Рабочая программа по курсу Окружающий мир для учащихся 1 класса разработана на основе авторской программы А.А. Плешакова, М. Просвещение, 2011г учебно-методического комплекта «Школа России», учебного плана МБОУ «Первомайская СОШ»
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
3) идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.
Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.
2ч в неделю.—66ч (33 учебные недели).
Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
Человечество как многообразие народов, культур, религий.в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно - и социально-нравственное.
Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
№ п/п | Наименование раздела, тема урока | Количество часов | Дата | Вид учебного занятия | Характеристика основных видов учебной деятельности обучающегося |
1 | Задавайте вопросы. 1ч | | | Урок-знакомство | Научить задавать вопросы, используя вопросительные слова, пользоваться книгой. Формировать умение принимать и удерживать учебную задачу, задавать вопросы, используя слова-помощники. Мотивация учебной деятельности |
2 | Кто и что? 20ч Что такое Родина? | | | ку | Расширение представлений о стране и посёлке, в котором мы живём. Понимать учебную задачу, работать с картинной картой, рассказывать о малой родине, отвечать на вопросы. Воспитание чувства патриотизма и гордости за свою страну. |
3 | Что мы знаем о народах России? | | | ку | Познакомить с народами, населяющими наше государство, с тем, что нас связывает и чем мы отличаемся. Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить, работать в паре, отвечать на итоговые вопросы. Ценностное отношение к Родине. |
4 | Что мы знаем о Москве? | | | презентация | Познакомить с некоторыми достопримечательностями Москвы. Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить, извлекать нужную информацию со страниц учебника, рассказывать о жизни сверстников. Мотивация учебной деятельности |
5 | Проект №1 « Моя малая Родина» | | | проект | Дети с помощью взрослых учатся делать проекты и защищать их. Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Ценностное отношение к миру. |
6 | «Что у нас над головой?» | | | экскурсия | Познакомить с наиболее узнаваемыми созвездиями. Соотносить правильность выбора. Выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи, работать в группах. Ценностное отношение к миру. |
7 | Что у нас под ногами? Учимся разгадывать ребусы и загадки. | 1 | | Экскурсия п\р | Познакомить с часто встречающимися камнями. Научить сортировать камешки по разным признакам. Сличать способ действия и его результат с заданным эталоном. Узнавать, называть и определять объекты окружающей действительности. Ценностное отношение к миру. |
8 | Что общего у разных растений? | | | Ку п\р | Уточнить представления о частях растений, учить находить и показывать части растений. Понимать учебную задачу, работать в парх. Ценностное отношение к природному миру. |
9 | Что растёт на подоконнике? | | | Ку п\р | Познакомить с наиболее распространёнными комнатными растениями. Формулировать и удерживать учебную задачу, называть объекты окружающей действительности, формулировать собственное мнение. Ценностное отношение к миру. |
10 | Что растёт на клумбе? | | | Экскурсия п\р | Познакомить с некоторыми растениями клумбы. Формулировать и удерживать учебную задачу, выделять существенные признаки. Ценностное отношение к миру. |
11 | Что это за листья? Экскурсия. | | | Экскурсия п\р | Познакомить со строением листьев. Использовать общие приёмы решения задач, задавать вопросы собеседнику. Мотивация учебной деятельности. Ценностное отношение к миру. |
12 | Что такое хвоинки? | | | Экскурсия п\р | Познакомить с характерными отличиями хвойных деревьев. Применять установленные правила в планировании способа решения, формулировать вопросы. Мотивация учебной деятельности. |
13 | Кто такие насекомые? | | | ку | Познакомить с насекомыми, их разнообразием, выявить важнейший признак насекомых и научить пользоваться им. Выделять и обобщать существенные признаки объектов, аргументировать свою позицию. Экологическая культура. |
