СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тематическое планирование по предмету "Человек".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Планирование по предмету "Человек".

Просмотр содержимого документа
«Тематическое планирование по предмету "Человек".»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Архангельской области

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №5»









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ:


ЧЕЛОВЕК


4 «А» класс





Учитель: Дорофеева Татьяна Вячеславовна





РАССМОТРЕНО:

руководитель ПЦК

начальных классов

__________________

О.Ю. Пермиловская


СОГЛАСОВАНО:

Зам. директора по УВР

_________ М.Н. Некрасова

УТВЕРЖДЕНО:

директор ГБОУ АО «СКОШ №5»

_________________ Н.Ф. Байкова













Новодвинск

2022–2023 учебный год


ЧЕЛОВЕК

Пояснительная записка.

Рабочая программа учебного предмета «Человек» разработана на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

  • Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2)1.

Цель образовательно-коррекционной работы заключается в формировании представлений о себе как «Я» и своем ближайшем окружении и повышение уровня самостоятельности в процессе самообслуживания.

Основными задачами образовательно-коррекционной работы являются:

  • формирование умений умываться, мыться под душем, чистить зубы, мыть голову, стричь ногти, причесываться и т.д.;

  • формирование умений ориентироваться в одежде, соблюдать последовательность действий при одевании и снятии предметов одежды;

  • обучение использованию во время еды столовых приборов, питью из кружки, накладыванию пищи в тарелку, пользованию салфеткой;

  • формирование навыков обслуживания себя в туалете;

  • формирование представлений о своем ближайшем окружении: членах семьи, взаимоотношениях между ними, семейных традициях.


Описание места учебного предмета в учебном плане


В соответствии с годовым учебным планом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ АО «СКОШ №5», учебный предмет «Человек» в четвёртом классе рассчитан на 2 ч. в неделю, 68 ч. в год (34 учебные недели).

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

Всего в год

17 часов

15 час

20 часов

16 часов

68 часов


Материально-техническое оснащение


Для реализации программы предмета «Человек «материально-техническое обеспечение включает:

  • Специально оборудованные санузлы для пользования ими обучающимися на инвалидных креслах-колясках;

  • Предметные и сюжетные картинки, фотографии с изображением членов семьи ребенка;

  • Пиктограммы и видеозаписи действий, правил поведения, пиктограммы с изображением действий, операций самообслуживания, используемых при этом предметов и др.

  • Видеоматериалы, презентации, мультипликационные фильмы, иллюстрирующие внутрисемейные взаимоотношения;

  • Семейный альбом, тетради с изображениями контуров взрослых и детей для раскрашивания, вырезания, наклеивания, составления фотоколлажей и альбомов;

  • Обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных представлений о ближайшем социальном окружении.

  • Технические средства: компьютер, интерактивная доска.


Календарно-тематическое планирование

Человек

68 часов, 2 часа в неделю

п/п

Тема урока

Дата

План

Факт

I четверть – 17 часов

Представления о себе

Называние (соотнесение карточки с ФИ с изображением на фотографии) своего имени и фамилии.

01.09.22.


Называние своего возраста (даты рождения).

6.09.22.


Сообщение о состоянии своего здоровья.

8.09.22.


Узнавание (различение) частей головы (волосы, уши, шея, лицо).

13.09.22.


Узнавание (различение) частей руки (локоть, ладонь, пальцы).

15.09.22.


Узнавание (различение) частей ноги (колено, ступня, пальцы, пятка).

20.09.22.


Знание назначения частей тела.

22.09.22.


Узнавание (различение) частей лица человека (глаза, брови, нос, лоб, рот (губы, язык, зубы).

27/09/22/


Знание назначения частей лица.

29.09.22.


Семья

Узнавание, различение родителей по фотографиям.

4.10.22.


Различение, узнавание и называние имени родителей, членов семьи.

6.10.22.


Узнавание (различение) детей и взрослых.

11.10.22.


Различение социальных ролей членов семьи.

13.10.22.


Представление о бытовой и досуговой деятельности членов семьи.

18.10.22.


Определение своей социальной роли в семье.

20.10.22.


Представление о профессиональной деятельности членов семьи.

25.10.22.


Итоговый урок четверти.

27.10.22.


II четверть – 15 часов

Рассказ о своей семье.

8.11.22.


Гигиена тела

Предметы санитарии и гигиены.

10.11.22.


Формирование умения различать вентили с горячей и холодной водой. Регулирование напора струи воды.

15.11.22.


Мытьё рук мылом. Соблюдение последовательности действий при мытье рук.

17.11.22


Формирование умения мыть лицо и вытирать полотенцем. Соблюдение последовательности действий.

22.11.22.


Правильный уход за ушами.

24.11.22.


Знакомство с полостью рта.

29.11.22.


