Предмет | Информатика и ИКТ | Класс | 7 |
Тема урока | Информация и ее свойства |
Педагогическая цель урока | Образовательная (дидактическая) – изучение нового материала. Содержательная – расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов. |
Задачи урока | 1) обобщение представлений учащихся о сигналах различной природы; формирование на этой основе представления об информации; 2) рассмотрение подходов к классификации информации; 3) рассмотрение свойств информации (актуальность, достоверность, полнота и пр.) и формирование на этой основе навыков оценивания информации с позиции её свойств; 4) формирование навыков определения информативности некоторого сообщения, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию. |
Тип урока | «Освоение новых знаний» |
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ |
Предметные Сформировать понятие об информации, сигнале, непрерывном и дискретном сигнале, виды и свойствах информации. Ученик научится: Определять понятия: информация; сигнал; виды информации; свойства информации, Ученик получит возможность научиться: Приводить свои примеры дискретной и непрерывной информации; Определять свойства различных видов информации. | Метапредметные Коммуникативные: Слушать и обсуждать различные точки зрения, сравнивать точки зрения, выражать свои мысли; Регулятивные: Самостоятельно ставить познавательную цель учебной деятельности; Познавательные: Различать и описывать способы передачи информации для человека и технического устройства; различать, характеризовать информацию различных видов, связанную со способом восприятия человеком; приводить примеры информации различных видов; анализировать свойства информации. | Личностные Реализовывать творческий подход в коллективной учебной деятельности по изучению нового. |
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УРОКА |
Информационные ресурсы (в том числе ЦОР и Интернет) | Учебная литература | Методические ресурсы | Оборудование |
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/99dea9d5-31d4-4e4c-9a4f-9024898c7a48/%5BINF_018%5D_%5BAM_01%5D.swf http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/8238b47b-de57-410f-936d-b48d7dbbf592/%5BINF_014%5D_%5BAM_01%5D.swf http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7ad292ce-c56a-4f5a-9977-bc038c9075cd/%5BINF_016%5D_%5BAM_01%5D.swf http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/715b2861-5e83-4a1d-895e-db9e5961d66f/%5BINF_019%5D_%5BAM_01%5D.swf http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7d99454b-b19b-4a0d-8b4c-e17494f010a5/%5BINF_017%5D_%5BAM_01%5D.swf http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0e83b093-2684-4915-aeea-82432713bce5/%5BINF_007%5D_%5BAM_02%5D.swf | Учебник Информатика. Босова Л.Л., Босова А.Ю. 7 класс; Рабочая тетрадь. Информатика. Босова Л.Л., Босова А.Ю. 7 класс; | 1) Рабочая программа по информатике и ИКТ для 7 класса; 2) Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 7–9 классы: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. 3) Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 7 класс» 4) Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (metodist.lbz.ru/) | 1) персональный компьютер (ПК) учителя; 2) мультимедийный проектор; 3) интерактивная доска+ шторка; 4) ПК учащихся; 5) доступ к сети Интернет; 6) реквизит на инсценировку (сотовый телефон, конфеты) |
Основные понятия | Информация, сигнал, дискретный и непрерывный сигнал, виды и свойства информации. |
Форма проведения урока | Проблемный с элементами исследования и инсценировки |
Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Деятельность учеников | Планируемые результаты |
Предметные | УУД |
I. ЭТАП МОТИВАЦИИ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ЭЛЕМЕНТАМИ ФИКСИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАТРУДНЕНИЯ |
Приветствие обучающихся, (организация инсценировки Приложение 1). | Просмотреть инсценировку, определить общее, подвести итог увиденного. | Участие в инсценировке (Звонок другу, Конфетка, Освежитель, За окном, Приложение_1). Просмотр инсценировки, работа в группах. | Сформировать понятие об информации | Личностные: Реализовывать творческий подход в коллективной учебной деятельности по изучению нового. Регулятивные: искать и фиксировать необходимую информацию. |
ЭТАП ВЫЯВЛЕНИЯ МЕСТА И ПРИЧИНЫ ЗАТРУДНЕНИЯ И ВОЗМОЖНОГО ЕГО РЕШЕНИЯ |
