Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Архангельской области
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №5»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ:
ЧЕЛОВЕК
4 «А» класс
Учитель: Дорофеева Татьяна Вячеславовна
РАССМОТРЕНО: руководитель ПЦК начальных классов __________________ О.Ю. Пермиловская | СОГЛАСОВАНО: Зам. директора по УВР _________ М.Н. Некрасова | УТВЕРЖДЕНО: директор ГБОУ АО «СКОШ №5» _________________ Н.Ф. Байкова |
Новодвинск
2022–2023 учебный год
ЧЕЛОВЕК
Пояснительная записка.
Рабочая программа учебного предмета «Человек» разработана на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2)1.
Цель образовательно-коррекционной работы заключается в формировании представлений о себе как «Я» и своем ближайшем окружении и повышение уровня самостоятельности в процессе самообслуживания.
Основными задачами образовательно-коррекционной работы являются:
формирование умений умываться, мыться под душем, чистить зубы, мыть голову, стричь ногти, причесываться и т.д.;
формирование умений ориентироваться в одежде, соблюдать последовательность действий при одевании и снятии предметов одежды;
обучение использованию во время еды столовых приборов, питью из кружки, накладыванию пищи в тарелку, пользованию салфеткой;
формирование навыков обслуживания себя в туалете;
формирование представлений о своем ближайшем окружении: членах семьи, взаимоотношениях между ними, семейных традициях.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с годовым учебным планом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ АО «СКОШ №5», учебный предмет «Человек» в четвёртом классе рассчитан на 2 ч. в неделю, 68 ч. в год (34 учебные недели).
I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | Всего в год |
17 часов | 15 час | 20 часов | 16 часов | 68 часов |
Материально-техническое оснащение
Для реализации программы предмета «Человек «материально-техническое обеспечение включает:
Специально оборудованные санузлы для пользования ими обучающимися на инвалидных креслах-колясках;
Предметные и сюжетные картинки, фотографии с изображением членов семьи ребенка;
Пиктограммы и видеозаписи действий, правил поведения, пиктограммы с изображением действий, операций самообслуживания, используемых при этом предметов и др.
Видеоматериалы, презентации, мультипликационные фильмы, иллюстрирующие внутрисемейные взаимоотношения;
Семейный альбом, тетради с изображениями контуров взрослых и детей для раскрашивания, вырезания, наклеивания, составления фотоколлажей и альбомов;
Обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных представлений о ближайшем социальном окружении.
Технические средства: компьютер, интерактивная доска.
Календарно-тематическое планирование
Человек
68 часов, 2 часа в неделю
№ п/п | Тема урока | Дата |
План | Факт |
I четверть – 17 часов |
| Представления о себе Называние (соотнесение карточки с ФИ с изображением на фотографии) своего имени и фамилии. | 01.09.22. | |
| Называние своего возраста (даты рождения). | 6.09.22. | |
| Сообщение о состоянии своего здоровья. | 8.09.22. | |
| Узнавание (различение) частей головы (волосы, уши, шея, лицо). | 13.09.22. | |
| Узнавание (различение) частей руки (локоть, ладонь, пальцы). | 15.09.22. | |
| Узнавание (различение) частей ноги (колено, ступня, пальцы, пятка). | 20.09.22. | |
| Знание назначения частей тела. | 22.09.22. | |
| Узнавание (различение) частей лица человека (глаза, брови, нос, лоб, рот (губы, язык, зубы). | 27/09/22/ | |
| Знание назначения частей лица. | 29.09.22. | |
| Семья Узнавание, различение родителей по фотографиям. | 4.10.22. | |
| Различение, узнавание и называние имени родителей, членов семьи. | 6.10.22. | |
| Узнавание (различение) детей и взрослых. | 11.10.22. | |
| Различение социальных ролей членов семьи. | 13.10.22. | |
| Представление о бытовой и досуговой деятельности членов семьи. | 18.10.22. | |
| Определение своей социальной роли в семье. | 20.10.22. | |
| Представление о профессиональной деятельности членов семьи. | 25.10.22. | |
| Итоговый урок четверти. | 27.10.22. | |
II четверть – 15 часов |
| Рассказ о своей семье. | 8.11.22. | |
| Гигиена тела Предметы санитарии и гигиены. | 10.11.22. | |
| Формирование умения различать вентили с горячей и холодной водой. Регулирование напора струи воды. | 15.11.22. | |
| Мытьё рук мылом. Соблюдение последовательности действий при мытье рук. | 17.11.22 | |
| Формирование умения мыть лицо и вытирать полотенцем. Соблюдение последовательности действий. | 22.11.22. | |
| Правильный уход за ушами. | 24.11.22. | |
| Знакомство с полостью рта. | 29.11.22. | |
| Предметы санитарии и гигиены: зубная паста, зубная щётка. | 1.12.22. | |
| Чистка зубов. Соблюдение последовательности действий при чистке зубов. | 6.12.22. | |
