нового материала.

Фронтальный опрос.

Практическая работа.

КИМы

с. 16-17

- иметь представление о почве как верхнем плодородном слое земли;

- знать состав почвы;

- характеризовать процессы образования и разрушения почвы, меры по охране почвы от разрушений.

- выполнять практическую работу с целью проверки предположений;

- анализировать рисунки, схемы учебника, моделировать связи почвы и растений

- высказывать и обосновывать свои предположения;


- понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить;

- оценивать достижения на уроке;


- иметь представление о целостности окружающего мира;

- испытывать чувство ответственности за состояние окружающей среды;


14/8


Разнообразие растений.

69-73

Изучение нового материала.

Фронтальный опрос.

КИМы с. 18

- классифицировать растения;

- характеризовать группы растений;

- определять растения с помощью атласа – определителя;

- приводить примеры растений разных групп.

- работать с текстом и рисунками учебника – доказывать свои предположения;

- работать с дополнительной литературой

- работать в группе: классифицировать объекты, составлять задания, задавать вопросы, осуществлять само- и взаимопроверку.

- понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить;

- оценивать достижения на уроке;


- иметь представление о целостности окружающего мира;

- принимать социальную роль обучающегося;

- оценивать свои достижения на уроке.

15/9


Солнце, растения и мы с вами.

74-77

Изучение нового материала.

Фронтальный опрос.

КИМы с. 19

- понимать сходства и различия процессов питания и дыхания растений;

- знать роль листьев, стебля и корня в питании растений;

- понимать значение растений для жизни животных и человека.

- анализировать схему: выявлять сходство и различие процессов; рассказывать с опорой на схему;

- моделировать процессы дыхания и питания растений

- работать в группе: обсуждать ответы на вопросы, определять затруднения; работать с текстом (находить в тексте ответы на вопросы)

- понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить;

- оценивать достижения на уроке;


- иметь представление о целостности окружающего мира;

- принимать социальную роль обучающегося;


16/10


Размножение и развитие растений.

78-81

Изучение нового материала.

Фронтальный опрос.

КИМы с. 20

- характеризовать условия, необходимые для размножения растений и их распространения;

- знать, как распространяются семена деревьев, роль человека и животных в размножении растений.

- читать схему (характеризовать этапы развития растения из семени);

- выполнять практическую работу: делать выводы

- выполнять практическую работу в парах, высказывать предположения

- понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить;

- оценивать достижения на уроке;


- иметь представление о целостности окружающего мира;

- принимать социальную роль обучающегося;


17/11


Охрана растений.

82-86

Изучение нового материала.

Фронтальный опрос.

КИМы

с. 25-26


- знать факторы отрицательного воздействия человека на природу;

- знать растения, нуждающиеся в охране;

- понимать меры по охране растений и правила поведения в природе.

- получать информацию из дополнительной научно-популярной литературы («Великан на поляне», «Зеленые страницы»).

- высказывать и обосновывать свои предположения

- понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить;

- оценивать достижения на уроке;

- формулировать выводы.

- иметь представление о целостности окружающего мира;

- принимать социальную роль обучающегося;

- проявлять чувство ответственности за состояние окружающей среды.

18/12


Разнообразие животных.

87-93

Изучение нового материала.

Фронтальный опрос.

КИМы

с. 27-28

- классифицировать животных;

- приводить примеры животных различных групп;

- определять животных и относить их к определенной группе.

- пользоваться атласом – определителем;

- работать с текстом и рисунками учебника – доказывать свои предположения.

- работать в группе: классифицировать объекты, составлять задания, задавать вопросы, осуществлять взаимопроверку и самопроверку.

- понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить;

- оценивать достижения на уроке.

- иметь представление о целостности окружающего мира;

- принимать социальную роль обучающегося;


19/13


Кто что ест?

94-97

Изучение нового материала.

Фронтальный опрос.

КИМы

с. 29-30

- классифицировать животных по типу питания;

- приводить примеры животных различных групп;

- анализировать цепи питания;

- знать защитные приспособления растений и животных;

- понимать роль хищников в поддержании равновесия в природе.

- находить в краеведческой литературе материалы о природе родного края;

- работать с дополнительной литературой (рекомендованной учителем);

- моделировать цепи питания;



- распределять роли и обязанности в группе

- понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить;

- оценивать достижения на уроке.

- иметь представление о целостности окружающего мира;

- принимать социальную роль обучающегося;

- определять личностный смысл учения.

20/14


Экскурсия в краеведческий музей «Разнообразие природы родного края».


Экскурсия.

Фронтальный опрос.


