СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока ОРКСЭ 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок ОРКСЭ в 4 классе.Даются знания о развитии христианства, о возникновении христианской церкви, ее организации.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока ОРКСЭ 4 класс»

Урок ОРКСЭ 4 класс.

Тема урока: «Христианская церковь»

Цель урока: способствовать формированию представления о Христианской церкви, ее организации, познакомить детей с понятиями «Церковь», «Церковная организация».

Задачи:

-создать условия для эффективного изучения темы;

-научить самостоятельно добывать новые знания, понимать информацию в разных формах;

-способствовать развитию умения излагать и аргументировать свою точку зрения

Тип урока: изучение нового материала.

На уроке используются следующие методы и приемы:

  1. Исследовательский метод

  2. Эвристический метод

  3. Самостоятельный поиск

  4. Проблемное обучение

Планируемые результаты.

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями):

-получат первоначальное представление о Христианской религии;

-получат первоначальные представления об исторической роли Христианской церкви, ее организации;

- научатся понимать термины: «катакомбы», «Церковь», «священник», «монах», «епископ», «митрополит», «патриарх».

Метапредметные:

познавательные:

– развивать умения планировать, ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя

- понимать информацию в разных формах (схемы), переводить её в словесную форму;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке

-определять наиболее эффективные способы достижения результата;

- моделирование(составление таблицы).

коммуникативные:

– уметь слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

-учиться работать в паре, формулировать собственное мнение и позицию;

регулятивные:

– понимать, принимать учебную задачу;

- контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы.

- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

-выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Личностные:

-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях,

- развитие доброжелательности, эмоциональной отзывчивости

- положительное отношение к учению;

- интерес к изучаемому предмету;

- стремление к соблюдению морально этических норм, к пониманию других людей, другой веры.

Место и роль темы в курсе.

На изучение ОРКСЭ в 4 классе отводится 34 часа в год.

На изучение данной темы отводится 2 часа. Методика преподавания – частично-поисковая.

Ресурсы:

- Книгопечатная продукция:

-Сахаров А.Н.,Кочегаров К.А . Основы духовно-нравственной культуры народов России: основы религиозных культур народов России: учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений.- М.: ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2011.-144с.

-Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка -М:Азбуковник,1999.-944с.

- ИКС - презентация к уроку; аудио-запись колокольного звона

-ТСО - компьютер, мультимедийный проектор, экран, колонки

-Печатные пособия - карточки с заданиями, тексты для работы в группах, схемы, географическая карта.

Дидактический анализ и содержание материала

Задание 1 Притча на постановку учебной задачи.

Познавательные УУД: извлекают необходимую информацию из задания; осуществляют поиск необходимой информации; самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель

Личностные УУД: положительное отношение к учению, интерес к изучаемому предмету;

Регулятивные УУД: самостоятельно ставят учебную задачу

Задание 2 Дать понятие слову «истина». Работа со словарем.

Регулятивные УУД: осмысление, восприятие, умение ориентироваться в тексте

Коммуникативные УУД: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания, учатся формулировать собственное мнение и позицию; учатся оформлять свои мысли в устной форме

Познавательные УУД: общеучебные – извлекают необходимую информацию

Задание 3 на актуализацию знаний по теме

Познавательные УУД: – осуществляют анализ, синтез, сравнение, обобщение информации

Коммуникативные УУД: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания, учатся формулировать собственное мнение и позицию; учатся оформлять свои мысли в устной форме

Задание 4 Работа с картой

Познавательные УУД: – осуществляют анализ, синтез, сравнение, обобщение информации;ориентируются в своей системе знаний: отличают новое от уже известного с помощью учителя; извлекают необходимую информацию из задания; использование знаково- символических средств

Коммуникативные УУД: оформляют свои мысли в устной и письменной форме

Регулятивные УУД: учатся находить сходства и различия объектов, делать выводы

Задание 5,6,7, 8 - на постановку и формулирование проблемного вопроса, определение темы и задач урока

Познавательные УУД: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; осуществляют поиск и выделение необходимой информации; осуществляют анализ, синтез, сравнение, обобщение информации; использование знаково- символических средств; осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме

Регулятивные УУД: целеполагание; планирование, прогнозирование; осуществляют пошаговый контроль своих действий, оценку и коррекцию своих действий

Личностные УУД: учатся самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за свой выбор

Задание 9,10 . Работа с терминами. Беседа по вопросам

Регулятивные УУД: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя.

Коммуникативные УУД: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания.

