1 | Самоопределение к деятельности. Организационный момент. | Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя. - Ребята, возьмитесь за руки. Пусть тепло ваших рук передаётся вместе с добротой каждому члену вашей группы. - Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности. Я чувствую, что вы готовы меня слушать и слышать. - Мне хочется вам пожелать, чтобы это радостное и творческое состояние не покидало вас в течение всего урока. -Запишите число, классная работа (Слайд 2) - Работать мы будем, опираясь на схему: «Знаю – хочу узнать – узнал – научился» | Подготовка класса к работе. Дети улыбаются, внося позитив на весь урок, помогая друг другу в адаптации. Оформляют записи в тетради. | Личностные: самоопределение; регулятивные: Целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2 3 | Актуализация знаний Постановка учебной задачи. Проблемный диалог. Цель: постановка цели урока; Выявление места и причины затруднения. Первичное закрепление в знакомой ситуации Поиск решения проблемы. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель: закрепление знаний. Физкультминутка под музыку. ( после 15 минут урока) | Создаёт проблемную ситуацию. (Слайд 3) - Ребята, запишите слова в тетради «текст, текстура, текстиль». Выделите корни. - Что вы необычного заметили? - Какое из слов относится к лингвистическому понятию в русском языке? - Из чего состоит ткань? - Как нити расположены? - Из чего состоит текст? - Что такое текст? - Каким словом мы определим как то, «из чего что- то состоит»? - Определите среди записанных слов синоним слову «ткань». ( Слайд 4) - Ребята, подберите прилагательные к существительному « ёлка». Какая она? - А почему на рисунке изображён фотоаппарат? - Сколько нужно кадров сделать, чтобы получить данное изображение? - Итак, что мы сейчас делали? - Запишите в тетради слово «описать» (Слайд 5) - Ребята, что происходит на данной фотографии? - Как вы думаете, что было в начале? Как развивалось действие. Каков финал этой истории. Запишите в тетради слово « повествовать». - Почему изображена видеокамера? Сколько кадров можно сделать. Чтобы рассказать всю историю? Можно ли использовать приём фотографирования? ( Слайд 6) - Ребята, а почему на этом слайде только диктофон? Как вы ответите на этот вопрос: « Почему нельзя рубить ёлки?» - Скажите, вы рассуждали над этим вопросом? - Запишите в тетради слово « рассуждать». - А теперь, работая в группе, из данных глаголов образуйте имена существительные: Описать - описание Повествовать - повествование Рассуждать – рассуждение. - Проверим, что у вас получилось. Исходя из подготовительной работы, сформулируйте тему урока, поставьте цели. ( Слайд 7) (Слайд 8) - В зелёном кейсе возьмите задание. Каждый его выполнит самостоятельно. Если вам трудно, обсудите в группе. Попросите помощь. Используйте приёмы « фотоаппарат, видеокамера, диктофон» - Итак, проверим. ( Слайд 9) - Время для отдыха. Повторяем за мной упражнения для снятия усталости. Подбородком пишем прописными буквами своё имя (не спеша). | Записывают предложенные слова, выделяют корни - все слова имеют корень текст. Отвечают, слово « текст» Ткань состоит из нитей Они расположены друг за другом. А текст состоит из предложений. Текст - группа предложений, связанных между собой по смыслу и грамматически. Находят слово « текстура» Находят слово « текстиль» Дети отвечают «красивая, нарядная, зелёная, украшенная» Ёлку можно сфотографировать. Отмечают, что для описания достаточно одного кадра. Отвечают, что описывали ёлку. Записывают в тетради. Отвечают, что звери украшают ель. Дети составляют устный рассказ Записывают слово «повествовать». Дети выдвигают гипотезы. Приходят к выводу, что только видеокамера поможет снять сюжет. Дети выдвигают гипотезы. Записывают слово « рассуждать» Устная проверка Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока. Определяют, какие типы речи используются в указанных темах будущих сочинений. Самопроверка. Выполняют упражнения. | Регулятивные: целеполагание; познавательные: общеучебные: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логические: формулирование проблемы. Коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные: общеучебные –умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра. |
4 | Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания) Цель: усвоение новых знаний. Проверка написанного сочинения. | Опознаём и создаём тексты. На столе у каждой группы сюжетная картинка. На листочке выполняем задание « Допиши словечко». Каждый участник пишет слово в строчке». У вас должно получится небольшое сочинение. Ниже получившегося текста запишите тип речи. - Ещё из каждой группы выберете человека, который пойдёт к доске для выполнения задания. - Ребята, выразительно прочитайте получившийся текст. Докажите, какой тип речи использовался вами. | Самостоятельная работа с устной проверкой. Один из группы читает получившийся текст. Один от каждой группы рисует схему опору «Типы речи» | Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные- моделирование, логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. |
6 | Рефлексия деятельности (итог урока) | На доске вывешиваются рисунки чемодана, мясорубки, корзины.  Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем.  Мясорубка – информацию переработаю.  Корзина – всё выброшу. Ученикам предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на уроке. | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные: смыслообразование. |