Предметы санитарии и гигиены: зубная паста, зубная щётка.

1.12.22.


Чистка зубов. Соблюдение последовательности действий при чистке зубов.

6.12.22.


Виды расчесок. Правила причесывания.

8.12.22.


Туалет

Правила пользования туалетом. Последовательность действий в туалете.

13.12.22.


Приём пищи

Режим питания школьника.

15.12.22.


Понятия завтрак, обед, полдник, ужин. Соотнесение с частями суток.

20.12.22.


Полезные и вредные продукты.

22.12.22.


Итоговый урок четверти.

27.12.22.


III четверть – 20 часов

Личная гигиена

Части лица. Повторение.

10.01.23.


Глаза - органы зрения. Бережное отношение к глазам.

12.01.23.


Нос - орган обоняния.

17.01.23.


Уши - орган слуха. Бережное отношение к ушам.

19.01.23.


Рот - орган вкуса.

24.01.23.


Кожа – орган осязания. Правила ухода за кожей.

26.01.23.


Соблюдение гигиенических норм и правил.

31.01.23.


Что такое осанка?

2.02.23.


Человек здоровый, человек больной.

7.02.23.


Закаливание.

9.02.23.


Мытьё ног. Соблюдение последовательности при мытье ног.

14.02.23.


Обращение с одеждой и обувью.

16.02.23.


Одежда. Слово обобщенного значения «одежда».

21.02.23.


Умение выделить одежду из других групп предметов.

28.02.23.


Умение выделить верхнюю одежду, головные уборы, обувь.

2.03.23.


Различение по сезонам предметов одежды.

7.03.23.


Различение по сезонам предметов обуви.

9.03.23.


Различение по сезонам предметов головных уборов.

14.03.23.


Выбор одежды для прогулки в зависимости от погодных условий.

16.03.23.


IV четверть – 16 часов

Приём пищи

Культура приёма пищи. Умение пользоваться салфеткой.



Название приёмов пищи в разное время суток.



Составление меню на завтрак, обед и ужин с помощью карточек.



Представление о себе

Все люди разные. Светлые и темные. Большой, маленький.



Правила поведения с детьми и взрослыми.



Прогулка и ее значение.



Сон и его значение.



Сон в режиме дня школьника.



Я и игры.



Полезные и вредные привычки.



Правильная осанка человека. Осанка- стройная спина.



Обобщение по теме «Представление о себе».



Повторение тем «Приём пищи. Туалет»



Повторение по теме «Личная гигиена».



Повторение по теме «Одежда и обувь».



Итоговый урок четверти.




Планируемые результаты освоения программы коррекционного курса


В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.

Личностные:

  • продолжают продуктивно взаимодействовать с близкими взрослыми, проявляют самостоятельность при выполнении поручений взрослых в разных ситуациях.

Предметные:

1) Представление о себе как «Я», осознание общности и различий «Я» от других.

  • Соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале.

  • Представление о собственном теле.

  • Отнесение себя к определенному полу.

  • Умение определять «моё» и «не моё», осознавать и выражать свои интересы, желания.

  • Умение сообщать общие сведения о себе: имя, фамилия, возраст, пол, интересы.

  • Представления о возрастных изменениях человека, адекватное отношение к своим возрастным изменениям.

2) Умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей.

  • Умение обслуживать себя: принимать пищу и пить, ходить в туалет, выполнять гигиенические процедуры, одеваться и раздеваться и др.

  • Умение сообщать о своих потребностях и желаниях.

3) Умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья; поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами.

  • Умение определять свое самочувствие (как хорошее или плохое), показывать или сообщать о болезненных ощущениях взрослому.

  • Умение соблюдать гигиенические правила в соответствии с режимом дня (чистка зубов утром и вечером, мытье рук перед едой и после посещения туалета).

  • Умение следить за своим внешним видом.

4) Представления о своей семье, взаимоотношениях в семье.

  • Представления о членах семьи, родственных отношениях в семье и своей социальной роли, обязанностях членов семьи, бытовой и досуговой деятельности семьи.


Условные обозначения оценки достижения результатов освоения АООП


Оценочные показатели

Условные обозначения

Выполняет действие самостоятельно

с

Выполняет действие

  • по вербальной инструкции

  • по невербальной инструкции


ви

ни

Выполняет действие по образцу

о

Выполняет действие с частичной физической помощью

чп

Выполняет действие со значительной физической помощью

зп

Действие не выполняет

-

Узнает объект

+

Не всегда узнает объект

+ -

Не узнает объект

-

Применяет на практике (активно, адекватно, самостоятельно)

+

Не всегда применяет на практике (активно, адекватно, самостоятельно)

+ -

Не применяет на практике (активно, адекватно, самостоятельно)

-



1Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Архангельской области для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №5», 2016