14 | Кто такие рыбы? | | | ку | Усвоят, что рыбы – водные животные, которые двигаются при помощи хвоста, тела большинства которых покрыто чешуёй Устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели, выделять существенные признаки, отвечать на итоговые вопросы. Ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения |
15 | Кто такие птицы? | | | Ку п\р | Усвоят, что птицы – это животные , тело которых покрыто перьями, научаться отличать птиц от других животных. Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить, рассматривать иллюстрации, извлекая нужную информацию, узнавать, называть объекты окружающей действительности, сочинять и рассказывать истории по рисунку. Ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения |
16 | Кто такие звери? | | | Ку п\р | Усвоят, что звери – это животные , тело которых покрыто шерстью, познакомятся со зверьми, которые не подходят под обычное описание, узнают о многообразии видов зверей. Предвосхищать результат, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения |
17 | Что окружает нас дома? | | | ку | Познакомятся с группами предметов домашнего обихода, познакомятся с правилами противопожарной безопасности. Составлять план и последовательность действий при возникновении опасной ситуации. Личная ответственность за свои поступки. |
18 | Что умеет компьютер? | | | открытие | Познакомятся с основными устройствами компьютера Формулировать и удерживать учебную задачу, устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять взаимоконтроль. Внутренняя позиция ученика на основе положительного отношения к школе. |
19 | Что вокруг нас может быть опасным? | | | ку | Учить видеть опасность со стороны самых обычных вещей и соблюдать осторожность при обращении с ними. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, использовать знаково-символические средства, аргументировать свою позицию. Начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире. |
20 | На что похожа наша планета? | | | ку | Познакомятся с формой и движением Земли, с глобусом как моделью Земли. Составлять план и последовательность действий, использовать знаково-символические средства, строить монологические высказывания. Уважительное отношение к иному мнению. |
21 | Проверка знаний и умений по разделу «Кто и что?» Презентация проекта «Моя малая Родина». | | | проект | Проверка знаний и умений. Выполнять тестовые задания, выступать с сообщениями, оценивать свои достижения. Мотивация учебной деятельности. |
22 | Как, откуда и куда? 12ч Как живёт семья? Проект №2 «Моя семья». | | | ку | Познакомить с тем, что семья – это самые близкие люди. Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить, рассказывать о жизни семьи. Мотивация учебной деятельности. |
23 | Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? | | | Ку п\р | Познакомить с природными источниками воды, используемой в быту; показать процесс загрязнения и очистки. Предвидеть возможность получения конкретного результата, использовать знаково-символические модели и схемы. Воспитывать бережное отношение к природным водоёмам. |
24 | Откуда в наш дом приходит электричество? | | | ку | Познакомить с тем, как электричество приходит в наш дом, соблюдать правила безопасного обращения с электроприборами. Составлять план и последовательность действий; строить рассуждения. Начальные навыки адаптации. |
25 | Как путешествует письмо? | | | Урок-путешествие | Познакомить с работой почты, раскрыть роль почтовой связи в жизни людей. Составлять и последовательность действий; задавать вопросы. Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности. |
26 | Куда текут реки? | | | Ку п\р | Расширить знания о реках и морях, о движении из реки в море. Использовать общие приёмы работы с учебником и рабочей тетрадью, формулировать собственное мнение. Воспитывать бережное отношение к природным водоёмам. |
27 | Откуда берутся снег и лёд? | | | Урок-рассуждение п\р | Познакомить со свойствами снега и льда; развивать творческие способности. Ставить новые учебные задачи; выбирать наиболее эффективные способы решения задач. Мотивация учебной деятельности. |
28 | Как живут растения? | | | Ку п\р | Познакомить с условиями жизни растений; расширить представление детей о жизни растений, воспитывать бережное отношение к растениям. Различать способ и результат действия; создание перечня правил ухода за комнатными растениями; строить монологические высказывания. Мотивация учебной деятельности. |
