СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока информатики "Информация и ее свойства"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока с пошаговой разработкой, сприложениями и ссылкой на ЭОР.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока информатики "Информация и ее свойства"»

Универсальная технологическая карта урока

Предмет

Информатика и ИКТ

Класс

7

Тема урока

Информация и ее свойства

Педагогическая цель урока

Образовательная (дидактическая) – изучение нового материала.

Содержательная – расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

Задачи урока



1) обобщение представлений учащихся о сигналах различной природы; формирование на этой основе представления об информации;

2) рассмотрение подходов к классификации информации;

3) рассмотрение свойств информации (актуальность, достоверность, полнота и пр.) и формирование на этой основе навыков оценивания информации с позиции её свойств;

4) формирование навыков определения информативности некоторого сообщения, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию.

Тип урока

«Освоение новых знаний»

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные

Сформировать понятие об информации, сигнале, непрерывном и дискретном сигнале, виды и свойствах информации.

Ученик научится: Определять понятия: информация; сигнал; виды информации; свойства информации,

Ученик получит возможность научиться: Приводить свои примеры дискретной и непрерывной информации;

Определять свойства различных видов информации.

Метапредметные

Коммуникативные: Слушать и обсуждать различные точки зрения, сравнивать точки зрения, выражать свои мысли;

Регулятивные: Самостоятельно ставить познавательную цель учебной деятельности;

Познавательные: Различать и описывать способы передачи информации для человека и технического устройства; различать, характеризовать информацию различных видов, связанную со способом восприятия человеком; приводить примеры информации различных видов; анализировать свойства информации.

Личностные

Реализовывать творческий подход в коллективной учебной деятельности по изучению нового.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УРОКА

Информационные ресурсы (в том числе ЦОР и Интернет)

Учебная литература

Методические ресурсы

Оборудование

  1. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/99dea9d5-31d4-4e4c-9a4f-9024898c7a48/%5BINF_018%5D_%5BAM_01%5D.swf

  2. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/8238b47b-de57-410f-936d-b48d7dbbf592/%5BINF_014%5D_%5BAM_01%5D.swf

  3. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7ad292ce-c56a-4f5a-9977-bc038c9075cd/%5BINF_016%5D_%5BAM_01%5D.swf

  4. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/715b2861-5e83-4a1d-895e-db9e5961d66f/%5BINF_019%5D_%5BAM_01%5D.swf

  5. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7d99454b-b19b-4a0d-8b4c-e17494f010a5/%5BINF_017%5D_%5BAM_01%5D.swf

  6. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0e83b093-2684-4915-aeea-82432713bce5/%5BINF_007%5D_%5BAM_02%5D.swf

  1. Учебник Информатика. Босова Л.Л., Босова А.Ю. 7 класс;

  2. Рабочая тетрадь. Информатика. Босова Л.Л., Босова А.Ю. 7 класс;


1) Рабочая программа по информатике и ИКТ для 7 класса;

2) Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 7–9 классы: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

3) Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 7 класс»

4) Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (metodist.lbz.ru/)

1) персональный компьютер (ПК) учителя;

2) мультимедийный проектор;

3) интерактивная доска+ шторка;

4) ПК учащихся;

5) доступ к сети Интернет;

6) реквизит на инсценировку (сотовый телефон, конфеты)

Основные понятия

Информация, сигнал, дискретный и непрерывный сигнал, виды и свойства информации.

Форма проведения урока

Проблемный с элементами исследования и инсценировки





Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Деятельность

учеников

Планируемые результаты


Предметные

УУД

I. ЭТАП МОТИВАЦИИ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

С ЭЛЕМЕНТАМИ ФИКСИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАТРУДНЕНИЯ

Приветствие обучающихся, (организация инсценировки Приложение 1).

Просмотреть инсценировку, определить общее, подвести итог увиденного.

Участие в инсценировке (Звонок другу, Конфетка, Освежитель, За окном, Приложение_1). Просмотр инсценировки, работа в группах.

Сформировать понятие об информации

Личностные: Реализовывать творческий подход в коллективной учебной деятельности по изучению нового.

Регулятивные: искать и фиксировать необходимую информацию.

