СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Теоретические основы формирования грамотной речи младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Грамотность речи – это ее соответствие действующим нормам современного русского литературного языка. Грамотность считается главным коммуникативным качеством речи, так как она лежит в основе других, является необходимым условием. Грамотность речи – это ее соответствие действующим нормам современного русского литературного языка. Грамотность считается главным коммуникативным качеством речи, так как она лежит в основе других, является необходимым условием.

Просмотр содержимого документа
«Теоретические основы формирования грамотной речи младших школьников»

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАМОТНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ


Куандыкова Алтын Сериковна,


Магистрант образовательной программы 7М01303 «Педагогика и методика начального обучения» Кокшетауского университета им. А. Мырзахметова


Понятие «грамотность речи» широко и своеобразно. Оно включает собственно произносительные качества, характеризующие звучащую речь, элементы звуковой выразительности речи, связанные с ними двигательные средства выразительности, а также элементы культуры речевого общения. Культура речи предполагает знание основных языковых норм, закономерностей функционирования средств языка, владение приемами уместного их использования. Формирование речевой культуры предполагает овладение навыками хорошей речи. Система основных коммуникативных качеств речи определяется отношением речи к языку, действительности, мышлению, сознанию, ситуации и адресату общения (правильность, богатство, чистота, уместность, выразительность, точность и логичность речи). Правильность речи – это важнейший показатель хорошей речи, это «фундамент, на котором строится речь умелая, искусная» (Г.О. Винокур) [1].

Грамотность речи — это больше чем отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок. Она также подразумевает:

- логичность, содержательность, последовательность аргументации;

- в устной речи - правильное произношение, умеренная жестикуляция, уверенность, визуальный контакт с собеседником или аудиторией;

- высокий уровень владения языком - богатый словарный запас, языковое чутьё, гибкость, умение использовать язык для достижения своих целей.

Грамотная речь облегчает процесс общения. Когда человек говорит чётко и последовательно, его легче понять и сложнее неправильно интерпретировать.

Неграмотность может испортить репутацию и подорвать доверие к человеку и организации, которую он представляет. Умение точно выразить мысль, выбрать нужные слова и интонацию помогает двигаться к цели.

Добиться грамотности речи – это значит перешагнуть первую (и очень трудную) ступень на пути формирования речевой культуры. Грамотность речи – это ее соответствие действующим нормам современного русского литературного языка. Грамотность считается главным коммуникативным качеством речи, так как она лежит в основе других, является необходимым условием. Как отмечает Б.Н. Головин, «нет правильности – не могут «сработать» другие коммуникативные качества – точность, логичность, уместность и т. д.» [2, 45].

Правильность речи базируется на твердом фундаменте норм, достаточно полно и последовательно отраженных в грамматиках, справочниках, словарях, учебных пособиях.

Правильность речи - это соблюдение в речи действующих норм языка: норм произношения; норм ударения; норм лексики; норм стилистики; норм морфологии; норм словообразования; норм синтаксиса.

Правильность - это главное коммуникативное качество речи. Правильность речи как бы задана самой языковой структурой: достаточно хорошо знать эту структуру, чтобы говорить правильно. Поэтому и развитие навыков хорошей речи должно, прежде всего, опираться на знание норм литературного языка. Как показывают психологические исследования детской речи, в частности работы Д. Слобина, в основе усвоения грамматики лежат когнитивные предпосылки, которые связаны со значением и с формой высказывания в речи ребенка [3].

В методике развития речи в настоящее время представлены три подхода к детским окказиональным образованиям (отклонения от языковой формы). Традиционная методика придает первостепенное значение усвоению детьми так называемых «трудных» грамматических форм, их заучиванию, запоминанию, начиная с младшего дошкольного возраста. Авторы подчеркивают, что детские грамматические ошибки являются чрезвычайно устойчивыми, и чтобы их избежать, необходимо своевременно обогащать речь правильными грамматическими формами, заботиться о том, чтобы дети запомнили их путем многократного упражнения, повторения.

А.М. Богуш исследовала вопрос грамматической правильности речи дошкольников как проблему формирования речевого самоконтроля. Речевой самоконтроль рассматривается ею как умственное действие, формирование которого осуществляется поэтапно. На уровне интеллектуального осознания в условиях учебной деятельности автор предлагает детям ошибочные формы для опознания и коррекции сначала совместно с взрослыми, а затем самостоятельно в чужой и собственной речи [4].