Задает вопросы, направляя учеников на определение проблемы и план выхода из затруднения. | Можно ли назвать всю сюжетную линию одним понятием? Если да, то придумайте свое понятие. Почему мы не пришли к единому понятию? Что нам помешало в этом? Как решить данную проблему? | Работа в группе (обсуждение, формулировка ответов по плану вопросов, озвучивание понятий группами). Заполняют дорожную карту «свое понятие» (Приложение 2). Постановка целей решения проблемы и план. | Сформировать понятие об информации | Личностные: осуществлять совместную информационную деятельность. Коммуникативные: определять цели и функции участников, слушать и обсуждать различные точки зрения. |
ЭТАП РЕАЛИЗАЦИИ ПОСТРОЕННОГО ПРОЕКТА С ЭЛЕМЕНТОМ ФИКСИРОВАНИЯ ЗАТРУДНЕНИЯ (СИГНАЛ И ВИДЫ СИГНАЛА) |
Озвучивает задание. Задает вопросы. | Прочитать §1 (1.1.1) стр.7. Заполнить дорожную карту «Общее понятие», «Где существует», «Из чего состоит» Приложение 2. | Индивидуальное чтение учебника, обсуждение в группе, заполнение дорожной карты. Озвучивание ответов групп. | Сформировать понятие о сигнале: непрерывном и дискретном. | Коммуникативные: выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: искать и фиксировать необходимую информацию. |
Дает задание | Изобразить графически на бумаге звук (музыка) и сигнал светофора. | Групповое выполнение задания. Показ работ. Обсуждение и формулировка вывода. Заполнение дорожной карты «Виды сигналов», «Примеры сигналов» | Познавательные: использовать графические средства для решения познавательных задач. |
ФИЗМИНУТКА (http://videouroki.net/look/superfizmin/start/index.php?from=righttd) |
II. ЭТАП С ЭЛЕМЕНТАМИ ФИКСИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАТРУДНЕНИЯ И САМОПРОВЕРКИ ПО ЭТАЛОНУ |
Задает вопросы | Что происходило в начале урока? Как связать полученные вами ощущения в начале урока с понятием информация? С помощью каких органов чувств вы получали эти ощущения? Заполните дорожную карту «Виды информации». Просмотрите видеоролик и выполните самопроверку (все ли виды информации и каналы связи вы указали в карте). | Анализируют свои ощущения и делают выводы о видах полученной ими информации с помощью органов чувств. Отвечают на вопросы, заполняя дорожную карту в группах «Вид информации», «Каналы получения». | Сформировать понятие о видах информации: аудиальной, визуальной, тактильной, вкусовой, обонятельной. | Познавательные: извлекать информацию, ориентироваться в своей системе знаний Регулятивные: определяют цель учебной деятельности с помощью учителя, самостоятельно находят возможность ее осуществления. |
На основании сюжетов: Звонок другу, Конфетка, Освежитель, За окном и, используя текст учебника на стр.9-10 п.1.1.9, опишите одним словом состояние или характер (свойства) информации по каждому сюжету. Заполните дорожную карту «Свойства», «Все свойства». Обоснуйте свой ответ. | Обсуждение в группах, заполнение дорожной карты. Озвучивание ответов группы. | Коммуникативные: слушать других, принимать иную точку зрения, уметь изменить свое собственное мнение. |
Демонстрирует видеоролики 1–6 | Просмотреть видеоролики (свойства закрыть) и определить свойства информации. | Смотрят видеоролики. Минута на обсуждение ответ по первой поднятой руке. | Свойства информации: понятность, полнота, актуальность, достоверность, Объективность. |
ЭТАП ПЕРВИЧНОГО ЗАКРЕПЛЕНИЯ С ПРОГОВАРИВАНИЕМ ВО ВНЕШНЕЙ РЕЧИ |
Дает задание. Кратковременный показ схемы (Приложение 3) после ответов учеников. | Используя свою дорожную карту, перечислить виды информации, виды сигналов, свойства информации. | Отвечают на поставленные вопросы по первой поднятой руке. | Формирование понятий об информации сигнале: непрерывном и дискретном, видах и свойствах информации. | Познавательные: характеризовать информацию различных видов, связанную со способом восприятия человеком; приводить примеры информации различных видов; анализировать свойства информации. Коммуникативные: слушать других. Личностные: сохранять мотивацию к учебной деятельности. |
ЭТАП САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С САМОПРОВЕРКОЙ ПО ЭТАЛОНУ |
Дает задание. | Заполнить схему Приложение 3 , и «Оцени себя» в Дорожной карте. | Заполняют схему. Сдают на проверку учителю. | Формирование понятий об информации сигнале: непрерывном и дискретном, видах и свойствах информации | Личностные: объективно оценивать свою работу. |
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ |
Дает задание. | § 1, вопросы в учебнике № 9 По желанию: просмотреть ЦОР 1–6 (Приложение 4) и написать эссе. |