№ | Этап урока | Цель | Содержание учебного материала | Деятельность учителя (методы и приемы работы) | Форма организа-ции учебной деятельнос-ти обучаю-щихся (Ф-фронтальная И-индивидуальная; П-парная; Г-груповая) | Характеристика деятельности учащихся | Формируемые УУД |
1 | Организационный момент | Создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке. | - Чтоб урок наш стал светлее, Мы поделимся добром. Вы ладони протяните, В них любовь свою вложите, Ей с друзьями поделитесь И друг другу улыбнитесь. | Учитель высказывает добрые пожелания детям. | | Включаются в урок, в сотрудничество с одноклассниками и с учителем. | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя. Выражать доброжелательность. |
2 | Устный счет | Повторение изученного материала, необходимого для закрепления изученного на предыдущих уроках; повторить устные приемы вычислений: -умножение, деление чисел оканчивающихся нулем; -расположение чисел в порядке возрастания и убывания. | | - Догадайтесь, по какому правилу записаны числа в «окошках» таблицы. Вставьте пропущенные числа. | Ф | Выполняют задания устного счета. Выделяют существенную информацию из текста задания. Дополняют и уточняют ответы учащихся по существу полученного задания. Учатся общаться вежливо, уметь слушать друг друга. | Выделять существенную информацию из текста задания. Дополнять высказанные мнения учащихся по существу задания. |
Интеллектуальная разминка |
1) 70, 90, 60, 20, 40, 10, 30, 50, 80 2) 360, 480, 180, 300, 540, 120, 600, 540, 240 | - Расположите числа в порядке возрастания. Увеличьте каждое число в 8 раз - Расположите числа в порядке убывания. Уменьшите каждое в 60 раз |
3 | Актуализация опорных знаний. | Повторение необходимого для закрепления изученного на предыдущих уроках и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. Осознание того, в чем именно состоит недостаточность знаний, умений или способностей учащихся. | На доске: 50 - 3 +16 = 63 5 0 - 3+ 16 = 31 - На доске записи: 1) 4 х 3 : 2 2) 55 -5 + 8 3) 80 - 9 х 3 | -Математика - наука точная. Она требует, чтобы мы точно выполняли ее законы и не нарушали порядка. Как вы понимаете слово порядок с точки зрения математики? (последовательность, выполнение в определенном порядке друг за другом) -Когда решали задания устного счета, сколько выполняли действий? - Чем похожи и чем различаются эти примеры? -Какое выражение решено верно? - Почему получился разный результат? - Объясните. - Верно. А трудно было найти ошибку? - Что нарушено? (порядок действий) - Что записано? - Как сосчитать? - Чем третье выражение отличается от остальных? (В нем действия и первой и второй ступени) | Ф | Выполняют задания, отвечают на вопросы, высказывают своё мнение. Производят анализ объектов с целью выделения признаков. Вспоминают и применяют в практике изученный материал. Обсуждают возникшее затруднение. | Принимать и сохранять учебную задачу. Дополнять высказанные мнения по существу. Анализировать полученную информацию. |
4 | Построение проекта выхода из затруднения. | Постановка цели учебной деятельности Выбор способа и средств ее реализации. | Возвращаемся к записям на доске: 1) 4 х 3 : 2 = 2) 55 -5 + 8= 3) 80 - 9 х 3= | - Кто сможет сформулировать тему урока? (Порядок выполнения действий в выражениях без скобок) Организуется работа учащихся на исследование проблемной ситуации. Беседа. Помогает сделать вывод. -Какие действия встречаются в первом выражении? -Как они выполняются? Какие действия встречаются во 2 выражении? - В какой последовательности выполняем действия? - Какие действия встречаются в 3 выражении? - Какое знание можно применить при решении третьего выражения? -Какой вывод можно сделать? (сильное действие первой ступени умножение выполняем первым, а слабое действие второй ступени – вычитание выполняем вторым). | Ф | Определяют тему и цели урока. (-Учиться расставлять порядок действия в выражения без скобок. -Учиться применять правила порядка выполнения действий в выражениях без скобок). Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм). Высказывают предположения. | Выполнять преобразование модели с целью выявления общих законов математики. Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий |
| Физминутка | | | | | | |
