СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по ФГОС

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка технологической карты урока по требованиям ФГОС. Подготовка к ЕГЭ по русскому языку.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по ФГОС»

Технологическая карта урока

Ф.И.О. учителя:  Матвеева Ирина Васильевна.

Предмет: русский язык.

Класс:  10.

Тема урока: «Подготовка к написанию сочинения – рассуждения (в формате ЕГЭ)» (1час).

Краткое описание: данный урок построен при помощи методики ФГОС и представлен в виде технологической карты.

Тип урока: урок закрепления и развития универсальных учебных действий.

Задача урока: научить обучающихся писать сочинение-рассуждение по исходному тексту в формате ЕГЭ.

Цели урока: образовательная (обучение содержательному анализу текста); развивающая (развитие  коммуникативных навыков, речевой культуры, познавательных и творческих возможностей обучающихся); воспитательная (формирование нравственных качеств)

Применяемые образовательные технологии:  технология сотрудничества и личностно-ориентированного обучения.

Оборудование: исходный текст, памятка- план написания сочинения-рассуждения, карточка, таблица (для поэтапного занесения материала в ходе анализа текста), текс на французском языке, рабочая тетрадь.



Этапы урока, время Деятельность учителя Деятельность обучающихся УУД

1. Организационный момент. (1 мин.)


1. Приветствует класс.

2. Проверяет готовность к уроку.

1. Приветствуют учителя.

2. Проверяют готовность к уроку. (Наличие текстов, карточек, памяток, ручек, карандашей.)

Коммуникативные
2.Мотивационный момент. (2 мин.)

1. Предлагает поделиться на группы по предпочтению цвета (красный, желтый, зеленый, синий).


2.Объявляет, что красные пришли поспать, желтые - пришли послушать, синие пришли поговорить, а зеленые - научиться писать сочинение-рассуждение для сдачи выпускного экзамена в форме ЕГЭ.

1. Выбирают цвета.




2.Делают выбор цели (научиться писать сочинение-рассуждение для сдачи выпускного экзамена в форме ЕГЭ).

Личностные (мотивация к учебной деятельности)
3.Целеполагание. Формулирование темы и задачи урока. (3 мин.) 1. Предлагает рассмотреть текст на французском языке.
2. Просит сформулировать тему и задачу урока.
1. Рассматривают текст на французском языке, делают вывод, что могут найти некоторые элементы, а значит проанализировать текст. 2.Формулируют тему: «Анализ текста» и задачу урока: научиться писать сочинение-рассуждение.

Регулятивные (принимают и сохраняют учебную задачу)



Коммуникативные

4.Этапы работы с текстом (содержательный анализ текста). (30 мин)


1 этап работы с текстом. Определение темы текста 1. Предлагает внимательно прослушать текст, ответить на вопрос: о чём он, как его можно озаглавить 1. Внимательно прослушивают текст, озаглавливают («Воспоминания детства»)

Познавательные (устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы), регулятивные

2 этап работы с текстом (работа в парах). Определение микротем, составление плана


1. Предварительно подчеркнув ключевые фразы в каждом абзаце, выписать их в таблицу, определить микротемы.

2. Используя вопросительные предложения текста, предлагает назвать микротемы и составить именной, а затем вопросительный планы. Предлагает прочитать и обсудить выполненную работу

1. Работают в парах: подчеркивают ключевые фразы в каждом абзаце, выписывают их в первый столбик, затем формулируют микротемы, составляют планы текста. Читают, обсуждают

Коммуникативные (совместная деятельность в парах), общеучебные (поиск и выделение информации)

3 этап работы с текстом. Определение основной мысли текста


1. Просит ответить на последний вопрос плана, используя предложения последнего абзаца. Просит определить, с какой целью автор написал этот текст

1.Отвечают на вопрос, используя текст, определяют основную мысль

Смысловое чтение, выделение информации

4 этап работы с текстом. Определение проблемы

1. Предлагает на основе плана сформулировать как минимум 3 проблемы

1. Формулируют 3 проблемы: бережное отношение к воспоминаниям детства; влияние детских воспоминаний на жизнь человека; сохранение человечности в самых жестоких жизненных условиях.


Логические действия, построение речевых высказываний

5 этап работы с текстом. Составление комментария

1. Просит составить комментарий по данной проблеме. Предлагает воспользоваться Памятками (словами-клише).

2. По окончании работы организует проверку комментария с помощью интерактивной доски.

1. Составляют комментарий.




2. Производят проверку.

Логические действия, построение речевых высказываний.