В процессе языковых игр дети активно осваивают системные явления в языке, что приводит к повышению грамматической правильности речи, так как дети начинают тоньше чувствовать значения грамматических форм, анализировать фонематический состав морфем. Раньше и точнее усваивая грамматические правила, дети получают большие возможности для усвоения традиционных форм. Некоторые дети рано начинают замечать и исправлять ошибки, хотя их специально этому не учили. Культура речи – это явление многоаспектное, главным его результатом считается умение говорить в соответствии с нормами литературного языка; это понятие включает в себя все элементы, способствующие точной, ясной и эмоциональной передаче мыслей и чувств в процессе общения. Правильность и коммуникативная целесообразность речи считаются основными ступенями овладения языком. В педагогической практике высокий уровень речевой культуры обозначается с помощью термина «хорошая речь». Это понятие включает в себя три признака: богатство, точность и выразительность.

Богатство речи предполагает большой объем словаря, понимание и уместное употребление в речи слов и словосочетаний. При этом точность речи следует рассматривать как оптимальное словоупотребление: это выбор таких слов, которые наилучшим образом передают содержание высказывания, раскрывают его тему и главную мысль. Выразительность речи предполагает отбор языковых средств, соответствующих условиям и задачам общения. Это качество должно соотноситься с функциональным стилем, пониманием ситуации, чтобы при выборе слов и выражений учитывать специфику условий речи. Особое внимание заслуживает развитие образной речи, которая рассматривается как работа над овладением всеми сторонами речи: фонетической, лексической, грамматической. В формировании грамматического строя речи особое значение приобретают владение запасом грамматических средств, способность чувствовать структурное и семантическое место формы слова в предложении [5].

Грамотность речи является составной частью речевой культуры. Дети младшего школьного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими их людьми. В этой связи, О.И. Соловьева, определяя основные направления работы по воспитанию звуковой культуры, отмечает, что «перед педагогом стоят задачи: воспитание у детей чистого, ясного произношения звуков в словах, правильного произношения слов согласно формам орфоэпии, воспитание отчетливого произношения, воспитание выразительности детской речи» [6, 50].

«Речевая деятельность представляет собой активный, целеустремленный процесс, опосредованный языковой системой и обусловливаемый ситуацией процесс принятия и передачи сообщений» (И.А. Зимняя) [6, 34-42].

Психологическая природа речи раскрыта А.Н. Леонтьевым [7, 30] (на основе обобщения этой проблемы Л.С. Выготским [8, 41]):

- речь занимает центральное место в процессе психического развития, развитие речи внутренне связано с развитием мышления и с развитием сознания в целом;

- речь имеет полифункциональный характер: речи присущи коммуникативная функция (слово – средство общения), индикативная (слово – средство указания на предмет) и интеллектуальная, сигнификативная функция (слово – носитель обобщения, понятия); все эти функции внутренне связаны друг с другом;

- речь является полиморфной деятельностью, выступая то, как громкая коммуникативная, то, как громкая, но не несущая прямой коммуникативной функции, то, как речь внутренняя. Эти формы могут переходить одна в другую;

- в речи следует различать ее физическую внешнюю сторону, ее форму, ее семическую (семантическую, смысловую) сторону;

- слово имеет предметную отнесенность и значение, т. е. является носителем обобщения;

- процесс развития речи не есть процесс количественных изменений, выражающийся в увеличении словаря и ассоциативных связей слова, но процесс качественных изменений, скачков, т. е. это процесс действительного развития, который, будучи внутренне связан с развитием мышления и сознания, охватывает все перечисленные функции, стороны и связи слова [7, 69-70].

Эти характеристики речи указывают на необходимость большего внимания педагогов к содержательной, понятийной стороне языковых явлений, к языку как средству выражения, формирования и существования мысли, к целостному развитию всех функций и форм речи. Детей следует обучать речевой деятельности, т. е. учить правильно выполнять отдельные акты, речевые действия и операции. В результате правильного выполнения речевых операций формируются автоматизированные речевые навыки (произносительные, лексические, грамматические). Но для речевой деятельности этого недостаточно. У детей следует формировать не только речевые навыки, но и коммуникативно-речевые умения [6, 15].

