(учебник, с. 10)
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, заданий и упражнений | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы органи- зации взаимо- действия на уроке | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | Промежуточный контроль |
I. Моти- вация (самоопределение) к учебной деятель- ности | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования, эмоционально настраивает на учебную деятельность. Перемена, перемена, Можно бегать и играть, Но нельзя и забывать, Что, когда звенит звонок, Он зовет всех на урок. | Слушают учителя. Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку | Фронтальная, индивидуальная | К – планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Л – понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность | Наблюдение учителя за организацией учащимися рабочего места |
II. Целеполагание | | Работа с «лентой времени» на доске | Определяют тему, цель урока | Фронтальная, индивидуальная | Р – принимают и сохраняют учебные задачи | |
III. Актуализация знаний. | 1. Проверка домашнего задания. | Блицопрос: - Сколько лет продолжалась эпоха Средневековья? - Какие современные города возникли в Средневековье? - Какие религии получили распространение в Средние века? - Назовите здания для молитв у христиан. У мусульман. У буддистов. У иудаистов. - Как называли воина на коне, закованного в латы, в шлеме, с мечом и щитом? - Где жили рыцари? - Какое место выбирали для строительства замков. - Чем был окружён замок? - Где можно было согреться в таком жилище? - Для чего проводились рыцарские турниры? - Когда было изобретено книгопечатание? - Кто его изобрёл? - Как назывались металлические буквы? - Как работали на печатном станке? | | Фронтальная, индивидуальная. | П – делают выводы по аналогии и проверяют эти выводы; осмысленно читают тексты содержания в соответствии с поставленными целями и задачами, используют предметные термины, символы и знаки. | Наблюдения учителя. Оценка действий учащихся |
2. Разминка | Вопросы с вариантами ответа. 1. Древний мир – это время появления: а) первых людей б) первых цивилизаций в) первых деревень 2. Египетское государство возникло на берегу реки: а) Евфрат б) Ганг в) Нил 3.Средние века – это эпоха: а) между первобытностью и древним миром б) между Древним миром и Новым временем в) между первобытностью и Новым временем 4. В средневековых государствах большинство населения жило: А) в городах б) в пещерах в) в деревнях 5. Это слово первоначально означало «всадник»: А) варвар б) трубадур в) рыцарь | Выбирают варианты ответа | Фронтальная. |
| 2). Игра «Верно-неверно». | Предлагаю работу с утверждениями. 1. История первобытного мира – самая длинная в истории человечества. (+) 2. Первобытный мир называют детством человечества. (+) 3. Древний мир – эпоха рождения первых цивилизаций. (+) 4. Средние века называют временем рыцарей и замков. (+) 5. В Средние века большинство людей жили в городах. (-) | Выполняют задание. Осуществляют проверку парами, оценивают работу соседа. | Фронтальная. | Р – осуществляют поиск средств для достижения учебной задачи; выполняют самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности на уроке. К – могут работать в коллективе, уважают мнения других участников образовательного процесса. Л – осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; проявляют познавательный интерес к изучению учебного курса. |
2). Игра «Найди лишнее» | * Христианство, ислам, буддизм, сфинкс. * Москва, Рим, Амстердам, Копенгаген. * Башня, ров, бойницы, крепостные стены. | Работа с карточками | Фронтальная. |
3.Самоопределение к деятельности. | – Наше путешествие по эпохам всемирной истории продолжается. Посмотрите на ленту времени. Какая историческая эпоха сменяет эпоху Средних веков? - Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово «новое»? (1. Впервые созданное или сделанное, появившееся или возникшее, взамен прежнего, вновь открытое. 2.Недостаточно знакомое, малоизвестное.) - Как вы думаете, почему Новое время так назвали? (предположения детей) - Прочитайте тему урока на доске. (Новое время: встреча Европы и Америки) - Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой? - Что мы будем делать для достижения этой цели? | Формулируют цель урока, называют способы достижения цели. | Фронтальная, индивидуальная. | Работа с учебной статьей. |