Коммуникативные (совместная деятельность),

6 этап работы с текстом (самостоятельная работа). Выбор одной из проблем, нахождение позиции автора

  1. Предлагает сравнить все проблемы и выбрать основную проблему, найти в тексте позицию автора по выбранной проблеме (соотнести формулировку и позицию автора- карточка).


1. Сравнивают проблемы, выбирают наиболее значимую с учетом аргументов, находят позицию автора(взаимопроверка)

Сравнение, анализ, построение речевых высказываний

7 этап работы с текстом. Формулировка своего отношения к позиции автора


1. Просит письменно сформулировать своё отношение к позиции автора, сделать общие выводы.

1.Формулируют свое мнение.

Построение речевых высказываний, ориентация в ценностных качествах, логические действия

8 этап работы с текстом (групповая работа). Подборка материала из предложенной литература для аргументации.

1. Организует физ.разминку путем троекратного перехода от одной парты к другой по команде.

2. Просит подобрать материал для аргументации.


  1. Выполняют физ.разминку.



2. Подбирают материал и комментируют выбор, цитируя необходимые отрывки из текста.

Коммуникативные



Построение речевых высказываний, ориентация в ценностных качествах, логические действия

5.Рефлексия (итог урока). (5 мин)

1. Предлагает дать самооценку деятельности, еще раз прочитать цели урока, определить, достигнута ли выбранная цель, наметить цели последующей деятельности

2. Просит ответить на вопросы:

Что нового узнал?

Чему научился?

Что повторил?

3. Благодарит обучающихся за сотрудничество, выставляет отметки, комментирует

1. Дают самооценку деятельности, определяют, достигнута ли цель







2.Придумывают концовку предложений











Личностные, метапредметные, предметные (получение знаний)



Коммуникативные




Коммуникативные


6. Домашнее задание (запись в рабочую тетрадь). (4 мин)

1. Просит записать задание ( одно на выбор):

-сделать вывод к сочинению;

- написать сочинение-рассуждение на одну из частично затронутых проблем этого текста.

2. Рекомендует использовать тексты: «Письма о добром и прекрасном» Д. С. Лихачева

Л.Н.Толстой «Детство»

М.Горький «Детство»

И.С.Шмелев «Лето господне»

3. Называет критерии оценивания домашнего задания

1. Записывают задание по выбору

и критерии оценивания домашнего задания

Личностные, метапредметные, предметные





















Приложение.

ТАБЛИЦА.

абзаца

Ключевые фразы

Микротемы

План (именной)

План (вопросительный)

1 абзац

Слова, внимания не обращал, теперь задумался.

Над какими словами задумался?

Слова.

Почему слова заставили задуматься?

2 абзац

Хорошее воспоминание, из детства, святое воспоминание, лучшее воспоминание.

Какое воспоминание помогает жить?

Святое воспоминание из детства.

В чем ценность воспоминаний из детства?

3 абзац

Помнить, когда чувствовали себя хорошими; воспоминание будет помогать; как не ожесточил, не озлобил мир; удержать от дурного.

Какое воспоминание помогает жить?

Воспоминание из детства.

Какие моменты надо помнить?

4 абзац

Не требует; пользуется выражениями беззащитно-высокими; душевную минуту закрепляет в памяти; напоминание: каким ты был прекрасным.

Какое воспоминание помогает жить?

Воспоминание-напоминание о прекрасном тебе.

Какое напоминание необходимо?

5 абзац

Доброе воспоминание не может идти во вред; счастье обязывает душу; оно придает сил.

Какое воспоминание помогает жить?

Воспоминание – счастье от хорошего поступка.

Как доброе воспоминание придает сил?

6 абзац

Это открытие.

Как воспоминание помогает жить?

Открытие.

Что стало открытием?

7 абзац

Люди стойкие в своей доброте; настигали их разочарования; они не поддавались злобе, цинизму; воспоминание, принесенное из детства; запасы безошибочной любви, доброты, радости.

Как воспоминание помогает жить?

Воспоминания – запасы любви и доброты.

Что помогало оставаться людям человечными?

КАРТОЧКА.

Проблема

Позиция автора

Проблема бережного отношения к воспоминаниям детства.

Хороший поступок может дать ощущение счастья.

Проблема влияния детских воспоминаний на жизнь человека.

Одно лишь воспоминание детства о том моменте, когда человек чувствовал себя «вполне хорошим», может удержать его от дурных дел и мыслей

Проблема сохранения человечности в самых жестоких жизненных условиях.

В трудных жизненных обстоятельствах человек может находить силы в светлых воспоминаниях детства.

Проблема поиска источника душевных сил.

Доброе воспоминание пробуждает ощущение счастья от хорошего поступка, придает силы, наполняет жизнь смыслом.

Проблема поиска источника счастья.

Людям, сохранившим человечность в жестких жизненных обстоятельствах, помогали воспоминания детства, содержащие запасы любви, доброты, радости, веры в будущее.

Ответ:1-2; 2-4; 3-5; 4-3; 5-1.( первые цифры по левому столбцу)



















ПАМЯТКА.

-Проблема:

1.Автор размышляет над проблемой…

2.В центре внимания автора проблема…

3.Предложенный для анализа текст( ФИО автора в род.падеже) посвящен проблеме…

-Комментарий:

1.Автор раскрывает проблему на примере…

2.Не случайно писатель изображает…

3.В качестве примера автор рассматривает…

4.Автор текста заставляет читателя задуматься над…

5.Автор текста обращает внимание на…

6.Автор убежден в том, что…

7.Автор приводит нас к выводу о том, что…

-Позиция автора:

1.Рассуждая над проблемой, автор приходит к следующему выводу…

2.Позиция автора такова…

3.Позиция автора, как мне кажется, может быть сформулирована следующим образом…

4.Автор убеждает нас в том, что…

5.Основная цель автора заключается в том, что…

-Аргументы(из художественного текста, пословицы, поговорки, публицистического текста, научной литературы, из кинофильмов, из жизни).

-Вывод:

1.В заключении хочу подчеркнуть…

2.В заключение важно отметить…

3.Обобщая сказанное, можно сделать вывод…











Сочинение

Проблема, поднятая в предложенном для анализа тексте, может быть сформулирована следующим образом: почему нужно бережно относиться к воспоминаниям детства? Ответ на этот вопрос Д.А.Гранин даёт не сразу. Сначала он рассуждает о том, какие особенности слов он увидел в речи Алеши Карамазова - героя произведения Достоевского. Удачно использованная цитата заставляет задуматься над тем, что самое полезное воспоминание приходит к нам из детства. Развивая свою мысль, автор предлагает поразмышлять над тем, что может удержать человека от дурных поступков. И делая вывод, говорит нам о «добром воспоминании», которое возвращает нас к событию в жизни «каким я был прекрасным»! Здесь автор и читатель единодушны, потому что данная проблема касается каждого.

Какова же позиция Даниила Александровича Гранина? Рассуждая над проблемой, автор приходит к следующему выводу: «Одно лишь воспоминание детства о том моменте, когда человек чувствовал себя «вполне хорошим», может удержать его от дурных дел и мыслей…».

Таким образом, писатель стремиться донести до читателя мысль о том, что даже единственное душевное воспоминание не может идти во вред, а, наоборот, помогает жить и любить. Я полностью согласна с мнением повествователя и тоже считаю, что каждый человек должен научиться пользоваться в трудные моменты жизни своими лучшими воспоминаниями для восстановления душевного равновесия. В этом нас убеждают примеры из жизни, истории, художественной литературы.

О проблеме бережного отношения к воспоминаниям очень эмоционально и выразительно написал В.Г.Распутин в очерке «Уроки доброты», повествуя о причинах, побудивших его написать рассказ «Уроки французского», в основу которого легли воспоминания об учительнице автора Лидии Михайловне. Главной мыслью этой статьи является вывод о том, что человек всегда помнит добрые поступки и это называется «духовной памятью и духовным опытом человека, которые должны присутствовать в каждом из нас… Это то главное и … высшее, дающее нам нравственное направление вперед…»

Кроме того, мне кажется, прекрасным подтверждением мысли автора о том, что воспоминания дают силы существовать, может служить судьба героя Виктора Петровича Астафьева в рассказе «Фотография, на которой меня нет». Отсутствие зрительного образа не помещало сохранить в сердце такие трогательные и добрые воспоминания о событиях тех дней, когда мальчик из-за болезни не смог сфотографироваться со всей школой, а его лучший друг, в знак солидарности, пересилил себя и остался дома. Хотя ребенок помнил, где должен был стоять.

Итак, текст Д.А. Гранина еще раз заставил меня убедиться в том, что любое положительное, запоминающееся событие в жизни человека, когда он еще был «хорошим», дает ему стимул жить и развиваться, оставаясь добрым, любящим, человечным.



























Критерии оценивания сочинения

К1. Проблема-1 балл

К2. Комментарий-2 балла

К3. Позиция автора-1 балл

К4. Аргументы-3 балла

К5. Смысловая цельность-2 балла

К6. Выразительность речи-2 балла

К7. Орфография-3 балла

К8. Пунктуация-3 балла

К9. Языковые нормы-2 балла

К10. Речь-2 балла (23 балла)