По тому, как ребенок строит свои высказывания, можно судить об уровне его речевого развития. Умение связно, последовательно, точно и образно излагать свои мысли (или литературный текст) оказывает влияние и на эстетическое развитие: при пересказах, при составлении своих рассказов ребенок старается использовать образные слова и выражения, усвоенные из художественных произведений. Умение интересно рассказывать и заинтересовать слушателей (детей и взрослых) своим изложением помогает детям стать общительнее, преодолеть застенчивость, развивает уверенность в своих силах. Формирование у детей правильности речи необходимо рассматривать как существенное звено воспитания культуры речи в ее широком понимании. Все последующие развитие речевой культуры будет опираться на тот фундамент, который закладывается в начальной школе [9].

Долгое время при характеристике цели речевого развития особенно подчеркивалось такое требование к речи ребенка, как ее правильность. Ставилась задача «научить детей чисто и правильно говорить на родном языке, т. е. свободно пользоваться правильным русским языком в общении друг с другом и взрослыми в различной деятельности, свойственной дошкольному возрасту». Правильная речь рассматривалась как: а) правильное произношение звуков и слов; б) правильное по смыслу употребление слов; в) умение правильно изменять слова согласно грамматике русского языка [10, 19-20].

Грамотная речь считается необходимой, но низшей ступенью, а коммуникативно-целесообразная речь – высшей ступенью овладения литературным языком. Первая характеризуется тем, что говорящий употребляет языковые единицы в соответствии с нормами языка, например без носков (а не без носок), надеть пальто (а не одеть) и др. Но правильная речь может быть бедной, с ограниченным словарем, с однообразными синтаксическими конструкциями. Вторая характеризуется как оптимальное использование языка в конкретных условиях общения. Здесь имеется в виду выбор наиболее подходящих и разнообразных способов выражения определенного смысла. Эту вторую, высшую ступень школьные методисты применительно к школьной практике речевого развития назвали хорошей речью [11]. Представим компоненты формирования грамотной речи младших школьников в таблице 1.


Таблица 1. - Компоненты формирования грамотной речи младших школьников


Компоненты формирования грамотной речи

Содержание

нормы произношения

соблюдение в речи действующих норм языка

нормы ударения

формирование речевого самоконтроля

нормы морфологии

анализ речевых соединений по их морфологическим элементам

нормы синтаксиса

знание норм литературного языка

нормы лексики

коммуникативно-речевые умения

нормы стилистики


умение связно, последовательно, точно и образно излагать свои мысли

нормы словообразования

использование образных слов и выражений


Признаками хорошей речи являются лексическое богатство, точность, выразительность. Такой подход в определенной мере можно использовать и по отношению к младшему школьному возрасту, более того, он обнаруживается при анализе современных программ начальной школы, методической литературы по проблемам речевого развития детей. Развитие речи рассматривается как формирование навыков и умений точной, выразительной речи, свободного и уместного использования языковых единиц, соблюдения правил речевого этикета. Младшие школьники могут овладеть не только правильной, но и хорошей речью. Следовательно, в современной методике цель речевого развития детей младшего школьного возраста – формирование не только правильной, но и хорошей устной речи, безусловно, с учетом их возрастных особенностей и возможностей.

Таким образом, современная система формирования грамотной речи не отвечает требованиям подготовки ребенка к обучению в средней школе, недостаточна преемственность начального и среднего образования в вопросах развития культуры устной речи и формирования ее правильности. В связи с этим необходимо выявить условия формирования грамотной речи у младших школьников.


Список литературы

  1. Винокур О. Культура языка - 4 изд. – М.: Гардарики, 2020. – 456 с.

  2. Головин Б.Н. Основы культуры речи. - М.: Эксмо, 2020. – 320 с.

  3. Слобин Д. Язык, речь и мышление. Учебное пособие. - М.: Владос, 2021. – 190 с.

  4. Богуш А.М. Речевая подготовка детей к школе. – Киев: Речь, 2019. - 176 с.

  5. Политова Н.И. Развитие речи учащихся начальных классов на уроках русского языка: Пособ. для учителя. - М.: Просвещение, 2019. - 191 с.

  6. Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. – М.: МОДЭК, МПСИ, 2021. – 432 с.

  7. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Вильяме, 2021. — 352 с.

  8. Выготский Л.С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский – М.: Эскмо, 2022. – 512 с.

  9. Мамушин В.Е. Психолого-методические основы развития связной речи учащихся. - Иваново: Иванов, ун-т, 2021. - 139 с.

  10. Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2019. - 176 с.

  11. Касен А.О., Кондубаева М.Р. Механизм формирования языковой компетенции у студентов-экологов // Алтынсаринские чтения. Развитие национальной системы образования в условиях глобализации: материалы Международной научно-практической конференции. - Алматы, 2021. – С.23-29.


© 2025, 91 0