Учитель | Шныренкова Татьяна Вячеславовна |
Предмет, класс | Астрономия, 10 класс |
Тема урока | Изменение вида звездного неба в течение года. |
Цель урока | Познакомится с экваториальной системой координат, видимым годичным движениям Солнца и видам звездного неба (изменением в течение года), научится работать по ПКЗН. |
Задачи урока | обучающие | развивающие | воспитательные |
: ввести понятия годичного(видимого) движение светил: Солнца, Луны, звезд, планет и видов звездного неба; эклиптика; зодиакальные созвездия; точки равноденствия и солнцестояния. Причина "запаздывания" кульминаций. Продолжить формирование умения работать с ПКЗН- отыскание на карте эклиптики, зодиакальных созвездий, звезд по их координатам.
| : используя проблемные ситуации, подвести учащихся к самостоятельному выводу, что вид звездного неба не остается одинаковым в течении года; актуализируя имеющиеся у учащихся знания работы с географическими картами, сформировать умения и навыки работы с ПКЗН (нахождение координат). | : содействовать формированию навыка выявления причинно-следственных связей; только тщательный анализ наблюдаемых явлений дает возможность проникнуть в сущность казалось бы очевидных явлений |
Тип урока | Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков |
Основные термины и понятия | Годичное движение светил, эклиптика, зодиакальные созвездия, точки равноденствия и солнцестояния. |
Межпредметные связи | Суточное и годовое движение Земли. Луна – спутник Земли (природоведение, 3-5 кл). Природно-климатические закономерности (география, 6 кл). Движение по окружности: период и частота (физика, 9 кл) |
Оборудование | : ПКЗН, небесная сфера. Географическая и звездная карта. Модель горизонтальных и экваториальных координат, фото видов звездного неба в разное время года. CD- "Red Shift 5.1" (путь Солнца, Смена времен года). Видеофильм "Астрономия" (ч.1, фр. 1 "Звездные ориентиры"). |
Этап урока | Цель | Время в мин. | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты |
Познавательные | Регулятивные | Коммуникативно-личностные |
Организационный | Настроить на работу на уроке | 1 | Приветствует учащихся, настраивает на работу. | Здороваются с учителем, организуют рабочее место. | | | Умение настроиться на работу на уроке. |
Постановка цели и темы урока | Обеспечить эмоциональное переживание и осознание учащимся неполноты имеющихся знаний; Вызвать познавательный интерес к проблеме, организовать самостоятельное формулирование проблемы и постановку цели. | 3 | | | видеть проблему, осознавать возникшие трудности | определять цели учебной деятельности | участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением и высказывать свое собственное; Личностные УУД: осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию. |
Актуализация знаний | Выявить имеющихся знаний по теме; Организовать совместное с учителем планирование и выбор метода получения информации | 6 | Предлагает различные формы работы1. У доски: 1. Небесная сфера и горизонтальная система координат. 2. Движение светила в течение суток и кульминация. 3. Перевод часовой меры в градусную и обратно. 2. 3 человека по карточкам: К-1 1. В какой стороне неба находится светило, имеющее горизонтальные координаты: h=28°, А=180°. Каково его зенитное расстояние? (север, z=90°-28°=62°) 2. Назовите три созвездия, видимые сегодня в течение суток. К-2 1. В какой стороне неба находится звезда, если ее координаты горизонтальные: h=340, А=900. Каково ее зенитное расстояние? (запад, z=90°-34°=56°) 2. Назовите три яркие звезды, видимые у нас в течение суток. К-3 1. В какой стороне неба находится звезда, если ее координаты горизонтальные: h=530, А=270о. Каково ее зенитное расстояние? (восток, z=90°-53°=37°) 2. Сегодня звезда в верхней кульминации в 21ч34м. Когда ее следующее нижняя, верхняя кульминация? (через 12 и 24 часа, точнее через 11ч58м и 23ч56м) 3. Остальные (самостоятельно, пока отвечают у доски) переводят углы в градусную меру и часовую меру. : | Отвечают на вопросы, заполняют карточки, Таблицу перевода в градусную и часовую меру угла. | выдвигать гипотезы, выделять материал, который будет использован в исследовании; | Выявить имеющихся знаний по теме; Организовать совместное с учителем планирование и выбор метода получения информации | умение слушать имеющиеся знания учащихся; |
Изучение нового материала | Организовать поиск решения проблемы | 20 | Организовывает просмотр видеофильма «Астрономия» (ч.1, фр. 1 «Звездные ориентиры»). Основываясь на просмотренный фильм, вводит понятия экваториальной системы координат, небесного экватора, экваториальных координат, зодиакальных созвездий | Смотрят фильм, отвечают на вопросы по фильму, продолжают фразц «Хочу узнать…», делают записи в тетради. Работают с картой звездного неба. | ориентируются и воспринимают тексты научного стиля, устанавливать причинно-следственные связи; | предвосхищать результат и уровень усвоения; | устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
Закрепление нового материала | Обеспечить применение полученных знаний для объяснения новых фактов | 8 | 1. Работа по ПКЗН (по ходу изложения нового материала) а) нахождение небесного экватора, эклиптики, экваториальных координат, точек равноденствия и солнцестояния. б)определение координат звезд: в) нахождение звезд по координатам: (α=14,2ч, δ=20о) - Арктур г) найти, где находится Солнце сегодня, в каких созвездиях осенью. (сейчас четвертая неделя сентября - в Деве, начало сентября - во Льве, в ноябре пройдет Весы и Скорпион) 2. Дополнительно: а) Звезда кульминирует в 14ч15м. Когда ее следующая нижняя, верхняя кульминация? (через 11ч58м и 23ч56м, то есть в 2ч13м и 14ч11м). б) ИСЗ пролетел по небу из начальной точки с координатами (α=18ч15м, δ=36о) в точку с координатами (α=22ч45м, δ=36о). Через какие созвездия пролетел ИСЗ. | Работают по ПКЗН, выполняя практическое задание | закрепить общеучебные и логические умения и навыки. Постановка и решение проблем; | уметь планировать, прогнозировать, контролировать, корректировать, оценивать полученные знания; | уметь сформулировать вопрос; |
Рефлексия Домашнее задание | Обеспечить осмысление процесса и результаты деятельности. | 2 | 1.Предлагает перечислить понятия, которые учащиеся узнали на уроке, новую деятельность, которая была освоена. 2.Благодарит за работу .Подводит итог . 3.. Записывает домашнее задание § 4, вопросы задание для самоконтроля (стр. 22), стр. 30 (пп. 10-12). | Продолжают фразу: «На уроке я узнал…, научился…». Записывают домашнее задание | | Саморегуляция. Оценка степени достижения цели | осознавать личностную значимость владения методами научного познания |
| | | | | | | |