- анализировать цепи питания;

- знать защитные приспособления растений и животных;

- понимать роль хищников в поддержании равновесия в природе.

- находить в краеведческой литературе материалы о природе родного края;

- работать с дополнительной литературой (рекомендованной учителем);


- работать в группе: классифицировать объекты, составлять задания, задавать вопросы, осуществлять взаимопроверку и самопроверку.

- определять цели и этапы работы над проектом;

- понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить;

- оценивать достижения на уроке.

- иметь представление о целостности окружающего мира;

- принимать социальную роль обучающегося;

- определять личностный смысл учения.

21/15


Размножение и развитие животных.

100-105

Изучение нового материала.

Фронтальный опрос.

КИМы

с. 31-32

- характеризовать животных разных групп по способу размножения;

- моделировать стадии размножения животных;

- знать, как заботятся домашние животные о своем потомстве

- сопоставлять информацию, представленную на иллюстрациях и в тексте учебника;

- извлекать информацию из дополнительной литературы

- работать в группе: обсуждать и представлять информацию.

- понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить;

- оценивать достижения на уроке;

- моделировать процессы, происходящие в природе

- иметь представление о целостности окружающего мира;

- принимать социальную роль обучающегося;


22/16


Охрана животных.

106-111

Изучение нового материала.

Фронтальный опрос.

КИМы с. 33

- знать факторы отрицательного воздействия человека на природу;

- знать животных, нуждающихся в охране;

- понимать меры по охране животных и правила поведения в природе.

- получать информацию из текста учебника, дополнительной научно – популярной литературы («Великан на поляне», «Зеленые страницы», «Красная книга России»).

- работать в группе: обсуждать и представлять информацию.

- понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить;

- оценивать достижения на уроке;

- формулировать выводы.

- иметь представление о целостности окружающего мира;

- принимать социальную роль обучающегося;

- проявлять чувство ответственности за состояние окружающей среды;

23/17


В царстве грибов.

112-117

Изучение нового материала.

Фронтальный опрос.

КИМы

с.34-35

- знать строение шляпочных грибов;

- различать съедобные, несъедобные и ядовитые грибы;

- знать правила сбора грибов.

- извлекать информацию из иллюстраций и текста учебника, дополнительной литературы;

- соотносить новые знания со своим опытом.

- формулировать понятные высказывания в рамках учебного

диалога.

- понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить;

- оценивать достижения на уроке;


- иметь представление о целостности окружающего мира;

- проявлять чувство ответственности за состояние окружающей среды;

24/18


Великий круговорот жизни.

118-120

Изучение нового материала.

Фронтальный опрос.

КИМы с. 36

- знать звенья круговорота веществ;

- понимать взаимосвязь всех звеньев круговорота веществ.

- извлекать информацию из иллюстраций и текста учебника, дополнительной литературы;


- формулировать понятные высказывания в рамках учебного

диалога.

- понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить;

- оценивать достижения на уроке;


- иметь представление о целостности окружающего мира;

- проявлять чувство ответственности за состояние окружающей среды;

25/19


Обобщение по разделу «Эта удивительная природа».

160-165

Повторение и обобщение. Контроль.

Проверочная работа.

КИМы с.37

- оценивать знания и умения по разделу «Эта удивительная природа».

- выполнять тесты с выбором ответов.


- понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить;

- оценивать достижения на уроке;

-оценивать свои знания и умения;

- принимать социальную роль обучающегося;

- определять мотивы учебной деятельности;


Мы и наше здоровье. 11 часов

26/1


Организм человека. Практическая работа.

122-125

Изучение нового материала.

Фронтальный опрос.

Практическая работа.

- знать системы органов человека;

- иметь представления о науках, изучающих организм человека, их взаимосвязи;

- уметь показывать расположение внутренних органов на теле человека

- анализировать схемы в учебнике;

- заполнять таблицу на основании текста учебника;


- осуществлять практическую работу в парах

- понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить;

- оценивать достижения на уроке;


- понимать значимость безопасного, здорового образа жизни;

- владеть начальными навыками адаптации в мире;

- определять личностный смысл учения.

27/2


Органы чувств.

126-129

Изучение нового материала.

Фронтальный опрос.

КИМы с. 38

- знать органы чувств человека и их роль в восприятии окружающего мира;

- формулировать правила гигиены органов чувств.

- извлекать информацию из иллюстраций и текста учебника, дополнительной литературы, готовить рассказ по предложенному плану;

- формулировать определения понятий

- работать в группе: обсуждать и представлять информацию;

- участвовать в учебном эксперименте: высказывать предположения, делать выводы;

- понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить;

- оценивать достижения на уроке;


- понимать значимость безопасного, здорового образа жизни;

- владеть начальными навыками адаптации в мире;

- определять личностный смысл учения.

