Учитель математики МБОУ «СОШ№15» города Курска
Воскобойникова Валентина Васильевна
Методическая разработка урока по математике
Тема «Теорема о трех перпендикулярах»
Цели:
1.Проверить усвоение обучающимися определений и теорем о параллельности и перпендикулярности прямых и прямой и плоскости;
2.Сформировать понятия перпендикуляра и наклонной в пространстве;
3.Сформулировать и доказать теорему о трех перпендикулярах и признак перпендикулярности плоскостей;
4.Способствовать формированию навыков применения новых теорем при решении задач.
5.Формировать умение учиться; работать в информационном поле; отбирать нужную информацию и использовать её в профессиональной деятельности.
6.Развивать логическое мышление и математическую речь, творческие способности.
7.Воспитание культуры личности средствами математики.
Формируемые компетенции:
Умение организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
Умение осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения задач, личностного развития.
Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования деятельности.
Работать в коллективе и команде.
5. Самостоятельно определять задачи личностного развития.
Технологии: компетентностно – ориентированного обучения, субъектно – деятельностная, информационно-коммуникационная технология.
Оборудование:
Компьютер, ноутбук, доска.
Компьютерные презентации «Перпендикуляр и наклонная», «Теорема о трех перпендикулярах»
Опорный конспект «Расстояние между точками, расстояние между прямой и плоскостью».
Разноуровневые карточки для организации математического диктанта.
Рефлексивная карта «Визуализация личностного роста».
Рефлексивная карта «Компетенции».
Тест самоконтроля № 1.
Разноуровневые карточки для практической работы (Приложения 1-6)
Ход занятия.
Математический диктант.
Карточка 1. Закончите предложения:
1) Если две различные плоскости имеют общую точку, то _______;
2) Если две точки прямой принадлежат плоскости, то___________;
3) Две прямые, параллельные третьей прямой_________________;
4) Если прямая, не лежащая в плоскости, параллельна какой - нибудь прямой, лежащей в этой плоскости, то_________________;
5) Прямые, которые не пересекаются и не лежат в одной плоскости, называются____;
6) Если две пересекающиеся прямые параллельны соответственно двум перпендикулярным прямым, то_________________________;
7) Две прямые, перпендикулярные одной и той же плоскости,_____;
8) Прямые, пересекающиеся под прямым углом, называются_____;
9) Если две пересекающиеся прямые одной плоскости соответственно параллельны двум пересекающимся прямым другой плоскости, то _____________________________________________;
10). Если две параллельные плоскости пересекаются третьей, то___.
Карточка 2.
Решите задачу. Прямые АВ, АС, АД попарно перпендикулярны. Найдите отрезок СД, если АВ=3 см, ВС=7 см, Ад=1,5 см.
Карточка 3.
Решите задачу. Прямые АВ, АС, АД попарно перпендикулярны. Найдите отрезок СД, если АВ=3 см, ВС=7 см, Ад=1,5 см.
Карточка 4.
Работа с конспектом.
Выделить в теоремах признак перпендикулярности прямой и плоскости условие теоремы и что требуется доказать. Условие красным цветом, а доказать- зеленым.
II. Устно.
1). По рисунку определите:
а) расстояние от точки С до точки К, если СО = 4 см, КО = 3 см.
б) расстояние между точками К и В, если КО=3 см, ОВ=1,5 см;
в) расстояние от точки А до прямой ВС, если АВ=10 см, ВР=6 см
2) Длина какого из отрезков МВ, МА или АВ являются расстоянием от точки М до плоскости α.
.М
В А
α
III. Объяснение нового материала.
1.Перпендикуляром, опушенным из данной точки на данную плоскость, называется отрезок, соединяющий данную точку с точкой плоскости и лежащий на прямой, перпендикулярной плоскости.
Конец этого отрезка, лежащий в плоскости, называется основанием перпендикуляра.
Наклонной, проведенной из данной точки к данной плоскости, называется любой отрезок, соединяющий данную точку с точкой плоскости, не являющийся перпендикуляром к плоскости.
Конец этого отрезка, лежащий в плоскости, называется основанием наклонной.
Отрезок, соединяющий основания перпендикуляра и наклонной, проведенных из одной и той же точки, называется проекцией наклонной.
Расстоянием от точки до плоскости называется длина перпендикуляра, опущенного из этой точки на плоскость.
2. Свойства перпендикуляра и наклонных. (Компьютерные презентации «Перпендикуляр и наклонная»)
1. Перпендикуляр, проведённый из какой-нибудь точки к прямой, меньше всякой наклонной, проведённой из той же точки к этой прямой.
2. Если две наклонные, проведённые к прямой из одной и той же точки, равны, то равны и их проекции.
3.Если две наклонные, проведённые к прямой из одной и той же точки, имеют равные проекции, то они равны между собой.
4. Если из одной и той же точки проведены к прямой две наклонные, то та из них больше, которая имеет большую проекцию на эту прямую.
5.Если из одной и той же точки проведены к прямой две наклонные, то большая наклонная имеет и большую проекцию на эту прямую.
IV. Закрепление материала.
Решение задач.
1. Из точки к плоскости проведены 2 наклонные, равные 10 см и 17 см. Разность проекций этих наклонных равна 9 см. Найдите проекции наклонных.
Дано: α- плоскость;
АО ┴ α; АВ и АС – наклонные; АВ=10см,
АС=17см, ОС-ОВ=9см.
Найти: ОС и ОВ.