ЭТАП ВЫЯВЛЕНИЯ МЕСТА И ПРИЧИНЫ ЗАТРУДНЕНИЯ И ВОЗМОЖНОГО ЕГО РЕШЕНИЯ

Задает вопросы, направляя учеников на определение проблемы и план выхода из затруднения.

Можно ли назвать всю сюжетную линию одним понятием?

Если да, то придумайте свое понятие.

Почему мы не пришли к единому понятию? Что нам помешало в этом?

Как решить данную проблему?

Работа в группе (обсуждение, формулировка ответов по плану вопросов, озвучивание понятий группами). Заполняют дорожную карту «свое понятие» (Приложение 2). Постановка целей решения проблемы и план.

Сформировать понятие об информации

Личностные: осуществлять совместную информационную деятельность.

Коммуникативные: определять цели и функции участников, слушать и обсуждать различные точки зрения.

ЭТАП РЕАЛИЗАЦИИ ПОСТРОЕННОГО ПРОЕКТА С ЭЛЕМЕНТОМ ФИКСИРОВАНИЯ ЗАТРУДНЕНИЯ (СИГНАЛ И ВИДЫ СИГНАЛА)

Озвучивает задание.

Задает вопросы.

Прочитать §1 (1.1.1) стр.7. Заполнить дорожную карту «Общее понятие», «Где существует», «Из чего состоит» Приложение 2.

Индивидуальное чтение учебника, обсуждение в группе, заполнение дорожной карты. Озвучивание ответов групп.

Сформировать понятие о сигнале: непрерывном и дискретном.

Коммуникативные: выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные: искать и фиксировать необходимую информацию.

Дает задание

Изобразить графически на бумаге звук (музыка) и сигнал светофора.

Групповое выполнение задания. Показ работ. Обсуждение и формулировка вывода. Заполнение дорожной карты «Виды сигналов», «Примеры сигналов»

Познавательные: использовать графические средства для решения познавательных задач.

ФИЗМИНУТКА (http://videouroki.net/look/superfizmin/start/index.php?from=righttd)

II. ЭТАП С ЭЛЕМЕНТАМИ ФИКСИРОВАНИЯ

ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАТРУДНЕНИЯ И САМОПРОВЕРКИ ПО ЭТАЛОНУ

Задает вопросы

Что происходило в начале урока?

Как связать полученные вами ощущения в начале урока с понятием информация? С помощью каких органов чувств вы получали эти ощущения?

Заполните дорожную карту «Виды информации».

Просмотрите видеоролик и выполните самопроверку (все ли виды информации и каналы связи вы указали в карте).

Анализируют свои ощущения и делают выводы о видах полученной ими информации с помощью органов чувств. Отвечают на вопросы, заполняя дорожную карту в группах «Вид информации», «Каналы получения».

Сформировать понятие о видах информации: аудиальной, визуальной, тактильной, вкусовой, обонятельной.

Познавательные: извлекать информацию, ориентироваться в своей системе знаний

Регулятивные: определяют цель учебной деятельности с помощью учителя, самостоятельно находят возможность ее осуществления.

На основании сюжетов: Звонок другу, Конфетка, Освежитель, За окном и, используя текст учебника на стр.9-10 п.1.1.9, опишите одним словом состояние или характер (свойства) информации по каждому сюжету. Заполните дорожную карту «Свойства», «Все свойства». Обоснуйте свой ответ.

Обсуждение в группах, заполнение дорожной карты. Озвучивание ответов группы.

Коммуникативные: слушать других, принимать иную точку зрения, уметь изменить свое собственное мнение.

Демонстрирует видеоролики 1–6

Просмотреть видеоролики (свойства закрыть) и определить свойства информации.

Смотрят видеоролики. Минута на обсуждение ответ по первой поднятой руке.

Свойства информации: понятность, полнота, актуальность, достоверность,

Объективность.

ЭТАП ПЕРВИЧНОГО ЗАКРЕПЛЕНИЯ С ПРОГОВАРИВАНИЕМ ВО ВНЕШНЕЙ РЕЧИ

Дает задание.