28/3


Надежная защита организма. Практическая работа.

130-133

Изучение нового материала.

Фронтальный опрос.

Практическая работа.

КИМы с. 39

- знать свойства кожи;

- знать средства гигиены и ухода за кожей;

- знать меры первой помощи при различных повреждениях кожи.

- заполнять таблицу с помощью текста учебника;

- извлекать информацию из иллюстраций и текста учебника, дополнительной литературы,

- выполнять практическую работу.

- в паре осваивать приемы оказания первой помощи при повреждениях кожи;

- понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить;

- оценивать достижения на уроке;


- понимать значимость безопасного, здорового образа жизни;

- владеть начальными навыками адаптации в мире;

- определять личностный смысл учения.

29/4


Опора тела и движение.

134-137

Изучение нового материала.

Фронтальный опрос.

КИМы с. 40

- знать строение опорно-двигательной системы;

- знать части скелета человека;

- иметь представление о работе скелета и мышц;

- соблюдать правила выработки хорошей осанки

- переводить текстовую информацию в условные знаки и схему;

- извлекать информацию из иллюстраций и текста учебника, дополнительной литературы,

- формулировать понятные

высказывания в рамках учебного диалога, используя термины;

— приходить к общему мнению в совместной деятельности

- понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить;

- оценивать достижения на уроке;


- понимать значимость безопасного, здорового образа жизни;

- владеть начальными навыками адаптации в мире;

- определять личностный смысл учения.

30/5


Наше питание. Практическая работа.

138-141

Изучение нового материала.

Фронтальный опрос.

Практическая работа.

КИМы

с. 41-42

- знать строение и функции пищеварительной системы человека;


- выполнять практическую работу по определению пищевой ценности продуктов;

- переводить текстовую информацию в таблицу;


- формулировать понятные

высказывания в рамках учебного диалога, используя термины;

— приходить к общему мнению в совместной деятельности

- понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить;

- оценивать достижения на уроке;


- понимать значимость безопасного, здорового образа жизни;

- владеть начальными навыками адаптации в мире;

- определять личностный смысл учения.

31/6


Наши проекты: «Школа кулинаров».

142-143

Проект.

Групповая работа.

- представлять результаты проектной деятельности.

- знать способы работы с информацией

- работать в паре;

- обсуждают свои рассуждения;

- представлять результаты проектной деятельности.

- понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить;

- оценивать достижения на уроке;

- определять цель, задачи проекта, планировать проектную деятельность

- понимать значимость безопасного, здорового образа жизни;

- владеть начальными навыками адаптации в мире;


32/7


Дыхание и кровообращение.

144-146

Изучение нового материала.

Фронтальный опрос.

КИМы с. 48

- иметь представление о строении дыхательной и кровеносной систем;

- понимать функции, которые выполняют дыхательная и кровеносная системы в организме;

- иметь представление о взаимосвязи дыхательной и кровеносной систем организма;

- измерять пульс и соотносить его значение с нормой.

- устанавливать взаимосвязи в работе систем организма человека;

- работать с разными дополнительными источниками информации;

- соотносить информацию текста учебника и электронного приложения.

- работать в группе: высказывать предположения, обсуждать ответы на вопросы, извлекать информацию из текста.

— приходить к общему мнению в совместной деятельности

- понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить;

- оценивать достижения на уроке;


- понимать значимость безопасного, здорового образа жизни;

- владеть начальными навыками адаптации в мире;

- определять личностный смысл учения.

33/8


Умей предупреждать болезни.

147-149

Изучение нового материала.

Фронтальный опрос.

КИМы с. 49

- знать факторы и правила закаливания;

- иметь представление о причинах возникновения инфекционных заболеваний и мерах по их предупреждению;

- знать правила поведения в случае заболевания

- формулировать правила и на их основе составлять памятку;

- работать с дополнительной литературой

- работать в группе: обсуждать и делать выводы;

— приходить к общему мнению в совместной деятельности

- понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить;

- оценивать достижения на уроке;


- понимать значимость безопасного, здорового образа жизни;

- владеть начальными навыками адаптации в мире;

- определять личностный смысл учения.

34/9


Здоровый образ жизни.

150-153

Изучение нового материала.

Фронтальный опрос.

