СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Теорема о трех перпендикулярах

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Наглядное изображение теоремы о трех перпендикулярах и иной способ доказательства теремы

Просмотр содержимого документа
«Теорема о трех перпендикулярах»

Учитель математики МБОУ «СОШ№15» города Курска

Воскобойникова Валентина Васильевна

Методическая разработка урока по математике

Тема «Теорема о трех перпендикулярах»

Цели:

1.Проверить усвоение обучающимися определений и теорем о параллельности и перпендикулярности прямых и прямой и плоскости;

2.Сформировать понятия перпендикуляра и наклонной в пространстве;

3.Сформулировать и доказать теорему о трех перпендикулярах и признак перпендикулярности плоскостей;

4.Способствовать формированию навыков применения новых теорем при решении задач.

5.Формировать умение учиться; работать в информационном поле; отбирать нужную информацию и использовать её в профессиональной деятельности.

6.Развивать логическое мышление и математическую речь, творческие способности.

7.Воспитание культуры личности средствами математики.


Формируемые компетенции:

  1. Умение организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

  2. Умение осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения задач, личностного развития.

  3. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования деятельности.

  4. Работать в коллективе и команде.

5. Самостоятельно определять задачи личностного развития.

Технологии: компетентностно – ориентированного обучения, субъектно – деятельностная, информационно-коммуникационная технология.

Оборудование:

  • Компьютер, ноутбук, доска.

  • Компьютерные презентации «Перпендикуляр и наклонная», «Теорема о трех перпендикулярах»

  • Опорный конспект «Расстояние между точками, расстояние между прямой и плоскостью».

  • Разноуровневые карточки для организации математического диктанта.

  • Рефлексивная карта «Визуализация личностного роста».

  • Рефлексивная карта «Компетенции».

  • Тест самоконтроля № 1.

  • Разноуровневые карточки для практической работы (Приложения 1-6)


Ход занятия.

  1. Математический диктант.

Карточка 1. Закончите предложения:

1) Если две различные плоскости имеют общую точку, то _______;

2) Если две точки прямой принадлежат плоскости, то___________;

3) Две прямые, параллельные третьей прямой_________________;

4) Если прямая, не лежащая в плоскости, параллельна какой - нибудь прямой, лежащей в этой плоскости, то_________________;

5) Прямые, которые не пересекаются и не лежат в одной плоскости, называются____;

6) Если две пересекающиеся прямые параллельны соответственно двум перпендикулярным прямым, то_________________________;

7) Две прямые, перпендикулярные одной и той же плоскости,_____;

8) Прямые, пересекающиеся под прямым углом, называются_____;

9) Если две пересекающиеся прямые одной плоскости соответственно параллельны двум пересекающимся прямым другой плоскости, то _____________________________________________;

10). Если две параллельные плоскости пересекаются третьей, то___.

Карточка 2.

Решите задачу. Прямые АВ, АС, АД попарно перпендикулярны. Найдите отрезок СД, если АВ=3 см, ВС=7 см, Ад=1,5 см.











Карточка 3.

Решите задачу. Прямые АВ, АС, АД попарно перпендикулярны. Найдите отрезок СД, если АВ=3 см, ВС=7 см, Ад=1,5 см.













Карточка 4.

Работа с конспектом.

Выделить в теоремах признак перпендикулярности прямой и плоскости условие теоремы и что требуется доказать. Условие красным цветом, а доказать- зеленым.

II. Устно.

1). По рисунку определите:

а) расстояние от точки С до точки К, если СО = 4 см, КО = 3 см.

б) расстояние между точками К и В, если КО=3 см, ОВ=1,5 см;









в) расстояние от точки А до прямой ВС, если АВ=10 см, ВР=6 см

2) Длина какого из отрезков МВ, МА или АВ являются расстоянием от точки М до плоскости α.