Познавательные УУД : извлекают необходимую информацию из задания; выбирают наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

Задание 11. Работа с текстом (работа по группам)

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества со сверстниками; учатся слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; учатся излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; оформляют свои мысли в устной и письменной форме;

учатся работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию;

Познавательные УУД: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; осуществляют поиск и выделение необходимой информации; осуществляют анализ, синтез, сравнение, обобщение информации; осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме

Личностные УУД: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; развитие доброжелательности, эмоциональной отзывчивости; положительное отношение к учению; интерес к изучаемому предмету;

Регулятивные УУД: целеполагание; планирование, прогнозирование; умение адекватно воспринимать предложения и оценку товарищей

Задание 12,13 на обобщение и систематизацию знаний

Познавательные УУД: осуществляют анализ, синтез, сравнение, обобщение информации; ориентируются в своей системе знаний; использование знаково- символических средств; умение понимать информацию в разных формах (схемы), переводить её в словесную форму;

Коммуникативные УУД: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания, учатся формулировать собственное мнение и позицию; учатся оформлять свои мысли в устной форме

Регулятивные: контроль, коррекция знаний

Личностные УУД: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Задание 14,15 на контроль усвоения знаний и самооценку

Регулятивные УУД: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Личностные УУД: осуществляют самооценивание на основе самоанализа критериев успешной учебной деятельности

Познавательные УУД: осуществляют анализ, синтез, сравнение, обобщение информации; ориентируются в своей системе знаний


Структура урока:

  1. Организационный момент.

  2. Мотивация к учебной деятельности

  3. Актуализация знаний

  4. Работа по теме урока.

  5. Обобщение и систематизация знаний.

  6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

  7. Рефлексия.

  8. Домашнее задание.

Условные обозначения универсальных учебных действий:

Познавательные универсальные учебные действия - ПУУД;

Коммуникативные универсальные учебные действия - КУУД;

Регулятивные универсальные учебные действия – РУУД;

Личностные универсальные учебные действия ЛУУД.

Технологическая карта урока ОРКСЭ в 4 классе по теме «Христианская церковь»

N

п/п

Этап урока

и вид деятельности


Ресурсы


Вид УД

Форма организации

УД


Содержание материала


Формируемые УУД

1.

Организационный момент



коллективная



2.

Мотивация учебной деятельности учащихся.

Цели:

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;


Слайд 1.

Чтение притчи, анализ, формулировка вывода.

Проговаривают девиз урока -вывод из притчи.

Проговаривают задачу урока.


коллективная

Задание 1. Чтение притчи

с целью постановки учебной задачи.

-Один странствующий искатель увидел большой камень, на котором было написано: «Переверни и прочитай» Он с трудом перевернул его и прочёл надпись на другой стороне: «Зачем ты ищешь нового знания, если не обращаешь внимания на то, что уже знаешь?» Что по–вашему это значит?

Вывод: нужно учить новое, не забывая старое


ПУУД

ЛУУД

РУУД

3.

Актуализация знаний

Цели:

-организовать актуализацию знаний о зарождении христианства;

- организовать постановку цели урока;


Толковый словарь


высказывают свою позицию, сравнивают, сопоставляют знания, строят рассуждение

фронтальная




Задание 2 Дать понятие слову «истина». Работа со словарем

– Что такое истина по-вашему мнению?

Обратимся к толковому словарю.

Вывод: Истина – это правда, утверждение, проверенное на практике

Задание 3 Актуализация знаний по теме

- Кто продолжил дело Иисуса после его вознесения? Какие истины стали проповедовать среди людей апостолы? В каких священных книгах прописаны эти истины?

Вывод: Дело Иисуса продолжили его ученики- апостолы.

РУУД

КУУД

ПУУД





ПУУД

КУУД

4.

Работа по теме урока


Цели: Освоение содержания учебной темы. Привлечение внимания к новым сведениям, развитие умения решать учебно-познавательную задачу


Географическая карта.

Карточка №1,2

Слайды 2-8

Учебник

Тетрадь учащегося

анализируют,

сравнивают, сопоставляют, выдвигают гипотезы, строят рассуждение, планирование,

самостоятельная работа с учебником, извлечение необходимой информации

С помощью учителя определяют тему и цели урока

Слушание






коллективная

















индивидуальная












фронтальная







индивидуальная



















фронтальная







фронтальная























групповая








-В те времена (это около 2000 лет назад) самой могущественной стала Римская империя. Её народы проживали по берегам Средиземного моря. Столица-город Рим.

Задание 4 Работа с картой

– Перед вами карта Римской империи и современная карта. Сравните и скажите, какие современные государства расположены на территории бывшей Римской империи?

Вывод: на территории Римской империи расположены современные государства :Италия, Греция, Испания, Франция

– К сегодняшнему уроку вы прочитали информацию о некоторых римских богах.

Задание 5 Соедините имена богов и то, за что они отвечали (карточка №1).

Проверка.

Задание 6 Беседа по вопросам

–Какая вера была распространена в римской империи?

-Что это за вера?

Вывод: В римской империи была распространено язычество- вера в несколько богов

Задание 7 Предположите и проверьте свое мнение по тексту учебника

- Зная, что в Римской империи была распространена вера во многих богов, как вы думаете, легко ли восприняли римские императоры появление христианства- веру в одного бога?

- Запишите кратко свои предположения на листочке.

-Пользуясь материалом учебника с.27 проверьте свои предположения.

Вывод: христианство подвергалось гонениям

Задание 8 Определение темы, задач урока

Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке?

О чем вы можете узнать? (о распространении христианской веры )

Проблемный вопрос:

Какой исторический путь прошла христианская церковь?

План работы над вопросом:

1.Поиск ,отбор и изучение информации в научной литературе

2. Анализ собранной информации

3. Обобщение и выводы

Задание 9 Работа с терминами. Беседа по вопросам

-Пользуясь материалом учебника с.27-28, найдите ответы на вопросы:

-Где укрывались первые христиане, спасаясь от преследований?

(катакомбы)

-Запишите этот термин в словарь

-Как называли христиан, отдавших свою жизнь за свою веру? (мученики)

-Запишите этот термин в словарь

- При каком римском императоре положение христиан значительно изменилось к лучшему?

(император Константин)

-Отныне христианство стало государственной религией Римской империи.

- Как назвать людей, основным занятием которых есть служба Богу, чтение и проповедь христианского учения? (священники)

-Запишите этот термин в словарь

-Как называется дом, где молились христиане? (церковь)

-Запишите этот термин в словарь

– На странице 28 учебника найдите 2 значения слова «церковь»

Вывод: Слово церковь имеет два значения: 1) храм 2)объединение верующих-христиан

-Запишите эти значения в словарь

Задание 10 Беседа по вопросам

-Послушайте и определите, где можно услышать эти звуки?

(колокольный звон, в церкви)

-Какие еще символы и атрибуты христианской церкви вы знаете или видели?

-Какие правила нужно помнить и соблюдать, заходя в храм?

-Как называются христиане, которые уединялись от мирской суеты и полностью посвящали себя служению Богу, селились в уединенных местах?

-Найдите ответ на это вопрос на странице 29 учебнике. Запишите этот термин в словарь. (монахи)

-Каких служителей христианских храмов вы знаете?

-По мере того, как число верующих росло, организация христианской Церкви усложнялась. После распада Римской империи накопились большие различия между Западной и Восточной христианскими церквями. Это в конце концов привело к разделению единой христианской церкви на две - Западную (Католическую) и Восточную (Православную). Впоследствии противники Католической церкви отделились в отдельное направление-протестантизм.

Задание 11 Работа по группам

Прочитать текст, ответить на вопросы, сделать обобщенный вывод (карточка №2)

1группа –православие

2група-католичество

3группа-протестантизм

Вывод: Церковная организация православия и католичества, несмотря на идейные различия, сходная, протестантизм не имеет церковную иерархию






РУУД

КУУД

ПУУД







РУУД

ЛУУД

ПУУД



РУУД

ЛУУД

ПУУД












РУУД

ЛУУД

ПУУД















РУУД

КУУД

ПУУД




















РУУД

КУУД

ПУУД























РУУД

ЛУУД

ПУУД

КУУД

5.

Обобщение и систематизация знаний

Слайды 9-11

карточка№3

преобразование модели

парами

Задание 12 Восстановить схему «Церковная организация». Вставить пропущенные слова (карточка №3)

Задание 13 Составить модель

«Исторический путь христианской церкви» по опорным словам

Вывод: христианская церковь и ее организация от зарождения до современности прошла долгий и непростой путь

РУУД

ЛУУД

ПУУД

КУУД

6

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

Слайд 12

карточка №4


самостоятельная работа,

самооценка, коррекция

индивидуальная

Задание 14 Тест с самопроверкой

Выполни задания, выбрав правильный вариант ответа.

Самопроверка

Вывод: Христианская религия- одна из мировых религий. Она имеет три направления: католицизм, православие, протестантизм

РУУД

ЛУУД

ПУУД


7

Рефлексия

карточка №5

самоанализ

индивидуальная

Задание 15 Оцени свою работу на уроке, закончив предложения.

РУУД

ЛУУД

ПУУД

8

Домашнее задание.




Творческое домашнее задание: составить кроссворд, используя изученные термины и понятия