КИМы с. 50

- различать факторы, укрепляющие здоровье, и факторы, влияющие на него негативно;

- знать правла здорового образа жизни

- структурировать материал с помощью схемы (кластера);

- работать с дополнительной литературой

- работать в группах: создавать памятку;

— приходить к общему мнению в совместной деятельности

- понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить;

- оценивать достижения на уроке;


- понимать значимость безопасного, здорового образа жизни;

- владеть начальными навыками адаптации в мире;

35/10


Обобщение знаний по теме «Мы и наше здоровье».

166-170

Повторение и обобщение. Контроль.

Проверочная работа.

КИМы с. 51

- оценивать свои знания и умения по разделу «Мы и наше здоровье»

- выполнять тест


- понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить;

- оценивать достижения на уроке;

-оценивать свои знания и умения;

- принимать социальную роль обучающегося;

- определять мотивы учебной деятельности;

36/11


Презентация проектов «Школа кулинаров».



Защита проекта.

- представлять результаты проектной деятельности.

- знать способы работы с информацией

- работать в паре;

- обсуждают свои рассуждения;

- представлять результаты проектной деятельности.

- понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить;

- оценивать достижения на уроке;

- определять цель, задачи проекта, планировать проектную деятельность

- понимать значимость безопасного, здорового образа жизни;

- владеть начальными навыками адаптации в мире;

- определять личностный смысл учения;

Наша безопасность. 9 часов

37/1


Огонь, вода и газ.

4-7

Изучение нового материала.

Фронтальный опрос.

- рассказывать о действиях при пожаре, аварии водопровода, утечке газа;

- знать телефоны экстренного вызова, родителей, соседей

- составлять алгоритм действий на основе текста;

- анализировать схему эвакуации из школы

- формулировать понятные

высказывания в рамках учебного диалога, используя термины;

— приходить к общему мнению в совместной деятельности

- понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить;

- оценивать достижения на уроке;


- проявлять навыки адаптации в динамично меняющемся мире;

- проявлять самостоятельность и ответственность за свои поступки;

38/2


Чтобы путь был счастливым.

8-13

Изучение нового материала.

Фронтальный опрос.

КИМы с. 52

- знать правила безопасного поведения на улице и в транспорте;

- знать основные правила дорожного движения;

- принимать решения в потенциально опасных ситуациях

- моделировать свои действия в ходе ролевой игры;


- работать в группе: обсуждать ситуации, принимать коллективное решение на основании анализа материалов учебника

- понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить;

- оценивать достижения на уроке;


- проявлять навыки адаптации в динамично меняющемся мире;

- проявлять самостоятельность и ответственность за свои поступки;

39/3


Дорожные знаки.

14-17

Изучение нового материала.

Фронтальный опрос.

КИМы с. 53

- различать предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно – указательные дорожные знаки и знаки сервиса;

- принимать роль дорожных знаков в организации дорожного движения

- анализировать дорожные знаки, по цвету и форме делать предположения об их значении;

- работать с разными источниками информации

- формулировать понятные

высказывания в рамках учебного диалога, используя термины;

— приходить к общему мнению в совместной деятельности

- понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить;

- оценивать достижения на уроке;

- выполнять тест

- проявлять навыки адаптации в динамично меняющемся мире;

- проявлять самостоятельность и ответственность за свои поступки;

- определять мотивы учебной деятельности

40/4


Наши проекты: «Кто нас защищает».

18-19

Проект.

Групповая работа.

КИМы

с. 54-55

- представлять результаты проектной деятельности;

- рассказывать о деятельности военных, полицейских, пожарных, служащих МЧС

- знать способы работы с информацией

- работать в паре;

- обсуждают свои рассуждения;

- представлять результаты проектной деятельности

- понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить;

- оценивать достижения на уроке;

- определять цель, задачи проекта, планировать проектную деятельность

- определять личностный смысл учения;

- осуществлять рефлексию проектной деятельности: понимать причины успехов и неудач, видеть и исправлять ошибки

41/5


Опасные места.

20-24

Изучение нового материала.

Фронтальный опрос.

- принимать потенциальные опасности в доме и вне его;

- соблюдать правила безопасного поведения на улице и дома

- анализировать рисунок, извлекать из него информацию;

- переводить текст в памятку и условные знаки;

- формулировать понятные

высказывания в рамках учебного диалога, используя термины;

— приходить к общему мнению в совместной деятельности

- понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить;

- оценивать достижения на уроке;


- проявлять навыки адаптации в динамично меняющемся мире;

- проявлять самостоятельность и ответственность за свои поступки;

42/6


Природа и наша безопасность.

25-30

Изучение нового материала.

Фронтальный опрос.

