вызов | Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: - определять степень успешности выполнения работы Познавательные УУД: -формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов; -умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств. Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; - формулирование и аргументация своего мнения и позиции; - публично защищать свою позицию ЛичностныеУУД: -осознание ценности географичес- ких знаний, как важнейшего компонента научной картины мира. Предметные результаты: - актуализация и систематизация знаний о планетах земной группы. | Предлагает учащимся просмотр первых слайдов, на экране-фото Земли из космоса. Как вы думаете ,О чем мы будем говорить сегодня на уроке. В чём её уникальность? Представляет собственный вариант рассуждений. А может быть наша планета вовсе не уникальна? 3. В современной науке до сих пор нет однозначного ответа на вопрос: возможна ли жизнь на других планетах? Предлагает отправиться в экспедицию к планетам земной группы с целью подтвердить или опровергнуть возможность жизни на других планетах. (на экране фото стартующего корабля сменяет фото космической станции) Маршрутный лист(На каждую группу) участника(цы) первой межпланетной экспедиции 5-б класса МБОУ СОШ№9, команды «Земляне» Ф.И._______________________________ Тема: «Уникальность планеты Земля» Цель: углубить и развить знания о Земле. Этап №1. Используя знания темы «Вселенная» и информацию сайта «Небесные тела солнечной системы», заполните таблицу и обоснуйте возможность существования человека, животных и растений на Меркурии. Название планеты | Расстояние от Солнца | Период обращения вокруг своей оси | Наличие и состав атмосферы | Температура на планете | Наличие запасов воды | Меркури | | | | | |
| Комментируют и объясняют что твидят на экране проектора . Земля одна, в чём её уникальность. Выдвигают гипотезы, обосновывают, отвечают на вопрос. Делятся на три команды (заранее): « На старт! Поехали! Вспоминают ,что знают об этих планетах, анализируют дополнительную информацию ,каждая группа работает с сайтом «Небесные тела Солнечной системы», выбирают информацию о своей планете, записывают в маршрутный лист. Маршрутный лист у каждого учащегося. Проходят первый этап: оформляют отчёт. Отчеты групп. «Земляне»: жизнь на Меркурии невозможна, так как температура на дневной стороне +400оС, а на ночной - -100 оС из-за близкого расстояния от Солнца – 58 млн. км, в 3 раза ближе Земли, отсутствия атмосферы, очень медленного вращения вокруг своей оси – 58,7 земных суток. «Россияне»: жизнь на Венере невозможна, так как температура достигает +500 оС из-за очень плотной атмосферы, состоящей из углекислого газа. «Ноябряне»: жизнь на Марсе невозможна, так как атмосфера из углекислого газа очень разрежена, нет воды. Вывод: на других известных людям планетах жизнь невозможна |
осмысление | Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: -самостоятельный учет выделенных ориентиров в учебном материале, - проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции; - осуществлять самоконтроль; Познавательные УУД: –анализ объектов с целью выделения признаков, -определение основной и второстепенной информации -проводить синтез (восстановление целого из частей) -анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные УУД: - учет разных мнений, - планирование работы учебного сотрудничества, - управление поведение партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера. ЛичностныеУУД: - учебно-познавательный интерес, - самоопределение, самосознание. Предметные результаты: -знание особенностей нашей планеты, обеспечивающих существование жизни: особенностей расположения и вращения Земли в Солнечной системе, о земных оболочках. -умение работать с электронными образовательными ресурсами, анализировать, делать выводы; - развивать речевую культуру, формировать экологическое сознание. | Предлагает приступить ко второму этапу в маршрутном листе. 2. целью систематизации изученного материала предлагает приступить к выполнению третьего этапа. Введение понятия «озоновый экран» | Этап №2. Ответьте на вопрос: какие особенности Земли обеспечивают существование на ней жизни? 1.______________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ 2.______________________________________________________________________ 3.______________________________________________________________________ 4.______________________________________________________________________ Выполняют задания в маршрутном листе. Отвечают на вопрос. По ходу ответов детей на экране появляются выводы. 