СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока окружающего мира

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью данного урока окружающего мира в 1 классе является формирование ценностного отношения обучающихся к совместной познавательной деятельности по определению способов выявления свойств воздуха, как объекта неживой природы. Структура урока - лабораторного исследования построена в концепции деятельностного подхода при активном применении информационно-коммуникативных технологий. 

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока окружающего мира»

Технологическая карта урока

Учитель: Усенко Елена Сергеевна, учитель начальных классов

ЛГ МАОУ «Гимназия №6» г. Лангепаса

1 класс

Предмет: окружающий мир

УМК «Планета знаний»

Авторы учебника: Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапова

Тема урока. Воздух.

Цель: формирование ценностного отношения обучающихся к совместной познавательной деятельности по определению способов выявления свойств воздуха, как объекта неживой природы.

Задачи:

1) актуализировать знания о свойствах воды, её значении в жизни человека;

2) изучить свойства воздуха, как объекта неживой природы;

3) формировать первоначальные представления о живой и неживой природе, её многообразии, о значении воздуха для представителей живой и неживой природы,

4) дать первое представление о способах получения знаний о природе (наблюдения, опыты, источники информации);

5) формировать универсальные учебные действия.


Результаты:

Личностные

Метапредметные

Предметные

по отношению к предметным ЗУНам:

осознание ценности

- знаний о свойствах воды и воздуха;

- умения использовать знания и умения в жизненных ситуациях;

по отношению к метапредметным ЗУНам:

  • ценностное отношение к умению

- выявлять проблему,

- определять границу «знания-незнания»;

- определять цель урока;

- выбирать действия по достижению цели;

- контролировать и оценивать свою работу и полученный результат;

- работать в парах;

  • осознание личной значимости здорового образа жизни.

регулятивные универсальные учебные действия:

- умение определять границу «знания-незнания»;

- умение определять тему, цель урока;

- умение контролировать и оценивать свою работу и полученный результат;

познавательные универсальные учебные действия:

- умение использовать научные методы познания ( наблюдение);

- умение сравнивать, делать выводы;

- выполнять универсальные логические действия (анализ, синтез).

коммуникативные умения: оформление своих мыслей в устной речи, учиться подтверждать аргументы фактами, слушать других, организация учебного взаимодействия в парах.


- знание основных свойств воздуха и воды;

- первоначальные представления о живой и неживой природе, её многообразии, о составе воздуха и его значении для представителей живой и неживой природы;

- применение новых знаний в жизненных ситуациях;




Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Технологии: ИКТ, деятельностный подход

Методики: КСО (работа в паре постоянного состава)

Методы обучения: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, наглядный, практический.

Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, работа в парах постоянного состава (ППС).

Оборудование урока: компьютер, проектор, интерактивная доска SMART Board, мультимедийная презентация, набор раздаточного материала, учебник «Окружающий мир» 1 класс, Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов, Словарь С.И. Ожегова, геометрические фигуры.

Для опытов: стаканы, трубочки для коктейля, воздушные шарики (каждому ученику), освежитель воздуха (для учителя), мяч, насос.

Структура урока:


1. Организационный этап подготовки к работе (1 – 2 мин.)

2. Введение в тему урока (3-5 мин.)

3. Актуализация знаний и фиксация затруднения в проблемном учебном действии (5 – 8 мин.)

4. Совместное открытие и первичное закрепление знаний и способов деятельности (20 – 25 мин.)

5 . Итог урока. Рефлексия (3 – 4 мин.)

6 . Домашнее задание (1 мин.)


Этапы урока

Цель этапа

Действия учителя

Действия обучающихся

Результат

Оргмомент

Создание условий для благоприятной обстановки, необходимой для плодотворной работы; включение детей в совместную активную деятельность.

Создание условий для благоприятной обстановки на уроке.

- Мы начинаем урок окружающего мира.

- Прозвенел для нас звонок,

Нам пора начать урок!

Улыбнитесь друг другу и присаживайтесь!

Ребята, давайте пожелаем нам всем на уроке плодотворной работы и хорошего настроения.



Настраиваются на доброжелательную атмосферу и плодотворную работу на уроке.



Создание положительного эмоционального фона.

Введение в тему урока


Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого происходит определение темы урока.


Создание условий для развития у обучающихся умения определять тему урока.