КИМы с. 56

- понимать потенциальные опасности природного характера;

- соблюдать правила безопасного поведения в природе;

- знать и соблюдать правила общения с домашними животными.

- работать с разными дополнительными источниками информации

- работать в парах: извлекать информацию из дополнительной литературы

- понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить;

- оценивать достижения на уроке;

- формулировать правила, делать выводы


- проявлять навыки адаптации в динамично меняющемся мире;

- проявлять самостоятельность и ответственность за свои поступки;

43/7


Экологическая безопасность. Практическая работа.

31-36

Изучение нового материала.

Фронтальный опрос.

Практическая работа.

КИМы с. 57

- анализировать цепь загрязнения, приводить примеры;

- знать пути поступления загрязняющих веществ в организм;

- иметь представление о мерах по охране окружающей среды

- работать с разными дополнительными источниками информации

- работать в парах: формулировать определения понятий, моделировать взаимосвязи между объектами в окружающем мире;

- выполнять практическую работу в парах

- понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить;

- оценивать достижения на уроке;


- проявлять навыки адаптации в динамично меняющемся мире;

- проявлять самостоятельность и ответственность за свои поступки;

44/8


Обобщение по разделу «Наша безопасность».

154-158

Повторение и обобщение. Контроль.

Проверочная работа.

КИМы с. 58

- оценивать свои знания и умения по разделу «Наша безопасность».



- понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить;

- оценивать достижения на уроке;

-оценивать свои знания и умения;

- понимать причины успехов и неудач;

- видеть и исправлять ошибки.

- принимать социальную роль обучающегося;

- определять мотивы учебной деятельности;

- проявлять самостоятельность и ответственность за свои поступки

45/9


Презентация проектов «Кто нас защищает».



Защита проекта.

- представлять результаты проектной деятельности.

- знать способы работы с информацией

- работать в паре;

- обсуждают свои рассуждения;

- представлять результаты проектной деятельности.

- понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить;

- определять цель, задачи проекта, планировать проектную деятельность

- понимать значимость безопасного, здорового образа жизни;

- владеть начальными навыками адаптации в мире;

Чему учит экономика. 11 часов

46/1


Для чего нужна экономика.

38-41

Изучение нового материала.

Фронтальный опрос.

- иметь представление о значении понятий «экономика», «потребности», «услуги»;

- понимать роль труда в создании товаров и услуг;

- различать товары и услуги, приводить примеры

- работать с понятиями: анализировать и формулировать определения

- работать с разными дополнительными источниками информации

- формулировать понятные

высказывания в рамках учебного диалога, используя термины;

— приходить к общему мнению в совместной деятельности

- понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить;

- оценивать достижения на уроке;


- проявлять целостный, социально ориентированный взгляд на мир;

- проявлять навыки адаптации в динамично меняющемся мире;

- определять личностный смысл учения;

47/2


Природные богатства и труд людей – основа экономики.

42-45

Изучение нового материала.

Фронтальный опрос.

КИМы с. 59

- понимать роль природных богатств в экономике;

- понимать роль труда и образования в экономике;

- устанавливать взаимосвязи между трудом людей разных профессий;

- иметь представление о роли науки в экономическом развитии

- выполнять простейший опорный конспект на основе текста;

- работать с разными источниками информации

- работать в группах: раскрывать тему по предложенному плану;

- сотрудничать со взрослыми при получении информации

- понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить;

- оценивать достижения на уроке;


- проявлять целостный, социально ориентированный взгляд на мир;

- проявлять навыки адаптации в динамично меняющемся мире;

- определять личностный смысл учения;

48/3


Полезные ископаемые. Практическая работа.

46-50

Изучение нового материала.

Фронтальный опрос.

Практическая работа.

КИМы с. 60

- иметь представление о полезных ископаемых;

- определять полезные ископаемые с помощью атласа – определителя;

- иметь представление о том, при производстве каких товаров используются полезные ископаемые;

- знать особенности добычи разных полезных ископаемых

- извлекать информацию из дополнительной литературы;

-выделять существенные признаки предметов, характеризовать объекты неживой природы;

- переводить текстовую информацию в таблицу

- работать в парах;

- формулировать понятные

высказывания в рамках учебного диалога, используя термины;

— приходить к общему мнению в совместной деятельности

- понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить;

- оценивать достижения на уроке;


- проявлять целостный, социально ориентированный взгляд на мир;

- проявлять навыки адаптации в динамично меняющемся мире;

- проявлять навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, находить выходы из спорных ситуаций

49/4


Растениеводство. Практическая работа.

51-55

Изучение нового материала.