1.Расположение и движение Земли в космическом пространстве: -расстояние от Солнца -150млн.км.; -период обращения вокруг своей оси. 2.Наличие атмосферы. 3.Обладание большими запасами воды. 4.Наличие почвы. Выполняют 3-этап. Ответы групп. Ответы групп. Значение атмосферы для жизни на Земле: 1Защищает от метеоритов и опасного космического излучения 2.Сохраняет тепло в ночные часы 3.Обеспечивает живые организмы необходимые для дыхания кислородом Введение понятия «озоновый экран» 4.Поставляет углекислый газ для питания растений 5.Через атмосферу совершается круговорот воды. Значение гидросферы для жизни на Земле: 1.Входит в состав всех живых организмов 2.Является средой обитания 3.Обеспечивает процесс создания растениями питательных веществ Значение почвы для жизни на Земле: 1.Содержит вещества, необходимые для роста и развития растений 2.Является средой обитания По ходу ответов детей на экране появляются фотоиллюстрации, выводы. Этап №3.Обсудите с членами своей группы и дайте аргументированный ответ на вопрос: какую роль для живого играет вода на планете? 1.Входит в состав________________________________________________________ 2. Является______________________________________________________________ 3. Обеспечивает процесс создания растениями _______________________________ Слушают, уясняют, анализируют и выполняют поставленную задачу. Фиксируют шаги, где возникло затруднение. Участвуют в обсуждении, доказывают, аргументируют свою точку зрения во фронтальном режиме. |
Рефлексия (осмысление) | Метапредметные результаты: Познавательные УУД: - контроль и оценка процесса и результатов деятельности, - выстраивание логической цепочки рассуждения; - рефлексия способов и условий действий. Коммуникативные УУД: - уметь устно и письменно выражать свои мысли, идеи. ЛичностныеУУД: - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом - адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. Предметные результаты: - называть методы изучения Земли; - объяснять значение понятий: «Солнечная система, Вселенная , планеты и их название, небесные тела, уникальность, атмосфера, гидросфера, почва, «озоновый экран». - приводить примеры географических следствий движения Земли. | Организует рефлексию. Этап №4. Выполните тестовое задание, выбрав один или несколько правильных ответов. 1. Благоприятная температура для жизни на Земле поддерживается благодаря: а) наличию атмосферы; б) наличию воды; в) наличию почвы; г) положению Земли в космическом пространстве. 2. Озоновый слой предохраняет: а) планету от падения метеоритов; б) живые организмы от губительного излучения; в) планету от потери тепла. 3. Огромными запасами воды обладают: а) все планеты Солнечной системы; б) Земля и Меркурий; в) только Земля. 4. Средами обитания являются: а) почва; б) вода; в) воздух. 5. Почва обеспечивает растения: а) углекислым газом, необходимым для питания; б) светом; в) необходимыми для развития минеральными веществами. Проверьте свои знания по образцу. Оцените свой ответ. Пять правильных ответов – оценка «5» Четыре правильных ответов – оценка «4» Меньше четырех правильных ответов – вам следует вернуться еще раз к изучаемой теме. Итоговая оценка: Организует процедуру само- и взаимооценки учебной деятельности на уроке по алгоритму( презентация к уроку). 2.Предлагает отправиться еще в одно виртуальное путешествие, на этот раз - сказочное. Интерактивная сказка «Приключения Росинки» 3.Итог урока. Дает домашнее задание проводит инструктаж по его выполнению. А закончить сегодняшний урок мне хочется тоже необычно. Мы составим стихотворение – синквейн. Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами. В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении. 1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного. 2 строка – два прилагательных. 3 строка – три глагола. 4 строка – фраза, несущая определенный смысл. 5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное. | Выполняют тест Осуществляют процедуру само- и взаимооценки собственной учебной деятельности и своих товарищей на уроке по алгоритму Слушают, анализируют. Отвечают на вопросы: Этап №5. Домашнее задание. Повторить материал темы «Земля» Творческое задание: сочинить,сказку, нарисовать плакат или рисунок по теме сегодняшнего урока «Уникальность планеты Земля» пар.14,раб.тет.с.36-37 Пример синквейна с урока: Урок географии Интересный, познавательный Путешествовали, искали, узнавали Быстро прошел урок. Здорово! |