- На уроках окружающего мира мы изучаем живую и неживую природу.

- Что такое живая и неживая природа?

- Сегодня вы более подробно познакомитесь ещё с одним из объектов неживой природы, узнаете о его свойствах.

- Скажите, а с чего мы начнём путь к открытию новых тайн?

- Верно! Скажите, а все ли знания о природе мы будем повторять?

- Молодцы. Тогда смелее в путь! - Тогда за работу! В пути нас будет сопровождать совёнок, зайчонок и весёлый смайлик.

- Предположите, о чём пойдёт речь на уроке и докажите своё мнение.

Попробуйте ответить на мои вопросы и назвать ответ в таблице на интерактивной доске:

- Что на глобусе обозначено голубым цветом?

- Как назвать одним словом снег, дождь, град?

- Время года после осени?

- Что летом бывает грибным?

- Время суток подходящее для завтрака?

- Деревья бывают лиственные и :..?

У нашего совёнка тоже есть загадка:

- А теперь обведите первую букву каждого слова в кружок и прочитайте слово, которое получилось. Вот вам и отгадка!

-Так о чём же мы будем сегодня говорить на уроке?

- Как бы вы определили тему урока?

- Сверим ваши предположения с тем, что у меня написано на доске.

Учитель вывешивает на доску карточку.

На доске тема урока: «Воздух»

- Живая природа – растения, животные, человек.

- К неживой природе относится солнце, небо, осадки, камень, песок, всё, что не сделано руками человека.

- С повторения ранее изученного

- Нет только то, что нам необходимо



Отвечают на вопросы и появляется слово-ответ в таблице на интерактивной доске:

1

Вода

2

Осадки

3

Зима

4

Дождь

5

Утро

6

Хвойные

Ученик с перчаточной куклой совёнка рассказывает загадку:

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он - невидимый, и всё же

Без него мы жить не можем!

Варианты ответов:

- Я думаю, что речь пойдёт о воздухе, потому что мы без него не можем жить.

- Возможно, на уроке мы будем говорить о воздухе, так как мы его не видим. Воздух через нос попадает к нам в лёгкие.



Включение детей в активную познавательную деятельность, создание ситуации успеха и доверия.


























Определяют тему урока



Актуализа

ция знаний и фиксация затруднения в проблемном учебном действии.


Актуализировать субъектный опыт учащихся (свойства воды);

Помочь детям осознать, что они не знают (свойства воздуха), но могут узнать;

Определить содержательные рамки урока.

Организация деятельности обучающихся по актуализации знаний о свойствах воды. Создание условий для развития у обучающихся умения ставить цель и представлять результат деятельности.


- Однажды заспорили между собой Вода и Воздух: кто из них важнее?

Вода сказала: «Я важнее и главнее, потому что я занимаю 3/4 части поверхности Земли и если я исчезну, то без меня погибнет все живое на планете. А тебя даже не видно, не слышно и невозможно почувствовать. Ты – пустота.

- Ребята, вы согласны?

- Что нового вы узнали о воде на предыдущем уроке?

- В результате проведённых опытов в школе и дома о каких свойствах воды вы узнали?

- Более 2000 лет назад знаменитый греческий ученый Аристотель cказал своим ученикам: «Природа не терпит пустоты». И нам сегодня нужно доказать, что воздух - не пустота.

- Что вы хотите узнать про воздух?

- Какую цель поставим перед собой на уроке?











Рассказывают о значении воды в природе, об изученных свойствах воды.

Выполняют задание фронтально.

Заполнение первой графы на интерактивной доске «Что мы знаем о воде»

Заполнение второй графы «Что хотим узнать о воздухе» Можно ли воздух увидеть, услышать, почувствовать? Нужен ли человеку воздух для жизни? Из чего состоит воздух? Каковы свойства воздуха?

- Узнать всё про воздух: о свойствах, значении, применении, охране.





Актуализированные знания, необходимые для понимания новой темы.


Осознание ценности знаний о свойствах воды и воздуха.


Осознание ценности совместной деятельности

Определение цели урока



Представление обучающихся о своём результате: узнать всё о воздухе.







Совместное открытие и первичное закрепление знаний и способов деятельности.










































































Физминутка.


Обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение учащимися понятия «свойства воздуха», как одного из объектов неживой природы, показать значение воздуха в жизни человека;

Мотивировать обучающихся к учебной деятельности посредством создания ситуации успеха



































































Снятие усталости и напряжения;

Восстановление физических сил.























Организация деятельности обучающихся по выявлению свойств воздуха.

Содействие развитию у обучающихся умений использовать научный метод познания – наблюдение.

- Чтобы ответить на все наши вопросы, мы превратимся в исследователей.

- Как вы думаете, чем занимаются люди этой профессии?

- Это ваши предположения. Где можно точно узнать значение этого слова?

- Давайте, посмотрим толкование этого слова в словаре С.И. Ожегова

«Исследователь – это человек, который занимается научной работой». Воздух и его свойства. Демонстрация опытов.

Опыт 1

- Назовите предметы, стоящие на ваших партах. Предположите, какой вид работы будем выполнять.

- Возьмите в руки трубочку. Что в ней находится?

- Что ж, давайте проверим наши предположения.

Медленно опускаем трубочку в стакан с водой. При помощи трубочки дуем в сосуд с водой.

- Что вы увидели?

- Мы предположили, что трубочка пуста, откуда же появились пузырьки? Что за «невидимка» сидел в соломинке?

- Правильно. Воздух окружает нас со всех сторон. Каждая щель, дырочка, любое пространство заполнено воздухом. Но видим ли мы его?

- У нас две версии. Кто из исследователей прав? В этом нам придётся сейчас разобраться. Да, воздух мы невидим. Но при помощи опыта в некоторых случаях можно обнаружить воздух. Каким бы вы цветом изобразили воздух, если бы были художником.

- Итак, первую задачу нашего урока мы выполнили – узнали первое свойство воздуха.

Учитель фиксирует на интерактивной доске. Смайлик появляется рядом с надписью «Бесцветен»

- Верно ли утверждение, что в классе есть воздух?

- Правильно, всё пространство в классе заполнено воздухом.

Посмотрите на соседа, вы видите друг друга? Посмотрите в окно.

- Вы видите всё, что за окном? О каком свойстве воздуха можно ещё сказать?

Учитель фиксирует на доске. Смайлик появляется рядом с карточкой «Прозрачный»

- О каких свойствах воздуха мы узнали?

Опыт 2

- Сейчас исследуем воздух на запах. Предположите результат нашего исследования.

- Проверим наши предположения.

- Играем в игру «Ночь». Закройте глаза.

Учитель использует освежитель воздуха.

- «День!» Что изменилось?

Сравним результат вашего исследования и мой вывод.

Учитель фиксирует на доске. Смайлик появляется рядом с надписью «Не имеет своего запаха»

Опыт 3

(На столе у детей лежат воздушные шарики)

Предположите, для чего нам нужны предметы, лежащие на столе.

- Возможно. Но как мы можем связать эти предметы с темой нашего урока?

- Возможно, вы и правы. В ходе выполнения работы мы узнаем, кто был прав.

- Надуйте шарики и попробуйте его сжать. Что вы наблюдаете?

- Оказывается, что воздух можно сжать, он упругий. Для этого люди придумали различные приспособления и очень широко используют сжатый воздух в жизни. А вот какое приспособление, вы ответите сами, после моего рассказа.

Во всем мире много миллионов автомобилей. И все они ездят как бы по воздушной подушке. Благодаря тому, что в камерах автопокрышек находится сжатый воздух, машины едут плавно, без тряски.

А футбольные, баскетбольные, волейбольные мячи, посмотрите, как они отскакивают и подпрыгивают!

(Учитель демонстрирует.)

- Как вы думаете, какое приспособление использует человек для сжатия воздуха?

(Учитель показывает приспособление для сжатия воздуха – насос.)

- Что вы ещё узнали о воздухе и где он используется?

Учитель фиксирует на доске запись . Смайлик появляется рядом с записью «Можно сжать»

Опыт 4.

На доске геометрические фигуры.

- Что вы видите на доске?

- Предположите, для чего они?

- Назовите, какие геометрические фигуры вы видите.

- В чём различие этих фигур?



- Предположите, какой формы может быть воздух?

На столе предметы: банка, бутылка, ваза.

- Какую форму примет воздух в каждом их этих предметов?

-Вы правы! Воздух не имеет определённой формы и занимает всё свободное пространство.