Фронтальный опрос.

Практическая работа.

КИМы с. 61

- иметь представление о сельском хозяйстве и растениеводстве как отрасли сельского хозяйства;

- понимать причины занятий людей растениеводством;

- различать и классифицировать культурные растения;

- знать роль выращивания культурных растений в экономике

- определять объекты живой природы с помощью атласа – определителя;

- исследовать объект живой природы и описывать его по плану

- работать в группе;

- формулировать понятные

высказывания в рамках учебного диалога, используя термины;

— приходить к общему мнению в совместной деятельности;

-интервьюировать работников сельского хозяйства

- понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить;

- оценивать достижения на уроке;


- проявлять целостный, социально ориентированный взгляд на мир;

- проявлять навыки адаптации в динамично меняющемся мире;

- проявлять навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, находить выходы из спорных ситуаций

50/5


Животноводство.

56-59

Изучение нового материала.

Фронтальный опрос.

КИМы с. 62

- классифицировать домашних сельскохозяйственных животных;

- иметь представление о роли животноводства в экономике;

- иметь представление о труде животноводов;

- понимать взаимосвязь растениеводства, животноводства и промышленности

- формулировать определения

- работать в парах: составлять рассказ по фотографиям и по плану, осуществлять самопроверку;

-интервьюировать работников сельского хозяйства

- понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить;

- оценивать достижения на уроке

- проявлять целостный, социально ориентированный взгляд на мир;

- определять личностный смысл учения;

- проявлять навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, находить выходы из спорных ситуаций

51/6


Какая бывает промышленность.

60-63

Изучение нового материала.

Фронтальный опрос.

КИМы с. 63

- иметь представление о промышленности и ее роли в экономике;

- знать отрасли промышленности (добывающая, электроэнергетика, металлургия, машиностроение, электронная, химическая, легкая, пищевая) и уметь их охарактеризовать;

- принимать взаимосвязи между отраслями промышленности

- извлекать информацию из текста учебника и соотносить ее со своими предположениями

- сотрудничать со взрослыми в поиске информации

- понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить;

- оценивать достижения на уроке;

- устанавливать взаимосвязи;

-устанавливать соответствия

- проявлять целостный, социально ориентированный взгляд на мир;

- определять личностный смысл учения;

- проявлять навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, находить выходы из спорных ситуаций

52/7


Что такое деньги. Практическая работа.

66-70

Изучение нового материала.

Фронтальный опрос.

Практическая работа.

КИМы с. 64

- знать виды обмена товарами: бартер и купля – продажа;

- понимать роль денег в экономике;

- различать основные денежные единицы разных стран;

- описывать внешний вид монеты

- формулировать определения с использованием учебника;

- выполнять практическую работу: делать выводы

- выполнять практическую работу в паре: сравнивать объекты по внешнему виду;

- участвовать в ролевой игре: определять цель и правила игры, делать выводы

- понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить;

- оценивать достижения на уроке

- проявлять целостный, социально ориентированный взгляд на мир;

- проявлять навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, находить выходы из спорных ситуаций

53/8


Государственный бюджет.

71-74

Изучение нового материала.

Фронтальный опрос.

КИМы с. 69

- иметь представление о государственном бюджете, его расходах и доходах;

- знать, какие специалисты получают зарплату из бюджета;

- прослеживать взаимосвязи между доходами и расходами государства

- работать с терминами;

- анализировать и заполнять таблицу на основе текста

- формулировать понятные

высказывания в рамках учебного диалога, используя термины;

— приходить к общему мнению в совместной деятельности;


- понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить;

- оценивать достижения на уроке

- проявлять целостный, социально ориентированный взгляд на мир;

- проявлять навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, находить выходы из спорных ситуаций

54/9


Семейный бюджет.

75-78

Изучение нового материала.

Фронтальный опрос.

КИМы с. 70

- иметь представление о семейном бюджете;

- знать источники доходов семьи, уметь определять первостепенные и второстепенные расходы;

- понимать сходство и различие семейного и государственного бюджета

- работать с терминами;

- анализировать и заполнять таблицу на основе текста

- работать в группе: высказывать свою точку зрения, договариваться о выполнении задания

- понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить;

- оценивать достижения на уроке

- определять личностный смысл учения;

- проявлять навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, находить выходы из спорных ситуаций

55/10


Экономика и экология.

79-84

Изучение нового материала.

Фронтальный опрос.