29 | Как живут животные? | | | Ку п\р | Познакомить с условиями жизни животных; расширить представления о жизни животных и птиц; воспитывать бережное отношение к животным. Выбирать действия с заданной задачей; Проявлять активность во взаимодействиях для решения коммуникативных и познавательных задач. Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки. |
30 | Как зимой помочь птицам? | | | Урок-рассуждение п\р | Различать способ и результат действия; создание перечня правил ухода за комнатными растениями; строить монологические высказывания. Мотивация учебной деятельности. |
31 | Откуда берётся и куда девается мусор? | | | Ку п\р | Сформировать представление об источниках и способах утилизации, обеспечить элементарный опыт анализа учащимися экологической проблемы. Ставить новые учебные задачи; самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера, адекватно оценивать поведение окружающих Экологическая культура. |
32 | Откуда в снежках грязь? | | | Ку п\р | Познакомить с источниками и путями распространения загрязняющих веществ, со способами защиты. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей; формулировать проблемы; ставить вопросы необходимые для сотрудничества с партнёром. Экологическая культура. |
33 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу « Как, откуда и куда?» Презентация проекта « Моя семья» | | | Проверка знаний | Проверка знаний и умений. Выполнять тестовые задания, выступать с сообщениями, оценивать свои достижения. Мотивация учебной деятельности. |
34 | Где и когда 11ч Когда учиться интересно? | | | ку | Первоклассники проанализируют условия для успешной учёбы. Благоприятного климата в классе. Выбирать действия с заданной задачей; Проявлять активность во взаимодействиях для решения коммуникативных и познавательных задач. Мотивация учебной деятельности. |
35 | Проект №3 «Мой класс и моя школа». | | | проект | Проверка знаний и умений. Выполнять тестовые задания, выступать с сообщениями, оценивать свои достижения. Мотивация учебной деятельности. |
36 | Когда придёт суббота? | | | ку | Усвоят, что такое настоящее, прошлое и будущее. Научатся определять, кокой день недели был вчера и какой будет завтра. Знать по порядку дни недели. Сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий; формулировать и удерживать учебную задачу. Самостоятельность и личная ответственность. |
37 | Когда наступит лето? | | | ку | Усвоят, в какой последовательности сменяются времена года. Научаться узнавать время года по характерным признакам. Творческое оформление ответа. Анализ придуманных значков для каждого времени года. Использовать знаково-символические средства. Строить монологические высказывания. Внутренняя позиция ученика на основе положительного отношения к школе. |
38 | Где живут белые медведи? | | | Урок-путешествие | Усвоят, что на Земле есть очень холодные районы. Научаться находить их на глобусе и приводить примеры животных этих районов. Находить отличия двух похожих объектов. Вносить необходимые дополнения в план и способ действия. Обрабатывать информацию, узнавать, называть и определять объекты. Слушать собеседника, формулировать собственное мнение. Ценностное отношение к природе. |
39 | Где живут слоны? | | | ку | Усвоят, что на Земле есть районы, где круглый год жарко. Научаться находить их на глобусе. Элементарные навыки работы с глобусом. Искать и выделять необходимую информацию из различных источников(текст, рисунок, таблица, схема) Слушать собеседника. Ценностное отношение к природе. |
40 | Где зимуют птицы? | | | ку | Усвоят, что одни птицы зимуют в наших районах, а другие улетают в тёплые края. Научаться приводить примеры птиц каждой группы. Приобретут навыки бережного отношения к животному миру. Осуществлять контроль. Устанавливать причинно-следственные связи. Адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Экологическая культура. |
41 | Когда появилась одежда? | | | Урок-мастерская | Усвоят, что одежда появилась в глубокой древности и менялась с течением времени; что для каждого случая нужна подходящая одежда. Научаться подбирать одежду по размеру. Внимательно относиться к своей одежде. Сличать способ действия и его результат. Строить рассуждения. Осуществлять взаимный контроль. Навыки сотрудничества. |