Кратковременный показ схемы (Приложение 3) после ответов учеников.

Используя свою дорожную карту, перечислить виды информации, виды сигналов, свойства информации.

Отвечают на поставленные вопросы по первой поднятой руке.

Формирование понятий об информации сигнале: непрерывном и дискретном, видах и свойствах информации.

Познавательные: характеризовать информацию различных видов, связанную со способом восприятия человеком; приводить примеры информации различных видов; анализировать свойства информации.

Коммуникативные: слушать других.

Личностные: сохранять мотивацию к учебной деятельности.


ЭТАП САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С САМОПРОВЕРКОЙ ПО ЭТАЛОНУ

Дает задание.

Заполнить схему Приложение 3 , и «Оцени себя» в Дорожной карте.

Заполняют схему. Сдают на проверку учителю.

Формирование понятий об информации сигнале: непрерывном и дискретном, видах и свойствах информации

Личностные: объективно оценивать свою работу.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Дает задание.

§ 1, вопросы в учебнике № 9

По желанию: просмотреть ЦОР 1–6 (Приложение 4) и написать эссе.




Физминутка http://videouroki.net/look/superfizmin/start/index.php?from=righttd



Приложение 1

ИНСЦЕНИРОВКА:

Звонок другу: Два ученика стоят в разных местах кабинета и звонят друг другу. Один ученик приглашает другого приехать в гости, причем они проживают в разных населенных пунктах. В приглашении сказано, что один из друзей живет в г. Владивостоке, и ждет его в гости. Но второй не знает точного адреса своего друга.

Конфетка: раздать детям конфетки, что бы они их съели.

Освежитель: один из учащихся распылит освежитель в воздухе.

За окном: попросить детей посмотреть в окно и понаблюдать за происходящим на улице.

Дружеское рукопожатие: дети приветствуют друг друга рукопожатием.





Приложение 2

Сюжет

Звонок другу

Конфетка

Освежитель

За окном

Рукопожатие

Ваше понятие

?

Вид информации

Аудиальная

(звуковая)

Вкусовая

Обонятельная

Визуальная (зрительная)

Тактильная (осязательная)

Канал получения

Уши

Язык

Нос

Глаза

кожа

Свойства

Полная

Объективность

Объективность

Актуальность

Объективность

Все свойства

Полная, объективная, актуальная, достоверная, понятная

Работа с текстом

Общее понятие

Информация – это содержание сигналов (сообщения), которые он получает из различных источников.

Где существует

В живой и не живой природе, в обществе

Из чего состоит

Сигналов

Сигнал – это

Изменение физической величины

Виды сигнала

Непрерывный

Дискретный

Примеры сигналов

Человеческая речь

Светофор

Все свойства

Полная, объективная, актуальная, достоверная, полезная, понятная

Оцени себя

Имя

Имя

Имя

Имя

Оценка

Оценка

Оценка

Оценка






Сюжет

Звонок другу

Конфетка

Освежитель

За окном

Рукопожатие

Ваше понятие


Вид информации






Канал получения






Свойства






Все свойства


Работа с текстом

Общее понятие


Где существует


Из чего состоит


Сигнал – это


Виды сигнала



Примеры сигналов



Все свойства


Оцени себя











Приложение 3



Приложение 3



Приложение 4

ДЗ ЦОР:

  1. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/cc259f95-3f15-4a53-bb6c-375d0fc47b0f/%5BINF_009%5D_%5BAM_05%5D.swf

  2. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/264f3af1-0131-4655-a7af-f8da4e358a1d/%5BINF_009%5D_%5BAM_06%5D.swf

  3. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f04fd5d4-4fee-41e6-bcfc-c798c3b73ddb/%5BINF_009%5D_%5BAM_03%5D.swf

  4. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/039929c8-d256-4640-8909-f4c8c71e1130/%5BINF_009%5D_%5BAM_04%5D.swf

  5. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e461113e-8f38-4938-b6b4-0cd89cf4ee9b/%5BINF_011%5D_%5BIM_01%5D.swf

  6. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/5d7465c7-89e3-4371-bbb3-07de456c9633/%5BINF_012%5D_%5BIM_01%5D.swf