Сформировать систему знаний о системах органов в организме человека через изучение выделительной системы.
Базовое рабочее место ученика образовательного учреждения начального и среднего общего образования, ограничения здоровья которого позволяют использовать стандартные инструменты клавиатурного ввода, управления и зрительного восприятия с экрана в составе:
Ход урока | Деятельность учителя | Умения и навыки |
Учебно-интеллектуальные | Учебно-информационные | Учебно-коммуникативные | Учебно-организационные |
Осуществляемые действия | Формируемые общеучебные умения и навыки | Осуществляемые действия | Формируемые общеучебные умения и навыки | Осуществляемые действия | Формируемые общеучебные умения и навыки | Осуществляемые действия | Формируемые общеучебные умения и навыки |
1) Организационно-мотивационный момент ( 2 минуты) Цель этапа: настроить учащегося на учебную деятельность; создать условия для мотивации у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс. | Начало урока: доброе утро, Павлик! Как твои дела? Как настроение? Замечательно!Для начала выбери для себя роль на сегодня, кто ты- оптимист, ворчун, хранитель? Выбрал? Замечательно! (учитель отправляет соответствующий слайд учащемуся)А теперь, пройди, пожалуйста, по ссылке к уроку и включи демонстрацию экрана. | | | Проходит по ссылке к ресурсу. | Умение пользоваться различными источниками информации. | Отвечает на вопросы учителя. Составляет диалогическое высказывание. | Умение вступать в диалог и с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | Контролирует собственную готовность к уроку, выбирает способы организации работы и ее рефлексии. | Умение организовывать свою деятельность, создание мотивации во включении в учебный процесс. |
2) Актуализация знаний и формулировка темы урока (4 минуты) Цель этапа: сформулировать и согласовать цели урока, организовать побуждающий диалог, организовать фиксацию преодоления затруднения. | Работаем с голубым блоком доски. Знаком ли тебе представленный здесь термин «Экскреция»? Учитель выслушивает точку зрения учащегося и поясняет. Экскреция-это выделение, т.е. удаление продуктов распада потребленных питательных веществ из организма, обеспечивающее постоянство внутренней среды организма. У простейших продукты распада могут выходить через сократительные вакуоли. У многоклеточных продуктов распада много, поэтому появляются органы, образующие выделительную систему. Какие органы осуществляют процесс выделения у рака и плоского червя? (слушает ответы учащегося) А у человека( обращает внимание учащегося на слайд голубого блока) процесс экскреции выполняют следующие органы-кожа, кишечник, легкие, почки. Какие из этих органов мы уже изучили? К каким системам они относятся?(слушает ответы учащегося) Сегодня мы будем говорить об органах, на которые приходится 90% всего выделения нашего организма. Это почки. Относятся они к выделительной системе. Учитель записывает в скайпе тему урока. | Отвечает на вопросы учителя. Рассматривает представленный блок на доске.
| Умение ориентироваться в своих знаниях и личном опыте. Осуществлять актуализацию полученных ранее знаний. | Вспоминает определение для представленного термина и особенности данного процесса и систем органов у разных групп организмов | Умение работать с различными источниками информации.Умение извлекать информацию из учебных схем и рисунков. | Взаимодействует с учителем во время опроса, осуществляемого в устной форме. | Активизация соответствующих мыслительных операций (анализ, обобщение, классификация) и познавательных процессов (внимание, память ) | Контролирует правильность своего ответа и правильность выполнения заданий. | Выссказывать мнение по существу задания. Уметь контролировать процесс своих действий. |
3)Первичное усвоение новых знаний (10 минут) Цель этапа: организовать диалог по изучаемому материалу, активизировать мыслительные операции, организовать усвоение учащимися нового материала. | Продвигаемся по доске к розовому блоку. Итак, выделительная система человека представлена мочеобразующими и мочевыводящими органами. Мочеобразующие органы- это почки, а мочевыводящие- мочеточники, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал. Изучим общие особенности выделительной системы(стикер 1). Представлен текст «Общие особенности выделительной системы». Необходимо на месте знаков вопроса поставить данные из словаря. Читаем вслух и выполняем сразу. (После выполнения учащийся формулирует кратко общие особенности органов выделительной системы)
| Слушает учителя, при необходимости вступает в диалог. | Совместная работа с учителем и опорным материалом, формулирует ответ, используя уже приобретенные знания. | Самостоятельно формирует маршрут передвижения по стикерам. | Применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; поиск и выделение необходимой информации; свободная ориентация в информации, определение основной и второстепенной информации. | Слушает учителя, при необходимости вступает в диалог. | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; умение слушать и вступать в диалог. | Работает с материалами на стикерах. | Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению. |