.М

В А



α



























III. Объяснение нового материала.

1.Перпендикуляром, опушенным из данной точки на данную плоскость, называется отрезок, соединяющий данную точку с точкой плоскости и лежащий на прямой, перпендикулярной плоскости.

Конец этого отрезка, лежащий в плоскости, называется основанием перпендикуляра.

Наклонной, проведенной из данной точки к данной плоскости, называется любой отрезок, соединяющий данную точку с точкой плоскости, не являющийся перпендикуляром к плоскости.

Конец этого отрезка, лежащий в плоскости, называется основанием наклонной.

Отрезок, соединяющий основания перпендикуляра и наклонной, проведенных из одной и той же точки, называется проекцией наклонной.

Расстоянием от точки до плоскости называется длина перпендикуляра, опущенного из этой точки на плоскость.

2. Свойства перпендикуляра и наклонных. (Компьютерные презентации «Перпендикуляр и наклонная»)

1. Перпендикуляр, проведённый из какой-нибудь точки к прямой, меньше всякой наклонной, проведённой из той же точки к этой прямой.

2. Если две наклонные, проведённые к прямой из одной и той же точки, равны, то равны и их проекции.

3.Если две наклонные, проведённые к прямой из одной и той же точки, имеют равные проекции, то они равны между собой.

4. Если из одной и той же точки проведены к прямой две наклонные, то та из них больше, которая имеет большую проекцию на эту прямую.

5.Если из одной и той же точки проведены к прямой две наклонные, то большая наклонная имеет и большую проекцию на эту прямую.

IV. Закрепление материала.

Решение задач.

1. Из точки к плоскости проведены 2 наклонные, равные 10 см и 17 см. Разность проекций этих наклонных равна 9 см. Найдите проекции наклонных.

Дано: α- плоскость;

АО α; АВ и АС – наклонные; АВ=10см,

АС=17см, ОС-ОВ=9см.

Найти: ОС и ОВ.





Решение.

Пусть ОВ - х см, ОС –(х+9)см.

АОВ- прямоугольный, АО2 =АВ2 – ОВ2 , АО2 =102 – х2 ;

АОС- прямоугольный, АО2 =АС2 – ОС2 , АО2 =172 – (х+9)2 ;

Получим уравнение: 100- х2 =289- х2 – 18х – 81;

18х= 108, х = 6, ОВ = 6см, ОС= 15см.

Ответ: 6см, 15см.





V. Практическая работа (помощь консультантов).

Вариант 1

Вариант 2

1.Постройте наклонную к плоскости листа картона (используя спицу и пластилин).

2.Построите проекцию наклонной на плоскость.

3.Проведите прямую в плоскости альфа, перпендикулярную проекциинаклонной и проходящую через её основание.

4.Выскажите предположение о расположении проведённой прямой и проекции наклонной.

5.Проверьте высказанное предположение с помощью модели прямоугольного треугольника.

По рисунку запишите: наклонная… Перпендикуляр…

Проекция наклонной на плоскость…

Запишите символами: как расположена наклонная к прямой а,

По вашему предположению как расположена проекция к прямой а.

Выскажите гипотезу.

1.Постройте наклонную к плоскости листа картона (используя спицу и пластилин).

2.Построите проекцию наклонной на плоскость.

3.Проведите прямую в плоскости альфа, перпендикулярную проекции наклонной и проходящую через её основание.

4.Выскажите предположение о расположении проведённой прямой и наклонной.

5.Проверьте высказанное предположение с помощью модели прямоугольного треугольника.

По рисунку запишите: наклонная… Перпендикуляр…

Проекция наклонной на плоскость…

Запишите символами: как расположена проекция наклонной к прямой а,

По вашему предположению как расположена наклонная к прямой а.

Выскажите гипотезу.



Вывод: Если прямая, проведена на плоскости через основание наклонной, перпендикулярна ее проекции, то она перпендикулярна и наклонной.





VI. Теорема о трех перпендикулярах.

Если прямая, проведенная на плоскости через основание наклонной, перпендикулярна ее проекции, то она перпендикулярна наклонной.

