Технологическая карта урока |
Предмет: | математика |
Тема урока. | Понятие «математическое выражение» |
Тип урока: | изучение нового материала |
Цель: | формирование и развитие ценностного отношения к совместной учебно-познавательной деятельности по определению и практическому применению понятия «математическое выражение» |
Задачи: | - актуализировать знания о многообразии групп знаков; - организовать деятельность по определению понятия «математическое выражение» и нового способа классификации математических понятий «равенство», «неравенство», «математическое выражение»; - отработать навык составления и нахождения числовых выражений среди математических записей. |
Результаты: | Личностные: - формирование и развитие ценностного отношения к совместной учебно-познавательной деятельности; формирование познавательного интереса к математической науке; устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач; Метапредметные: РУУД, ПУУД, КУУД - умение принимать и сохранять учебную задачу; умение планировать, контролировать и оценивать свои действия; умение находить способы решения учебной задачи по нахождению математических выражений; формулировать учебную задачу; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; - осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с помощью учебной литературы; формировать умение пользоваться различными ИКТ средствами; - умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения; умение работать в малой группе; умение провести рефлексию своих действий на уроке; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; Предметные: - умение разграничивать понятие «математическое выражение», «равенство», «неравенство»; - умение составлять и находить математические выражения среди других математических записей. |
Этапы урока | Цель этапа | Действия учителя | Действия обучающихся | Результат |
Орг. момент | Развитие умений самооценки готовности к уроку | Организует работу учащихся с положительным эмоциональным настроем, создает комфортную обстановку. Мотивирует на деятельность. | Оценивают свою готовность. Отражает личностную готовность ко взаимодействию, предполагающее общение. | Включение в работу на личностно-значимом уровне по формированию и развитию ценностного отношения к совместной учебно-познавательной деятельности. |
Актуализация знаний | Актуализация знаний о многообразии групп знаков | 1. Создает ситуацию по определению групп знаков На интерактивной доске расположены картинки различных знаков: дорожные знаки знаки действий знаки сравнения цифры буквы знаки препинания - Как одним словом можно назвать то, что вы видите? 2. Организует наблюдение детей за ходом выполнения задания, Организует коллективную дискуссию, подводящую к тому, что существует различные варианты группировки знаков. - На сколько групп можно разделить все знаки? - Какие знаки связаны с математикой? | 1. Воспринимают задание, наблюдают, анализируют, выполняют взаимопроверку, предъявляют результат. Отвечают на вопросы, высказывают собственную точку зрения. Работают на интерактивной доске, группируя знаки. - Знаки - На две группы можно разделить. - А я думаю, на 6 групп. (возникает диалог, где каждый ребенок доказывает свое мнение) - На две: знаки, относящиеся к математике и другие. - На 6 групп: дорожные знаки, знаки действий, знаки сравнения, цифры, буквы, знаки препинания (по общим признакам) - С математикой связаны знаки цифр, знаки действий, знаки сравнения. | Знание способа классификации групп по общему признаку. Умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения. Оценивание выполнения собственной работы по предъявленному на доске результату. Формирование и развитие ценностного отношения к совместной учебно-познавательной деятельности. Умение принимать и сохранять учебную задачу; умение планировать, контролировать и оценивать свои действия. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков; формировать умение пользоваться различными ИКТ средствами. Умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером. |
Постановка учебной задачи | Организация работы по представлению темы и цели урока | Организует и управляет ситуацией целеполагания. Мотивирует учащихся на дальнейшую работу. -Эти математические знаки вы увидите и на с. 46 в учебнике. Рассмотрите страницу, на которой мы будем сегодня работать. Сформулируйте тему вашего урока. - На какой вопрос вы хотели бы получить ответ на уроке? - Сформулируйте цель нашего урока. | Исследуют записи на странице учебника. Анализируют полученную информацию. Формулируют тему и цель урока. - Тема урока «Выражение» - Что такое выражение? - Как связано с математикой выражение? - Узнать, что такое выражение. | Самостоятельное определение темы и цели урока. Формирование познавательного интереса к математической науке. Формулировать учебную задачу. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. Умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения. умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения; |