42 | Когда изобрели велоси- пед? | | | ку | Усвоят, что детям до 14 лет нельзя кататься на велосипеде. Научаться называть и показывать части велосипеда. Повторить правила безопасной езды на велосипеде. Предвосхищать результат. Выбирать наиболее эффективные способы решения задач. Прогнозировать возникновение конфликтов. Уважительное отношение к иному мнению. |
43 | Когда мы станем взрослы ми? | | | ку | Усвоят, что человек и окружающий мир меняются. Определять профессию человека. Бережно относиться к окружающему миру. Ставить новые учебные задачи. Осуществлять сравнение, анализ информации. Ставить и формулировать проблему. Аргументировать свою позицию. Навыки адаптации в изменяющемся мире. |
44 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?» Презентация проекта «Мой класс и моя школа». | | | проект | Проверить знания по разделу. Закрепить умение работать с тестовыми заданиями. Выступать с сообщениями, оценивать свои достижения и достижения других учащихся. Мотивация учебной деятельности. |
45 | Почему и зачем 22ч Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью? | | | ку | Усвоят, что звёзды-огромные пылающие шары, находящиеся очень далеко от Земли, что Солнце- ближайшая к Земле звезда. Научаться узнавать созвездие льва. Использовать установленные правила в контроле способа решения. Выделять существенные признаки объекта. Осуществлять взаимоконтроль. Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности. |
46 | Почему луна бывает разной? | | | Урок-игра | Усвоят, что Луна – естественный спутник Земли, имеет форму шара, но не всегда видна на небе полностью. Научаться объяснять изменения формы Луны. Поиск решения поставленной проблемы. Сбор информации из всех доступных источников. Договариваться о распределении ролей. Социально ориентированный взгляд на мир. |
47. | Почему идёт дождь и дует ветер? | | | ку | Научаться объяснять причины возникновения дождя и ветра. Научаться различать виды дождя и ветра. Выбирать оджду по погоде. Осуществлять контроль. Узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности. Строить высказывания. Уважительное отношение к иному мнению. |
48 | Почему звенит звонок? | | | ку | Усвоят, что звук возникает из-за дрожания, колебания предметов. Использовать приобретённые знания для удовлетворения познавательных интересов. Соблюдение правил гигиены. Формулировать и удерживать учебную задачу. Осуществлять анализ информации. Адекватно оценивать своё поведение. Эстетические потребности. |
49 | Почему радуга разноцветная? | | | ку | Усвоят, что радуга возникает, когда солнечные лучи, попадая на капельки дождя, распадаются на разноцветные лучики. Научаться воспроизводить последовательность цветов радуги. Уметь использовать приобретённые навыки. Преобразовывать практическую задачу в познавательную. Обработка информации, полученная в процессе исследования. Оказывать в сотрудничестве помощь. Мотивация учебной деятельности. |
50 | Почему мы любим кошек и собак? | | | ку | Познакомятся с правилами ухода за кошками и собаками Устанавливать причинно-следственные связи. Строить понятные для партнёра высказывания. Ценностное отношение к природному миру. |
51. | Проект№4 «Мои домашние питомцы». | | | проект | Выступать с сообщениями, оценивать свои достижения и достижения других учащихся. Мотивация учебной деятельности. |
52 | Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? | | | ку | Познакомятся с представителями сообщества «луг». Узнают изученные природные объекты; попробуют объяснить, почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек. Правила поведения на природе. Контролировать процесс и результат деятельности. Формулировать свои затруднения. Ценностное отношение к природному миру. |
53 | Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? | | | ку | Познакомятся с голосами лесных жителей. Научаться объяснять, почему в лесу нужно соблюдать тишину. Правила поведения на природе. Различать способ и результат действия. Устанавливать причинно-следственные связи. Строить понятные для партнёра высказывания. Навыки сотрудничества в разных ситуациях. |