КИМы с. 71

- знать воздействие различных отраслей экономики на окружающую среду;

- понимать взаимосвязи между экономикой и экологией

- работать с терминами;

- анализировать и заполнять таблицу на основе текста

- высказывать предположения и проверять их с помощью текстов учебника, прогнозировать развитие ситуации;

- формулировать вопросы;

- сотрудничать со взрослыми в поиске информации

- понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить;

- оценивать достижения на уроке

- определять личностный смысл учения;

- проявлять навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

- испытывать чувство ответственности за состояние окружающей среды

56/11


Обобщение по разделу «Чему учит экономика».

159-163

Повторение и обобщение. Контроль.

Проверочная работа.

КИМы

с. 72-73

- оценивать свои знания и умения по разделу «Чему учит экономика».

- переводить текстовую информацию в таблицу

- высказывать предположения и проверять их с помощью текстов учебника, прогнозировать развитие ситуации;

- формулировать вопросы;

- сотрудничать со взрослыми в поиске информации

- понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить;

- оценивать достижения на уроке;

-оценивать свои знания и умения;

- понимать причины успехов и неудач;

- видеть и исправлять ошибки.

- принимать социальную роль обучающегося;

- определять мотивы учебной деятельности;

- проявлять самостоятельность и ответственность за свои поступки

Путешествие по городам и странам. 12 часов

57/1


Золотое кольцо России.

86-99

Изучение нового материала.

Фронтальный опрос.

- называть города Золотого кольца России;

- рассказывать о достопримечательностях городов Золотого кольца России;

- понимать ценность исторических памятников

- знать города Золотого кольца России;

- знать достопримечательности городов Золотого кольца России;

- показывать маршрут путешествия на карте России;

- работать с дополнительной литературой, готовить сообщения

- выступать с сообщениями;

- работать в группе: совместно разрабатывать экскурсию, викторину, представлять результаты совместной работы;

- задавать вопросы и отвечать на вопросы викторины

- понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить;

- оценивать достижения на уроке;


- осознавать свою принадлежность к народу России;

- иметь целостный, социально ориентированный взгляд на мир;

- проявлять самостоятельность в информационной деятельности

58/2


Золотое кольцо России. Продолжение.

86-99

Изучение нового материала.

Фронтальный опрос.

59/3


Наши ближайшие соседи.

100-107

Изучение нового материала.

Фронтальный опрос.

КИМы с. 74

- уметь определять с помощью политической карты страны, граничащие с Россией;

- различать морские и сухопутные границы России

- формулировать определения (самостоятельно или с помощью толкового словаря);

- готовить сообщения, используя дополнительную литературу

- выполнять практическую работу в группе: с помощью карты определять соседей России, договариваясь о способе деятельности;

- понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить;

- оценивать достижения на уроке;


- иметь целостный, социально ориентированный взгляд на мир;

- проявлять самостоятельность в информационной деятельности

60/4


На севере Европы (Норвегия, Швеция).

108-112

Изучение нового материала.

Фронтальный опрос.

КИМы с. 75

- называть и показывать на карте страны севера Европы, их столицы;

- иметь представление о государственном устройстве стран Европы, государственных языках, достопримечательностях, знаменитых людях;

- соотносить государства и флаги

- извлекать познавательную информацию из карты, таблицы, текста

- работать в группе: получать информацию из текста учебника, определять форму ее представления, выступать с сообщениями

- понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить;

- оценивать достижения на уроке;


- иметь целостный, социально ориентированный взгляд на мир;

- проявлять самостоятельность в информационной деятельности

61/5


На севере Европы (Дания, Испания, Исландия).

113-117

Изучение нового материала.

Фронтальный опрос.

62/6


Что такое Бенилюкс.

118-124

Изучение нового материала.

Фронтальный опрос.

КИМы с. 76

- называть и показывать на карте страны Бенилюкса, их столицы;

- иметь представление о государственном устройстве стран Бенилюкса, государственных языках, достопримечательностях, знаменитых людях;

- соотносить государства и флаги

- извлекать познавательную информацию из карты, таблицы, текста

- работать в группе: получать информацию из текста учебника, определять форму ее представления, выступать с сообщениями

- понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить;

- оценивать достижения на уроке;


- иметь целостный, социально ориентированный взгляд на мир;

- проявлять самостоятельность в информационной деятельности

63/7


В центре Европы.

125-131

Изучение нового материала.

Фронтальный опрос.