4) Физкультминутка (3-4 минуты) Цель этапа: снять эмоциональное напряжение, повысить работоспособность на следующих этапах урока. | А сейчас давай свернем доску, усядемся по-удобнее (учитель подключает музыкальное сопровождение «Музыка для релаксации ») и закроем глаза. Сделаем глубокий вдох через нос и выдох через рот с негромким и протяжным звуком а-а-а-а. Учитель комментирует свои действия: «Неспешное и глубокое дыхание поможет нам расслабиться и обогатит клеточки кислородом.» Не открывая глаз, сделаем медленные наклоны головы вперед, назад, влево, вправо. Сделаем глубокий вдох через нос и выдох через рот с негромким и протяжным звуком а-а-а-а. Откроем глаза и улыбнемся друг другу. | | | Слушает учителя. | | Отвечает на вопросы, выссказывает своё мнение. | Умение слушать и вступать в диалог. | Выполняет упражнения вместе с учителем | Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии. |
5) Первичное усвоение новых знаний (10 минут) Цель этапа: организовать диалог по изучаемому материалу, активизировать мыслительные операции, организовать усвоение учащимися нового материала. | Итак, продолжаем работать с розовым блоком. Почки- органы мочеобразования, на срезе почки выделяют 2 слоя: корковый и мозговой. Структурной и функциональной единицей почки является нефрон. В каждой почке находится примерно один миллион нефронов. Рассмотрим особенности строения нефрона (стикер 2 ссылка а), а также его работу (стикер 2 ссылка б). Рассматривая особенности работы нефрона, обрати внимания, что процесс фильтрации происходит двукратно. Первичная фильтрация- это процесс образования первичной мочи (капсула нефрона), а при вторичной фильтрации формируется вторичная моча, которая выводится из организма. | Рассматривает особенности строения нефрона по интерактивному рисунку, называет его части, рассматривает особенности работы нефрона | Умение работать по образцу и применять полученные знания на практике. | Переходит по ссылкам для работы с опорным материалом , находит нужный фрагмент на электронном ресурсе; самостоятельно формирует маршрут передвижения по стикерам. | Применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; поиск и выделение необходимой информации; свободная ориентация в информации. | Участвует в обсуждении с учителем, работает в сотрудничестве с учителем над решением задачи. | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; построение продуктивного сотрудничества на уроке; умение слушать и вступать в диалог. | Работает на электронной доске с задачей по алгоритму. | Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению. |
6) Первичное закрепление (8-9 минут) Цель этапа: тренировать способность к самоконтролю и самооценке; тренировать способность применять новый алгоритм действий. | В чём заключается значение для организма человека двойной фильтрации- через капсулу и каналец нефрона? (стикер 3) Переходим к работе с зеленым блоком. Регуляция работы почек происходит двумя путями. Дополни, пожалуйста, схему. (Учитель слушает учащегося, при необходимости корректирует и задаёт наводящие вопросы) | Формулирует значение двойной почечной фильтрации для организма человека, вспоминает процессы регуляции, дополняет схему для почек | Использование полученных знаний на практике в нестандартных ситуациях. | Самостоятельно перемещается к следующему блоку в соответствии с этапом деятельности, постановка учебной задачи. | Умение ставить перед собой учебную задачу; определение основной и второстепенной информации. Выделение необходимой информации. | Читает стихотворение вслух, ведёт обсуждение с учителем. | Выстраивает учебное сотрудничество с учителем; умение вступать в диалог; поиск и оценка альтернативных способов решения учебной задачи. | Ставит учебные задачи для дальнейших действий. | Выстраивание последовательности работы с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий. |
7) Подведение итогов урока (3 минуты) Цель этапа: организовать фиксацию изученного на уроке; организовать фиксацию степени соответствия результатов деятельности на уроке. | Переходим по доске к фиолетовому блоку. Стикер 1. Ответь на представленный вопрос и сформулируй функции выделительной системы. Итак, сегодня мы познакомились со строением и значением выделительной системы для организма человека. Произведи экспертную оценку своей деятельности по соответствующему слайду..(оптимист, ворчун, хранитель).Какую отметку можно поставить тебе сегодня за урок? И почему? | Отвечает на вопросы фиолетового блока, формулирует функции выделительной системы | Обобщение и запоминание нового материала. | Обобщает результаты своей деятельности на уроке. | Контроль и оценка результатов деятельности. Осуществление сравнения, обобщения и классификации. | Участвует в обсуждении урока; выражает собственное мнение о работе и полученном результате. | Умение владеть диалогической и монологической формами речи. | Анализ правильности своих действий и уровень усвоения. | Прогнозирование результата и уровня усвоения. Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить. |
8) Домашнее задание (3-4 минуты) | Домашнее задание: 1) по учебнику прочитать § 39-40 2) занести в биологический словарь значение новых терминов- экскреция, диурез, реабсорбция. 3) по желанию выполнить памятку "Профилактика заболеваний выделительной системы" (формат ррt) Домашнее задание понятно? Есть ли вопросы? Я прощаюсь с тобой до следующего урока! Всего доброго! | | | Записывает домашнее задание, слушает учителя. | Извлечение необходимой информации из предложенной на уроке; построение логической цепи рассуждений. | Извлечение необходимой информации, построение логической цепи рассуждений | Продуктивное сотрудничество с учителем, владение диалогической и монологической формами речи. | Самостоятельно выбирает источники информации для выполнения задания | Прогнозирование результата и уровня усвоения, саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии |