Урок ОРКСЭ 4 класс.
Тема урока: «Христианская церковь»
Цель урока: способствовать формированию представления о Христианской церкви, ее организации, познакомить детей с понятиями «Церковь», «Церковная организация».
Задачи:
-создать условия для эффективного изучения темы;
-научить самостоятельно добывать новые знания, понимать информацию в разных формах;
-способствовать развитию умения излагать и аргументировать свою точку зрения
Тип урока: изучение нового материала.
На уроке используются следующие методы и приемы:
Исследовательский метод
Эвристический метод
Самостоятельный поиск
Проблемное обучение
Планируемые результаты.
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями):
-получат первоначальное представление о Христианской религии;
-получат первоначальные представления об исторической роли Христианской церкви, ее организации;
- научатся понимать термины: «катакомбы», «Церковь», «священник», «монах», «епископ», «митрополит», «патриарх».
Метапредметные:
познавательные:
– развивать умения планировать, ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя
- понимать информацию в разных формах (схемы), переводить её в словесную форму;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке
-определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- моделирование(составление таблицы).
коммуникативные:
– уметь слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
-учиться работать в паре, формулировать собственное мнение и позицию;
регулятивные:
– понимать, принимать учебную задачу;
- контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы.
- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
-выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
Личностные:
-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях,
- развитие доброжелательности, эмоциональной отзывчивости
- положительное отношение к учению;
- интерес к изучаемому предмету;
- стремление к соблюдению морально этических норм, к пониманию других людей, другой веры.
Место и роль темы в курсе.
На изучение ОРКСЭ в 4 классе отводится 34 часа в год.
На изучение данной темы отводится 2 часа. Методика преподавания – частично-поисковая.
Ресурсы:
- Книгопечатная продукция:
-Сахаров А.Н.,Кочегаров К.А . Основы духовно-нравственной культуры народов России: основы религиозных культур народов России: учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений.- М.: ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2011.-144с.
-Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка -М:Азбуковник,1999.-944с.
- ИКС - презентация к уроку; аудио-запись колокольного звона
-ТСО - компьютер, мультимедийный проектор, экран, колонки
-Печатные пособия - карточки с заданиями, тексты для работы в группах, схемы, географическая карта.
Дидактический анализ и содержание материала
Задание 1 Притча на постановку учебной задачи.
Познавательные УУД: извлекают необходимую информацию из задания; осуществляют поиск необходимой информации; самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель
Личностные УУД: положительное отношение к учению, интерес к изучаемому предмету;
Регулятивные УУД: самостоятельно ставят учебную задачу
Задание 2 Дать понятие слову «истина». Работа со словарем.
Регулятивные УУД: осмысление, восприятие, умение ориентироваться в тексте
Коммуникативные УУД: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания, учатся формулировать собственное мнение и позицию; учатся оформлять свои мысли в устной форме
Познавательные УУД: общеучебные – извлекают необходимую информацию
Задание 3 на актуализацию знаний по теме
Познавательные УУД: – осуществляют анализ, синтез, сравнение, обобщение информации
Коммуникативные УУД: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания, учатся формулировать собственное мнение и позицию; учатся оформлять свои мысли в устной форме
Задание 4 Работа с картой
Познавательные УУД: – осуществляют анализ, синтез, сравнение, обобщение информации;ориентируются в своей системе знаний: отличают новое от уже известного с помощью учителя; извлекают необходимую информацию из задания; использование знаково- символических средств
Коммуникативные УУД: оформляют свои мысли в устной и письменной форме
Регулятивные УУД: учатся находить сходства и различия объектов, делать выводы
Задание 5,6,7, 8 - на постановку и формулирование проблемного вопроса, определение темы и задач урока
Познавательные УУД: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; осуществляют поиск и выделение необходимой информации; осуществляют анализ, синтез, сравнение, обобщение информации; использование знаково- символических средств; осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме
Регулятивные УУД: целеполагание; планирование, прогнозирование; осуществляют пошаговый контроль своих действий, оценку и коррекцию своих действий
Личностные УУД: учатся самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за свой выбор
Задание 9,10 . Работа с терминами. Беседа по вопросам
Регулятивные УУД: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя.
Коммуникативные УУД: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания.
Познавательные УУД : извлекают необходимую информацию из задания; выбирают наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий
Задание 11. Работа с текстом (работа по группам)
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества со сверстниками; учатся слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; учатся излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; оформляют свои мысли в устной и письменной форме;
учатся работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию;
Познавательные УУД: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; осуществляют поиск и выделение необходимой информации; осуществляют анализ, синтез, сравнение, обобщение информации; осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме
Личностные УУД: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; развитие доброжелательности, эмоциональной отзывчивости; положительное отношение к учению; интерес к изучаемому предмету;
Регулятивные УУД: целеполагание; планирование, прогнозирование; умение адекватно воспринимать предложения и оценку товарищей
Задание 12,13 на обобщение и систематизацию знаний
Познавательные УУД: осуществляют анализ, синтез, сравнение, обобщение информации; ориентируются в своей системе знаний; использование знаково- символических средств; умение понимать информацию в разных формах (схемы), переводить её в словесную форму;
Коммуникативные УУД: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания, учатся формулировать собственное мнение и позицию; учатся оформлять свои мысли в устной форме
Регулятивные: контроль, коррекция знаний
Личностные УУД: понимают значение знаний для человека и принимают его.
Задание 14,15 на контроль усвоения знаний и самооценку
Регулятивные УУД: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала
Личностные УУД: осуществляют самооценивание на основе самоанализа критериев успешной учебной деятельности
Познавательные УУД: осуществляют анализ, синтез, сравнение, обобщение информации; ориентируются в своей системе знаний
Структура урока:
Организационный момент.
Мотивация к учебной деятельности
Актуализация знаний
Работа по теме урока.
Обобщение и систематизация знаний.
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция
Рефлексия.
Домашнее задание.
Условные обозначения универсальных учебных действий:
Познавательные универсальные учебные действия - ПУУД;
Коммуникативные универсальные учебные действия - КУУД;
Регулятивные универсальные учебные действия – РУУД;
Личностные универсальные учебные действия – ЛУУД.
Технологическая карта урока ОРКСЭ в 4 классе по теме «Христианская церковь»
N п/п | Этап урока и вид деятельности | Ресурсы | Вид УД | Форма организации УД | Содержание материала | Формируемые УУД |
1. | Организационный момент | | | коллективная | | |
2. | Мотивация учебной деятельности учащихся. Цели: - актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; | Слайд 1. | Чтение притчи, анализ, формулировка вывода. Проговаривают девиз урока -вывод из притчи. Проговаривают задачу урока. | коллективная | Задание 1. Чтение притчи с целью постановки учебной задачи. -Один странствующий искатель увидел большой камень, на котором было написано: «Переверни и прочитай» Он с трудом перевернул его и прочёл надпись на другой стороне: «Зачем ты ищешь нового знания, если не обращаешь внимания на то, что уже знаешь?» Что по–вашему это значит? Вывод: нужно учить новое, не забывая старое | ПУУД ЛУУД РУУД |
3. | Актуализация знаний Цели: -организовать актуализацию знаний о зарождении христианства; - организовать постановку цели урока; | Толковый словарь | высказывают свою позицию, сравнивают, сопоставляют знания, строят рассуждение | фронтальная | Задание 2 Дать понятие слову «истина». Работа со словарем – Что такое истина по-вашему мнению? Обратимся к толковому словарю. Вывод: Истина – это правда, утверждение, проверенное на практике Задание 3 Актуализация знаний по теме - Кто продолжил дело Иисуса после его вознесения? Какие истины стали проповедовать среди людей апостолы? В каких священных книгах прописаны эти истины? Вывод: Дело Иисуса продолжили его ученики- апостолы. | РУУД КУУД ПУУД ПУУД КУУД |
