Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы оценки и контроля |
Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности |
Организационный. Мотивация учебной деятельности | Приветствует учащихся. Мотивирует к работе на уроке. «Человек работает с информацией на протяжении всей жизни. Формирование информационной грамотности происходит в школе, начиная с 1 класса, и не заканчивается. А в 9 классе на выпускных экзаменах она проверяется. В структуре экзаменационной работы по математике выделены 3 модуля: алгебра, геометрия, реальная математика. Каждый модуль имеет необходимый минимум, который нужно выполнить каждому ученику. А максимум – это решение всех предложенных заданий. Это означает, что необходимо знать весь курс математики, и учиться применять свои знания. Сегодня мы познакомимся с заданиями одного раздела «Реальная математика». Моя цель урока, как учителя – познакомить вас с заданиями этого раздела. А какова ваша цель на уроке – об этом я спрошу вас позже». | Настраиваются на работу, задумываются о личных целях урока | Самооценка готовности к уроку | |
Актуализация знаний и их применение в новой ситуации | Учитель ведёт побуждающий диалог с учениками. На слайдах представлены четыре задачи данного модуля. ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Как в них представлена информация? Что требуется сделать ученику? | Сначала дети предлагают отдельные варианты их действий, а в итоге составляют алгоритм решения таких задач, в которых информация представлена не только текстом, но и визуально (таблица, график, рисунок, диаграмма) | Извлекают новую информацию, учатся анализировать визуальные объекты, составляют алгоритм действий | Оперативный разбор |
После того, как в результате оперативного разбора задачи будут решены, учитель предлагает «улучшить» ответ (проблемная ситуация), т.е. сформулировать другую задачу по тем же данным, изменить вопрос задачи, дополнить информацию, которая ещё не была озвучена по тому же условию. | Учатся рассматривать одну и ту же ситуацию с разных позиций, ищут дополнительную информацию и «улучшают» каждое задание | Осознают новизну ситуации, открывают новые знания, строят речевые высказывания | Оценивают правильность и точность ответов своих одноклассников |
Учитель хвалит учеников за хорошую работу и подводит их к постановке цели урока «Очевиден факт – всё знать и уметь невозможно. Сегодня мир живёт и воспринимается по схемам «ищу и нахожу», «думаю и знаю», «делаю – тренируюсь – умею». Пора ставить цели урока!» | Учащиеся, возможно, с помощью учителя формулируют свои цели урока. Цели учеников предполагаются следующие: Определить степень своего понимания табличной, графической, текстовой и т.п. учебной информации; выявить уровень знаний и практических умений работы с информацией, представленной в виде таблиц, диаграмм, графиков, в случае необходимости совершенствовать свои знания | Самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель | |
Основной этап. Деловая игра | Учитель организует групповую работу с классом в роли аукциониста. Дети в самом начале урока сели в три команды вокруг столов, поэтому оргмомент здесь не требуется. ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ПРАВИЛА АУКЦИОНА. Учитель проводит деловую игру в форме аукциона, правила которого детям известны. Сообщается первое дополнение к правилам аукциона – никто не отвечает дважды, пока не выступили все члены команды. После этого командам выдаётся одинаковое задание и они начинают работать. ПРИЛОЖЕНИ 3. ЗАДАНИЕ АУКЦИОНА. | Договариваются о процедуре работы в группе, работают в группах | Приходят к общему решению в совместной деятельности, демонстрируют коммуникативную компетенцию | |
По истечении необходимого времени начинаются торги за право дать ответ. | Задания сопровождаются компьютерной презентацией и отвечающие выходят к доске. Участники своей команды и команды соперников оценивают правильность и точность ответов | Учащиеся с достаточной полнотой и точностью стараются выражать свои мысли | Защита выполненных заданий |
После ответа первого участника аукционист заявляет о том, что команда, давшая правильный ответ на первый вопрос стала лишь претендентом на сумму выигрыша. Теперь командам предстоит «улучшить» результат, и торги продолжаются. | Право засчитать или не засчитать «улучшение» предлагается командам под руководством аукциониста. | Учатся разрешать возникающие конфликты, управлять поведением партнёров | Учащиеся включаются в ситуацию самоконтроля, взаимоконтроля и самооценивания |
Заключительный этап урока. Подведение итогов игры и итогов урока | По истечении отведённого времени или по окончании выполнения заданий аукциона учитель совместно с учениками подводит итог игры, результаты которой визуализированы на доске. Итогом игры для команд является сумма игровых монет на счёте команды. | | | |
Затем учитель просит учеников осознать свой вклад в игре и проводит рефлексию в виде «Незаконченное предложение». ПРИЛОЖЕНИЕ 4. «Рефлексия» | Каждый член каждой команды должен закончить по одному предложению. Ученики оценивают результат и процесс деятельности | Формируют умение обобщать, делать выводы, оценивать свою работу | Групповой опрос Осознание себя в процессе деятельности |
Далее подводя итоги урока. Учитель предлагает учащимся вспомнить поставленные ими цели урока и высказаться о степени их достижения. | Высказываются о степени достижения личных целей урока | Формируют умение соотносить поставленные цели с полученным результатом | Фронтальный опрос |
Примечание: данный урок не подразумевает домашнее задание в данном конкретном случае |
Учитель прощается с учениками, желает им удачи! Урок окончен |