Открытие нового знания | Организация деятельности по определению понятия «математическое выражение» и нового способа классификации математических понятий «равенство», «неравенство», «математическое выражение» | Организует деятельность по наблюдению за математическими записями. На интерактивной доске расположена группа равенств и группа неравенств. По ходу дискуссии открывает названия групп. 9-53 4+2=6 7-3 1+4 62 5=5 - Как называются записи каждой группы? Почему их так называют? На интерактивной доске открывается следующая запись: 4+1 6-3 4+2 1+2 7-4 3-2 5+2 8-5 6+1 - Как можно назвать эти записи одним словом? Можно ли назвать суммой? Разностью? Почему? - Да, такие записи называются числовыми выражениями или математическими. - Вы слышали когда-нибудь слово «выражение»? Что оно означает? Организует работу с дополнительной справочной литературой (С.И.Ожегов «Толковый словарь русского языка» с. 117) - Где можно уточнить значение понятия «выражение»? Организует деятельность учащихся по формулировки понятия «математическое выражение» - Итак, перед нами числовые выражения. Чем они похожи? Чем они отличаются от равенств и неравенств? -Можете ли вы сформулировать свой вывод , что же такое числовое выражение? Задает значимый вопрос на осознание обучающимися ценности учебной литературы, как ориентира в поиске необходимой информации для выполнения учебных заданий. - Наш вывод и вывод в учебнике совпадают. Зачем тогда нужен учебник? | Выполняют задание, наблюдают, сравнивают, анализируют, делают вывод. - Первая группа – это неравенства, потому что в этих записях есть знаки сравнения «больше», «меньше». Вторая группа – это равенства, потому что в этих записях есть знак «равно». Высказывают свои мнения, доказывают. Вступают в полемику по определению названия записей на доске. Формулируют вывод. -Мы не можем назвать эти записи ни суммой, ни разностью. Скорее это примеры. Или просто математические записи. - Я не знаю, как можно одним словом назвать. - Может быть это выражение? Высказывают свои мнения. Организуют деятельность по определению понятия «выражение». - Можно узнать в толковом словаре, в интернете. Самостоятельно формулируют понятие «математическое выражение», сравнивают с выводом в учебнике на с. 46 № 104 Формулируют вывод о значимости учебной литературы. | Совместное решение проблемы по определению понятия «математическое выражение». Формирование и развитие ценностного отношения к совместной учебно-познавательной деятельности; формирование познавательного интереса к математической науке; устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с помощью учебной литературы. Умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения; умение провести рефлексию своих действий на уроке; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером. Умение разграничивать понятие «математическое выражение», «равенство», «неравенство». |
Первичное закрепление | Организация практической деятельности с использованием новых знаний. | Предлагает самостоятельную работу по решению практической задачи на составление математических выражений. - Напишите в тетради 4 выражения. | Выполняют задание, опираясь на новые знания. Осуществляют взаимопроверку в паре. | Положительная мотивация, осознание значимости полученных знаний в практической деятельности. Умение работать в малой группе; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером. Умение составлять математические выражения. |
Обобщение и систематизация знаний | Закрепление полученных знаний | Организует работу учащихся по закреплению знаний. На интерактивной доске появляется герой Незнайка, записи 3=3, 84. - Незнайка выполнил задание так: 3=3, 84. Согласны ли вы с ним? Как можно исправить записи, чтобы получились выражения? -Найдите значения получившихся выражений. - Можно ли назвать получившиеся записи выражениями? Почему? Организует игру «Да. Нет». На интерактивной доске показываются различные математические записи. Если появляется числовое выражение, дети говорят: «Да». Если это не числовое выражение: «Нет» | Анализируют записи на доске. Высказывают свои мнения, доказывают. Работают на интерактивной доске, исправляя ошибки Незнайки. Находят значения выражений, делают вывод. - Получились равенства, потому что есть знак «равно». Играют в игру, если ошибаются, то исправляют ошибки, доказывая свое мнение. | Применение полученных знаний в практической деятельности. Формирование и развитие ценностного отношения к совместной учебно-познавательной деятельности. Умение находить способы решения учебной задачи по нахождению математических выражений. Формировать умение пользоваться различными ИКТ средствами. Умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения. Умение разграничивать понятие «математическое выражение», «равенство», «неравенство»; умение составлять и находить математические выражения среди других математических записей. |
Рефлексия | Формирование ценностного отношения к совместной деятельности | Создание ситуации для осмысления всей работы на уроке. - Что нового узнали на уроке? - Что особенно понравилось? - Определите свою успешность на уроке. | Высказывают свои мнения, доказывают. Оценивают свою успешность на уроке, рефлексия в световом спектре: я успешен  м ог работать лучше сегодня не мой день | Осознание ценности полученных знаний, определение успешности на уроке. Устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач. Умение провести рефлексию своих действий на уроке. |