Доказательство: Пусть АВ - перпендикуляр плоскости , АС - наклонная и с - прямая в плоскости , проходящая через основание С.Проведем прямую СA1, параллельную прямой АВ. Она перпендикулярна плоскости . Проведем через прямые АВ и СA1 плоскость . Прямая с перпендикулярна прямой СA1. Если она перпендикулярна прямой СВ, то она перпендикулярна плоскости , а значит, и прямой АС.

И обратно: Если прямая на плоскости перпендикулярна наклонной, то она перпендикулярна и проекции наклонной

АНАЛОГИЧНО. Если прямая с перпендикулярна наклонной АС то она, будучи перпендикулярна и прямой СA1 перпендикулярна плоскости , а значит, и проекции наклонной СВ. Теорема доказана.

Теорема о трех перпендикулярах— полезный инструмент для решения задач. Например, с ее помощью можно доказать, что диагональ куба АС1 перпендикулярна прямой BD:



Или— что скрещивающиеся ребра тетраэдра взаимно перпендикулярны:

Или — что в правильной треугольной призме прямая А1М (где М — середина ВС) перпендикулярна ребру ВС.

VII. Закрепление материала.

Задача 1.

Из вершины А квадрата АВСD восстановлен перпендикуляр АК к его плоскости. Докажите, что ВС перпендикулярно КВ.

Доказательство:



Задача 2. (устно)

Из вершины В квадрата АВСD восстановлен перпендикуляр ВМ к его плоскости. Докажите, что АС перпендикулярно МО (О – точка пересечения диагоналей).



Задача 3. (устно)

Из вершины А прямоугольника АВСD восстановлен перпендикуляр АК к его плоскости. Докажите, что треугольник КВС прямоугольный.

Доказательство:



Задача 4.

Из вершины прямоугольника АВСD восставлен перпендикуляр АК  к его плоскости. Расстояния от точки К до других вершин равны 6 см, 7 см, 9 см. Найдите длину перпендикуляра АК.

Решение:



Задача 5.

Решение:

VIII. Кроссворд.

По горизонтали:

1. Значение переменной при решение уравнений.

2. Прямые, которые пересекаются под прямым углом.

3. Какой знак нужно поставить между числами 5,3 и 5,65?

4. Основное геометрическое понятие стереометрии.

5. Равенство, содержащее переменную.

По вертикали:

6. Сколько способов задания плоскости?

7. Математическое предложение, не требующее доказательства.

8. Математическое предложение, требующее доказательства.

9. Древнегреческий ученый – математик.

Ответы: 1) корень; 2) перпендикулярные; 3) меньше; 4) прямая; 5) уравнение; 6) четыре; 7) аксиома; 8) теорема; 9) Пифагор.

IX. Рефлексия:

  • Фиксация нового содержания – что нового узнали, чему научились?

  • Рефлексия учебной деятельности – какую задачу ставили, какие приемы использовали для достижения результата, была ли решена поставленная задача?

  • Рефлексия саморазвития - Оцените личностные приращения; повышение компетентности. Заполните рефлексивную карту.

– ознакомительный, первичное представление о новых понятиях

базовый уровень (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

– репродуктивный (выполнение деятельности по образцу,

инструкции или под руководством);

– продуктивный, повышенный уровень (планирование и

самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных

задач).

Рефлексивное дерево – визуализация результата. Покажите на дереве мудрости результаты работы: плоды – решены все поставленные задачи в полном объеме; листочки на дереве – в основном поставленные задачи решены; листочки под деревом – все поставленные задачи не решены, необходимо продолжить работу. Объясните свой выбор.





IX. Домашнее задание.

Доказать теорему, обратную теореме о трех перпендикулярах, решить задачи:

1.Треугольник АВС- прямоугольный, угол АСВ=90о.Прямая МС┴ (АВС), ,АС=4 см, МД= 3 см. Найти МС.

2.По рис.1 найдите МС.








































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!