ДИСТАНЦИОННОЕ ЗАНЯТИЕ № 2
ТЕСТ
по теме: «Текст и его основные характеристики»
Выполнил: слушатель курса повышения квалификации «Комплексный анализ текста как средство в системе подготовки обучающихся к написанию сочинения»
(Живоглядова Ольга Николаевна)
1. Первичное значение латинского по происхождению термина «текст»:
а) ткань, сотканное;
б) речевое высказывание;
в) художественное произведение;
г) любой завершенный по смыслу контекст.
2. Образность художественной речи связана (допускается несколько ответов):
а) с историческим направлением в литературе;
б) с жанровым своеобразием текста;
в) с представлением действительности как реальной / или ирреальной;
г) с отбором языковых средств.
3. Признаками текста (любого) исследователи называют (допускается несколько ответов):
а) целостность;
б) связность;
в) завершенность;
г) смысловую организацию;
д) образность;
е) достоверность.
4. Основными функциями художественного текста являются (допускается несколько ответов):
а) информативная;
б) гносеологическая;
в) эстетическая;
г) эмоциональная.
5. Определите стихотворный размер:
Когда по синеве морей
Зефир скользит и тихо веет
В ветрила гордых кораблей
И челны на волнах лелеет…
(А.С. Пушкин «Земля и море»)
а) хорей;
б) хорей с пиррихием;
в) ямб с пиррихием;
г) дактиль.
6. Какая часть поэтического текста называется строфой (допускается несколько ответов):
а) четверостишие;
б) стих;
в) терцина;
г) двустишье.
7. Для устной речи характерны (допускается несколько ответов):
а) продуманность;
б) опосредованность;
в) спонтанность;
г) эмоциональность.
8. В каком стиле может быть употреблено слово «взбалмошный»?
а) в разговорном;
б) в художественном;
в) в деловом;
г) в публицистическом.
9.В тексте какого стиля допустимо употребление элементов всех функциональных стилей и нелитературных вариантов языка?
а) в художественном;
б) в деловом;
в) в научном;
г) в публицистическом.
10.Основной функцией какого стиля является воздействие?
а) разговорного;
б) художественного;
в) научного;
г) публицистического.
11.В научном стиле считается недопустимым:
а) употребление терминологии;
б) нарушение логики изложения;
в) наличие эмоционально окрашенных синонимов;
г) употребление сложных предложений.
12. Типами речи являются (допускается несколько ответов):
а) повествование;
б) пересказ;
в) письмо;
г) рассуждение.
13. К какому типу речи относится данный отрывок
«Сестра была блондинка, светлая блондинка, совсем не в мать и не в отца волосами; но глаза, овал лица были почти как у матери. Нос очень прямой, небольшой и правильный; впрочем и еще особенность – мелкие веснушки на лице... Версиловского было очень немного, разве тонкость стана, немалый рост и что-то такое прелестное в походке» (Ф.Достоевский)?
а) рассуждение;
б) повествование;
в) описание;
г) доказательство.
14. Укажите фигуру речи, которой соответствует определение: Это – такое предложение, в котором содержание высказывания реализуется не в одной, а в двух или нескольких интонационно-смысловых единицах, следующих одна за другой после разделительной паузы:
а) инверсия;
б) литота:
в) градация;
г) парцелляция;
д) климакс (градация).
15. Укажите троп, которому соответствует определение: Это – переименование предмета на основе сходства между предметом и материалом, из которого он изготовлен:
а) метонимия;
б) метафора;
в) синекдоха;
г) эпитет;
д) олицетворение (персонификация).
16. Укажите источник экспрессии заголовка «Обещанного Врубеля три года ждут»:
а) олицетворение;
б) парономазия;
в) каламбур;
г) метонимия;
д) оксюморон.
17. Укажите причины, заставляющие пишущего пользоваться абзацным членением:
а) новизна информации, новая микротема;
б) важность информации в рамках данного текста;
в) эмоциональное выделение детали;
г) все вышеперечисленное.
18. Укажите тип тема-рематической последовательности:
Взошло солнце. Сады начали разгораться, сбрасывая рассветную дымку. Живой свет пробежал, как ветер, наискось по лицу женщины… (К.Г. Паустовский)
а) цепная;
б) параллельная;
в) сквозная тема.
19. Информативность текста – это… (допускается несколько ответов):
а) то же, что и информационная насыщенность текста;
б) общее количество информации, содержащейся в тексте;
в) совокупность всей прагматической информации, содержащейся в тексте;
г) совокупность всей фактуальной информации, содержащейся в тексте;
д) степень содержательной новизны текста для адресата.
20. Какие параметры включает образный анализ художественного текста (допускается несколько ответов):
а) изучение основных направлений развития читательских способностей;
б) изучение воздействия текста на читателя (способов формирования эстетического наслаждения);
в) изучение методов формирования правильной оценки идейного содержания и художественных достоинств текста;
г) изучение возможностей создания иллюзии непосредственного восприятия действительности, изображённой автором;
д) изучение организации обсуждения художественного текста;
е) учёт элементов текста по их роли, функции в художественной целостности произведения.