| Открытие новых знаний | Стр. 22 - Проверим наши предположения по учебнику. - На стр.22 самостоятельно найдите ответ на вопрос: почему Новое время так назвали? (Ответы уч-ся). Послушаем о Новом времени в варианте электронного урока. - Новое время называют эпохой Великих географических открытий. Одно из таких открытий совершил человек, о котором пойдёт речь в стихотворении. Стихотворение читает кто-нибудь из детей. - Кто был этим незадачливым моряком, отправившимся на поиски нового пути в Индию? - В чём заключалось его открытие? Ваши предположения. - До конца своих дней Колумб не знал, что он открыл новый континент. Ведь отправился он не в Америку, а в Индию, которую европейцы называли страной сказочных богатств. Кратчайший путь в Индию из Европы проходит по суше, но сухопутное путешествие долгое, трудное и опасное. Морским путём перевозить товары было намного легче и быстрее, но на пути европейских мореплавателей лежала Африка. Её надо обходить, а это во много раз удлиняло путь. Ещё в древности некоторые учёные предполагали, что Земля имеет форму шара. Значит, если плыть всё время в одном направлении, то в конце концов можно обогнуть Землю. Вот и решил Колумб плыть не на восток. А на запад. Он надеялся приплыть в Индию «с другой стороны». На пути Колумба оказалась земля, которую он принял за Индию. И только после смерти Колумба итальянский путешественник Америго Веспуччи доказал, что открытые Колумбом земли, - новый материк. Вот его-то именем – Америго и назвали Америку. А память о Колумбе хранит в своём названии одна из стран Южной Америки – Колумбия. | Работают с учебником, слушают СД в формате данной темы | Наблюдения учителя |
|
| Физкультминутка | Предлагает выполнить движения согласно физкультминутке | Выполняют физкультминутку. | Фронтальная | Р – принимают и сохраняют учебную задачу. К – проявляют готовность слушать. Л – имеют установку на здоровый образ жизни | Выполнение движений согласно инструкции |
IV. Практическая дея- тельность | Работают с учебником | Стр.25. - Что ещё оставило нам Новое время? Узнаем об этом в учебнике. | Выполняют под руководством учителя. Один ученик записывает на доске краткое условие. | Фронтальная, индивидуальная. | П – проводят анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию; осуществляют поиск необходимой информации; используют знаково-символические средства; осуществляют моделирование и преобразование моделей разных типов осознанно и произвольно строят речевое высказывание, логическую цепь рассуждений, доказательство. Р – осуществляют контроль; осуществляют волевую саморегуляцию в ситуации затруднения. К – выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; формулируют и аргументируют свое мнение и позицию в коммуникации | Устные ответы. |
| Применение новых знаний | Выполнение задания № 2, 4, 5 на стр. 9, с последующей проверкой | Самостоятельная работа в рабочих тетрадях. Работа в группах | |
| Творческое задание. | Стр. 10 рабочая тетрадь задание № 6
| Работают самостоятельно. | Индивидуальная. | Творческий поиск |
| 3. Задания из электронного приложения к учебнику | | Выполняют задания | Индивидуальная | Выполненные задания |
V. Итоги урока. Рефлексия | Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. Выставление оценок | – Ребята, что мы повторяли сегодня на уроке? – Где можно использовать эти знания? – Что мы узнали нового сегодня на уроке? – Как вы оцениваете свою деятельность на уроке? | Отвечают на вопросы | Фронтальная, индивидуальная | П – ориентируются в своей системе знаний. Р – оценивают собственную деятельность на уроке. Л – проявляют интерес к предмету, стремятся к приобретению новых знаний | Устные ответы |
VI. До -машнее задание | Инструктаж по выполнению домашнего задания | Стр. 22 – 27, р/т № 1,3 | Задают уточняющие вопросы | Фронтальная, индивидуальная | Р – принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют поиск средств для ее выполнения | |