54 | Зачем мы спим ночью? | | | ку | Усвоят, что мы спим для того, чтобы отдохнуть и набраться сил. Научаться правильно вести себя перед сном. Закрепят правила сохранения и укрепления здоровья. Выделять и формулировать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить. Ставить и формулировать проблемы. Принимать различные позиции во взаимодействии. Установка на здоровый образ жизни. |
55 | Почему нужно есть много овощей и фруктов? | | | Урок-конференция | Усвоят, что овощей и фруктов надо есть как можно больше, потому что в них много витаминов. Научатся приводить примеры овощей и фруктов. Правила мытья овощей и фруктов перед едой. Классифицировать по заданным критериям. Адекватно оценивать своё поведение. Установка на здоровый образ жизни. |
56 | Почему нужно чистить зубы и мыть руки? | | | ку | Усвоят, что чистить зубы и мыть руки необходимо для здоровья. Научаться правильно чистить зубы. Закрепят правила сохранения здоровья. Адекватно воспринимать предложения учителя, товарищей. Обобщать полученную информацию. Аргументировать свою позицию. Установка на здоровый образ жизни. |
57 | Зачем нам телефон и телевизор? | | | ку | Первоклассники научаться различать средства связи и средства массовой информации Использовать установленные правила. Контролировать и оценивать процесс деятельности. Оказывать взаимопомощь. Установка на здоровый образ жизни. Мотивация учебной деятельности. |
58 | Зачем нужны автомобили? | | | ку | Научатся объяснять назначение автомобиля, различать по внешнему виду основные группы автомобилей. Запомнят, что детям запрещено ездить на переднем сиденье. Использовать установленные правила. Контролировать и оценивать процесс деятельности. Оказывать взаимопомощь. Установка на здоровый образ жизни. Мотивация учебной деятельности. |
59 | Зачем нужны поезда? | | | ку | Усвоят различия между товарным и пассажирским поездами. Научаться соблюдать правила поведения вблизи железной дороги. Предвосхищать результат. Строить рассуждения. Строить монологические высказывания. Осознание ответственности человека за общее благополучие. |
60 | Зачем строят корабли? | | | ку | Познакомятся с основными группами судов. Научаться различать по внешнему виду основные группы судов, объяснять, зачем строят корабли. Устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели. Обобщать информацию. Задавать вопросы. Целостный, социально-ориентированный взгляд на мир. |
61 | Зачем строят самолёты? | | | ку | Познакомятся с устройством самолёта. Научаться классифицировать самолёты по их назначению. Преобразовывать практическую задачу в познавательную. Ставить и формулировать проблемы. Задавать вопросы. Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности. |
62 | Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? | | | ку | Познакомятся с устройством автомобиля. Научаться классифицировать автомобили по их назначению. Преобразовывать практическую задачу в познавательную. Ставить и формулировать проблемы. Задавать вопросы. Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности. |
63 | Почему в корабле и самолёте нужно соблюдать правила безопасности | | | куу | Познакомятся с устройством самолёта. Научаться классифицировать самолёты по их назначению. Преобразовывать практическую задачу в познавательную. Ставить и формулировать проблемы. Задавать вопросы. Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности. |
64 | Зачем люди осваивают космос? | | | Урок-открытие | Усвоят, что космонавты летают в космос для проведения научных исследований. Научатся различать естественный спутник и искусственные спутники. Научаться работать в группах. Ставить новые учебные задачи. Устанавливать причинно-следственные связи. Определять общую цель и пути её достижения. Начальные навыки адаптации. |
65 | Почему мы часто слышим слово «экология» | | | ку | Первоклассники познакомятся с тем, чему учит экология, научаться находить взаимосвязи между человеком и природой. Ставить новые учебные задачи. Устанавливать причинно-следственные связи. Определять общую цель и пути её достижения. Внутренняя позиция ученика на основе положительного отношения к школе. |
66 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?» Презентация проекта «Мои домашние питомцы» | | | Урок-повторение | Обобщат полученные за год знания. Внутренняя позиция ученика на основе положительного отношения к школе. |