4. | Работа по теме урока Цели: Освоение содержания учебной темы. Привлечение внимания к новым сведениям, развитие умения решать учебно-познавательную задачу | Географическая карта. Карточка №1,2 Слайды 2-8 Учебник Тетрадь учащегося | анализируют, сравнивают, сопоставляют, выдвигают гипотезы, строят рассуждение, планирование, самостоятельная работа с учебником, извлечение необходимой информации С помощью учителя определяют тему и цели урока Слушание | коллективная индивидуальная фронтальная индивидуальная фронтальная фронтальная групповая | -В те времена (это около 2000 лет назад) самой могущественной стала Римская империя. Её народы проживали по берегам Средиземного моря. Столица-город Рим. Задание 4 Работа с картой – Перед вами карта Римской империи и современная карта. Сравните и скажите, какие современные государства расположены на территории бывшей Римской империи? Вывод: на территории Римской империи расположены современные государства :Италия, Греция, Испания, Франция – К сегодняшнему уроку вы прочитали информацию о некоторых римских богах. Задание 5 Соедините имена богов и то, за что они отвечали (карточка №1). Проверка. Задание 6 Беседа по вопросам –Какая вера была распространена в римской империи? -Что это за вера? Вывод: В римской империи была распространено язычество- вера в несколько богов Задание 7 Предположите и проверьте свое мнение по тексту учебника - Зная, что в Римской империи была распространена вера во многих богов, как вы думаете, легко ли восприняли римские императоры появление христианства- веру в одного бога? - Запишите кратко свои предположения на листочке. -Пользуясь материалом учебника с.27 проверьте свои предположения. Вывод: христианство подвергалось гонениям Задание 8 Определение темы, задач урока Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке? О чем вы можете узнать? (о распространении христианской веры ) Проблемный вопрос: Какой исторический путь прошла христианская церковь? План работы над вопросом: 1.Поиск ,отбор и изучение информации в научной литературе 2. Анализ собранной информации 3. Обобщение и выводы Задание 9 Работа с терминами. Беседа по вопросам -Пользуясь материалом учебника с.27-28, найдите ответы на вопросы: -Где укрывались первые христиане, спасаясь от преследований? (катакомбы) -Запишите этот термин в словарь -Как называли христиан, отдавших свою жизнь за свою веру? (мученики) -Запишите этот термин в словарь - При каком римском императоре положение христиан значительно изменилось к лучшему? (император Константин) -Отныне христианство стало государственной религией Римской империи. - Как назвать людей, основным занятием которых есть служба Богу, чтение и проповедь христианского учения? (священники) -Запишите этот термин в словарь -Как называется дом, где молились христиане? (церковь) -Запишите этот термин в словарь – На странице 28 учебника найдите 2 значения слова «церковь» Вывод: Слово церковь имеет два значения: 1) храм 2)объединение верующих-христиан -Запишите эти значения в словарь Задание 10 Беседа по вопросам -Послушайте и определите, где можно услышать эти звуки? (колокольный звон, в церкви) -Какие еще символы и атрибуты христианской церкви вы знаете или видели? -Какие правила нужно помнить и соблюдать, заходя в храм? -Как называются христиане, которые уединялись от мирской суеты и полностью посвящали себя служению Богу, селились в уединенных местах? -Найдите ответ на это вопрос на странице 29 учебнике. Запишите этот термин в словарь. (монахи) -Каких служителей христианских храмов вы знаете? -По мере того, как число верующих росло, организация христианской Церкви усложнялась. После распада Римской империи накопились большие различия между Западной и Восточной христианскими церквями. Это в конце концов привело к разделению единой христианской церкви на две - Западную (Католическую) и Восточную (Православную). Впоследствии противники Католической церкви отделились в отдельное направление-протестантизм. Задание 11 Работа по группам Прочитать текст, ответить на вопросы, сделать обобщенный вывод (карточка №2) 1группа –православие 2група-католичество 3группа-протестантизм Вывод: Церковная организация православия и католичества, несмотря на идейные различия, сходная, протестантизм не имеет церковную иерархию | РУУД КУУД ПУУД РУУД ЛУУД ПУУД РУУД ЛУУД ПУУД РУУД ЛУУД ПУУД РУУД КУУД ПУУД РУУД КУУД ПУУД РУУД ЛУУД ПУУД КУУД |
5. | Обобщение и систематизация знаний | Слайды 9-11 карточка№3 | преобразование модели | парами | Задание 12 Восстановить схему «Церковная организация». Вставить пропущенные слова (карточка №3) Задание 13 Составить модель «Исторический путь христианской церкви» по опорным словам Вывод: христианская церковь и ее организация от зарождения до современности прошла долгий и непростой путь | РУУД ЛУУД ПУУД КУУД |
6 | Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция | Слайд 12 карточка №4 | самостоятельная работа, самооценка, коррекция | индивидуальная | Задание 14 Тест с самопроверкой Выполни задания, выбрав правильный вариант ответа. Самопроверка Вывод: Христианская религия- одна из мировых религий. Она имеет три направления: католицизм, православие, протестантизм | РУУД ЛУУД ПУУД |
7 | Рефлексия | карточка №5 | самоанализ | индивидуальная | Задание 15 Оцени свою работу на уроке, закончив предложения. | РУУД ЛУУД ПУУД |
8 | Домашнее задание. | | | | Творческое домашнее задание: составить кроссворд, используя изученные термины и понятия | |