Решение.
Пусть ОВ - х см, ОС –(х+9)см.
АОВ- прямоугольный, АО2 =АВ2 – ОВ2 , АО2 =102 – х2 ;
АОС- прямоугольный, АО2 =АС2 – ОС2 , АО2 =172 – (х+9)2 ;
Получим уравнение: 100- х2 =289- х2 – 18х – 81;
18х= 108, х = 6, ОВ = 6см, ОС= 15см.
Ответ: 6см, 15см.
V. Практическая работа (помощь консультантов).
Вариант 1 | Вариант 2 |
1.Постройте наклонную к плоскости листа картона (используя спицу и пластилин). 2.Построите проекцию наклонной на плоскость. 3.Проведите прямую в плоскости альфа, перпендикулярную проекциинаклонной и проходящую через её основание. 4.Выскажите предположение о расположении проведённой прямой и проекции наклонной. 5.Проверьте высказанное предположение с помощью модели прямоугольного треугольника. По рисунку запишите: наклонная… Перпендикуляр… Проекция наклонной на плоскость… Запишите символами: как расположена наклонная к прямой а, По вашему предположению как расположена проекция к прямой а. Выскажите гипотезу. | 1.Постройте наклонную к плоскости листа картона (используя спицу и пластилин). 2.Построите проекцию наклонной на плоскость. 3.Проведите прямую в плоскости альфа, перпендикулярную проекции наклонной и проходящую через её основание. 4.Выскажите предположение о расположении проведённой прямой и наклонной. 5.Проверьте высказанное предположение с помощью модели прямоугольного треугольника. По рисунку запишите: наклонная… Перпендикуляр… Проекция наклонной на плоскость… Запишите символами: как расположена проекция наклонной к прямой а, По вашему предположению как расположена наклонная к прямой а. Выскажите гипотезу. |
Вывод: Если прямая, проведена на плоскости через основание наклонной, перпендикулярна ее проекции, то она перпендикулярна и наклонной.
VI. Теорема о трех перпендикулярах.
И обратно: Если прямая на плоскости перпендикулярна наклонной, то она перпендикулярна и проекции наклонной
АНАЛОГИЧНО. Если прямая с перпендикулярна наклонной АС то она, будучи перпендикулярна и прямой СA1 перпендикулярна плоскости , а значит, и проекции наклонной СВ. Теорема доказана.
Теорема о трех перпендикулярах— полезный инструмент для решения задач. Например, с ее помощью можно доказать, что диагональ куба АС1 перпендикулярна прямой BD:
Или— что скрещивающиеся ребра тетраэдра взаимно перпендикулярны:
Или — что в правильной треугольной призме прямая А1М (где М — середина ВС) перпендикулярна ребру ВС.
VII. Закрепление материала.
Задача 1.
Из вершины А квадрата АВСD восстановлен перпендикуляр АК к его плоскости. Докажите, что ВС перпендикулярно КВ.
Доказательство:
Задача 2. (устно)
Из вершины В квадрата АВСD восстановлен перпендикуляр ВМ к его плоскости. Докажите, что АС перпендикулярно МО (О – точка пересечения диагоналей).
Задача 3. (устно)
Из вершины А прямоугольника АВСD восстановлен перпендикуляр АК к его плоскости. Докажите, что треугольник КВС прямоугольный.
Доказательство:
Задача 4.
Из вершины прямоугольника АВСD восставлен перпендикуляр АК к его плоскости. Расстояния от точки К до других вершин равны 6 см, 7 см, 9 см. Найдите длину перпендикуляра АК.
Решение:
Задача 5.
Решение:
VIII. Кроссворд.
По горизонтали:
1. Значение переменной при решение уравнений.
2. Прямые, которые пересекаются под прямым углом.
3. Какой знак нужно поставить между числами 5,3 и 5,65?
4. Основное геометрическое понятие стереометрии.
5. Равенство, содержащее переменную.
По вертикали:
6. Сколько способов задания плоскости?
7. Математическое предложение, не требующее доказательства.
8. Математическое предложение, требующее доказательства.
9. Древнегреческий ученый – математик.
Ответы: 1) корень; 2) перпендикулярные; 3) меньше; 4) прямая; 5) уравнение; 6) четыре; 7) аксиома; 8) теорема; 9) Пифагор.
IX. Рефлексия:
Фиксация нового содержания – что нового узнали, чему научились?
Рефлексия учебной деятельности – какую задачу ставили, какие приемы использовали для достижения результата, была ли решена поставленная задача?
Рефлексия саморазвития - Оцените личностные приращения; повышение компетентности. Заполните рефлексивную карту.
– ознакомительный, первичное представление о новых понятиях
базовый уровень (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
– репродуктивный (выполнение деятельности по образцу,
инструкции или под руководством);
– продуктивный, повышенный уровень (планирование и
самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных
задач).
Рефлексивное дерево – визуализация результата. Покажите на дереве мудрости результаты работы: плоды – решены все поставленные задачи в полном объеме; листочки на дереве – в основном поставленные задачи решены; листочки под деревом – все поставленные задачи не решены, необходимо продолжить работу. Объясните свой выбор.
IX. Домашнее задание.
Доказать теорему, обратную теореме о трех перпендикулярах, решить задачи:
1.Треугольник АВС- прямоугольный, угол АСВ=90о.Прямая МС┴ (АВС), ,АС=4 см, МД= 3 см. Найти МС.
2.По рис.1 найдите МС.