КИМы с. 77

- называть и показывать на карте страны Центральной Европы, их столицы;

- иметь представление о государственном устройстве Германии, Австрии, Швейцарии, государственных языках, достопримечательностях, знаменитых людях;

- соотносить государства и флаги

- извлекать познавательную информацию из карты, таблицы, текста

- работать в группе: получать информацию из текста учебника, определять форму ее представления, выступать с сообщениями

- понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить;

- оценивать достижения на уроке;


- иметь целостный, социально ориентированный взгляд на мир;

- проявлять самостоятельность в информационной деятельности

64/8


Путешествие по Франции и Великобритании (Франция).

132-137

Изучение нового материала.

Фронтальный опрос.

КИМы с. 78

- называть и показывать на карте Францию и ее столицу Париж, узнавать флаг;

- называть и показывать на карте Великобританию и ее столицу Лондон, узнавать флаг;

- иметь представление о государственном устройстве Франции и Великобритании, государственных языках, достопримечательностях, знаменитых людях

- извлекать познавательную информацию из карты, таблицы, текста

- работать в группе: получать информацию из текста учебника, определять форму ее представления, выступать с сообщениями

- понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить;

- оценивать достижения на уроке;


- иметь целостный, социально ориентированный взгляд на мир;

- проявлять самостоятельность в информационной деятельности

65/9


Путешествие по Франции и Великобритании (Великобритания).

138-141

Изучение нового материала.

Фронтальный опрос.

66/10


На юге Европы.

142-148

Изучение нового материала.

Фронтальный опрос.

КИМы

с. 79-80

- называть и показывать на карте страны и их столицы;

- иметь представление о государственном устройстве Италии и Греции, государственных языках, достопримечательностях, знаменитых людях

- извлекать познавательную информацию из карты, таблицы, текста

- работать в группе: получать информацию из текста учебника, определять форму ее представления, выступать с сообщениями

- понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить;

- оценивать достижения на уроке;


- иметь целостный, социально ориентированный взгляд на мир;

- проявлять самостоятельность в информационной деятельности

67/11


По знаменитым местам мира.

149153

Изучение нового материала.

Фронтальный опрос.

КИМы

с. 81-82

- соотносить памятники архитектуры и искусства со страной, в которой они находятся;

- описывать достопримечательности по фотографиям;

- рассуждать о целях международного туризма

- получать информацию из дополнительной литературы, представлять ее участникам группы;

- работать с картой

- работать в группе: самостоятельно изучать информацию и представлять ее участникам группы

- понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить;

- оценивать достижения на уроке;


- иметь целостный, социально ориентированный взгляд на мир;

- проявлять самостоятельность в информационной деятельности

68/12


Обобщение по разделу: «Путешествие по городам и странам».

164-170

Повторение и обобщение. Контроль.

Проверочная работа.

КИМы с. 83

- оценивать свои знания и умения по разделу «Путешествие по городам и странам»

- выполнять тест с выбором ответов


- понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить;

- оценивать достижения на уроке;

-оценивать свои знания и умения;

- принимать социальную роль обучающегося;

- определять мотивы учебной деятельности;





































МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.


Программы:

    1. Примерные программы по учебным предметам. Стандарты второго поколения. Начальная школа. /Приложение к «Примерной основной образовательной программе образовательного учреждения. Начальная школа». В 2 частях. Часть 1. М.: Просвещение, 2010

    2. Школа России: Сборник рабочих программ 1-4 классы. Москва «Просвещение» 2011 год

Учебники:

Плешаков А.А. Окружающий мир: Учебник -3 класс. В 2 частях. Москва: Просвещение 2015 год

Рабочие тетради:

Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь – 3 класс. В 2 частях. Москва: Просвещение 2017 год

Контрольно-измерительные материалы:

Окружающий мир. 1 часть. 3 класс. Составитель: И.Ф. Яценко. Издание четвёртое, переработанное. Москва «ВАКО» 2017 год

Методические пособия:

  1. Максимова Т.Н. Окружающий мир: Поурочные разработки – 3 класс. Москва «ВАКО» 2017 год

  2. Плешаков А. А. От земли до неба: Атлас-определитель для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2011

  3. Плешаков А. А. Зеленые страницы: Книга для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2011

  4. Плешаков А. А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики: Книга для учащихся начальных классов. М.: Просвещение, 2011

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства:

Электронное сопровождение к учебнику «Окружающий мир» 3 класс.

Технические средства обучения:

  1. Персональный компьютер

  2. Мультимедийный проектор

  3. Интерактивная доска

  4. Магнитофон

  5. Магнитная доска

  6. CD/DVD – проигрыватели

Интернет-ресурсы:

http://nachalka.info/about

http://www.km.ru

http://zerkalenok.ru/cgi_bin/zerk.cgi/7/9/z

www.geoman.ru

http://animal.geoman.ru

http://forest.geoman.ru