Учитель фиксирует на доске последнее свойство воздуха. Смайлик появляется рядом с карточкой «Не имеет формы»



Приоткрыть окно.

- Сейчас я предлагаю вам почувствовать воздух.

  • Взмахните левой рукой.

  • Взмахните правой рукой.

  • Наклонитесь вперёд.

  • Повороты туловища.

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветерок всё тише, тише…

Деревцо всё выше, выше…

- Потоки ветерка, который появлялся при ваших движениях - это воздух. Что наблюдаем?

Опыт 5

Засечь, сколько времени можно обойтись без воздуха.

В таблицу записываем: «Необходим для жизни» и помещаем смайлик.

- Какой вывод можно сделать?

- Что я сделала, перед тем как отдохнуть?

-Зачем я приоткрыла окно?

– Из чего же состоит воздух?

Всего 200 лет назад учёные установили, что воздух – это смесь многих газов, которая выглядит приблизительно так: азота в воздухе больше всего, кислорода – поменьше, а углекислого газа – совсем мало.

– Как вы думаете, какой из газов воздухе самый важный?

Опыт 6

Надуем воздушный шарик. Теперь вдохнём воздух из него. Выдохнем. Ещё раз вдохнём. Становится всё труднее вдыхать. Почему? Мы «выловили» весь воздух из шарика. Если бы внутри шарика сейчас оказалась мышка, она задохнулась бы.

– Какой вывод можно сделать?

- Совёнок и зайчонок подготовили сообщения, давайте их послушаем.

- Как вы думаете, что такое лёгкие?

Варианты ответов учащихся:

- Лёгкие – это орган дыхания.

- При помощи лёгких мы дышим.

- Подумайте, почему о растениях говорят, что это «лёгкие» Земли?


Организация деятельности обучающихся по первичному закреплению новых знаний о свойствах воздуха.


– Какую цель вы поставили перед собой сегодня на уроке?


-Полученные знания закрепим, выполнив задания интерактивной игры – теста. (В приложении)


− Что вам помогло достичь цели и решить задачи?








Варианты ответов учащихся:

-Я думаю, что это учёные.

- Это человек, который занимается различными исследованиями, что-то изучает.

Варианты ответов учащихся:

- Можно использовать словарь.


Опыты проводят все ученики в ППС

Варианты ответов учащихся:

- На партах находится трубочка для коктейля и стакан с водой.

- Мы исследователи и будем проводить опыты.

-Трубочка пустая.

- Из горлышка побежали пузырьки.

- В трубочке находился воздух.

- Думаю, что воздух увидеть нельзя.

- Думаю, что воздух можно ощутить.

- Нет цвета, которым можно изобразить воздух.

- Воздух бесцветен.

- Думаю, что в классе есть воздух.

- Воздух есть не только в классе, он окружает нас везде.




- Воздух прозрачный.



Вывод учащихся:

- Воздух – бесцветен и прозрачный.

- Воздух не имеет запаха.

- Воздух имеет запах, мы же чувствуем, например, что готовят в столовой.

- Вы использовали освежитель и воздух стал пахнуть.

- Воздух приобрёл запах. Пахнет он лишь тем, чей запах в

Вывод учащихся:

- Воздух своего запаха не имеет. данный момент распространяется. Например: дым, запах еды.

- Наверное, мы будем надувать шарики?



- Может быть, мы сможем узнать, сколько воздуха находится в шарике.

- Какую форму приобретает воздух, находящийся в шарике.

- Шарик сжимается, значит, и воздух в нём можно сжать.







- Человек использует насос.









- Воздух можно сжать при помощи насоса

- Сжатый воздух используют в камерах автопокрышек, мячах.







































- На доске геометрические фигуры.

- Мы будем конструировать что-нибудь из фигур.

- Находить лишнюю фигуру.

- Сравнивать.

- Круг, квадрат, многоугольник, треугольник.

- Они различаются по цвету и размеру.

- Эти фигуры разные по форме.

- Он может принять любую форму.

- Воздух не имеет формы.

- В банке – форму банки и т.д.

Воздух можно осязать, когда он движется.


Воздух необходим для жизни.

Мир вокруг нас заполнен воздухом. Воздух прозрачен, поэтому мы его не видим. Но с помощью опытов воздух легко обнаружить: увидеть, услышать, почувствовать.