| Виды расчесок. Правила причесывания. | 8.12.22. | |
| Туалет Правила пользования туалетом. Последовательность действий в туалете. | 13.12.22. | |
| Приём пищи Режим питания школьника. | 15.12.22. | |
| Понятия завтрак, обед, полдник, ужин. Соотнесение с частями суток. | 20.12.22. | |
| Полезные и вредные продукты. | 22.12.22. | |
| Итоговый урок четверти. | 27.12.22. | |
III четверть – 20 часов |
| Личная гигиена Части лица. Повторение. | 10.01.23. | |
| Глаза - органы зрения. Бережное отношение к глазам. | 12.01.23. | |
| Нос - орган обоняния. | 17.01.23. | |
| Уши - орган слуха. Бережное отношение к ушам. | 19.01.23. | |
| Рот - орган вкуса. | 24.01.23. | |
| Кожа – орган осязания. Правила ухода за кожей. | 26.01.23. | |
| Соблюдение гигиенических норм и правил. | 31.01.23. | |
| Что такое осанка? | 2.02.23. | |
| Человек здоровый, человек больной. | 7.02.23. | |
| Закаливание. | 9.02.23. | |
| Мытьё ног. Соблюдение последовательности при мытье ног. | 14.02.23. | |
| Обращение с одеждой и обувью. | 16.02.23. | |
| Одежда. Слово обобщенного значения «одежда». | 21.02.23. | |
| Умение выделить одежду из других групп предметов. | 28.02.23. | |
| Умение выделить верхнюю одежду, головные уборы, обувь. | 2.03.23. | |
| Различение по сезонам предметов одежды. | 7.03.23. | |
| Различение по сезонам предметов обуви. | 9.03.23. | |
| Различение по сезонам предметов головных уборов. | 14.03.23. | |
| Выбор одежды для прогулки в зависимости от погодных условий. | 16.03.23. | |
IV четверть – 16 часов |
| Приём пищи Культура приёма пищи. Умение пользоваться салфеткой. | | |
| Название приёмов пищи в разное время суток. | | |
| Составление меню на завтрак, обед и ужин с помощью карточек. | | |
| Представление о себе Все люди разные. Светлые и темные. Большой, маленький. | | |
| Правила поведения с детьми и взрослыми. | | |
| Прогулка и ее значение. | | |
| Сон и его значение. | | |
| Сон в режиме дня школьника. | | |
| Я и игры. | | |
| Полезные и вредные привычки. | | |
| Правильная осанка человека. Осанка- стройная спина. | | |
| Обобщение по теме «Представление о себе». | | |
| Повторение тем «Приём пищи. Туалет» | | |
| Повторение по теме «Личная гигиена». | | |
| Повторение по теме «Одежда и обувь». | | |
| Итоговый урок четверти. | | |
Планируемые результаты освоения программы коррекционного курса
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.
Личностные:
продолжают продуктивно взаимодействовать с близкими взрослыми, проявляют самостоятельность при выполнении поручений взрослых в разных ситуациях.
Предметные:
1) Представление о себе как «Я», осознание общности и различий «Я» от других.
Соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале.
Представление о собственном теле.
Отнесение себя к определенному полу.
Умение определять «моё» и «не моё», осознавать и выражать свои интересы, желания.
Умение сообщать общие сведения о себе: имя, фамилия, возраст, пол, интересы.
Представления о возрастных изменениях человека, адекватное отношение к своим возрастным изменениям.
2) Умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей.
Умение обслуживать себя: принимать пищу и пить, ходить в туалет, выполнять гигиенические процедуры, одеваться и раздеваться и др.
Умение сообщать о своих потребностях и желаниях.
3) Умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья; поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами.
Умение определять свое самочувствие (как хорошее или плохое), показывать или сообщать о болезненных ощущениях взрослому.
Умение соблюдать гигиенические правила в соответствии с режимом дня (чистка зубов утром и вечером, мытье рук перед едой и после посещения туалета).
Умение следить за своим внешним видом.
4) Представления о своей семье, взаимоотношениях в семье.
Представления о членах семьи, родственных отношениях в семье и своей социальной роли, обязанностях членов семьи, бытовой и досуговой деятельности семьи.
Условные обозначения оценки достижения результатов освоения АООП
Оценочные показатели | Условные обозначения |
Выполняет действие самостоятельно | с |
Выполняет действие | ви ни |
Выполняет действие по образцу | о |
Выполняет действие с частичной физической помощью | чп |
Выполняет действие со значительной физической помощью | зп |
Действие не выполняет | - |
Узнает объект | + |
Не всегда узнает объект | + - |
Не узнает объект | - |
Применяет на практике (активно, адекватно, самостоятельно) | + |
Не всегда применяет на практике (активно, адекватно, самостоятельно) | + - |
Не применяет на практике (активно, адекватно, самостоятельно) | - |
1Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Архангельской области для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №5», 2016