5. | Реализация построенного проекта | Формирование у учащихся умений реализации новых способов действия. | 1 группа: решает примеры на желтых карточках вида: 48 : 6 х 4 = 3 х 4 : 2 = 56 : 7 х 5= и знакомит с правилом (работа с учебником с. 107) «Если выражение без скобок содержит действия только умножения и деления; то их принято выполнять по порядку слева направо». 2 группа: примеры на зелёных карточках вида: 75 – 33 + 11 = 74 -24 +9 = 30 +2 8 - 17= и знакомит с правилом (работа с учебником с. 108) «Если выражение без скобок содержит действия только сложения и вычитания; то их принято выполнять по порядку слева направо». 3 группа: примеры на красных карточках вида: 37 + 27 : 3= 42 : 7 +81 : 9= 36 + 40 - 24: 3= «В выражениях без скобок принято выполнять по порядку слева направо сначала умножение и деление, а затем сложение и вычитание». знакомит с правилом (работа с учебником с. 109) | Уточняет и расширяет знания учащихся по теме урока. Организует работу в группах по карточкам. Контролирует выполнение. Помогает учащимся. | Г | Учащиеся вспоминают и формулируют правила работы в группах. Работа с таблицами «Порядок выполнения действий в выражениях без скобок». Учащиеся решают, представитель группы выходит и знакомит с результатами работы. Правило проговаривают вслух. Показывают таблицы № 1, 2, 3 | Проводить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии. Выстраивать алгоритм действий |
6 | Первичное закрепление с комментированием во внешней речи | Усвоение учащимися нового способа действия | Учебник, с. 110 № 8 (2 ст) Найти значения выражений 35+50 - 21:7 36: 6 +81:9 5 х 8 – 6 х4 С. 110 № 9 (1,2) Составь выражения и реши задачи. В поезде было 920 пассажиров. На станции 237 человек вышли, а 58 человек вошли. Сколько пассажиров стало в поезде? (920-237+58) 2) Ивану 8 лет, Семён в 2 раза старше Ивана, а Пётр в 4 раза моложе Семёна. Сколько лет Петру? (8 x 2 : 4) | Организует работу в парах. | П | Проговаривают правила работы в парах. Выполняют задание. Проверяют с проговариванием правила. | Использовать алгоритм действий. Осуществлять самоконтроль. |
7 | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия. | Решение задачи выражением. Учебник с.110 № 9 (3.4) 3) В четырёх одинаковых ящиках 36 кг винограда. Сколько винограда в двух таких ящиках? (36 : 4 x 2); 4) Ножницы стоят 63 рубля, а нож – в 7 раз дешевле. Сколько стоят два ножа? (63 : 7 x 2) Работа по карточкам (3 чел) - В детский садик привезли 4 корзины с яблоками по 9 кг в каждой. Мандаринов 3 корзины по 8 кг в каждой. Сколько всего фруктов привезли в детский садик? Решение: 9 * 4 + 8* 3 = 60 (кг) Ответ: 60кг. фруктов. | «Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их” (Д.Пойа) Организует проверку решенных задач. | И | Учащиеся решают задачу выражением. Осуществляют проверку. Выслушивают мнения одноклассников, комментируют. | Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор. |
8 | Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным | Включение нового способа действий в систему знаний. Повторение и закрепление ранее изученного. | Учебник, с. 112 № 20 Вычисли длину ломаной, в которой 4 звена по 3см, 3 звена по 5 см, и 2 звена по 7 см. 3 x 4 +5 x 3 + 7 x 2 | Организует беседу, помогает сделать вывод. Уточняет и расширяет знания учащихся по теме урока. | Ф | Отвечают на вопросы учителя, высказывают свое мнение и предположения, уточняют и расширяют свои знания по теме урока. Доказывают, аргументируют свою точку зрения. | Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Задавать вопросы с целью получения нужной информации |
9 | Рефлексия | Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. | - Над какой темой мы работали на уроке? - Какую задачу ставили на урок? - Удалось решить поставленную задачу? Каким способом? - Где можно применить полученные знания? - А сейчас возьмите карточку на столе. | Оцениваю себя сам | Выражения, содержащие только умножение и деление | | Выражения, содержащие только сложение и вычитание | | Выражения, содержащие умножение, деление, сложение и вычитание | | Зелёный – знаю, умею, могу помочь другим Жёлтый - знаю, но допускаю ошибки Красный – нужна помощь учителя, помощь родителей, товарищей. | Оценка результатов выполнения заданий на уроке. Организация подведения итогов урока обучающимися Проводит беседу по вопросам. Озвучивает результаты работы на уроке учащихся. Выставляет оценки. | Ф | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель, результаты, степень их соответствия. Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Работают с таблицей. Дети оценивают себя, проставляют в таблицу «Светофорики». | Выражать доброжелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость. Открыто осмысливать и оценивать свою деятельность на уроке. |
10 | Домашнее задание | | | Учитель записывает домашнее задание на доске. | | Учащиеся записывают домашнее задание в дневник. | |