Вы открыли окно.

- Чтобы был свежий воздух, много кислорода.

- Для того, чтобы проветрилось помещение.

- Кислород – мы все дышим кислородом.




- Углекислого газа в воздухе не очень много, иначе нам нечем было бы дышать и мы бы задохнулись.

Кислород в воздухе жизненно необходим.

1 сообщение. Совёнок

Без кислорода не может жить ни человек, ни растения, ни животные. Дышат люди, звери, птицы и все выдыхают углекислый газ, горит огонь – тоже забирает кислород. И углекислого газа становится всё больше. Трубы заводов, фабрик, электростанций выпускают в воздух целые облака углекислого газа.

2сообщение. Зайчонок

Всё живое давно бы погибло, если бы не растения. И дуб-великан, и травинка, и крохотные водоросли жадно ловят углекислый газ, он необходим растениям для питания. А возвращают в воздух кислород. Леса, поля, луга, парки, сады – все растения на Земле вместо углекислого газа дают нам живительный кислород.

Чем больше вокруг зелени, тем чище воздух.

(Совёнок и зайчонок вместе)

– Давайте с вами беречь планету

–Другой такой на свете нету.

Развеем над нею пожары и дым

В обиду её не дадим.

Варианты ответов учащихся:

- Растения вырабатывают кислород, которым мы дышим.

- Растения – это «лёгкие» Земли, потому что они очищают воздух от вредных газов.


- Узнать всё про воздух: о свойствах, значении, применении, охране


Выполняют задания игры-теста.


- Знания и проделанные опыты





Умение использовать научный метод познания – наблюдение.









Приобретение способа действий по выявлению свойств воздуха.















Умение оценивать положительное отношение к проделанной работе.

(Смайлик всегда будет появляться после выполнения каждой задачи урока)












































Осознание ценности

умения использовать знания и умения в жизненных ситуациях;




Ценностное отношение к здоровому образу жизни.










Осознание ценности изученного материала, применение его в жизненных ситуациях.

Итог урока. Рефлексия.
























Информация о домашнем задании









Зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;

Инициировать рефлексию обучающихся по поводу деятельности на уроке.

Развитие рефлексивных умений.





























Обеспечить понимание обучающимися содержания домашнего задания.


- Посмотрите, как вам улыбаются смайлики. Вы молодцы! Справились успешно со всеми задачами нашего урока.



- Какие новые открытия для себя вы сделали на уроке?

- Расскажите, что вы узнали о воздухе, используя план ответа:

1. Что такое воздух?

2. Свойства воздуха.

3. Каким должен быть воздух?

4. Какое слово наиболее точно определяет значение воздуха на Земле?

- Что мы теперь можем ответить Воде?

- У вас на столах жёлтые кружочки. Если урок вам понравился и вы всё поняли, нарисуйте улыбающегося смайлика. А если вы всё-таки что-то не поняли, нарисуйте грустного смайлика.



- Если ваш смайлик улыбается, поместите его на тот этап урока, который вам больше всего понравился.



- А если смайлик грустный, поместите его на тот этап, который вызвал у вас затруднение.



- За хорошую работу на уроке получите улыбающиеся воздушные шарики.



Домашнее задание:

- Откройте учебник с. 63, опыт № 5 - 6.

- Выполняя домашнее задание на данной странице учебника, вы сможете по схеме приготовить леденцы, т.е. провести ещё один эксперимент (очень вкусный): размешайте в воде сироп от любого варенья и вылейте его в формочку. Формочку поставьте в морозилку. Когда вода замёрзнет, на несколько секунд опустите формочку в тёплую воду. Следите, чтобы вода не затопила её. Затем над блюдцем переверните формочку. Из неё выпадет ледяная конфетка.

А также с помощью опыта изготовить мыльные пузыри!



Повторение учебных задач по схеме на доске.

Высказывают своё мнение.

Рассказывают 2 ученика.

Примерный рассказ обучающегося: Воздух – это смесь газов: кислорода, углекислого газа и азота.

Воздух – бесцветен, прозрачный, без запаха, не имеет формы,

можно сжать. Воздух нужно беречь. Воздух – это жизнь!

Мы доказали, что без воздуха нет жизни на Земле так же, как и без воды.



Осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.












Умение осуществлять самоконтроль и самооценку.




3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!