Основная тема: «Среда обитания живых организмов» |
Предмет | Биология | Класс | 5 класс |
Цели: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации о средах обитания животных: наземно-воздушной, водной и почвенной, о приспособленности организмов к среде обитания; создать условия для применения знаний и умений о средах обитания животных в знакомой и новых учебных ситуациях. |
|
Задачи: |
• познакомить учащихся со средами обитания животных; • научить решению простых экологических задач, развивать умения анализировать, высказывать свои мысли, обосновывая их; • создать условия для развития монологической речи; • продолжить обучение работе в режиме диалога и полилога. |
Планируемые образовательные результаты |
Предметные: | Метапредметные УУД. Познавательные: уметь читать биологический текст и отвечать на вопросы к тексту, уметь логически рассуждать и анализировать видеофильм, преобразовывать информацию из одной формы в другую, структурировать материал. Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе парной работы, добывать недостающую информацию с помощью вопросов ( познавательная инициативность). Регулятивные: владение контроля и оценки своей деятельности. | Личностные УУД. Наличие мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, направленной на изучение природы |
Решаемые учебные проблемы | Каковы основные среды обитания живых организмов? Каковы особенности строения живых организмов, сформированные средой их обитания? |
Основные понятия, изучаемые на уроке | Среда обитания, наземно-воздушная среда, почвенная среда, водная среда. |
Вид используемых на уроков ИКТ | Работа с интерактивной доской, электронным приложением. Презентация учителя. |
Тип урока | Урок комбинированный |
Технологии | Здоровье сбережения, проблемного обучения, развивающего обучения, поискового обучения |
Образовательные интернет-ресурсы | drofa.ru school-collection.edu.ru |
Оборудование | Учебники, Интерактивная доска, электронное приложение, презентация учителя, карточки с текстами и программированным заданием. |
Организационная структура урока |
1. Этап. Мотивация к учебной деятельности. |
Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности. С этой целью организуется его мотивирование к учебной деятельности на уроке. Основные задачи учителя: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2. Этап. Актуализация знаний. |
Основные задачи учителя: повторение, ранее изученного учебного материала, актуализация имеющихся знаний о животных формирования умений работать с тестами(ПРИЛОЖЕНИЕ№1), умение проводить взаимопроверку; научить детей оформлять оценочные листы (ПРИЛОЖЕНИЕ №3) |
Деятельность учителя: Раздает тесты Организует взаимопроверку Выставляет оценки. | Деятельность учащихся: Решают тест Проводят взаимопроверку Оценивают работы в парах. |
3. Этап. Определение темы урока. Целеполагание. |
Формулирование темы урока. Постановка практических частных познавательных задач. Учитель должен: формировать рефлексивных умений, определять границу между знанием и незнанием. |
Учитель предоставляет вниманию учащихся СЛАЙД презентации , на котором изображен бобр на фоне различных сред жизни. Какова тема урока? Какие цели будем решать? Нам необходимо узнать какие среды обитания организмов выделяют ученые; выяснить условия существования в этих средах; варианты приспособлений организмов к обитанию в этих условиях. | Учащиеся пытаются сформулировать тему урока. |
4. Этап. Планирование деятельности. |
Задачи учителя: определение содержания и последовательность действия для решения поставленной задачи. Учащиеся в коммуникативной форме обдумывают учебные действия: согласовывают тему урока; ставят пред собой учебные цели (учитель записывает тему и цели на доске) выбирают способ; строят план достижения цели; определяют средства, ресурсы. Воспитание культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников. |
5. Этап. Открытие нового знания. Учебно - познавательная деятельность. |
Развитие способности извлекать информацию из различных ресурсов. Формирование способности определять содержание для решения задачи. Овладение приемами самоконтроля. Работа в парах. Воспитание культуры делового общения, положительного отношения к мнению партнера и одноклассников. Оказывать и принимать помощь. |
Учитель: Стимуляция в исследовательской деятельности. Демонстрация видеоролика. Создание ситуации успеха. Предложение ученикам рассказывать о результатах выполнения задания, чтобы развивалась речь. | Учащиеся: Извлекают информацию из видеоролика, демонстрируемого учителем. Работают с текстом учебника (смысловое чтение). Заполняют таблицу. Оценивают правильность своих выводов. Вступают в диалог (пассивно или активно). Работают в рабочих тетрадях. |
Этап: Физ. Минута. |
Учитель: Динамическая пауза: использование физических упражнений для снятия напряжения с плечевого пояса и улучшения мозгового кровообращения. Можно использовать рекомендованные упражнения: 1. И.п. – стоя или сидя, руки на поясе. 1 – правую руку вперед, левую вверх. 2 – переменить положения рук. Повторить 3 – 4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний. 2. И.П. – стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1 – 2 – свести локти вперед, голову наклонить вперед. 3 – 4 – локти назад, прогнуться. Повторить 6 – 8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный. | Учащиеся: Выполняют упражнения. |
Этап: Самостоятельное применение знаний |
Учитель | Учащиеся Отвечают на вопросы |
6. Этап: Рефлексия (итог урока) |
Формировать способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока. |
Учитель: Предлагает вспомнить тему и задачи урока. Предлагает сделать вывод, на сколько наша деятельность соответствовала теме урока. - участвуют в проведении рефлексии | Ученики: Называют тему и задачи урока. Отмечают наиболее трудные этапы урока. Высказывать оценочные суждения о работе партнера. Определяют степень совместного продвижения к цели. Отмечают успешные ответы, интересные вопросы. Закончите предложения: - Сегодня на уроке я ... - Самым полезным интересным для меня было ... - Я не умел. А теперь умею… - В течение урока я работал ... |
7. Этап: Домашнее задание. |
|
Учитель Задает задание. | Учащиеся Записывают в дневник |